КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Пространство и время как формы бытия. Современные представления о пространстве и времени.Пространство и время - это формы существования материи. Пространство и время – философские категории, посредством которых обозначаются формы бытия вещей и явлений, которые отражают, с одной стороны, их событие, сосуществование (в П.), с другой - процессы смены их друг другом (во В.), продолжительность их существования. К свойствам пространства относятся протяженность, однородность и изотропность, трехмерность. Время обычно характеризуется такими свойствами, как длительность, одномерность, необратимость, однородность. Вопрос о познавательном статусе категорий пространства и времени решался по-разному. Одни философы считали пространство и время объективными характеристиками бытия, другие — чисто субъективными понятиями, характеризующими наш способ восприятия мира. Были и философы, которые, признавая объективность пространства, приписывали чисто субъективный статус категории времени, и наоборот. Первой исторической версией субъективистской концепции времени были идеи Августина Блаженного, одного из Отцов Церкви V в. н. э. Он считал, что время — это человеческий способ обозначения изменения и потому в объективном смысле не существует. Самой известной субъективистской концепцией пространства и времени является философия И. Канта. Пространство и время у Канта являются формами чувственной познавательной способности человека и не существуют независимо от него. От Беркли к Маху идет линия доводов, согласно которым пространство и время — это формы упорядоченных рядов ощущений. С точки зрения махизма, пространство и время не имеют реального существования, а являются лишь субъективным способом восприятия вещей. Объективистский способ интерпретации пространства и времени также имеет длительную историю. Первой формой объективистской парадигмы была так называемая субстанциональная концепция пространства и времени. Она трактует их как самостоятельные сущности, не зависящие ни от материи, ни друг от друга. Родоначальниками этой концепции можно назвать Демокрита и Платона. Демокрит ввел представление о пустоте как вместилище атомов. Пространство и есть пустота, оно объективно, однородно, бесконечно. Время — чистая длительность, равномерно текущая от прошлого к будущему. Время — это вместилище событий. Свой окончательный вид субстанциональная концепция принимает в Новое время. Ее основами стали механика Ньютона и онтологические представления философов XVII в. Теперь пространство — это пустое вместилище для вещества, материи, оно однородно, неподвижно и трехмерно. Время — совокупность равномерных моментов, следующих один за другим в направлении от прошлого к будущему. В субстанциональной концепции время и пространство рассматриваются как объективные самостоятельные сущности, не зависящие друг от друга и от характера протекающих в них материальных процессов. Другое понимание пространства было сформулировано сначала Аристотелем. Он отрицал существование пустоты как таковой. Пространство, по Аристотелю, — это система естественных мест, занимаемых материальными телами. Позднее концепция, соответствующая представлениям Аристотеля, стала развиваться Г. Лейбницем и Р. Декартом. Эту концепцию принято называть реляционной (лат. relatio — отношение). Наличие у пространства и времени единого содержания — движущейся материи — указывает и на взаимосвязь между самим пространством и временем, на невозможность их существования абсолютно независимо друг от друга. В начале XX в. была создана теория относительности, которая заставила пересмотреть традиционные воззрения на пространство и время и отказаться от субстанциальной концепции. Основное философское значение теории относительности состоит в следующем: 1. Теория относительности исключала из науки понятия абсолютного пространства и абсолютного времени, обнаружив тем самым несостоятельность субстанциальной трактовки пространства и времени как самостоятельных, независимых от материи форм бытия. 2. Она показала зависимость пространственно-временных свойств от характера движения и взаимодействия материальных систем, подтвердила правильность трактовки пространства и времени как основных форм существования материи, в качестве содержания которых выступает движущаяся материя. Сам Эйнштейн, отвечая на заданный ему вопрос о сути теории относительности, сказал: «Суть такова: раньше считали, что если каким-нибудь чудом все материальные вещи исчезли бы вдруг, то пространство и время остались бы. Согласно же теории относительности вместе с вещами исчезли бы пространство и время». 3. Теория относительности нанесла удар субъективистским, априористским трактовкам сущности пространства и времени, которые противоречили ее выводам. С точки зрения современного естествознания и современной материалистической философии, объективная реальность представляет собой неразрывную связь пространства, времени, движения и взаимодействия разных видов вещества и поля. Теперь принято говорить о некоем едином пространственно-временном континууме. Пространство и время понимаются как взаимосвязанные формы существования материи. В качестве основных свойств пространства и времени можно назвать бесконечность и неисчерпаемость, трехмерность пространства, однонаправленность и необратимость времени. К метрическим свойствам относят протяженность и длительность, к топологическим — непрерывность и изотропность (равномерность во всех направлениях)
|