КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возникновение романского стиляВ Х в., на грани двух эпох – раннего и развитого феодализма, – в архитектуре и искусстве впервые возник единый общеевропейский стиль – романский. Романский стиль подразумевал наследие некоторых черт архитектуры и отдельных строительных приемов римлян, однако этими признаками не исчерпываются особенности архитектуры зрелого средневековья. Первоначально термин "романский" применялся только по отношению к архитектуре. Наиболее ярко черты зрелого романского стиля проявились в архитектуре Франции, где сложилось несколько местных школ. Монументальностью композиции отличалась бургундская школа, богатым скульптурным декором – школа Пуату и, напротив, строгой отделкой – нормандская школа. Главными типами архитектурных сооружений в романскую эпоху были феодальный замок, монастырский ансамбль и храм. Романскую замковую архитектуру пронизывал дух воинственности и постоянной потребности самозащиты: основные создания романского стиля – это замок-крепостьихрам-крепость.Замковый ансамбль включал в себя также высокую прямоугольную или круглую башню – донжон, под которой располагались подземелья, многочисленные кладовые и помещения для слуг и охраны. Наиболее последовательно процесс формирования храмовой романской архитектуры и сложения законченного стиля осуществлялся во Франции, главным образом в областях к югу от р. Луары. На путях паломничеств строились дороги, мосты, гостиницы, госпитали и храмы. Строительная инициатива находилась в руках монастырей: монастырские, а затем и светские ремесленники переходили из города в город, из аббатства в аббатство, принося с собой свой опыт и традиции и тем самым создавая основу для единого стиля. Основой храмового стиля был тип старой римской базилики. Средневековые строители романских храмов использовали сводчатые конструкции и, учитывая то, что свод давит на опоры не только вниз, но и дает так называемый распор, т.е. как бы раздвигает опоры, делали столбы и стены очень толстыми и массивными, а проемы – редкими и узкими. Таким образом, основными особенностями романского стиля в архитектуре были: преобладание полуциркулярной формы сводов, массивные и тяжелые опоры, гладкие и толстые стены с небольшим количеством узких проемов. Архитектурные памятники романского стиля разбросаны по всей Западной Европе, но больше всего их во Франции: церковь Сен Мартен в Type, церковь Нотр-Дамв Клермоне, шедевр романской архитектуры – церковьНотр-Дамла Гранд в Пуатье. Один из самых величественных романских храмов находился в Бургундии. Там в XI в. был построен комплекс Клюнийского аббатства с огромной, самой большой в Европе тех времен церковью (длина – 127 м, ширина – 40 м). На Апеннинском полуострове существовало несколько центров романского искусства. Особенно выделялась Ломбардия с Миланом и Венецией, где зарождались смелые новшества в архитектуре. Раннее развитие городов в Северной Италии и их экономическое процветание наложили большой отпечаток на характер итальянского зодчества ХI – ХIII вв. Наряду со строительством обычных для всей Западной Европы замков, крепостей и монастырских ансамблей здесь развивалась и собственно городская архитектура; строились многоэтажные жилые дома, здания городского самоуправления, колокольни, помещения для цехов и торговых гильдий и др. Итальянская архитектура романской эпохи испытывала на себе сильное византийское и римское влиянием. Она более естественна и жизненна, более пластична и размеренна, чем, например, немецкое зодчество. Наиболее значительное создание средневековой романской архитектуры Италии – венецианский собор св. Марка. Центр Тосканы – Флоренция создала собственный стиль архитектуры, продолживший позднеантичные традиции. Так, необыкновенно параден многоцветный мраморный фасад флорентийской церкви Сан Миньяте. Из белого мрамора выстроен знаменитый архитектурный ансамбль в Пизе – шедевр средневековой итальянской архитектуры, включающий собор, баптистерий и колокольню. Знаменитую Пизанскую колокольню называют "Падающей башней". В романской архитектуре Южной Италии и Сицилии особенно сильно ощущалось византийское влияние: соборы в Чефалу и Палермо имеют роскошное мозаичное убранство. Архитектура романской эпохи в Испании несет на себе отпечаток восточных влияний. Испанские дворцы и храмы напоминают крепостные сооружения: суровая действительность Реконкисты и ожесточенные религиозные битвы вызвали к жизни эту особенность испанского зодчества. Влияние восточной архитектуры выразилось в применении ребристого свода и подковообразного вида арок. Наиболее знаменитыми образцами испанской романтики являются Дворец Алькасар в Сеговии (IХ в.) и церковь Сант Яго де Компостелла (XI в.). Романский стиль в Англии господствовал в конце XI – ХII вв. Его специфической особенностью было соединение в здании типов монастырского и приходского храмов. Английские храмы хотя и весьма сходны с французскими, но имеют большую протяженность и вытянутость в длину. Памятники романской архитектуры в Западной Европе, как правило, богато декорированы скульптурой. Монументальная скульптура помещалась не только внутри собора, но и снаружи его, украшая в основном западный фасад и капители колонн. Преобладающим видом скульптуры был рельеф. XII столетие в истории культуры Западной Европы было переломным. Его нередко называют "веком гуманизма", "средневековым ренессансом" или даже "средневековой культурной революцией". Именно в XII столетии возникает в Западной Европе светская литература, городская и рыцарская культура, поэзия на национальных языках, вновь возрождается интерес к античному наследию. Шире распространяется грамотность, письменное слово одерживает победу над устным. В городах, центрах новой городской культуры возникают, постепенно замещая старые монастырские, новые кафедральные школы. В конце XII – начале ХIII в. в крупных городах Западной Европы наиболее влиятельные кафедральные школы перерастают в университеты. Возникновение университетов способствовало процессу превращения обучения в ремесло: каждый магистр должен был обязательно получить лицензию на преподавание своего предмета. Университеты изменили роль книги: из объекта почитания и дорогостоящей вещи она превратилась в инструмент познания и сделалась предметом массового производства и торговли. На протяжении ХII – ХIII вв. университеты появились в Париже, Монпелье, Салерно, Болонье, Неаполе и других городах.
|