КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Периодизация человеческой истории. Первая эпоха От Адама до Ноя (до Потопа) Вторая эпоха От Ноя до Авраама Третья эпоха От⇐ ПредыдущаяСтр 37 из 37
При всей наивности данной периодизации ее можно оценить как первую попытку создания философии истории. Судьба учения. Учение Августина оказало решающее воздействие на всю западноевропейскую философию раннего периода Средневековья и продолжала оказывать свое влияние в эпоху зрелого и позднего Средневековья (соперничая с томизмом). В эпоху Возрождения (эпоха Реформации) учение Августина о Божественном предопределении послужило основой соответствующего учения Кальвина — одного из основоположников протестантизма. В XVII в. необходимо отметить влияние Августина на Паскаля. В современной философии XX в. особое значение сыграли идеи Августина в области герменевтики и экзистенциализма (схема 44).
Схема 44.Августин: истоки и влияние
Литература Первоисточники Антология мировой философии: В 4 т. М., 1969—1972. Т. 1. Августин А. Исповедь М., 1991. Аврелий Марк. Размышления. Л., 1985. Антология кинизма. М., 1984. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1975—1984. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М., 1979. Древнеиндийская философия. Начальный период. М., 1963. Древнекитайская философия: В 2 т. М., 1972—1976. Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск, 1999. Платон. Собрание сочинений: В 4 т. М. 1990—1994. Плотин. Эннеады. Киев, 1995. Цицерон. Философские трактаты. М., 1985. Учебники 1. Асмус В.Ф. Античная философия. М., 1998. 2. Богомолов А.С. Античная философия. М., 1985. 3. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2 т. М., 1994. 4. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 1994—1997. Т. 1. 5. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира. М., 1999. 6. Чаттерджи С, Датта Д. Индийская философия. М., 1994. Справочники Новая философская энциклопедия: В 4 т. М., 2000—2001. Христианство. Энциклопедический словарь: В 3 т. М., 1993—1995. Китайская философия. Энциклопедический словарь. М., 1994. Монографии Лосев А.Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., 1993. Малявин В. Конфуций. М., 1996. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма. М., 1979. Шохин В.К. Брахманистская философия. М., 1994. Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен: Ицзин. М., 1993.
[1] Знак «→←» указывает на борьбу соответствующих учений. [2] Подробнее о пантеизме и истории его формирования см. на с. 255 [3] Письменность в Индии появилась только в середине I тыс. до н.э., т.е. первоначально — на протяжении многих столетий — веды существовали и передавались исключительно в устной форме. [4] Сутра — букв, «нить», книги в жанре сутр писались ритмизованной прозой в виде Двустиший. [5] К упанишадам в индийской традиции относят 108 книг, создававшихся с VI в. до н.э. по XVI в. н.э.; говоря о древнеиндийской философии, имеют в виду, прежде всего упанишады, созданные в I тыс. до н.э. [6] Аналогичное понятие встречается в большинстве древних культур («дао» в Китае, «рта» в зороастризме и т.д.). В основе этой идеи лежит наблюдение за природой, где фиксируется некий неизменный ход вещей (круговорот сезонов, смена дня и ночи, лунные и солнечные циклы и т.д.).
[7] Это понятие «общего» в индийской философии соответствует понятию «универсалии» в европейской философии. [8] На палийском языке, на котором сохранился самый древний вариант этой книги, она называется «Типитаки».
[9] Тело — это как бы костюм, который актер надевает во время спектакля, и для каждой новой роли надевается новый костюм. А роль, которую играет актер, — это есть жизнь в очередном перерождении. [10] Позднее возникли другие классификации дхарм. [11] Как соотносятся эти испытываемые человеком впечатления с внешним миром и существует ли последний вообще, стало предметом рассмотрения в более поздних школах буддийской философии — см. с. 157—160.
[12] Не случайно мать Сиддхартхи Гаутамы звали «Майя», поскольку с точки зрения буддизма весь мир есть наваждение — майя, то совпадение этих двух имен обретает особый философский смысл. [13] Позднее, в эпоху Средневековья, к ним добавится еще третье направление — ваджраяна — «алмазная колесница». [14] Бодхисаттва — в буквальном переводе с санскрита — «существо, стремящееся к [15] Фалес входит в число «семи мудрецов», так что им заканчивается период предфилософии и начинается период собственно философии. [16] Эллинистический период — период античной истории с середины IV в. до н.э.. начавшийся после возникновения и распада империи Александра Македонского. [17] Досократики. Доэлеатовский и элеатовский периоды. Минск. 1999. С. 124—125. [18] В данном случае термин «диалектика» используется в современном смысле, т.е. как учение о постоянной и принципиальной изменчивости, подвижности мира.
[19] Хотя в Древней Греции существовала традиция называть по городу их рождения и/или жизни (например Фалес Милетский), в данном учебнике эта традиция сохраняется только для философов, чьи имена совпадают. Так, кроме Зенона Элейского ниже будет упоминаться ещё о Зеноне из Китиона. [20] Существует две основные версии этого события: по одной — Анаксагор был приговорен к смерти, но Перикл помог ему бежать, по другой — Периклу удалось на суде добиться приговора об изгнании, а не смертной казни [21] Детерминизм — это философское учение, в котором утверждается причинная обусловленность любых явлений. Противоположное учение, допускающее существование случайных, не обусловленных явления, называется индетерминизм. [22] Современному человеку такая точка зрения кажется, по крайней мере, странной: ведь любой легко может вспомнить случай, когда, зная как надо правильно поступить, поступил совершенно иначе. Поясняя позицию Сократа, необходимо отметить, что в его время греки считали, что воля, толкающая нас на совершение тех или иных поступков, является частью интеллекта (разума). [23] Название «Академия» возникло потому, что школа Платона помещалась в роще, посвященной мифическому герою Академу. [24] Понятие — это форма мышления, в которой мы по существенным признакам выделяем группу объектов, отвлекаясь при этом от индивидуальных свойств этих объектов, 'ак, например, когда мы говорим о том, что кошки враждуют с собаками, мы отвлекаемся от того, что существуют кошки и собаки разных пород, что каждая кошка или собака обладает какими-то своими свойствами (размером, окрасом, характером и т.п.). Таким образом, мы оперируем общими понятиями кошки и собаки.
[25] «Телео» на древнегреческом языке означает «цель». Телеология — философское учение, в котором утверждается целесообразное устройство мира, при котором все происходящее в мире трактуется как соответствующее каким-то природным или Божественным целям. [26] Название «Ликей» возникло потому, что школа располагалась в роще, посвященной Аполлону Ликейскому (Волчьему).
[27] О двух смыслах слова «метафизика» см. на с. 20. [28] Написаны во время пребывания в платоновской Академии. [29] Авторство Аристотеля относительно этой работы сомнительно.
[30] Речь здесь идет не об изобразительном искусстве, а об особой ступени познания [31] Чтобы убедиться в справедливости этого утверждения Пиррона. достаточно посмотреть на схему 29 на с. 105. [32] Сам термин «теодицея» был введен в философию Лейбницем в XVIII в. [33] Гимнасии — комплекс сооружений, где проходили занятия спортом в Древней Греции. В портиках гимнасии всегда собиралось много людей, наблюдавших за спортивными упражнениями [34] Отсюда происходит слово «цинизм». [35] Антисфен не был полноправным гражданином Афин (его мать не афинянка), а Диоген был сыном менялы, который сидел в тюрьме за порчу монет. [36] Термин придуман киниками.
[37] Схоларх — руководитель школы (схолы). [38] Отсюда происходит выражение «платоническая любовь», т.е. чисто духовная.
[39] В переводе с древнегреческого «экстаз» — это «смещение», «перемещение», «исступление», «восторг». Философы заимствовали этот термин из религиозных мистерий, и в дальнейшем в философских работах термин приобрел также значения: «выход за пределы житейской реальности», «выход за пределы себя». [40] Тем самым в неоплатонизме закладываются основы апофатического (отрицательного) богословия.
[41] Началом н.э. в европейском летоисчислении принято считать время рождения Христа. [42] Эта знаменитая формулировка, «кредо христианства», традиционно прнпи-ается Тертуллиану, хотя в его сохранившихся работах ее нет.
[43] И католическая, и православная церкви признают в качестве Вселенских семь соборов IV-IX вв., но католическая церковь считает Вселенскими и ещё ряд соборов как этого же периода, так и более поздних.
|