Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Происхождение античной философии




Читайте также:
  1. IV.4.1) Происхождение и смысл формулярного процесса.
  2. VII.2.1) Происхождение и правовая конструкция собственности.
  3. VII.3.1) Происхождение и правовая конструкция.
  4. Американо-французская школа философии техники.
  5. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
  6. Антисциентизм в современной западной философии
  7. Антропологический поворот в античной философии.
  8. Антропоцентризм и гуманизм философии Возрождения
  9. Антропоцентризм — принцип возрожденческой философии
  10. Апологетика, патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

 

Стадия Время Содержание
Мифология XVIII—IX вв. до н.э. Мифы доолимпийского и олимпийского периодов
Предфилософия IX—VII вв. до н.э. Труды Гомера, Гесиода, орфиков, афоризмы (гномы) семи легендарных мудрецов
Философия с VI в. до н.э. Начиная с учения Фалеса[15]

В истории античной философии принято различать следующие пе­риоды (табл. 18).

Таблица 18 Основные периоды развития античной философии

 

Период Время
Ранний период греческой философии VII в. до н.э.— сер. V в. до н.э.
Классический период греческой философии втор. пол. V— нач. IV в. до н.э.
Эллинистический период [16]греко-римской философии втор. пол. IV в. до н.э.— 529 г. н.э.

Древнегреческая философия, зародившись на основе мифологии, долго сохраняла с ней связь. В частности, на протяжении всей истории античной философии в значительной степени сохранилась терминоло­гия, пришедшая из мифологии. Так, имена богов использовались для обозначения различных природных и социальных сил: любовь имено­валась Эросом или Афродитой (земной или небесной), мудрость — Афиной, поддержание космического порядка связывалось с Эриния­ми — богинями мщения и т.д.

Естественно, что особенно тесная связь мифологии с философией имела место в ранний период развития философии. Из мифологии были унаследованы представление о четырех основных стихиях, из ко­торых состоит все сущее (Вода, Воздух, Огонь, Земля), идея организации Космоса (Порядка) из Хаоса (Смешения), устройство Космоса и ряд

ДРУГИХ.

Большинство философов раннего периода первоначалом бытия считали одну или несколько стихий, но при этом стихия-первоначало часто считалась одушевленной (например, Вода у Фалеса), а иногда даже и разумной (например, у Гераклита таким считается Огонь-Ло­гос). Но в качестве первоначал кроме стихий предлагались и другие, самые различные сущности (схема 29).

Большинство греческих мудрецов можно назвать «стихийными, или наивными материалистами», так как выбираемая ими в качестве первоначала сущность (стихия, атомы, гомеомериии т.п.) имели мате­риальную природу. Но в то же время существовали и философы, к ко­торым можно применить термин «наивные идеалисты»: у них в каче­стве первоначала бытия выступают некие идеальные сущности или силы (числа у Пифагора, Мировой ум (Нус) у Анаксагора, Любовь и Вражда у Эмпедокла и т.д.).



Для раннего периода в целом характерны натурфилософия (фило­софия природы) и космоцентризм, т.е. центральной проблемой фило­софии был вопрос о Космосе: его устройстве (космология) и проис­хождении (космогония). Вопрос о происхождении Космоса был не­посредственно связан с представлениями об исходном первоначале (или первоначалах) бытия.

Из всех трудов философов раннего периода до нас не дошло ни од­ной целой работы. Сохранились лишь отдельные фрагменты — в виде цитат у более поздних античных авторов.

Зарождение и первые стадии развития в древнегреческой филосо­фии имели место в Ионии — области в Малой Азии, где было много греческих колоний. Иония находилась на пути пересечения торговых

путей между Западом и Востоком, что способствовало знакомству ионийских греков с различными восточными учениями. После завоева­ния Ионии персами развитие философии здесь прекратилось, и многие греки, в том числе выдающиеся умы, вынуждены были переехать в за­падные районы Средиземноморья.



Вторым географическим центром развития философии стала так называемая Великая Греция — районы Южной Италии и о. Сицилия, где также находилось много греческих городов-полисов.

В настоящее время всех философов раннего периода часто называ­ют досократиками, т.е. предшественниками Сократа — первого круп­ного философа следующего, классического, периода. Но в более стро­гом смысле досократиками принято было называть только философов YI—V вв. до н.э., относящихся к ионийской и италийской философии, а также их ближайших преемников IV в. до н.э., не затронутых влияни­ем «сократической традиции».

 
 
Милетская школа Фалес - Анаксимандр - Анаксимен

Досократики
 
 


Эмпедокл
Элейская школа Ксенофан – Парменид - Зенон

Атомизм Левкипп - Демокрит

 
 


Схема 15. Ранний период античной философии: классификация школ

Схема 15. Ранний период античной философии: классификация школ


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 30; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.038 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты