Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



Западноевропейская культура XIV-XV веков (по Головашину, с. 53)




Читайте также:
  1. I. КУЛЬТУРА - ОБ'ЄКТ НАУКОВОГО ДОСЛІДЖЕННЯ
  2. II. Чувственная культура
  3. III. Физкультура и холодная вода.
  4. IV. СЕРЕДНЬОВІЧНА ЄВРОПЕЙСЬКА КУЛЬТУРА
  5. Quot;Осень Средневековья", поздневизантийский гуманизм и Итальянское Возрождение
  6. Адаптация. Аккультурация. Приспособление
  7. АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
  8. Античная культура как новый тип цивилизаци
  9. Античная культура: мифология, философия, искусство
  10. Антонов В. А. Города и крестовые походы в прибалтийские земли. Город в средневековой цивилизации Западной

 

На втором этапе развитого средневековья значительно возрастает роль Европы как носителя прогрессивных тенденций мировой истории. Если раньше страны Востока по темпам своего развития несколько опережали Запад, то к XIV в. Европа выдвигается на ведущее место.

В XIV в. произошло падение авторитета католической церкви и папства, что привело к значительным последствиям и изменениям в духовной жизни Европы. Развитие городов и торговли, укрепление централизованных государств также способствовало высвобождению духовной культуры из-поддиктата церкви, успехам техники и научного знания, развитию интересаксветскомузнанию. Центрами интеллектуальнойжизнистановятся университеты.

Культурное развитие западноевропейского региона в XIV – XV вв. характеризовалось следующими основными особенностями:

•освобождением от влияния церкви;

•постепенным складыванием национальных характеров и национальных культур;

•возникновением в Италии особого гуманистического мировоззрения, нового понимания человека и нового типа культуры – ренессансного.

Рубеж XIII – XIV вв. оказался переломным в культурной жизни Италии. Как бы венчает средневековье и в то же время высится у истоков Возрождения величайшая фигура Данте Алигьери (1265 – 1321 гг.) – "последнего поэта средневековья и первого поэта нового времени". Творчество Данте и его личность стоят на грани старого, церковно-феодальногомировоззрения

инового, гуманистического. Сложнейшая фигура Данте воплотила характерные черты духовной жизни средневековья, а с другой стороны, стала предвестником новой культурно-историческойэпохи – Возрождения.

Великому итальянскому поэту, стоящему на грани двух эпох, была свойственна двойственность мышления, выразившаяся в сочетании абстрактных средневековых аллегорий и символов с глубокими и искренними человеческими чувствами. В главном произведении Данте – "Божественной комедии" – наряду с высочайшими абстракциями выражена реальность мира, его конкретика, живые люди, их чувства и действия. Поэтому сама поэма, живописующая загробный мир, тем не менее очень человечна, пристрастна и буквально дышит жизнью. "Божественная комедия" – вершина творчества Данте – была написана им в годы изгнания, в Равенне.



Данте считают создателем общеитальянского литературного языка: его главное произведение написано не на средневековой латыни, а на народном тосканском диалекте. Поэма Данте – единственное в своем роде произведение мировой литературы, ее непревзойденный шедевр, ибо в ней заключен весь мир, каким его представлял сам поэт. "Божественная комедия" являет собой грандиозную картину мироздания, природы и человеческого бытия. Мощная поэтическая фантазия Данте нарисовала такую цельную систему необыкновенных миров и исполненных музыкой небесных сфер, которую не смогла создать вся предшествующая литература со времен Гомера.

Своим многогранным творчеством Данте открыл новую эпоху в мировой литературе. Он показал всем пример способности искусства охватить одним взором весь мир. Поэзия Данте исходит из таких глубин человеческого чувства и владеет такими простыми и сильными приемами словесного выражения, что до сих пор остается недосягаемым образцом высочайшего искусства.

Из Италии ростки новой культуры распространились в другие страны Европы. Гуманистическая культура постепенно формируется во Франции, Германии, Нидерландах, Англии, Испании и других странах. Аскетические идеалы и религиозный спиритуализм сменяется признанием ценности и красоты реального мира, а искусство проявляет повышенный интерес к изображению природы, человеческих характеров и подлинных чувств.



В XIV – XV вв. продолжается расцвет городской культуры, литературы, распространяются такие ее жанры, как поэзия,

драма и прозаическая новелла.

Одним из замечательных французских поэтов XV в. был Франсуа Вийон. Поэзия Вийона отразила глубокие классовые противоречия современного ему общества. В основе его стихов лежит народное творчество, поэту свойствен глубокий интерес к человеку.

Вгородском театральном искусстве широкое применение получают фарсы – юмористические сценки, реалистически изображающие быт горожан и высмеивающие корыстолюбие и бездушие богачей.

ВГермании в XV в. появляется новый поэтический жанр – мейстерзанг, постепенно вытеснивший рыцарский миннезанг.

Мейстерзанг – это песенная поэзия, в которой преобладают религиозно-дидактическиемотивы. В городах средневековой Германии большую популярность приобрели песенно-поэтические состязания мейстерзингеров.

Английская литература XIV – XV вв. была представлена разными жанрами. Особенно популярным был цикл баллад, посвященных Робин Гуду – любимому герою английской литературы, в образе которого отразилась вековая мечта народа о справедливом и сильном защитнике угнетенных.

Образцом крестьянской литературы в Англии является аллегорическая поэма "Видение о Петре-Пахаре"Уильяма Ленгленда (ХIV в.). Воспетый автором крестьянский труд противопоставляется в поэме деятельности духовенства, сборщиков налогов. Идеи У.Ленгленда были популярны в среде участников восстания под руководствомУотаТайлера.



Вместе с разложением средневекового рыцарского сословия приходит в упадок и рыцарский куртуазный роман. Попытку возродить последний предпринял в ХV в. английский дворянин Томас Мэлори, автор выдающегося памятника английской литературы – романа "Смерть Артура". Сюжет романа восходит к кельтскому эпосу и содержит отголоски реальных событий, средневековых представлений и верований; в центре повествования – легендарный король Артур, император Британии, Галлии, Германии и Дании, и его дружина – благородные рыцари Круглого стола. Томаса Мэлори называли в Англии "Геродотом легенд". Его версия о приключениях и подвигах короля Артура – одна из самых любимых и почитаемых во всем цикле. Сказания о короле Артуре не раз воспроизводились в позднейшем изобразительном искусстве, музыке и поэзии. На их основе Марк Твен создал свою знаменитую пародию-сатиру"Янки при дворе короля Артура".

Во втором периоде развитого средневековья ускоренными темпами развивалось изобразительное искусство Западной Европы, которое приобрело некоторые новые черты, связанные с формированием ренессансных художественных принципов. Раньше всего переход к последним произошел в Италии на рубеже ХIII – ХIV вв.), в других же странах Европы необходимые условия сложились позже, а в ХIV – ХV вв. закладывались основы этих перемен. Симптомами наступления новой эпохи в искусстве являлось, во-первых,стремление передавать житейские подробности, обстановку, костюмы в реальном пространстве и с учетом законов перспективы, аво-вторых,интерес к человеческим переживаниям и чувствам становится более связанным с отдельными личностями.

Центрами искусства становятся королевские дворцы и резиденции крупных феодалов, а заказчиками – не церковь, как прежде, а представители аристократии и богатой бюргерской верхушки. В городах не только церкви, но и ратуши насыщались произведениями искусства. Развернулось также интенсивное строительство гражданских зданий. Светские здания своим размахом и внушительностью теперь не уступают городским соборам. В архитектуре XIV – XV вв. господствовала готика, получившая название "интернациональной". Для нее характерен вкус к декоративности, украшение зданий многочисленными деталями.

Искусство ХIV – ХV вв., постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается не к массе, а к отдельному человеку. Монументальные формы живописи стали вытесняться станковыми. В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается деревянная резная скульптура, книжная миниатюра. В XIV – XV вв. прокладывались пути к жанрам европейской живописи нового времени – пейзажу, интерьеру, бытовому жанру.

Именно ХV в. стал временем становления многих национальных школ живописи. Первым художником, открывшим плеяду выдающихся мастеров нового искусства, был нидерландец Ян ван Эйк. С его именем связывается начало распространения масляной живописи. Ван Эйка считают также первооткрывателем европейского живописного портрета.

В XIV в. в Бургундии работал знаменитый скульптор Клаус Слютер, создатель известного "Колодца пророков". Культура развитого феодализма была отмечена значительными достижениями, подготовившими расцвет науки и искусства в XIV в.

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-топримитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.

Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные сооружения романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой живописи составляют славу многих художественных музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой литературы – эпические произведения, рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная "Божественная комедия" Данте

Культура средневековья противоречива, как и сама эпоха, поэтому ее нельзя оценивать однозначно, например, как "темные века" или безвременье. Она несла в себе "темные силы" и имела "светлые" стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

 

 


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 24; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты