КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Разгон Общества ⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Стремительность планов членов Тоннип Хёпхве начала пугать двор, и еще в октябре 1896 г. он начал предпринимать меры для того, чтобы ограничить влияние Общества и сократить количество проводимых им массовых мероприятий. Уже в декабре 1897 г. корейское правительство начало критиковать газету за излишне разоблачительный тон. Со был вынужден уйти в отставку, но передал руководство газетой своему преемнику Юн Чхи Хо[32]. Не поддерживали Со Чжэ Пхиля и американские власти. Обращение к гражданам США от их генконсула от 11 мая 1897 г. требовало от любого американского гражданина быть сторонним наблюдателем и не вмешиваться «в дела, которые находятся в компетенции местных властей». Американцам предписывалось даже не давать советов и держать себя в рамках законной деятельности[33]. (Ранее, кстати, Госсекретарь США запретил своему посланнику действовать совместно с русскими в защиту вана[34]). А в стремлении удалить Со от государственных дел консервативные политики активно использовали доктора Аллена, имевшего на короля большое влияние. Против Со выступал еще один американец, некто Вильямс, который в своих речах и статьях сравнивал его с Дон Кихотом[35]. В такой критике есть значительная доля правды. Многие историки отмечают определенную отдаленность Общества независимости от народа и отсутствие у его лидеров реальных организаторских способностей. Хотя часть его членов обладала высокой харизмой и могла заводить массы, у них не хватало таланта на то, чтобы поддерживать эту энергию на постоянном уровне. Тот же Б. Камингс не считает Общество независимости адептом демократии и современного гражданского общества и приравнивает его к группировке Ким Ок Кюна с единственным исключением: если первая группа находилась под влиянием японского реформизма, то Со Чжэ Пхиль и его последователи «находились в плену американского прогресса, понося и критикуя при этом достижения своего собственного народа»[36]. М. Н. Пак также квалифицировал Общество как проамериканскую фракцию. Просветительство понималось членами Общества как простое копирование западных обычаев. Это подчеркивает даже момент с Воротами независимости. Снос старых Ворот и строительство новых, весьма напоминающих парижскую Триумфальную Арку, можно трактовать не как приход прогресса, а как демонстративный акт, призванный подчеркнуть смену ориентации страны с прокитайской на проевропейскую (точнее, на проамериканскую) и символизирующий не фактическую независимость Кореи, а не менее слепое заимствование идей и ценностей западной демократии. К тому же, несмотря на весь поднимаемый шум, деятельность политических партий и газет ограничивалась, в основном, Сеулом и прочими крупными городами. Большинство населения страны мало представляло себе большую политику, и, по мнению южнокорейского историка Ли Джон Сика, чувство прогресса было развито слабо и предпосылок для проведения широкомасштабных реформ не было. Сначала, в начале 1898 г., Общество покинули старые политические лидеры (в том числе Ли Ван Ён). В мае 1898 г. был вынужден вернуться в Штаты Со Чжэ Пхиль, и руководство Общества перешло в руки представителей «новой корейской интеллигенции», совсем далекой от правительства и народа и полностью воспитанной на западных ценностях под влиянием дипломатической службы за рубежом (Ли Сан Чжэ, Юн Чхи Хо). Наиболее громкие проекты Общества, наподобие организации Ассамблеи или попыток превратить Государственный совет в аналог парламента, половина которого избиралась бы из числа членов «общественных ассоциаций» (читай «Общества»), относятся именно к этому периоду. Так, уже с апреля 1898 г. общество начало требовать реформы судебной системы[37]. Между обществом и двором началась активная переписка. 10 июля 1898 г. в ответ на очередную петицию Кочжон писал: «То, о чем вы просите, вызвано вашей обеспокоенностью о благе страны и любовью к народу. Однако, если вы желаете сохранить свои должности за собой, вы не должны впредь столь безрассудно вмешиваться в дела правительства». Юн Чхи Хо в ответной петиции 19 июля не медлит: «… опасность для страны исходит не только от злоупотреблений властью и от советников вашего величества, но, мы боимся, что ваше величество сами ставите себя в опасное и сложное положение… ваше величество должны улучшить законы и пересмотреть ваши поступки». Это ван проигнорировал и общество перешло к психологическому давлению, снова начав бомбардировку прошениями устранить неугодных им личностей[38]. Кульминацией деятельности Тоннип Хёпхве стал октябрь 1898 г., Общество независимости насчитывало более 4 тыс. членов[39], а его филиалы открывались по всей стране. 27 октября на площади Чонно в Сеуле состоялся шестидневный массовый митинг по вопросам реформирования государственного управления под названием Всеобщее собрание чиновников и народа (Кванмин кондонхве). На митинге, где собрались не только правительственные министры (Пак Чон Ян и др.), но и горожане Сеула всех классов и слоёв – интеллигенция, студенты, женщины, торговцы, монахи и даже мясники-пэкчон, была принята записка с предложениями на имя императора, состоящая и 6 статей. Вот они. 1. Укреплять власть императора общими усилиями чиновников и народа, не опираясь на иностранцев. 2. Все договоры и соглашения с иностранными государствами, включая предоставление концессий на разработку рудников, строительство и эксплуатацию железных дорог, найм иностранных военных инструкторов, должны быть подписаны всеми министрами и председателем Чунчхувона (Тайного совета), без подписи которого они не могут вступать в действие. 3. Все финансы страны должны находиться в ведении Тхакчибу (Министерства финансов); не допускать вмешательства в финансовые дела других органов или частных фирм; ежегодный бюджет и отчетность по нему должны быть обнародованы. 4. Предавать преступников суду, и после признания их вины подвергать их должному наказанию. 5. Назначение императором высших чиновников возможно только с одобрения большинства членов правительства. 6. Строгое соблюдение статей закона. Можно обратить внимание, что традиционные призывы к избавлению от иностранного влияния сочетаются здесь с требованиями ограничения монархии, большей демократичности и того, что сегодня назвали бы правовым государством. Важно: в первый день члены Общества направили правительству требование явиться на митинг, но консерваторы проигнорировали это и, наоборот, потребовали закрытия этого «нелегитимного» собрания. В ответ властям дали понять, что собрание – общенациональная конференция, которая «не является прихотью одного лишь Общества независимости». Под давлением ситуации ван дал личную аудиенцию Юн Чхи Хо и согласие на участие министров в работе митинга. Члены Общества независимости практически подошли к организации Национальной ассамблеи как первого корейского парламента на базе Чунчхувона (Центральной палаты; иногда название этого органа переводят как Тайный совет), но тут королю нашептали, что «Общество независимости» готовится к свержению императора и установлению республики, собираясь сделать президентом Пак Чон Яна, а вице-президентом – Юн Чхи Хо. Хотя на следующий же день выяснилось, что этот донос был сфальсифицирован тогдашним главой МИДа Чо Бён Сиком, Кочжон был напуган достаточно, после чего в несколько этапов и с молчаливого согласия США и России Общество было разогнано. 2 ноября 1898 г. указом Кочжона Тайный совет превратили в выборный правительственный орган. 5 ноября в Павильоне независимости даже прошло голосование по выбору 25 членов Чунчхувона (такова была квота, выделенная Обществу), но как только «Всеобщее собрание» завершило работу, император издал указ об аресте лидеров Общества и обвинил их в подготовке государственного переворота. Всего было задержано более 17 человек. Указ об их аресте был подписан еще накануне, 4 ноября. В ответ по Сеулу прокатилась волна организованных низовыми членами Общества уличных митингов, участники которых объявили себя «всенародным обществом» (манмин кондонхве), обращения которого от 9 и 10 ноября требовали восстановления Общества независимости и наказания тех, кто его закрыл, а также – реализации его программы в полной мере. Ван выпустил членов Общества из тюрьмы, одновременно стянув в город более 2 тыс. побусанов, но в уличных столкновениях успех не сопутствовал ни той, ни другой стороне. В такой ничейной ситуации обвинения против Общества были сняты, двор разрешил его деятельность и дал «добро» на создание Национальной ассамблеи. Однако для того, чтобы разрушить монополию Общества на политическое представительство, двором было создано Императорское общество (Хвангук Хёпхве), куда вошли в основном все те же побусаны. Императорское общество формально возглавлял наследник престола[40], а реальным его главой был Хон Чхон У , известный нам как убийца Ким Ок Кюна. Причины принадлежности «корейских офеней» к ревнителям традиции понятны – развитие структуры путей сообщения и дешевые товары мануфактурного производства обесценивали и их труд, и их значение. Чем хуже дороги, тем дороже товар, доставляемый коробейником[41]. Именно поэтому милитаризованную организацию побусанов так часто старались распустить реформаторы. Когда Ассамблею открыли, только 17 ее членов оказались членами Общества независимости. Тем не менее, эти 17 имели гораздо больший опыт парламентской борьбы и публичных дискуссий и потому очень быстро протащили резолюцию о назначении членов Клуба на высокие государственные посты и о возвращении из эмиграции Со Джэ Пхиля и Пак Ён Хё, которые тоже должны были занять очень высокие посты в правительстве. Такая ломовая тактика насторожила двор, и когда пополз слух о том, что Общество независимости готовит переворот и собирается ввести в Корее республику с Пак Ён Хё в качестве премьер-министра, разъяренный Кочжон приказал принять «строгие меры», и 26 декабря 1898 г. Тоннип Хёпхве было окончательно разогнано[42]. Впрочем, на этот раз за руководством реформаторов не было целенаправленной охоты, хотя многие из них уехали из страны. Однако бывшие члены Общества затем принимали участие в самых разных организациях политического толка. Позиция двора хорошо видна в указе, в котором император объяснял, почему в Корее не нужны общественно-политические организации: «...Частные организации (западных стран) могут лишь помогать правительству в вопросах образования и прогресса. Что же касается критики законов и личных назначений на государственные должности, то это не входит в их компетенцию. Они часто устраивают митинги и представляют резолюции Двору, но при этом не хулиганят перед стенами дворца и никому не угрожают»[43]. 17 августа 1899 г. законодательный орган Кёджонсо опубликовал документ из 9 статей под названием Тэхангук кукче (Государственный строй империи Тэхан) определяющий новое государство как абсолютную монархию. Этот текст называют первой корейской конституцией, хотя на деле это был измененный вариант Попкю Юпхён который даже с учетом дополнений больше напоминал «разночинное собрание монарших вердиктов, постановлений правительства и других юридических актов, привычное для нормативной базы традиционной Кореи»[44]. 4 декабря 1899 г. окончила свое существование Тоннип синмун. На этом «демократический эксперимент» полностью завершился, хотя нельзя сказать, что он завершился ничем, поскольку просуществовавшая 10 дней Национальная ассамблея стала первым «парламентским экспериментом» в корейской истории. Кроме того, в отличие от всех предыдущих попыток реформирования, предложения Общества независимости были поддержаны народом. А. В. Пак обращает внимание на то, что Общество было первой попыткой добиться модернизации Кореи политическими средствами и путем пропаганды передовых идей, а не при помощи банального заговора или путча, а западные историки отмечают положительный аспект попытки привить обществу западный стиль жизни, западное образование и западное понимание национализма. И хотя в целом этого не удалось, усилия Со Джэ Пхиля сыграли значительную роль в укоренении на корейской почве большого числа элементов американской политической культуры. Это попытки сформировать интеллектуальную элиту, политическая пропаганда через прессу и использование газеты как средства политической борьбы вообще, массовые демонстрации и публичные выступления европейского образца, апеллирование к националистическим чувствам народа через лозунг «Корея для корейцев». Все это было востребовано и применено в более позднее время. [1] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 133-134. [2] Korea’s Self-Identity. Р. 165. [3] Юн Чхи Хо (1865-1945) уже не раз появлялся и будет появляться на страницах нашего текста. Юн Чхи Хо – участник ознакомительной миссии в США, затем – первый корейский переводчик с английского. В 17 лет был направлен на учебу в Японию, где познакомился с Ким Ок Кюном. После провала мятежа 1884 г. Юн уехал в Шанхай, а затем – в США, где получил западное образование и стал ярым/активным протестантом. В 1898 г. сменил Со на посту главы Общества независимости. Снова принимал участие в просветительском движении в 1905 г. В 1911 г. был среди осужденных по «Делу 105-ти», освобожден в 1915 г., после чего начал активно сотрудничать с колониальными властями. После освобождения был заклеймен как национальный предатель и покончил с собой. На посту главного редактора газеты он пробыл недолго, поскольку получил пост правительственного ревизора. [4] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 139. [5] Пропаганда хангыля рассматривалась как проявление национализма и упор на национальные корни. [6] Пак А. В. Диссертация «Общество Независимости (Тоннип Хёпхве) и его место в национально-освободительном движении в Корее в конце XIX – начале ХХ вв.». Рукопись. С. 141-142. [7] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 165. [8] Депеша статского советника А. Н. Шпейера от 14 февраля 1898 г. № 5 из Сеула // АВПРИ, ф. 150 «Японский стол», д. 150, л. 5. [9] Пак Б. д. Россия и Корея. С. 469. [10] Там же. С. 297. [11] Тягай Г. Д. Формирование идеологии национально-освободительного движения в Корее. С. 167. [12] Choong Soon Kim.Tradition and Transformation in Korea. С. 56. [13] Интересно, что Хендерсон, начиная анализ внедрения современной политической культуры с «Клуба Независимости», отмечает, что даже этот клуб не имел, по его мнению, серьезных идеологических корней и организационной базы. [14] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С 191. [15] Архив внешней политики Российской империи. Фонд «Японский стол. Опись 493, 1897-1902. Дело 81. листы 3-3б. [16] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 186. [17] Так, у В.Ф.Ли много говорится о «прояпонских элементах», которые давили на вана, но не указывается, что это были акции Общества. [18] Россия и Корея (1895-1898). С. 105. [19] Депеша статского советника А. Н. Шпейера от 14 февраля 1898 г. № 5 из Сеула // АВПРИ, ф. 150 «Японский стол», д. 150, л. 5. [20]То же самое касалось Японии. Как пишет Хан Ён У, во время визита в Корею бывшего премьер-министра Японии Ито Хиробуми Юн Чхи Хо оказал ему радушный прием и даже подарил памятный чайник с изображением Арки независимости. Правда, этот поступок стал предметом критики Юн Чхи Хо даже в среде членов Тоннип хёпхве. [21] Пак Б. Д. Россия и Корея. С. 297. [22] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 61-62. [23] Там же. С. 62. [24] Пак Б. Д. Россия и Корея. С. 299. [25] Корея глазами россиян (1895-1945). С. 64-66. [26] Пак Б. Д. Россия и Корея. С. 299. [27] Российский государственный исторический архив. Фонд560. Опись 28. Дело 109. Листы 92-93 об. [28] Российский государственный исторический архив. Фонд 560. Опись 28. Дело 1090. Листы 111-116 об. [29] Пак Б. Д. Россия и Корея. С. 302. [30] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 200-202. [31] Россия и Корея (1895-1898). С. 39-40. [32] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 147. [33] Там же. С. 234. [34] Пак Б. Д. Россия и Корея. С. 228. [35] Korea’s Self-Identity. Р. 168. [36] Cumings B. Korea’s place... Р. 124. [37] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 205. [38] Там же. С. 209. [39] Там же. С. 20. [40] История Кореи (с древнейших времен до наших дней). Том I. С. 378. [41] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 211. [42] Korea’s Self-Identity. С. 163. [43] Пак А. В. Диссертация. Рукопись. С. 221. [44] Толстокулаков И. А. Политическая модернизация Южной Кореи. Часть 1. С. 244.
|