Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Средневековый героический эпос (по Карпову, т.1, с.598).




Читайте также:
  1. Городская культура в средние века (по Карпову, т.1, с. 273, с.602).
  2. Знания о природе в средние века (по Карпову, т.1, с.596).
  3. Культура Византии в IV-XV веках (по Карпову, т.1, с.614).
  4. Культура Каролингского Возрождения (по Карпову, т.1, с.587)
  5. Образование (школы и университеты) в средние века (по Карпову, т.1, с.593).
  6. Периодизация эпохи средневековья в Западной Европе (по Карпову, т.1, с.27).
  7. Понятие «Средние века» (по Карпову, т.1, с.12).
  8. Религиозное мировоззрение средневековья (по Карпову, т.1, с.589).
  9. Романский и готический стили (по Карпову, т.1, с.610; по Головашину с.51.).
  10. Рыцарская культура средневековья (по Карпову, т.1, с.600).

 

Хранителем истории, коллективной памятью, своеобразным жизненным и поведенческим эталоном, средством идеологического и эстетического самоутверждения был героичес­кий эпос, который концентрировал в себе важнейшие стороны духовной жизни, идеалы и эстетические ценности, поэтику сре­дневековых народов. Корни героического эпоса Западной Европы уходят в глубь варварской эпохи. Об этом прежде всего свидетель­ствует сюжетная канва многих эпических произведений, в основу ее положены события времени Великого переселения народов.

Вопросы о происхождении героического эпоса, его датировке, соотношении коллективного и авторского творчества в его созда­нии до сих пор являются дискуссионными в науке. Первые запи­си эпических произведений в Западной Европе относятся к VIII—IX вв. Ранний этап эпической поэзии связан с развитием раннефеодальной военной поэзии — кельтской, англосаксонской, германской, древнескандинавской, — которая сохранилась в не­многочисленных фрагментах.

Эпос развитого средневековья — народно-патриотический по своему характеру, вместе с тем он отразил не только общие чело­веческие ценности, но и специфические феодальные. В нем про­исходит идеализация древних героев в духе рыцарско-христиан-ской идеологии, возникает мотив борьбы «за правую веру», как бы подкрепляющий идеал защиты отечества.

Эпические произведения, как правило, структурно целостны и универсальны. Каждое из них является воплощением определен­ной картины мира, охватывает множество сторон жизни героев. Отсюда смещение реального и фантастического. Эпос, вероятно, в той или иной форме был знаком каждому члену средневекового общества.

В западноевропейском эпосе можно выделить два слоя: истори­ческий (героические сказания, имеющие реальную историческую основу) и сказочный, более близкий к фольклору.

Запись англосаксонского эпоса «Сказание о Беовульфе» отно­сится примерно к 1000 г. Он повествует о молодом воине из народа гаутов, совершающем героические подвиги, побеждаю­щем чудовищ и погибающем в схватке с драконом. Фантасти­ческие приключения разворачиваются на реальном историчес­ком фоне, отражающем процесс феодализации у народов Север­ной Европы.

К числу знаменитых памятников мировой литературы относят­ся исландские саги. «Старшая Эдда» включает девятнадцать древнеисландских эпических песен, сохраняющих черты древнейших этапов развития словесного искусства. «Младшая Эдда», принад­лежащая поэту-скальду XIII в. Снорри Стурлусону, — это своего рода руководство в поэтическом искусстве скальдов с ярким из­ложением исландских языческих мифологических преданий, ухо­дящих корнями в древнейшую общегерманскую мифологию.



В основе французского эпического произведения «Песнь о Ро­ланде» и испанского «Песнь о моем Сиде» лежат реальные исто­рические события: первого — бой франкского отряда с врагами в Ронсевальском ущелье в 778 г., второго — один из эпизодов Ре­конкисты. В этих произведениях очень сильны патриотические мотивы, что позволяет провести определенные параллели между ними и русским эпическим произведением «Слово о полку Игореве». Патриотический долг идеализированных героев оказывает­ся превыше всего. Реальная военно-политическая ситуация при­обретает в эпических сказаниях масштабы вселенского события, и через такую гиперболизацию происходит утверждение идеалов, которые перерастают рамки своей эпохи, становятся человечес­кими ценностями «на все времена».



Героический эпос Германии «Песнь о Нибелунгах» значитель­но более мифологизирован. В нем мы тоже встречаемся с героя­ми, имеющими исторические прототипы — Этцелем (Атиллой), Дитрихом Бернским (Теодорихом), бургундским королем Гунте­ром, королевой Брунгильдой и др. Рассказ о них переплетается с сюжетами, героем которых является Зигфрид (Сигурд); его при­ключения напоминают древние богатырские сказки. Он побеж­дает страшного дракона Фафнира, стерегущего сокровища Нибе-лунгов, совершает другие подвиги, однако в конце концов гибнет.

Связанный с определенным типом исторического осмысления мира героический эпос средневековья был средством ритуально-символического отражения и переживания действительности, что характерно как для Запада, так и для Востока. В этом проявилась определенная типологическая близость средневековых культур разных регионов мира.

 


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 7; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.004 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты