Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Художественно-творческое задание




► Создайте гармоничную композицию с выразительным художественным образом на одну из тем: «Спортивный праздник», «Дискотека», «Музыка», «Шопинг», «Одиночество», «Времена года» и др. Где можно будет использовать такую композицию?

 

Всегда ли люди понимали одинаково красоту

 

Искусство каждой эпохи стремится создать образ прекрасного человека, вобравшего в себя лучшие черты своего времени. Соответственно смене идеалов, взглядов, вкусов людей меня­лись и стили в искусстве.

Важной составляющей внешнего вида че­ловека является одежда. Не случайно говорят: «По одежке встречают...». Действительно, кос­тюм служит визитной карточкой эпохи. В нем, как в зеркале, отражаются представления лю­дей о прекрасном человеке, его мировоззре­нии и вкусах.

1. Посмотрите на произведения искусства, расположенные на этих страницах.

2. Как менялось представление о красоте человека в разные эпохи? в разных слоях общества? Охарактеризуйте идеал прекрасного человека в разные эпохи.

3. Послушайте фрагменты произведений инструментальной музыки. С образом человека какой эпохи они соотносятся? Как костюм передает мировоззрение людей?

Художественно-творческое задание

► Идеалы какой эпохи в истории человечества вам особенно близки — нравятся архитектура и одежда, музыка и живопись, привлекателен образ жизни? Пофантазируйте и представьте, что вы живете в то время. Подумайте, кем бы вы хотели быть. Изобразите себя в образе идеального человека полюбившейся вам эпохи. (Материалы: перо, тушь; аппликация; акварель; линогравюра и др.) Подберите музыкальные произведения, соответствующие тому времени.

 

Великий дар творчества: радость и красота созидания

 

Творческим потенциалом облада­ет каждый человек. Но не все могут полностью или хотя бы частично его реализовать. И далеко не все люди стремятся к этому, хотя творчество на­полняет смыслом жизнь человека, со­действует его духовному росту, делает обыденность интересной, разнообраз­ной и полезной.

Созидание нового в любом виде де­ятельности — науке, искусстве, стро­ительстве, даже в игре — творческий процесс. Конечно, если он доставляет радость, если человек, создавая новое, вкладывает в него свою душу.

В результате научного творчества от­крываются новые закономерности ре­ального мира, новые законы и факты природы. Плодами художественного творчества является создание «второй реальности» в картинах, музыкальных произведениях, фильмах и т. д.

Творчество всегда активно, оно предполагает творческое усилие, по­этому не терпит лени. Не случайно к проблеме творчества обращаются мно­гие поэты.

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну,

Ты — вечности заложник

У времени в плену.

Б. Пастернак

Творческий порыв предвосхищает рождение нового. Но необходимо на­учиться мечтать, фантазировать, вклю­чать для решения задач не только ин­теллект, но и интуицию. Творческое состояние характерно тем, что оно овладевает мыслями, чувствами, во­лей, сознанием человека, определяет не только его отношение к жизни, но подчас и его судьбу.

Искусство обладает уникальной спо­собностью доставлять человеку радость творить и любоваться творчеством. Эта особая радость возникает благодаря эстетическому переживанию, которое испытывает человек, общающийся с искусством: автор он художественного произведения или зритель, слушатель, читатель. Восприятие произведений искусства тоже творческий процесс и потому также способно принести радость. Сила искусства в его эмоци­ональности, в том, что оно способно потрясать людей.

Момент творческого процесса запе­чатлен в различных картинах, скуль­птурах. Воспринимая их, человек по­гружается в атмосферу творчества, у него рождается желание постичь не­возможное, найти в душе созвучное этому невозможному.

1. Найдите в справочной литературе понятие «творчество», сравните его определение с вашим представлением о нем. На основании собственного опыта и новых знаний сформулируйте свой взгляд на творчество.

2. Объясните, как вы понимаете утверждение выдающегося французского скульптора О. Родена: «Мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, когда каждый будет находить радость в своем труде».

3. Послушайте несколько музыкальных произведений в различных исполнительских трактов­ках. В чем проявилась творческая индивидуальность каждого исполнителя? Как стиль исполнения повлиял на образно-смысловой строй сочинений?

Художественно-творческие задания

► Выполните ассоциативную композицию на тему «Город». (Это может быть музыкальный го­род, индустриальный, вечерний и т. п.).

 

Как соотноситься красота и польза

 

Есть ли в красоте какая-то польза? Конечно, ведь красота радует взгляд, поднимает настроение, раскрывает ценность природы, жизненных явле­ний и др. Красивое всегда гармонич­но, ему присуще чувство меры. Не слу­чайно даже математики говорят, что истинная формула всегда лаконична и красива по начертанию.

Если строго разграничить искус­ство и обыденную жизнь, то можно сказать, что красота — это привиле­гия искусства, а польза — привилегия обычной жизни. Но подобного разгра­ничения не существует, так как искус­ство активно вторгается в нашу жизнь в виде оформления интерьеров, мебе­ли, одежды, книг, архитектуры зданий, дизайна машин и бытовой техники, музыкальной среды, песенно-танце- вальных ритмов и т. д. А обыденная жизнь становится содержанием худо­жественных произведений. Такое вза­имопроникновение обеспечивает гар­монию красоты и пользы.

Во все времена искусство давало возможность людям запечатлеть эпи­зоды повседневной жизни. Благодаря этому мы имеем представление о том, как жили и что ценили люди от глу­бокой древности до наших дней.

Красота для древних народов не была самоцелью. Для них красивым было то, что в наибольшей степени способствовало выживанию и победе. Красивое — это прежде всего быстрое, сильное, стремительное.

Античный философ Сократ (V в. до н. э.) считал красивым то, что наилуч­шим образом соответствует своему назначению. На основании этого ут­верждения он, не отличаясь привлека­тельной внешностью, в шутку, но, тем не менее, очень убедительно доказы­вал, что необычайно красив. «Большие уши лучше улавливают звук, — говорил он, — поэтому они красивы».

И в последующие эпохи люди по- разному воспринимали красоту и пользу окружающего мира. Например, фламандские художники XVII в. вос­хищались великолепием огромного количества снеди. Их грандиозные полотна вмещали фрукты, овощи, дары моря. А голландские художники того же времени радовались тихому домашнему уюту.

В эпоху барокко искусство отра­жало напряженную эмоциональную жизнь человека, его сложный и много­образный внутренний мир. В живопи­си, скульптуре, музыке получила воп­лощение борьба противоположных сил: света и тьмы, силы и слабости, грубой власти и нежной покорности. Это повлекло за собой замысловатые, причудливые и противоречивые фор­мы искусства.

В «Высокой мессе» И.-С. Баха дра­матургия основана на раскрытии кон­трастных образов: скорби, страдания и радости, света, которые пробужда­ют величие духа и устремленность к активному действию.

Сцены заурядных или даже траги­ческих событий, которые в обычнойжизни далеки от представлении о прекрасном, в художественном воплощении обретают вы­сокий смысл и красоту. Их польза в том, что они побуждают нас к размышлению, пережи­ванию, состраданию, помогают открыть новые грани окружающей действительности и своего внутреннего мира и тем самым приобщиться к творчеству.

Музыка сопровождает человека повсюду. Современная техника сделала ее доступной каждому. Сегодня можно говорить об омузыка- ленном, озвученном быте. Легкая, развлекатель­ная музыка стала основой музыкального раци­она, так называемой потребительской музыкой. Она вызывает у слушателей все новую и новую потребность в себе самой. К такой музыке от­носитсяшлягер— модная песенка танцеваль­ного характера, в основе которой, как правило, лежит текст любовного содержания. В жизни происходит преувеличение ути­литарной значимости музыки, ее прикладной функции, при которой эстетические, художест­венные качества отодвигаются на второй план. Именно с этим связано применение музыки как средства магического воздействия. Музыка ис­пользуется и в медицинских и воспитательных целях, она способна лечить, психически оздо­ровлять человека.

Издавна музыка понимается как средство уп­равления поведением человека, организации его действий, усмирения его необузданности. Музыка объединяет в себе две крайности, кото­рые легко делаются самостоятельными по отно­шению друг к другу: в ней царят глубочайшая задушевность и проникновенность и вместе с тем строжайшая рассудочность.

 

Шлягер (нем. Schlager) обозначает при­мерно то же, что имеется в виду в ан­глийском bestseller(ходкий, хорошо продающийся товар) — модная книга, или в английской метафоре hit(попа­дание — гвоздь сезона, хорошо прода­ющийся диск).

 

1. Как называются жанры искусства, которые изображают повседневную жизнь? Какие худож­ники работали в этих жанрах?

2. Послушайте музыку, которая украшает наш быт и музыкальные сочинения, основой содер­жания которых является повседневная жизнь.

3. Вспомните музыкальные сочинения и произведения изобразительного искусства, которые разрушают представление человека о красоте и гармонии. Как вы считаете, они приносят вред или пользу? В чем это проявляется?

Поясните конкретными примерами смысл выражения поэта Д. Самойлова: «Музыка лечит... Музыка губит».

 

Как человек реагирует на различные явления в жизни и в искусстве

 

Когда в жизни все хорошо и кра­сиво, говорят: «как в сказке или как в кино». Роскошный закат солнца на море невольно наводит на мысль — как на картине. И наоборот, негатив­ные явления, нашедшие отражение в искусстве, хотя и вызывают возмуще­ние, но при этом не рождают чувства агрессии или сильно выраженного страдания.

Посмотрите на картину испанского художникаПабло Пикассо(1881-1973) «Герника» (1937). На ней изображено страшное событие, случившееся в са­мом начале Второй мировой войны. Фашистская авиация разбомбила ма­ленький испанский городок Гернику, стерла его с лица Земли, уничтожила мирных жителей. Художник не мог не откликнуться на беду своего наро­да. Но показать результаты разгрома в реалистической манере значило, по его словам, изобразить мясную лавку. Поэтому Пикассо обратился к языку символов. С их помощью он передал и ужас, и боль, и страдание, и возму­щение, но сделал это очень тактично, не вызывая у зрителя чувства страха и отвращения, которые бы непременно возникли, если бы художник фотогра­фически отразил это событие. Картина вотуже много лет висит на огромной стене музея Прадо в Мадриде, напоми­ная о преступлении перед человечест­вом, которое нельзя забывать.

Понять смысл картины могут люди любой страны, любой эпохи, если они владеют языком символов.

Нет ни одного человека, которому была бы незнакома Симфония № 7 («Ленинградская»)Дмитрия Дмитри­евича Шостаковича(1906—1975), со­чиненная в 1941 г. Она стала симво­лом грядущей победы над фашизмом и своеобразным музыкальным памят­ником Великой Отечественной войне. Спустя два года композитор пишет. Симфонию № 8 — одно из наиболее трагических творений искусства XX в., сравнимое разве что с «Герникой» Пи кассо. Симфония представляет собой монументальную трагическую фреску происходящего вокруг, как бы отра жающую весь мир. В ней и трагедия войны, и ужас российской повседнев ности с ее лицемерием и гигантома нией, и заботы обычного человека, и его надежда на лучшие времена.

«Сон разума рождает чудовищ», — сказал Ф. Гойя. «Сон совести превраща ет в чудовище самого человека», — мог бы добавить Шостакович. У Шостако вича образы зла окарикатурены, пере ведены из области вечных категорий в контекст злободневной современнос ти. Контрастное сопоставление безыс ходности и просветления производит неотразимое впечатление. Мучитель но напряженная музыка симфонии взывает к совести, зовет к неприми римости со злом, протестует против зла, насилия и всего, что причиняет людям боль и страдания.

· Как вы понимаете символику картины «Герника»?

· Рассмотрите все элементы картины. Пользуясь словарями и справочниками по символике, найдите различные значения символов, берущих начало в глубокой древности. Интерпретируйте эти значения для картины, посвященной трагедии мировой войны.

· Послушайте 3-ю часть Симфонии № 8 Д. Шостаковича. Какой смысл она выражает? Какими образными средствами композитор раскрывает трагизм жизненных ситуаций?

 

Прекрасное пробуждает доброе

 

Преобразующая сила искусства

 

Художники всегда размышляли о предназначении искусства, свое­го творческого дара. «И чувства доб­рые я лирой пробуждал.» — писал А. Пушкин. «Надежная опора вдох­новенью была дана мне с детства в красоте» — считал Микеланджело. «Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам на­шего существа. Не свои — наши мыс­ли заставляет поэт петь внутри нас. .Он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он» — гово­рил А. Франс.

Искусство обладает огромной дей- твенной силой, незаметной на пер­вый взгляд. Читая книгу, смотря ки­нофильм или спектакль, посещая ху­дожественный музей или выставку, слушая классическую музыку или сов­ременные песни, человек как будто только отдыхает, проводит досуг. На самом деле во время общения с искус­ством, погружаясь в художественное произведение и сочувствуя героям, персонажам, он словно примеряет на себя другие характеры, разнообраз­ные ситуации, получает новый опыт: сопереживает положительным персо­нажам, негодует, когда видит неспра­ведливость по отношению к слабым и беззащитным.

Художественные образы служат эс­тетическими идеалами, которые про­являются в отношении к жизни, в характеристиках положительных и отрицательных персонажей и вопло­щаются в самых разных формах: в ге роическои поэме и сатире, в трагедии и комедии. Искусство воздействует на ум, сердце, душу человека, восстанав­ливает психическое и эмоциональное равновесие, помогая снять внутреннее напряжение и волнение, порожден­ное реальной жизнью, гармонизиру­ет внутренний мир воспринимающе­го его читателя, слушателя, зрителя. Настоящее искусство спокойно, нена­вязчиво, оно «не терпит суеты», «вос­питание искусством — это «тихая ра­бота» (Ф. Шиллер). Массовая культура, напротив, ог­лушительна, назойлива, суматошна, развлекательна, легка для восприятия. Она так прочно вошла в сознание многих людей, что места для высоких духовных ценностей уже почти не ос­талось. И искусство, и массовая куль­тура воздействуют на взгляды, вкусы и мировосприятие человека исподволь, часто не осознанно для него.

· Какие герои художественных произведений вам интересны? На кого из них хотелось бы быть похожими? Кому из них хотелось бы подражать? Над какой-либо важной жизненной про­блемой они побудили вас задуматься?

Прочитайте стихотворные строки английского поэта и драматурга XVI в. У. Шекспира. Нет на земле живого существа

Столь жесткого, крутого, адски злого,

Чтоб не могла хотя б на час один

В нем музыка свершить переворота.

1. Подберите музыкальное произведение (классическое или современное), на примере которо­го вы смогли бы раскрыть смысл этого высказывания.

2. Какие взгляды, вкусы, характер формирует общение человека с произведениями высокого искусства, а какие — с продуктами массовой культуры? Докажите на примерах свое мнение.

Художественно-творческие задания

1. Сделайте эскиз плаката или рекламной листовки на какую-нибудь социально значимую тему, например «Моя семья», «Экология души», «Здоровый образ жизни», «Мир моих увлечений» и т. п.

Составьте программу концерта авторской песни на тему «Надежды маленький оркестрик под управлением любви». Какие нравственные ценности вы хотели бы раскрыть с помощью песен, включенных в программу концерта?

 

Исследовательский проект

 

«Полна чудес могучая природа».

Весенняя сказка «Снегурочка». В течение жизни каждому человеку приходится решать множество различ­ных проблем — житейских, нравствен­ных, социальных и др. Жизнь иногда предлагает разные пути их решения. Какой выбрать? Значение искусства в том, что оно знакомит нас с опытом преодоления проблем в различные времена разными людьми, которые благодаря своему художественному дару смогли сохранить его в произве­дениях искусства.

Искусство во все времена помогало человеку открывать различные грани мира, осознавать себя в этом мире, путешествовать во време­ни и пространстве. Каждому из вас, общаясь с искусством, удастся узнать что-то новое о мире и о себе. У вас появятся новые знания, новый художественный опыт, новые увлече­ния, связанные с искусством. Но, вероятно, останется много тайн и загадок, которые можно решать сообща в живой, ув­лекательной форме — в форме художественного события.

Слова мудрого царя Берендея («Полна чудес могучая при­рода») приведут вас к знакомому с детства сюжету народной сказки «Снегурочка».

Реализация проекта потребует разработки следующихсо­держательных линий:

· истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

· истоки образа Снегурочки в языческой культуре славян;

· варианты народных и авторских сказок (новогодних и весенних) — братья Гримм, В. Даль, А. Афанасьев и др.;

· пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»;

· музыка П. И. Чайковского к одноименному спектаклю;

· опера-сказка Н. А. Римского-Корсакова;

· образы сказки «Снегурочка» в изобразительном искусстве: книжные ил­люстрации — И. Билибин и др., декоративно-прикладное искусство — Палех, Федоскино и др.; живопись — Н. Рерих, К. Коровин, М. Врубель, В. Васнецов и др.; эскизы костюмов и декораций;

· кинофильмы и мультфильмы «Снегурочка».

Раскрыть свое понимание глубокого смысла этой доброй и поучительной истории-сказки вы сможете, выбрав инте­ресный для вас вид деятельности: исследовательской, худо­жественно-практической (музыкальной, литературной, теат­ральной, хореографической, режиссерской, оформительской, технического обеспечения проекта и др.). Ролевые игры (в журналистов, психологов, сценаристов и др.) помогут пред­ставить данный проект зрителям и слушателям, которыми могут быть ваши учителя и родители, сверстники и младшие школьники.

 

9 класс

 

Воздействующая сила искусства 46

Искусство предвосхищает будущее 54

Дар созидания 60

Искусство и открытие мира для себя 78

Исследовательский проект 80

 

Воздействующая сила искусства

 

Искусство и власть

 

В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопыт­ная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для укрепления власти, — светской и религиозной.

Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а го­рода и государства поддерживали пре­стиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии, прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, ху­дожники, музыканты в разные време­на создавали идеализированные вели­чественные образы правителей-вож­дей. Им придавали необыкновенные…

1. Какие качества художники, скульпторы подчеркивают в образах государственных де­ятелей, правителей разных эпох и стран? Какие чувства вызывают эти образы у вас?

2. В чем сходство и различия этих образов? Назовите общие (типические) черты, символи­зирующие власть.

… качества, особый героизм и мудрость, что, безусловно, вызывало почтение, восхищение в сердцах простых лю дей. В этих образах явно проявляют ся традиции, идущие от древнейших времен, — поклонение идолам, божес твам, вызывавшим трепет не только у всякого приближающегося к ним, но и у смотрящего издали. Доблесть во инов и полководцев увековечивают произведения монументального ис кусства. Устанавливаются конные ста туи, сооружаются триумфальные арки и колонны в ознаменование одержан ных побед.

По указу Наполеона I, который хо­тел обессмертить славу своей армии, построеныТриумфальные воротав Париже. На стенах арки выгравиро­ваны имена генералов, сражавшихся вместе с императором.

В 1814 г. в России к торжественной встрече русской армии-освободитель­ницы, возвращавшейся из Европы после победы над Наполеоном, были сооружены деревянныеТриумфаль­ные воротау Тверской заставы. Более 100 лет арка простояла в центре Мос­квы, а в 1936 г. была снесена. Лишь в 60-е гг. XX в. Триумфальная арка была воссоздана на площади Победы, у Поклонной горы, на месте вступления в город армии Наполеона.

В XV в. после падения Византии, которая считалась преемницей Рим­ской империи и получила название Второго Рима, центром православной культуры становится Москва. В пери­од экономического и военного роста Московское государство нуждалось в соответствующем культурном имид­же. Двор московского царя становится местом проживания многих культурно образованных православных людей. В их числе архитекторы и строители, иконописцы и музыканты.

Московские цари считали себя наследниками римских тра­диций, и это нашло отражение в словах: «Москва — Третий Рим, а четвертому не бывати». Чтобы соответствовать этому высоко­му статусу, по проекту итальянского архитектора Фиораванти перестраивается Московский Кремль. Окончание строительства первого каменного храма Москвы —Успенского собора стало поводом к основаниюХора государевых певчих дьяков.Масш­таб и великолепие храма требовали большей, чем прежде, силы звучания музыки. Все это подчеркивало власть государеву.

Во второй половине XVII в. по гран­диозному замыслу святейшего патриар­ха Никона — создать святые места по образу Палестины, связанной с земной жизнью и подвигом Иисуса Христа, — под Москвой был построенНово-Ие­русалимский монастырь.Его главный собор по плану и размерам подобен храму Гроба Господня в Иерусалиме. Это детище патриарха Никона — вер­шина развития древних традиций Рус­ской церкви, берущих свое начало со времен крещения Руси (X в.).

В XVIII в. открылась новая гла­ва российской истории. Петром Iпо меткому выражению Пушкина, было «прорублено окно в Европу» — осно­ванСанкт-Петербург.

Новые идеи нашли отражение во всех видах искусства. Появляется свет­ская живопись и скульптура, изменя­ется на европейский лад музыка. Хор государевых певчих дьяков теперь переведен в Петербург и становится Придворной певческой капеллой (не­редко в этом хоре пел и сам Петр I. Искусства возглашают хвалу Господу и здравницу молодому царю всея Руси.

Сейчас Хоровая капелла имени М. И. Глинки — это величественный памятник русской культуры, просла­вившийся на весь мир. Капелла помо­гает сохранять связь времен и преемс­твенность традиций.

В ХХ в., в эпоху сталинизма в на­шей стране помпезная, пышная архи­тектура подчеркивала силу и власть государства, низводя до ничтожно ма­лого уровня человеческую личность, игнорировала индивидуальное свое­образие каждого человека. Бездушный механизм государственного принуж­дения высвечивает гротескное начало в музыке (Д. Шостакович, А. Шнитке и др.).

Демократические настроения наро­да находят особенно яркое выраже­ние в искусстве в переломные момен­ты истории. Это и революционные песни, марши в период Октябрьского переворота в России (1917), плакаты, произведения живописи, музыкальные сочинения времен Великой Оте­чественной войны (1941 — 1945). Это и массовая песня, отражающая трудовой энтузиазм послевоенных лет, и авто­рская песня второй половины XX в. (разновидность городского фолькло­ра), выражающая не только лиричес­кие настроения молодого поколения, но и протест против ограничения свободы личности, особенно ярко вы­разившийся в рок-музыке.

1. Приведите примеры исторических эпох с авторитарным и демократическим правлением. Подберите произведения искусства, отражающие идеи этих государств. Обратитесь к справочной литературе.

2. Посмотрите картины, фрагменты из кинофильмов, послушайте музыкальные произведения, выражающие идеалы народа в различные времена в разных странах. Что вы можете сказать об их общественных идеалах?

3. Какими средствами и с какой целью искусство воздействует на людей сегодня?

Художественно-творческое задание

► Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства. Проанализируйте различные художествен­ные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведени­ям различных видов искусства представьте ее целостный образ.

 

Какими средствами воздействует искусство?

 

К общим средствам художествен­ной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, инто­нация и др. Они могут существенно усилить воздействие художественного произведения, повлиять на отноше­ние человека, вызвать определенные образы, ассоциации, воспоминания.

Композиция— это построение художественного произведения, обус­ловленное его содержанием, характе­ром, назначением. Композиционное равновесие зависит от расположения основных частей произведения. Ком­позиция, построенная по законам ис­кусства, придает произведению целос­тность и гармоничность.

Особенности композиции акцен­тируют внимание на определенных предметах. Художник подчеркивает их значимость в сюжете картины. Он преднамеренно переключает внима­ние зрителя с одной части картины на другую, вызывая в его душе опре­деленные переживания, причем в пос­ледовательности, желательной для по­нимания содержания произведения. На знаменитой картинеСандро Боттичелли(1445—1510) «Весна» справа, легко скользя по цветущему лугу в прозрачных, легких одеждах, рассыпает цветы сама Весна. Пресле­дуемая Зефиром Флора словно ищет у нее защиты. В центре под аркой вет­вей стоит Венера. Ее жест указывает на трех граций, причудливо сплетаю­щих в хороводе руки. Слева тянется за апельсином Меркурий. Персонажи как будто не замечают друг друга, фигуры существуют независимо друг от друга. Прозрачные одежды едва прикрывают тонкие, гибкие тела. Ясные ив то же время тягуче-нежные линии создают ощущение зачарованности. На всех лицах лежит тень невысказанной грусти. Фигуры как будто двигаются с бесшумной легкостью. Их объединяет общий ритм.

Сопоставим особенности компо­зиции этого живописного полотна с особенностями построения (формой) музыкального произведения с тем же названием. «Весна» — первый концерт в цикле концертов «Времена года»Антонио Вивальди(1678-1741) — наиболее популяр­ном сочинении итальянского композитора в стиле барокко.

Концерты этого цикла — программная музыка, так как каждому из концертов композитор предпослал сонет. Пред­полагается, что автором стихов является сам Вивальди.

Музыка точно следует за образами стихов. Сонеты на­столько соответствуют музыкальной форме концертов, что невольно возникает подозрение, не сочинены ли они к уже написанной музыке.

Первая часть концерта «Весна грядет!» открывается необы­чайно радостным мотивом, иллюстрирующим ликование, вызванное приходом весны, — играет весь оркестр (tutti). Этот мотив является своего рода рефреном, что придает му­зыке форму, похожую на рондо.

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест, звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий, И щебет вновь плывет в пространстве голубом. Вторая часть — «Сон крестьянина». Вивальди не без юмора нарисовал картину сладкого сна — солирующая скрипка поет мелодию, очень тихое (pp) звучание всех скрипок оркестра в мягком пунктирном ритме изображает шелест листвы, а голоса альтов — лай со­баки, «охраняющей» сон хозяина.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Третья часть («Танец-пастораль») пол­на энергии и жизнерадостности. Ритм этой части напоминает поступь старин­ного итальянского танца сицилианы, его особый признак — повторяющаяся рит­мическая фигура

Пастушеской волынки звук

Разносится, гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

1. Рассмотрите картину «Весна» Боттичелли. Передайте графически композиционное построение кар­тины. О чем говорит эта линия? Можно ли здесь использовать музыкальный термин «кульминация»? Где она находится и как это передал художник?

2. Как можно интерпретировать строки из стихотворения Микеланджело: «Кто создал все, тот сотворил и части»?

3. Послушайте концерт «Весна». Как его композиция влияет на общее впечатление? Какими средствами композитор создает образ весны? В каких эпизодах вы услышали пение птиц?

4. Каковы особенности построения первой части концерта? Почему композитор избрал форму рондо? Появлению каких зрительных образов весны помогает противопоставление музыкальных тем? Какой при­нцип построения музыки играет ведущую роль — повтор или контраст? А в картине Боттичелли?

5. Какую роль играет сопоставление звучания скрипки соло и всего оркестра в концерте Вивальди? Можно ли найти в картине Боттичелли аналогии этому музыкальному сопоставлению соло и оркестра?

Формапредставляет собой сумму приемов, выразительных и изобразительных средств для создания художественного образа в любом виде искусства. Благодаря форме рождается внешнее выражение определенного содержания, например, изобразительная форма, музыкальная форма, стихотворная форма. В разных видах искусства внешнее выражение имеет свои особенности.

Визобразительномискусстве форма— это очерта­ние, наружный вид, контур предмета. Самые простые формы приближаются к квадрату, треугольнику, кругу, «амебе».

Каждая форма имеет свой характер.Квадрат— закончен­ная, устойчивая форма — выражает утверждающие образы, ей не свойственно движение, полет.Треугольник— активная, развивающаяся на плоскости и в пространстве форма — не­сет в себе возможность движения, выражает борьбу проти­воположностей, может быть агрессивной.Круг— наиболее яркое выражение идеи природы (Земли, Солнца, мирозда­ния), поэтому ассоциируется с понятиями «добро», «счастье», «жизнь». Текучая формаамебыпридает образам неустойчи­вый характер, ассоциируется с романтичностью, меланхоли­ей, пессимизмом.

1. Посмотрите плакаты, рекламные листовки, современную скульптуру, фрагменты мультфильмов с изображением стилизованных животных. Что подчеркивает стилизация или трансформация?

2. Послушайте два музыкальных произведения. Сравните, как в них раз­вивается и утверждается основная музыкальная мысль. Какие способы раз­вития преобладают в каждом из этих произведений.

Линиятоже имеет свою форму, которая выражает образ. Она может быть стремительной или тягучей, плавной или угловатой, целенаправленной или хао­тичной и тем самым формирует различные образы.

Для усиления художественного образа формы могут бытьстилизованнымиилитрансформиро­ванными.В них подчеркиваются или изменяются характерные черты предмета, а ненужные детали отбрасываются. Особенно часто эти приемы исполь­зуются в плакатной и книжной графике и в мульти­пликации, а также в современной скульптуре.

Вмузыкепод формойподразумеваются органи­зация музыкального целого, способы развития музы­кального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям, напри­мер: песня, романс, баллада, прелюдия и др. Формы- композиции в музыке основаны на известных вам принципах —повториконтраст.Различаютдвух­частныеитрехчастныемузыкальные формы,ва­риации, рондо, сонатная формаи др.

Масштабность замысла музыкального произведения определяет его форму-композицию. Для песенных жанров характерны простые формы (куплетные, куплетно-вариационные); произведения танце вальных жанров нередко написаны в трехчастной форме. А драматургия таких жанров, как симфония, концерт, опера, балет, требует более развернутых форм, построенных на сопоставлении и противопоставлении контрастных образов.

1. Посмотрите фрагменты орнаментов из иллюстраций И. Билибина к русским народным сказ­кам, репродукцию картины «На катке» А. Дейнеки. Какой эффект создает ритмическая организа­ция орнамента и композиции картины?

Послушайте фрагменты музыкальных произведений. Определите, какую роль играет ритми­ческая организация в музыке разных эпох.Ритмотражает связь природы, че­ловека и его деятельности с миро­зданием. Слово ритм означает «мер­ность».

Ритм сложился под влиянием де­ятельности человека: шага, танца, за­клинания, плача-причета, укачивания ребенка, бытовой речи, этапов ра­боты, Ритм подсказывает и природа: сердцебиение и пульс живого орга­низма, пение птиц, движение морс­ких волн и т. п. Такие ритмы понятны всем людям. С помощью ритма мож­но выразить состояния покоя и без­мятежности, величия и стабильности, суетливости и испуга.

В европейской культуре в Средние века вытянутые по вертикали пропор­ции соборов создавали образы, со­звучные устремленной к небу в эмо­циональном порыве душе человека. В древнерусском искусстве выразитель­ные пропорции архитектурных пост­роек несли в себе образы, объединя­ющие человека с природой.

Фактураот лат. factum— обработ­ка, строение.

Визобразительномискусстве факту­ра— это характер обработки поверхности изделия декоративно-прикладного искусства, скульптуры или живописной плоскости, способ передачи особенностей реальных предметов (бархат, шелк, бронза и др.) изобразительными средствами. Это и совокупность технических приемов художника: ведение кисти, наложение красочных слоев, удары резца, полировка.

Вмузыкепод фактуройпонимают ха­рактер, совокупность средств музыкально­го изложения, склад, тип взаимоотношений различных голосов музыкальной ткани: гар­моническая (аккордовая), в которой голоса движутся «стройными рядами»; полифоничес­кая, в которой каждый голос самостоятелен; гомофонно-гармоническая.

Новодевичий монастырь в Москве

1. Рассмотрите изображения античного храма, готического собора, православной церкви. Какие ассоциации вызывают у вас пропорции этих архитектурных сооружений?

2. Послушайте звучание разных колоколов и сопоставьте их ритмические формулы. Как изме­нение ритма влияет на эмоциональный строй колокольных звонов?

3. Объясните, как вы понимаете термины «композиция», «содержание», «сюжет», «ритм», «про­порции», «форма», «фактура». Найдите эти понятия в справочной литературе.

4. Какие средства художественной выразительности, общие для различных искусств, вам из­вестны?

5. Послушайте и сравните два музыкальных произведения. Какое значение имеет фактура в со­здании различных образов?

Художественно-творческие задания

· Создайте в технике аппликации (или на компьютере) несколько уравновешенных или не­уравновешенных композиций, используя разные по характеру элементы.

· Создайте изобразительную композицию, которая ассоциировалась бы с одним из знакомых музыкальных произведений. Аргументируйте особенности реализации своего замысла.

 

Храмовый синтез искусств

 

Синтез искусств — это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного яв­ления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественной де­ятельности. С древних времен извес­тен синтез архитектуры, декоративно - прикладных и монументальных ис­кусств, скульптуры и живописи.

Возникновение, развитие и существование искусства разных народов мира обладает удивительным сходством. Это свидетельствует об обще­человеческих законах искусства, ко­торые находят свое воплощение в обрядах, верованиях, религиозных ритуалах. В архитектуре, оформле­нии храмов, музыкальном сопро­вождении богослужения отразились представления человека о мире, ми­роощущение эпохи и народа, их со­здавших.

Храмы — это культовые построй­ки, которые воплощают образ миро­устройства в той или иной религии (христианство, буддизм, ислам), ее основные ценности. Храм есть как бы земное жилище неземного и вездесу­щего Бога, место обретения Бога через молитву, место единения с Богом че­рез таинство, место спасения души...

Земной храм является образом Храма вышнего, земным жилищем Бога. Поэтому образ Храма содержит в себе выходящую за пределы челове­ческого сознания идею Божественного и в то же время вбирает все представ­ления о мироустройстве. В Храме че­ловек ищет убежище от мирской суе­ты. Обращаясь в молитвенном порыве к Богу, осознает единство земного и небесного.

Певучесть Слова, строгие лики древ­них икон, величественная архитектура церквей и храмов, монументальность фресок, сдержанная пластика скульптур, звучащая церковная музыка с ее строгими и возвышенными мелодия­ми, предметы декоративно-прикладного искусства — все это вызывает высо­кие нравственные чувства, раздумья о жизни и смерти, грехе и раскаянии, рождает стремление к истине и иде­алу. Религиозное искусство обращает­ся к таким человеческим чувствам, как сострадание и сочувствие, умиление и покой, просветленная радость и оду­хотворение.

Вправославном храмедля моля­щихся отводится основное помещение храма, включающее подкупольное про­странство. Алтарная часть — для бо­жественной сверхреальности. Зримым напоминанием о Боге и призывом к Нему является икона. Строгие одно­голосные напевы в древности были созвучны ликам святых, представлен­ным на иконах, в мозаиках, фресках. В XVIII в. их сменили многоголосные концертные композиции, символизи­рующие могущество и единение свет­ского и церковного начал, как основы государственности России.

Золотой фон словно уносит фигу­ры святых в недосягаемые светящи­еся сферы. Интенсивные красочные пятна в мозаиках придают вырази­тельность образам святых и реальных людей. Сияние огромного количест­ва лампад и свечей, пение искусных и подготовленных певцов усиливают благолепие службы. Но внутреннее, душевно-духовное наполнение обря­да молитвой есть дело находящихся в храме людей.

Грандиозность и величественность архитектурного образакатолического соборазвучит особенно возвышенно в светлом, взлетающем пространстве интерьера. Мощным потоком вверх устремляются все элементы декора: тонкие, изящные столбы, колонны, стрельчатые арки. Огромные ажурные окна с цветными стеклами — витра­жами — делают прозрачной и легкой преграду между интерьером собора и внешним миром. Льющийся через стекла витражей цветной таинствен­ный свет, создавая в храме необыч­ную цветовую среду, отличную от внешнего мира, символизирует свет христианского познания. Архитектура, скульптура, живопись, таинство литургического действа в пра­вославном храме соотносятся с хоро­вым пением без сопровождения (акапелла). В католическом — не только с пением, но и со звучанием органа.

Мусульманский храм (мечеть)сво­им великим куполом символизирует единого Бога (Аллаха) и минаретом (башня около мечети) — его проро­ка (Магомета). Мусульманская мечеть включает в себя два соразмерных пространства — открытый двор и за­тененный молитвенный зал.

Главные архитектурные элементы мечети послужили основой для фор­мирования мусульманских понятий о красоте. Огромный купол, парящий над мечетью, так же как и архитек­турные «сталактиты» — ниши, нависа­ющие друг над другом, создают иллю­зию бесконечного и непостижимого неба и символизируют божественную совершенную красоту, а минарет — божественное величие. На стенах ме­чети размещаются декоративно офор­мленные изречения из Корана. В религиозной культуреисламаиз всех видов искусств преимущество по­лучили архитектура (дворцы, мечети) и поэзия, звучащая под аккомпанемент струнных инструментов. Изображение божества и любого живого существа считалось святотатством. Поэтому ху­дожественный стиль ислама — деко­ративный, орнаментальный.

Бесконечный по своей природе орнамент служит способом художес­твенного выражения исламского ми­роощущения. Именно орнамент стро­ится на ритмическом повторении ос­новных мотивов. А в мусульманстве повторение считается одним из на­дежных способов постижения истины и выражения преданности Аллаху.

Древнийбуддийский храм, соору­женный из мощных обтесанных кам­ней и плит, был основой для пышного и тяжелого орнаментального скуль­птурного декора, охватывающего поч­ти всю его поверхность. Своеобразным следствием этого является отсутствие арки и свода. В буддийских храмах на кровлях висят многочисленные коло­кольчики. Они раскачиваются при ма­лейшем порыве ветра, наполняя окру­жающее пространство нежным мело­дичным звоном. Одновременно коло­кольчики были защитой святилища от проникновения злых духов, входили в состав ритуальных предметов, которые использовались в церковных обрядах. Буддийские религиозные праздники сопровождаются обычно шествиями с театрализованными представлениями, музыкой и ритуальными танцами на открытом воздухе.

· Рассмотрите фотографии храмов, представляющих основные мировые религии: христианс­кую (католицизм и православие), буддийскую и мусульманскую, их планов и интерьеров. Опишите специфику каждого из них. Есть ли между ними что-либо общее? Если да, то что именно? Что можно сказать о стилях этих храмов? В чем специфичность каждого?

· Какие искусства задействованы в религиозных ритуалах?

· Послушайте музыку, сопровождающую богослужения в разных религиях, и определите, в каких храмах она должна звучать. Соотнесите характер ее звучания с особенностями того или иного храма.

 

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

 

В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими вида­ми искусства являютсятеатрикино,объединяющие драматическое, музы­кальное, изобразительное искусства.

Зритель и слушатель испытывает на себе воздействие сюжета литера­турного произведения, лежащего в ос­нове сценария фильма или либретто спектакля. Декорации и костюмы, со­здающие зрительный образ спектакля, погружают его в атмосферу реальнос­ти, в которой разворачивается сюжет. Эмоциональное переживание проис­ходящих на сцене коллизий во много раз усиливается музыкой.

Особый сценический жанр —мю­зикл,где в неразрывном единстве сливаются драматическое, музыкаль­ное, вокальное, хореографическое и пластическое искусства. Их сочетание и взаимосвязь придают мюзиклу осо­бую динамичность. Характерной чер­той многих мюзиклов стало раскры­тие серьезного содержания доступны­ми для восприятия художественными средствами. Мюзикл впитал в себя некоторые черты оперетты, водеви­ля, эстрадного шоу, варьете, отличаю­щихся особым ощущением сценичес­кого времени, броскостью, яркостью материала.

Жанр мюзикла сформировался в США в начале XX в. и вскоре начал свое триумфальное шествие по все­му миру. Некоторые зачастую назы­ваютрок-операми.При высочайшем уровне исполнения постановка вока­ла или пластики в мюзиклах и рок- операх принципиально иная, нежели в классических музыкальных жанрах: голоса не могут звучать по оперному, а танец — выглядеть балетным.

Многие мюзиклы и рок-оперы об­рели свою вторую жизнь в кино и получили высокие кинематографичес­кие награды. К синтетическим жанрам можно отнести и модные сегодня различные шоу на телевидении,в которых для вовлечения зрителя в пространство, в атмосферу, задуманные по сценарию, используют ослепительные цветомузыкальные и световые эффекты, часто агрессивную звуковую среду. Синтез искусств сегодня можно наблюдать в архитектуре музеев, театров, обществен­ных зданий. Фасады и интерьеры теат­ра или музея часто украшают рельефы, мозаики или декоративная живопись, передающие характер и тематическую направленность здания. По-разному бу­дет использован синтез искусств в фор­мировании атмосферы музея искусства или музея боевой славы.

Соотношение искусств, участвую­щих в синтезе, определяется стилем произведения, художественным за­мыслом автора и вкусом заказчика.

1. Какие искусства задействованы в различных видах театра? Вспомните, какой спектакль про­извел на вас самое сильное впечатление. Почему?

2. Послушайте фрагмент музыки балета «Ярославна» Б. Тищенко. Какие чувства, зрительные об­разы он у вас вызвал? Проанализируйте почему.

3. Посмотрите фрагмент фильма-оперы «Князь Игорь» на музыку А. Бородина. Что особенно вас захватило: игра актеров, музыка, декорации, сюжет?

4. Найдите в тексте «Слова о полку Игореве...» эпизоды, созвучные фрагментам оперы и балета.

5. Вспомните и спойте известные вам хиты из мюзиклов и рок-опер.

Художественно-творческие задания.

1. Выполните эскиз декораций или костюмов к музыкальному спектаклю: опере, балету, мю­зиклу (по выбору).

Инсценируйте отрывок из оперы, балета, мюзикла (по выбору).

 

Искусство предвосхищает будущее

 

Дар предвосхищения

 

В древнегреческой мифологии рассказывается о дочери троянского царя — Кассандре, которую Аполлон сначала наградил даром пророчес­тва, а потом, когда девушка отверг­ла его любовь, сделал так, что люди перестали ей верить. Поэтому, когда Кассандра, предсказывая гибель Трои, пыталась предупредить троянцев об опасности, которая таится в деревян­ном коне, ей никто не верил. И Троя, как известно, действительно погибла. Выражение «пророчество Кассандры» стало иносказательным.

Так же порой происходит и с про­изведениями искусства и литературы. Некоторые их создатели обладают уди­вительным даром предсказывать буду­щее, но им редко верят, несмотря на то, что их предсказания сбываются.

Что же помогает этим людям преду­гадывать события? Может быть, инту­иция? Умение сделать предположение, решить проблему, не имея всех не­обходимых данных, которые в этом случае домысливаются? Это качество может быть только у людей с хорошо развитым образным мышлением.

Поскольку художественное мышле­ние лучше, чем у других людей, раз­вито у художников, композиторов, писателей — людей, чьей профессией является творческое достраивание ре­альности, именно они чаще всего и делают удивительные прогнозы, кото­рые часто через какое-то время сбы­ваются. Произведения искусства не раз предвосхищали исторические собы­тия, научные открытия, развитие тех­нического прогресса и др. Энергия искусства пробуждает чувства и сознание и авторов произведений, и людей, их воспри­нимающих.

Не менее важны произведения искусст­ва, в которых авторы, остро чувствуя свое время, предвидят его дальнейшее развитие и стремятся предупредить людей о социаль­ных и политических опасностях, заставить их быть терпимее, внимательнее, добрее и сдержаннее.

1. Вспомните сказки, народные предания, легенды, персонажи которых предвосхитили явления и события будущего.

2. Объясните понятия:иносказание, метафора, аллегория, олицетворение — на примере извес­тных вам произведений разных видов искусства.

Художественно-творческое задание.

► Напишите эссе о каком-либо заинтересовавшем вас явлении современного искусства (изоб­разительного, музыкального, литературы, кино, театра), в котором есть скрытое пророчество бу­дущего.

 

Какие знания дает искусство?

 

Искусство помогает людям обра­тить внимание на то, что в обыденной жизни они сами не всегда видят. Оно как бы открывает привычные вещи и явления с новой стороны.

Особенно важно, что искусство дает людям знания порой незаметно ненавязчиво.

В истории человечества искусство не раз открывало знания, имеющие научное значение. Например, худож­ник XVIII в. Ж.-Э. Лиотар в картине «Шоколадница» разложил свет по за­конам, в то время еще неизвестным физике.

Французский писатель-фантаст XIXв. Ж. Верн в романе «20 тысяч лье под водой» предсказал появление подвод­ной лодки, а русский писатель XXв. А. Толстой в романе «Гиперболоид ин­женера Гарина» — появление лазера.

Художник В. Кандинский, разрабо­тав теорию влияния цвета на эмоции человека, приблизился к решению за­дач современной психологии и артерапии (исцеления искусством).

Многие произведения литературы, кино, театра, рассказывающие о на­учных открытиях (например, фильм «Девять дней одного года» режиссера М. Ромма, по роману Д. Гранина «Иду на грозу» и др.), не научат ставить эк­сперименты или делать опыты. Но из них узнают, какие разные по своему характеру люди занимаются наукой, как от индивидуальности ученого зависит путь исследования и как опасно, когда в науку проникают далекие от ее интере­сов личности.

Ученые, оцифровавшие и математически рассчитавшие про­изведения французского художника В. ван Гога, утверждают, что он обладал уникальным даром видеть то, что простым смертным не дано, — воздушные потоки. Своеобразная, буд­то хаотично закольцованная манера письма художника, как выяснилось, не что иное, как распределение яркости, соот­ветствующее математическому описанию турбулентного пото­ка, теория которого была заложена великим математиком А. Колмогоровым лишь к середине XX в. Ученые, объяснив явле­ние турбулентности, решают серьезную проблему в авиации: ведь сегодня причиной многих воздушных катастроф стано­вится именно турбулентность.

Одной из уникальных догадок о многоголосии Вселенной стало величайшее музыкальное творческое открытие XVII в. — фуга — жанр полифонической музыки, который получил свое развитие в творчестве И.-С. Баха. Через два с половиной столе­тия А. Эйнштейн, создатель теории относительности, скажет, что Вселенная — слоеный пирог, где в каждом слое свое время и своя плотность, структура, формы движения и существования. Это, по сути, образ, который приближает нас к пониманию фуги. Именно фуга с ее разновременно вступающими голо­сами представляет собой некую образную модель строения Вселенной.

1. Приведите другие примеры научного значения художественного знания.

2. Послушайте фугу И.-С.Баха. Какие ассоциации у вас вызывает эта музыка?

 

Предсказание в искусстве

 

Любое художественное произведе­ние устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много при­меров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, раско­лах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим худож­никам, возможно именно в нем и со­стоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи ВозрожденияАльбрехт Дюрер (1471—1528) создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis— от­кровение — это слово служит названи­ем одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о кон­це света). Художник выразил тревож­ное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники — Смерть, Суд, Война, Мор — яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубя­щиеся облака и горизонтальные штри­хи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни — война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считает­ся, что разгадка подобного размеще­ния фигур — в желании Дюрера пре­дупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг худож­ник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусст­вом социальных перемен и потрясе­ний можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Боль­шевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик»Борис Ми­хайлович Кустодиев(1878-1927) ис­пользовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десят­ков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержа­ние картины наполняется новым смыс­лом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориен­тирами вкладывает в содержание но­вые смыслы.

Многие годы эту картину тракто­вали как торжественный гимн стой­кому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеня­ет взмывающим в небо красным фла­гом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, не­осознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполня­ется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой. В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может слу­жить пьеса для оркестра «Вопрос, ос­тавшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза(1874—1954). Она создана в начале XXв. — во время, когда совер­шались научные открытия в области покорения космоса и создания лета­тельных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инс­трументов, стала философским раз­мышлением о месте и роли человека во Вселенной.

Русский художникАристарх Васи­льевич Лентулов(1882—1943) в своих динамичных композициях стремился выразить внутреннюю энергию объек­та. Дробя предметы, надвигая их друг на друга, сдвигая плоскости и планы, он создавал ощущение молниеносно меняющегося мира. В этом беспокойном, смещающемся, несущемся и рас­щепленном пространстве угадываются знакомые очертания московских собо­ров, виды Новгорода, исторические со­бытия, выраженные в аллегорической форме, цветы и даже портреты. Ленту­лова волнуют бездонные глубины че­ловеческого сознания, находящегося в постоянном движении. Его привлекает возможность передать то, что вообще не изобразимо, например, распростра­няющийся звук в картине «Звон. Коло­кольня Ивана Великого».

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантасти­ческие силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смеше­ние цветов передает калейдоскопи­ческие, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Ши­рокое использование метафоры помо­гает художнику обычные вещи превра­щать в яркие обобщенные образы. В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воп­лощение в творчестве разных компо­зиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахмани­нов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.)

· Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А.Дюрера «Апокалипсис».

· Дайте свою трактовку идеи картины Б. Кустодиева «Большевик». Сравните картины Б. Кусто­диева «Большевик», «Купец» и «Портрет Шаляпина». Какой прием является типичным, характер­ным для стиля художника? Какие художественные образы он создает с помощью сходных выра­зительных средств?

· Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания со­временников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин.

· Рассмотрите картину К. Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня.

· Посмотрите фрагмент кинофильма «Андрей Рублев» (режиссер А. Тарковский, композитор В.Овчинников). Попытайтесь объяснить, почему фильм, в котором Русская земля, истерзанная набегами татар и междоусобными войнами князей, голодом, произволом, жестокостью, вызывает все-таки светлые чувства.

Художественно-творческое задание

► Разработайте музыкально-литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).

 

 

Художественное мышление в авангарде науки

 

Конечно, для искусства предсказа­ние будущего или открытие новых научных фактов не является главной целью, это всего лишь одна из его многочисленных функций. Можно сказать, побочный результат. Но он очень показателен для понимания значимости художественно-образно­го мышления в культурном развитии человечества. Как известно, культур­ное развитие включает в себя и до­стижения технического прогресса. В истории культуры много различных фактов, подтверждающих это.

Гений эпохи ВозрожденияЛеонар­до да Винчиуже в XV в. разработал модель летательного аппарата! Его, правда, тогда так и не построили, но чертежи сохранились.

Французский писательОноре де Бальзак(1799—1850) в своей эпопее «Человеческая комедия», включающей множество романов и рассказов, рань­ше ученых сделал отдельные наблюде­ния, связанные с биологической приро­дой человека, исследовал психологию душевной деформации личности.

Французский писательЖюль Верн (1828—1905), один из основателей жанра научной фантастики, предска­зал полеты на Луну в то время, когда ни самолетов, а тем более ракет еще не было. Во многих произведениях писа­теля звучит протест против использо­вания науки в преступных целях. Зна­чит и эту возможность он предвидел!

Русский писатель, граф Алексей Ни­колаевич Толстой (1882—1945), автор известных исторических романов, написал и несколько не менее популярных научно-фан­тастических произвелений. В них он предсказал появ­ление лазера и космических кораблей.

Русский инженерЛев Сергеевич Термен(1896—1993) предвидел появление современного синтезатора и зву­чание электронной музыки. В 1920 г. им был изобре­тен терменвокс — электромузыкальный инструмент, на котором звук извлекается путем перемещения рук ис­полнителя в электромагнитном поле вблизи металли­ческой антенны. Терменвокс может звучать как скрип­ка, виолончель, флейта. Инструмент предназначен для исполнения любых (классических, эстрадных, джазо­вых) музыкальных произведений, а также для созда­ния различных звуковых эффектов (пение птиц, свист и др.), которые находят применение при озвучании кинофильмов, в театральных постановках, цирковых программах. Л. Термен считал, что самое удачное про­изведение для демонстрации возможностей терменвокса — «Вокализ» С. Рахманинова.

1. Научная фантастика не только проектировала тех­нический прогресс человечества, но и стремилась пре­дугадать будущее человека и общества.

Художественно-творческое задание

► Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.

 

Художник и учёный

 

Многие выдающиеся ученые цени­ли искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литера­турным творчеством они не соверши­ли бы своих открытий в науке. Воз­можно, именно эмоциональный подъ­ем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к твор­ческому прорыву в науке.

Для того чтобы открыть как для на­уки так и для искусства законы про­порции золотого сечения, древнегре­ческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действитель­но так. Интересовали же Пифагора му­зыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основа­нием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устояв­шиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по сим­метрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и испорождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и со­стояние. Это явление было названодиссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и по­нятие «антисимметрия», т. е. против (противопо­ложно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то анти­симметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.

«Забыли, что наукаразвивалась изпоэзии: не при­нимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фракталь­ная геометрия и др.), формирует новый худо­жественный язык искусства.

Голландский художник и геометрМауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным матема­тиком в графике. Изображение города в гравю­ре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Обра­зы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из непра­вильных асимметричных форм фона постепен­но проявляются фигуры.

1. Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геомет­рия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

2. Вспомните знакомое вам явление цветомузыки, получившее свое распространение благода­ря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

3. Как вы понимаете смысл высказывания А. Эйнштейна: «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».

4. Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.

Художественно-творческое задание

► Послушайте на компьютере образцы классической, электронной и популярной музыки, вклю­чив функцию «зрительные образы». Подберите созвучный музыке образ: танец причудливых кру­гов, космический полет, умиротворение, вспышка и др.

Под влиянием открытий радиоак­тивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художникМихаил Федо­рович Ларионов (1881 — 1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абс­трактных течений —лучизм. Он счи­тал, что изображать надо не сами пред­меты, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического вос­приятия натолкнуло французского жи­вописцаРобера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверх­ностей и плоскостей, которые, созда­вая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуж­дал эмоции зрителей. Взаимопроник­новение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверх­ностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное раз­витие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополни­тельные цвета, что придает диску не­обычайную энергию.

Русский художникПавел Николае­вич Филонов<


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 1299; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты