КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стадии познания
Знать, по Аристотелю, — значит, прежде всего, знать общее (формы, универсалии), а также причины сущего. Но это постигается только разумом, а не чувствами. Физика (вторая философия). Природа в целом понимается как единый живой организм, где «одно возникает ради другого». Космология. Космос является сферичными конечным, но вне его нет ничего, кроме перводвигателя; космос существует вечно. В центре мира находится шарообразная Земля, вокруг нее вращаются Луна, Солнце, планеты и звезды. Мир делится на две части — подлунный и надлунный (границей является орбита Луны). Подлунный мир состоит из четырех элементов (стихий), способных превращаться друг в друга, надлунный мир из пятого — Эфира, который является неизменным, не трансформирующимся в другие элементы. Подлунный мир — место постоянных изменений, возникновения и уничтожения вещей, а надлунный — мир вечных сущностей. Различаются несколько видов движения, т.е. перемещения в пространстве: прямолинейное и круговое, равномерное и неравномерное, прерывистое и непрерывное. Для надлунного мира характерно непрерывное, равномерное и круговое движение — наиболее близкое к вечности и неизменности. Надлунный мир состоит из ряда сфер, к которым прикреплены соответственно все небесные тела; движутся не сами Солнце, Луна и т.д., а эти сферы. Крайнюю сферу — сферу звезд— двигает перводвигатель, от нее движение передается более низким сферам — вплоть до Земли, где из-за несовершенства элементов подлунного мира правильное круговое движение распадается на множество неправильных (схема 26).
Схема 26. Перводвигатель и передача движения
Аристотелевская космология стала доминирующей в науке и в качестве таковой просуществовала вплоть до эпохи Возрождения. Биология. Аристотелю принадлежит ряд конкретных открытий в биологии. Он первым провозгласил, что живые организмы и растения также достойны изучения, как и звезды, описав более 500 видов животных и предложив классификацию для них. Аристотель также допускал самопроизвольное зарождение низших видов живого из неживого. Психология. Душа, по Аристотелю, связана, с одной стороны, с материей, а с другой — с Богом. Все живое и только оно обладает душой. Различаются три вида душ: растительная, осуществляющая функции питания, роста и умирания; животная — осуществляющая функции ощущения, удовольствия и неудовольствия, а также функцию движения; разумная — осуществляющая интеллектуальные функции рассуждения и размышления. Растения обладают только растительной душой, животные — растительной и животной, человек — всеми тремя. Бог обладает только разумной душой. Растительная и животная души неотделимы от тела — как у растений и животных, так и у человека. Но вероятно, что разумная душа может существовать и отделившись от тела. Аристотель отвергал учение о переселении душ. Практическая философия. Этика. Этика имеет дело с «правильной нормой» человеческого поведения. Эта норма не может быть выведена теоретически, она обусловлена особенностями социальной жизни. Высшее благо человеческой жизни — счастье, оно достижимо только при добродетельной жизни. Наивысшее возможное для человека счастье достигается при занятиях философией. Политика. Государство является естественным образованием (подобным живому организму), человек — это политическое животное. Высшая цель государства (полиса), как и отдельного человека, состоит в «счастливой и прекрасной жизни». Отсюда главной задачей государства является воспитание добродетельных граждан. Известно, что Аристотель изучил и описал более 150 форм правления, бытовавших в то время. Лучшей формой правления Аристотель считал «политию», где нет резкой поляризации бедных и богатых; к худшим он относил тиранию и крайнюю демократию. Физический труд — удел рабов, рабство существует «от природы», и Рабами должны быть в основном варвары (не греки). Дело свободного человека — интеллектуальная, политическая и эстетическая деятельность. Экономика. Аристотель первым систематически исследовал такие явления хозяйственной жизни, как товарное хозяйство, сравнивая его с натуральным, социальное разделение труда и обмен, и выделил две функции денег (как средства обмена и как формы стоимости). Творческая философия. Эстетика. Под искусством Аристотель понимал как особый вид творческой человеческой деятельности, так и продукты этой деятельности. По словам Аристотеля, «искусство частью завершает то, что природа и в состоянии сделать, частью подражает ей», имея в виду подражание формам бытия. Но при этом художник свободен в выборе предметов, способов и средств подражания. Судьба учения. Аристотель, как и Платон, оказал величайшее воздействие на всю последующую философию. Правда, в различные эпохи отношение к разным частям его наследия было неоднозначным. Так, начиная с эпохи эллинизма и до наших дней логика Аристотеля во всех философских направлениях признавалась как необходимое орудие рационального познания. Аристотелевская логика считалась единственно возможной вплоть до появления в XX в. неклассической (неаристотелевской) логики. Космология Аристотеля, на базе которой Птолемей (II в. н.э.) разработал свою гелиоцентрическую модель космоса (аристотелевско-птолемеевскую) доминировала в христианском и мусульманском мире вплоть до революционного переворота в астрономии, совершенного Коперником в XVI в. Физика Аристотеля просуществовала до конца эпохи Возрождения, когда на смену ей пришла наука, основанная на экспериментальном методе. Метафизика Аристотеля в эпоху эллинизма была одним из многих философских учений и далеко не самим популярным. В эпоху раннего Средневековья она была почти неизвестна в Европе, но в IX—XIIвв. активно развивалась в мусульманской и еврейской философии, а с XIII в. (в виде томизма) стала доминирующая в Европе. В эпоху Возрождения ее начал опять «теснить» платонизм. В философии Нового времени метафизика оказалась практически полностью отброшенной: последний крупный философ, который еще говорил о «материи и формах», был Фрэнсис Бэкон, считающийся родоначальником философии Нового времени. В современной философии (XIX—XX вв.) она используется только в неотомизме (схема 27).
Схема 27. Аристотель: истоки и влияние Выводы Подводя некоторые итоги развития греческой философии раннего и классического периодов, можно отметить формирование трех направлений в философии, сыгравших значительную роль во всей истории философии (схема 28).
Схема 28. Формирование материализма, идеализма и дуализма Однако во многих случаях принадлежность к монизму, дуализму или плюрализму была не строгой, что хорошо видно из следующей схемы (схема 29). Тем не менее, в силу традиции многие философы безоговорочно причисляются к определенному направлению. (Подробнее об этом см. на с. 15—16.)
Окончание схемы 29
Схема 29. Виды первоначал в древнегреческой философии
|