Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Понятие и виды квазиделиктов




 

Квазиделикты, согласно ранее приведенной классификации Гая, являлись источниками обязательств. В Юстиниановом праве к ним относились следующие случаи:

1. Иск о выброшенном или вылитом (actio dе effusis et deiectis). Иск предъявлялся хозяину дома в случае причинения вреда вылитым и выброшенным на общественную дорогу. Ответственность была предусмотрена в виде штрафа, размер которого различался в зависимости от последствий. Ответчик имел право регресса к виновному лицу.

2. Иск о поставленном и подвешенном (actio de positis et suspensis). Иск предъявлялся к хозяину дома, с которого могут упасть предметы на общественную дорогу еще до наступления вреда, но при наличии опасности их наступления. Иск мог быть предъявлен любым римским гражданином. Ответственность была предусмотрена в виде 10 тыс. сестерциев (10 золотых при Юстиниане).

3. Иск in factum против судьи, который умышленно вынес несправедливое судебное решение. Ответственность была установлена в размере ущерба.

4. Иск in factum к хозяевам судов, постоялых дворов, гостиниц в случае причинения ущерба их подчиненными. Ответственность была установлена в виде двукратного размера суммы ущерба.

54. Наследование. Понятие, значение и виды наследования. Развитие наследственного права в Древнем Риме

 

Наследование это универсальное правопреемство (sucessio universum), в силу которого имущественные права и обязанности умершего переходят

к его наследникам

Под наследованием понимается сам факт перехода имущества. В понятие наследуемого имущества (hereditas) входили как вещные, так и обязательственные права (искл.: строго личные права), а также обязанности (искл.: деликтные обязательства).

В источниках римского права указывается на два вида наследования: по закону и по завещанию. Согласно Законам XII Таблиц наследование по закону было возможно только при отсутствии завещания. Существовало также правило, что одновременное наследование и по закону, и по завещанию в имуществе одного лица недопустимо.

Римляне видели в лице наследника продолжение юридической личности умершего (наследодателя); при универсальном преемстве к наследнику переходило все имущество умершего, вся совокупность его прав и обязанностей. "К наследнику переходят все права умершего, а не только собственность на отдельные вещи, потому что имущество, обремененное долговыми обязательствами, также должно перейти к наследнику" (Помпоний, D. 29.2.37).

Кроме того, кто мог "принять наследство целиком, тот не может, разделив его, принять только его часть" (Павел, D. 29.2.1).

Совершалось это одним актом приобретения наследства. При наследовании переходили даже такие права, к приобретению которых в отдельности наследник не был способен.

Наследуя обязанности умершего, наследник отвечал по всем его долгам, даже если они превышали активное имущество. В этом случае наследство считалось убыточным. Наследство могло состоять даже из одних долгов. Тогда наследник отвечал своим имуществом. Ульпиан писал, что "наследник обладает той же властью и правом, что и умерший" (D. 50.17.59). Это означает, что наследственное имущество и юридические отношения передаются наследнику в том состоянии, в котором они находились у умершего.

Основные этапы развития. В развитии римского наследственного права можно проследить четыре этапа: а) наследственное право древнего цивильного права; б) наследование по преторскому эдикту; в) наследование по императорскому доюстиниановскому законодательству и, наконец, г) результат реформ Юстиниана, произведенных его новеллами.

 

Наследование по древнему цивильному праву. Законы XII таблиц знали два основания наследования: наследование по завещанию и наследование по закону, которое имело место, если наследодатель умирал, не оставив завещания.

Таким образом, хотя трудно сомневаться в том, что первым по времени основанием наследования было в Риме, как и везде, наследование по закону, hereditas legitima, в силу которого имущество оставалось в семье, признававшейся в глубочайшей древности единственной носительницей прав на это имущество, однако законы XII таблиц исходят уже из представления о завещании как нормальном, наиболее часто встречающемся основании наследования.

При этом характерной чертой римского наследования, которую оно сохранило навсегда, было правило: nemo pro parte testatus, pro parte intestatus decedere potest (D. 50. 17. 7) – (наследование по завещанию несовместимо с наследованием по закону в имуществе одного и того же лица), то есть если завещатель назначил наследника, например, к четверти своего имущества, то наследник имеет право и на остальную часть этого имущества, наследники по закону остаются в стороне. Это правило возникло на почве буквального толкования положения законов XII таблиц, в силу которого наследование по закону могло иметь место при отсутствии завещания, затем к этому положению привыкли, и оно стало одним из основных начал римского наследственного права.

 

Наследование по преторскому праву.

Оно развивалось параллельно с цивильным наследованием. Претор создает особый интердикт - interdictum quorum bonorum для ввода во владение наследственным имуществом. Первоначально этот интердикт давался лицам, которых претор, после суммарного рассмотрения их претензий, считал вероятными наследниками по цивильному праву. Это облегчало положение цивильных наследников, которые нередко были заинтересованы в изъятии наследственного имущества из рук посторонних лиц до разрешения спора о правах на наследство по существу. Претор действовал в этих случаях iuris civilis adiuvandi gratia – (в целях содействия применению, развитию цивильного права).

Далее, в тех случаях, когда ближайший наследник не принимал наследства, оно, не переходя к дальнейшему по порядку призвания к наследованию, становилось выморочным и в древнейшем праве бесхозяйным, а следовательно, могло быть присвоено любым лицом. Для устранения этой последней возможности претор стал давать в таких случаях bonorum possessio следующему по порядку родственнику.

Наконец, с распадением старой патриархальной семьи претор признал не соответствующим новым жизненным условиям сложившееся в древнейшие времена устранение эманципированных, т.е. освобожденных от отцовской власти (patria potestas) детей, от наследования после отца, и bonorum possessio стала предоставляться эманципированным детям. В таких и однородных случаях претор действовал уже iuris civilis corrigendi gratia – (в целях исправления цивильного права), утверждая таким образом когнатическую кровную связь в качестве основы наследования по закону.

 

Наследственное право в новеллах Юстиниана. Развитие наследственного права завершено в новеллах Юстиниана: 118 (543 г.) и 127 (548 г.) - реформа наследования по закону и 115 (542 г.) - так называемое необходимое наследование.[20]

 

55. Открытие и принятие наследства. "Лежачее наследство". Наследственная трансмиссия.

 

Процесс перехода имущества умершего к наследникам состоит из двух стадий: открытия наследства и его принятия.

Открытие наследства по римскому праву допускалось только в имуществе умершего физического лица.

Однако не всякое лицо способно было быть наследодателем и наследником.

Наследодателем признавалось лицо, которое при жизни могло быть носителем наследственных прав и обязанностей; лицо, способное иметь активное имущество.

В древнейшем праве рабы и даже подвластные дети не могли быть наследодателями.

В позднейшем праве запрет распространяется уже только на частных рабов, поскольку и подвластные дети, и общественные рабы получили право на пекулий.

Не могло быть наследодателем юридическое лицо.

Наследство не открывалось после римлянина, подвергнутого наказанию за преступление в виде capitis deminutio media.

После смерти перегринов наследование открывалось по праву их государства.

Наследником (heres) могло быть как физическое, так и юридическое лицо, которому переходило наследство умершего.

Наследниками могли быть даже рабы, а также зачатые при жизни наследодателя и родившиеся после его смерти дети. Наследников могло быть несколько, и они назывались сонаследниками.

Не могли быть наследниками:

перегрины и римляне, подвергнутые capitis deminutio media;

дети государственных преступников, вероотступники, еретики;

вдова, нарушившая траурный год;

родственники малолетнего, не испросившие ему опекуна.

Момент призвания к наследству (момент открытия наследства) не всегда одинаков.

Обычно это момент смерти наследодателя - в случае наследования определенным лицом по закону или по завещанию.

В других случаях момент призвания к наследству наступает позже, например:

если наследник по завещанию назначен под условием - по наступлению этого условия;

наследник зачат, но не рожден - с рождением.

Чтобы приобрести наследство, стать обладателем наследственного имущества, следовало вступить в наследство.

В римском праве различали две категории наследников: необходимые и добровольные, или посторонние.

Необходимые - это лица, находящиеся в момент смерти наследодателя под его непосредственной властью. Это были подвластные дети и рабы по завещанию.

Они приобретали наследство в момент его открытия помимо своей воли. Отказаться от принятия они не могли. Такой закон был установлен для предотвращения ущерба кредитору в случае пассивного наследования. Преторскими эдиктами это несправедливое положение наследника впоследствии было изменено. Alieni iuris было предоставлено право воздержаться от наследства посредством невмешательства в его дела, а рабам - право отделить собственное имущество от наследства.

К добровольным наследникам относились все остальные наследники, которые в момент открытия наследства не находились под непосредственной властью наследодателя. Гай их называет посторонними. В случае открытия наследства оно им только предлагалось. Они имели право принимать наследство или отказываться от него.

Форма волеизъявления была разной в зависимости от исторического периода. В древнейшее время необходим был особый торжественный акт - cretio; в позднейшее время волеизъявления выражалось или открытым бесформальным выражением, или путем совершения действий, свидетельствующих о наличии воли принять наследство (простое фактическое вступление в наследование).

Crеtio - торжественная устная форма - в присутствии свидетелей наследник заявлял о принятии наследства. Эта форма вышла из употребления в послеклассическую эпоху, была упразднена Юстинианом.

Фактически вступить в наследование означало действовать в качестве фактического наследника, т.е. "пользоваться наследственными вещами как наследник" (Гай, 2.166).

Срок вступления наследства

По jus civile срока для принятия наследства не существовало. Однако он мог быть определен в завещании.

Если такое указание отсутствовало, кредиторы имели право вызвать наследника в суд для ответа, будет он принимать его или нет. Если он отказывался отвечать, кредитор мог потребовать открытия конкурса над наследством. Претор устанавливал срок для размышления в 100 дней для ответа. Если лицо не приняло наследство в 100 дней, то оно признавалось отказавшимся от него. По праву Юстиниана молчание наследника рассматривалось как принятие наследства.

Порядок приобретения bоnorum possessio (преторское наследование) иной. Приобретение происходит через испрашивание у претора. Поэтому эта форма может быть только добровольной, в связи с чем здесь не могло быть необходимого наследования. Испрашивать bonorum possessio можно было в течение одного года со времени открытия наследства нисходящим и восходящим наследникам, другим наследникам - в течение 100 дней.

Допускался отказ от наследства, вступление в которое еще не произошло. Оно не осуществлялось в какой-то торжественной форме (можно было в явной или молчаливой форме). После отказа нельзя было принять наследство. Но для лиц моложе 25 лет допускалась реституция.

С момента открытия наследства и до его принятия добровольными наследниками проходил определенный период времени. В течение этого периода времени наследственное имущество не имеет видимого хозяина. Наследство в это время называется лежачим. По древнему праву оно считалось бесхозяйным. Его мог присвоить себе любой, и это не считалось кражей. Провладев им один год, лицо, захватившее наследство, становилось его собственником. Но в период империи по требованию наследников вещи подлежали возврату, а позже расхищение наследства стало признаваться преступлением.

Если наследник, в пользу которого открывалось наследство, умирал до его принятия, наследство становилось вакантным. При сонаследовании вакантная доля отходила к другим сонаследникам. В постклассическую эпоху складывается институт наследственной трансмиссии – переход прав на принятие наследства. Первоначально трансмиссия ограничивалась случаями наследования по завещанию. В частности в 450 году по эдикту Феодосия 2 было установлено, что если родственник по восходящей линии назначал своего нисходящего наследником, а тот умирал после открытия наследства, но до оглашения завещания, то право принять наследство переходило к его нисходящим наследникам. И только при Юстиниане было установлено, что если лицо, являющееся наследником независимо от основания (трансмиттент), умирает не успев принять наследство, то уже его наследники (трансмиссары) могут принять это наследство в течении одного года с того момента, когда они узнали об открытии наследства.

С принятием наследства на наследника переходили все обязанности наследодателя, за исключением строго личных, имущество наследодателя сливалось с имуществом наследника. Такое слияние могло быть невыгодно как кредиторам наследодателя, так и наследникам.

Кредиторам наследодателя было невыгодно тогда, когда у наследника были свои долги перед своими кредиторами. Для этого претором было установлено, что слияние имущества происходило только после удовлетворения претензий кредиторов наследодателя. Если же долги наследодателя превышали его активное имущество, слияние было невыгодно наследнику. Юстиниан установил правило, по которому наследники отвечали по долгам наследодателя в пределах стоимости описанного в присутствии нотариуса и свидетелей наследства.

56. Наследование по завещанию. Содержание завещания. Ограничение свободы завещания.

 

Модестин определял завещание как "законное выражение нашего волеизъявления, когда кто-то желает, чтобы нечто было сделано после его смерти" (D. 28.1.1).

Завещание - это одностороннее формальное распоряжение лица на случай смерти, содержащее назначение наследника и другие распоряжения на случай смерти.

Завещание является строго односторонним актом, в котором содержится только волеизъявление самого завещателя.

Для признания завещания действительным оно должно было отвечать определенным требованиям.

Условия действительности завещания:

завещание должно было быть совершено в определенной форме;

завещатель должен был обладать активной завещательной способностью;

наследник должен был обладать пассивной завещательной способностью.

Древнейшими формами завещания являлись:

а) перед куриатными комициями (народные собрания по куриям) 2 раза в год;

б) воины во время войны перед строем вооруженного войска, отправляющегося в стражение;

в) путем обряда манципации (пять свидетелей).

В классическом праве завещания составлялись путем обряда манципации, но без формальностей древнего права. Завещание подписывалось семью свидетелями.

Воины стали составлять завещания без каких-либо формальностей, простым волеизъявлением.

В постклассическом праве различали формы публичного и частного завещания. Публичные завещания совершались при участии органов государственной власти: путем занесения в протокол суда; в протокол магистрата; путем вручения на хранение в императорскую канцелярию.

Частные завещания составлялись в устной и письменной формах при участии семи свидетелей.

Завещания, составленные в чрезвычайных обстоятельствах, не требовали особой формы (во время чумы, составленное в деревне; завещание, по которому наследниками становились дети наследодателя). Для завещания воинов не требовалось никаких формальностей.

Завещание слепых подписывало определенное лицо - нотариус.

Активная завещательная способность - способность совершать завещания.

Завещатель должен был быть полностью правоспособным.

Не всякое правоспособное лицо было способно совершать завещание. Этой способностью не обладали: перегрины, не имеющие commercium, частные рабы, пасквилянты, вероотступники и некоторые еретики, безумцы, малолетние, женщины (до II в. н.э.) глухонемые при устной форме завещания.

На момент составления завещания требовалось наличие активной завещательной способности.

Пассивная завещательная способность - способность быть наследником.

Не могли быть назначены наследниками: перегрины; лица, лишенные чести; рабы; юридические лица до императорского периода, женщины.

Способностью быть назначенным наследником лицо должно было обладать в момент составления завещания и в период с момента призвания к наследству и до приобретения наследства.

Способность быть наследником включает в себя также способность приобретать что-либо по завещанию. Этой способностью лицо должно было обладать с момента призвания к наследству и до приобретения наследства. По праву Юстиниана, если вдова нарушила траурный год и вступила во второй брак, она могла оставить второму мужу не более 1/2 имущества; при наличии детей от законного брака нельзя было оставлять конкубине и детям от нее более 1/12 имущества всем вместе и более 1/24 одной конкубине; и др.

Содержание завещания

Главным в содержании завещания являлось обязательное указание наследника. Как указывал Гай: "Завещания получают силу от назначения наследников, и посему назначение наследника считается как бы существеннейшим условием и основанием целого завещания" (Гай, 2.229). Им могло быть одно или несколько лиц, которые принимали наследство одновременно.

Кроме того, в завещании содержались специальные распоряжения. Могло содержаться назначение исполнителя завещания, назначение опекунов и попечителей, освобождение рабов, определялся размер наследственных долей.

Наследодатель мог назначить другого наследника (заместителя) на тот случай, если первый не захочет или не сможет принять наследство. Он призывался к наследованию только тогда, когда первый не примет наследства.

Наследодатель также мог лишить наследства в завещании, причем сыновья должны быть указаны поименно.

Дополнение к завещанию, составленное отдельным документом, содержащее распоряжения, которые своевременно не смогли войти в завещание, называлось кодициллами.

Завещатель мог в любое время отменить составленное завещание путем уничтожения, составления нового.

Недействительность завещания и ничтожность

Завещание может не иметь силы с самого начала (ничтожное) или потерять ее впоследствии.

Завещание ничтожно, если:

завещатель не имел активной завещательной способности;

не соблюдена форма завещания;

нет действительного назначения наследника.

Завещание оспоримо, если оно составлено под влиянием обмана, принуждения, заблуждения.

Первоначально действительное завещание может затем потерять силу:

в случае отмены завещателем завещания;

если завещатель в силу capitis deminutio потеряет активную завещательную способность по совершении завещания;

если все назначенные наследники утратят пассивную завещательную способность, или умрут раньше завещателя, или не примут наследства по завещанию;

при нарушении интересов необходимых наследников.

Необходимое наследование (вопреки завещанию).

Обязательная доля

Необходимое наследование ограничивает свободу завещания в интересах определенного круга лиц, особенно близких к завещателю (дети, родители). Произошло это не сразу, так как первоначально в древнюю эпоху завещатель пользовался неограниченной свободой распоряжаться наследственным имуществом. Со временем завещатель должен был или назначить непосредственно подвластных лиц наследниками, или открыто лишить их наследства. Просто обойти их молчанием он не мог. Однако на завещателя не была возложена обязанность оставить им какую-либо часть своего имущества. Эти ограничения свободы завещаний формальные. Они были созданы цивильным правом и затем расширены преторским эдиктом. Однако эти ограничения не давали реальных гарантий для невозможности лишения наследства.

Материальные ограничения свободы завещания были созданы в практике центумвирального суда. Согласно этим ограничениям правомочными стали считаться только те завещания, в которых завещатель должен был завещать ближайшим родственникам хотя бы 1/4 часть того, что они наследовали бы по закону (нисходящие когнаты, восходящие, полнородные и единокровные братья и сестры с некоторым ограничением).

Этим лицам давался иск для осуществления права на необходимую долю - querella inofficiosi testamenti. При этом предполагали, исходили из фикции о том, что завещатель сумасшедший.

Юстиниан завершил оформление института материально необходимого наследственного права. Это закреплено в Новеллах 115 и 18. Также были установлены основания, по которым завещатель мог исключать из наследования необходимых наследников.

Необходимая доля была увеличена до 1/2 всего наследства, которое причиталось бы каждому наследнику по закону, если эта доля была меньше 1/4 всего наследства, и до 1/3, если эта доля была больше.

57. Легаты (завещательные отказы) и фидеикомиссы (неформальные завещательные отказы). Отличие легатов от фидеикомиссов. Ограничения легатов.

Флорентин так определял понятие легата: "Легат - это умаление наследства, посредством которого завещатель желает обратить в пользу третьего лица что-либо из того, что в совокупности будет принадлежать наследнику" (D. 30.116). Модестин указывал: "Завещательный отказ (легат) - это дарение, оставленное по завещанию" (D.31.36).

Легат (завещательный отказ) - это распоряжение завещателя наследнику о выдаче из полученной наследственной массы денежных сумм или вещей или о выполнении и определенных действий в пользу третьих лиц (легатария).

Различали четыре вида легатов (Гай 2.192):

Классическое римское право знало четыре рода отказов по завещанию (Gai., 2,192):

· legatum per vindicationem(посредством виндикации);

· legatum per damnationem(посредством приговора, заклятья);

· legatum sinendi modo(посредством дозволения);

· legatum per praeceptionem(посредством выдела).

Древнейшими типами отказов по завещанию были legatum per vindicationem, когда наследодатель оставлял распоряжение о переходе части наследства в собственность легатария, и legatum per damnationem, когда наследник обязывался в завещании к передаче легатарию собственности на определенную вещь или к какому-либо другому исполнению. В первом случае объектом легата могла быть только вещь, принадлежавшая наследодателю в момент смерти. Легатарий непосредственно приобретал на неё полную собственность в момент принятия наследником наследства и мог вчинить наследнику виндикационный иск.

При легате per damnationemобъектом отказа могла быть вещь, которая не принадлежала наследодателю: в этом случае для исполнения обязательства наследнику следовало приобрести указанную вещь у третьего лица и перенести собственность на легатария. Если возможности приобрести вещь не было, наследник мог выплатить отказополучателю оценку вещи.

В случае если отказ по завещанию оставлялся в форме legatum per vindicationem, но его объектом была вещь третьего лица, отказ был не действителен iure civili, но в соответствии с SC Neronianum (I в. н. э.) рассматривался как legatum per damnationemи, таким образом, оставался в силе.

Как legatum per damnationemво времена Гая трактовался также приказ наследнику поделить наследственную массу с третьим лицом - legatum per praeceptionem. При исполнении такого легата происходил раздел наследственной массы, при этом, чтобы перенеси на легатария также требования и долги, стороны обменивались стипуляциями, обязуясь предоставить часть требований и взять на себя соответствующую долю долгов наследодателя.

Особая проблема возникала в отношении неделимых вещей.

«Когда отказана часть наследственного имущества, существует сомнение, является ли объектом обязательства части вещей или их стоимость. Сабин и Кассий считали, что стоимость, Прокул и Нерва – что отказаны части вещей. Но следует содействовать наследнику, чтобы он сам выбрал, предпочитает ли он дать части вещей или стоимость. Однако наследнику позволено давать части тех вещей, которые можно разделить без нанесения ущерба; если же они не делимы по природе или их нельзя разделить, не повредив, то в любом случае наследником должна быть предоставлена стоимость» (Pomp., 5 ad Sab., D. 30,26,2). Legatum sinendi modoтакже имел обязательственный эффект: завещатель приказывал наследнику позволить легатарию забрать определенную вещь. В этой форме можно было осуществить прощение долга третьему лицу, а также предоставить легатарию безвозмездное пользование вещью, арендованной наследодателем. В последнем случае обязанность наследника сводилась к обеспечению легатарию свободного доступа к чужой вещи, то есть предполагала определенное содействие с его стороны. Если объектом была вещь наследодателя, то наследник обязывался к совершению актов по передаче собственности, как уже во времена Гая считала большая часть юристов. Своеобразная ситуация возникала, если legatum sinendi modoпредусматривал несколько выгодополучателей. В том случае, когда объектом легата была потребляемая вещь, по мнению многих юристов, наследник, дозволив одному из легатариев захватить ее, не отвечал перед остальными: данная вещь уже была потреблена, причем без умысла со стороны наследника. Иначе обстояло дело, если объектом легата было специальное вещное право на вещь завещателя. «Наследник, обязанный по завещанию дозволить пользоваться и извлекать плоды двоим лицам по отдельности, терпит, чтобы они совместно пользовались и извлекали плоды. Спрашивалось: отвечает ли он перед ними на основании завещания. Я ответил, что отвечает [если завещатель хотел предоставить вещь солидарно обоим], ибо его долг состоит в том, чтобы исполнить отказ полностью в пользу отдельных лиц: следовательно, в какой части наследник дозволит одному из них пользоваться и извлекать плоды, в такой он не дозволит пользоваться и извлекать плоды другому, и поэтому он должен, предоставив оценку, восполнить каждому из них то, чего недостает» (Cels., 18 dig., D.33,2,14).

Legatum per praeceptionemсостоял в предварительном выделении какой-либо вещи из состава наследства, так что при определении долей наследников она не учитывалась. По мнению сабинианцев, такой отказ имел значение только в рамках судебного разбирательства о разделе наследства и на выдел был управомочен только наследник, поэтому оставлять отказ per praeceptionemв пользу третьего лица не имело смысла. Прокулианцы допускали, чтобы легатарием было третье лицо, которое сразу получало виндикационный иск, если вещь принадлежала завещателю на правах квиритской собственности.

В Юстиниановом праве произошло слияние всех типов легатов в единый, а его - с фидеикомиссом. Легат мог быть признан недействительным по тем же основаниям, что и завещание, но и независимо от действительности завещания. Его можно было отозвать.

Фидеикомисс представлял собой неформальную просьбу наследодателя (завещателя) к наследнику или легатарию с тем, чтобы они что-то дали, исполнили или позволили чему-то свершиться в отношении выгодоприобретателя или федеикомиссария.

Предметом фидеикомисса могли быть отдельные вещи наследодателя, вещи третьих лиц, в виде исключения - все наследство.

Фидеикомисс мог устанавливаться по завещанию, по кодициллам.

В цивильном праве фидеикомиссарию не давался иск, т.е. он не имел исковой защиты, так как исполнение воли покойного предоставлялось добросовестности - никакого обязательства не порождало для обремененного просьбой (фидуциария). Защита стала допускаться при Августе с помощью cognatio extraordinaria.

В отличие от легата, фидеикомисс мог быть возложен как на наследника по завещанию, так и на наследника по закону. Фидеикомисс мог быть установлен до или после составления завещания. Первоначально для фидеикомиссов не было установлено соблюдения какой-либо формы, достаточно было даже простого кивка головы. На практике фидеикомисс оформляли в виде письма на имя наследника (codicillus). Кроме того, на случай возможного признания завещания недействительным к завещанию прибавляли просьбу рассматривать этот документ как кодицилл, обращенный к наследнику по закону.

Постепенно различия между легатами и фидеикомиссами сглаживаются. Юстиниан полностью объединил легаты и фидеикомиссы.

Поскольку неограниченная свобода отказов могла нарушить интересы наследника по завещанию, в период республики вводятся ограничения на размер легатов. Позже Законом Фальцидия (40 г. до н.э.) было установлено, что наследнику по завещанию должна остаться свободной хотя бы 1/4 часть наследства. Впоследствии это ограничение было распространено также на фидеикомиссы.

58. Наследование по закону. Основания наследования по закону. Очереди наследников в цивильном праве, по преторским эдиктам, по новеллам Юстиниана.

Исторически наследование по закону возникло раньше наследства по завещанию. Первоначально имущество в случае смерти главы семьи переходило к его родственникам в силу сложившегося обычая.

Преемство по закону наступало в случае отсутствия или недействительности завещания.

На протяжении всей истории Рима система наследования без завещания менялась несколько раз.

Так, в древнем римском праве, согласно Законам XII Таблиц, порядок наследования по закону основывался на агнатском родстве. В Законах XII Таблиц было установлено три класса наследников (Таб. V.4).

Цивильное наследование по классам:

свои (heredes sui) - законные наследники, которые находились к моменту смерти наследодателя в его власти и после его смерти становились sui iuris (жена в браке cum manu, дети, усыновленные, внуки умерших сыновей). Внуки делят между собой ту часть наследства, которую получил бы их отец, если бы был жив (наследование по праву представления). Таким образом, наследство делится поколенно.

Наследование по праву представления заключается в том, что к наследованию призывались лица, являвшиеся наследниками лица, умершего раньше своего наследодателя. Они наследуют ту долю, которую получил бы он, если бы был жив;

ближайшие агнаты (agnatus proximus);

члены одного с наследодателем рода (gentiles).

Второй класс наследников призывался к наследованию при отсутствии sui heredes.

Призывался ближайший агнат. Если же было несколько агнатов одинаковой степени родства, наследство между ними делилось поровну (поголовное наследование). Дальнейшая степень родства устранялась ближайшей. Если не было наследников второй степени агнатского бокового родства (братья, сестры, мать, если она состояла с отцом покойного в браке cum manu), то призывалась третья и т.д. Таким образом, не допускалось наследование родственниками разных степеней.

Если ближайший агнат не принял наследство, то оно не переходило следующему по родству агнату. Наследство в этом случае считалось выморочным, а в древнейшее время - бесхозяйным.

Члены рода наследовали только при отсутствии наследников первого и второго классов. К концу республики этот класс исчез.

Между призванными наследниками имущество делилось поровну.

Преторская система (bonorum possessio intestati) была закреплена преторским эдиктом Адриана, смешав агнатов и когнатов, который устанавливал четыре класса наследников:

unde liberi - все цивильные sui умершего, эмансипированные дети и отданные в усыновление;

unde legitimi - законные наследники: sui (но без эмансипированных) и агнаты;

unde cognati - кровные родственники до шестой степени включительно, некоторые седьмой степени родства;

vir et uxor - переживший супруг (жена или муж).

Наследники последующей очереди призывались к наследованию только в случае отсутствия лиц предыдущей.

Наследники второго класса призывались в том случае, если не было unde liberi или если никто из них не попросил себе bonorum possessio в установленный срок. Ближайший по степени родства агнат наследовал в том случае, если не было sui.

Sui в третьем классе призываются в третий раз, эмансипированные - во второй.

Ближайшая степень родства устраняет наследование дальнейшей. Родственники одной степени наследуют поголовно.

Четвертый класс призывался к наследованию, если не было родственников предыдущих классов.

Реформы императорского законодательства были направлены на усиление наследственных прав когнатов. При Адриане был издан Тертуллианов сенатус-консульт, по которому женщине, имеющей jus liberоrum, было предоставлено цивильное наследственное право после ее детей. Мать стала призываться в классе unde legitimi.

При Марке Аврелии и Коммоде Орфициев сенатус-консульт 178 г. н.э. предоставил такое же наследственное право в классе legitimi детям после матери с преимуществом перед всеми ее когнатами.

Права детей на наследование после родственников по материнской линии расширяются законами Валентиниана, Феодосия и Аркадия. Юстиниан издает ряд указов, расширяя наследственные права женщин.

В конечном итоге система наследования без завещания приобрела сложный и запутанный вид.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-19; просмотров: 256; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты