Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Стерлитамакский филиал Академии наук республики Башкортостан 3 страница




Художественно-творческое задание

► Создайте средствами любого вида искусства композицию, отражающую ваше представление о будущем России, мира.

 

Художник и учёный

 

Многие выдающиеся ученые цени­ли искусство и признавались, что без занятий музыкой, живописью, литера­турным творчеством они не соверши­ли бы своих открытий в науке. Воз­можно, именно эмоциональный подъ­ем в художественной деятельности подготовил и подтолкнул их к твор­ческому прорыву в науке.

Для того чтобы открыть как для на­уки так и для искусства законы про­порции золотого сечения, древнегре­ческие ученые должны были в душе быть художниками. И это действитель­но так. Интересовали же Пифагора му­зыкальные пропорции и соотношения. Более того, музыка являлась основа­нием всего пифагорейского учения о числе. Известно, что А. Эйнштейну, в ХХ в. перевернувшему многие устояв­шиеся научные представления, в его творчестве помогала музыка. Игра на скрипке доставляла ему столько же удовольствия, сколько работа.

Многие открытия ученых оказали неоценимую услугу искусству.

Французский физик XIX в. Пьер Кюри провел исследования по сим­метрии кристаллов. Он обнаружил интересную и важную для науки и испорождает развитие предмета, в то время как полная симметрия стабилизирует его вид и со­стояние. Это явление было названодиссимметрией (не симметрия). Закон Кюри гласит: диссимметрия творит явление.

В середине ХХ в. в науке появилось еще и по­нятие «антисимметрия», т. е. против (противопо­ложно) симметрии. Если общепризнанное понятие «асимметрия» как для науки, так и для искусства означает «не совсем точная симметрия», то анти­симметрия — некоторое свойство и его отрицание, т. е. противопоставление. В жизни и в искусстве — это извечные противоположности: добро — зло, жизнь — смерть, лево — право, верх — низ и т. д.

«Забыли, что наукаразвивалась изпоэзии: не при­нимали во внимание соображение, что в ходе времен обе отлично могут к обоюдной пользе снова дружески встретиться на более высокой ступени». И.-В. Гете

Сегодня это пророчество сбывается. Синтез научных и художественных знаний приводит к появлению новых наук (синергетика, фракталь­ная геометрия и др.), формирует новый худо­жественный язык искусства.

Голландский художник и геометрМауриц Эшер (1898—1972) на основе антисимметрии строил свои декоративные работы. Он, так же, как Бах в музыке, был очень сильным матема­тиком в графике. Изображение города в гравю­ре «День и ночь» зеркально симметрично, но в левой его части день, в правой — ночь. Обра­зы белых птиц, улетающих в ночь, формируют силуэты черных птиц, устремившихся в день. Особенно интересно наблюдать, как из непра­вильных асимметричных форм фона постепен­но проявляются фигуры.

1. Найдите в справочной литературе понятия «синергетика», «фрактал», «фрактальная геомет­рия». Подумайте, как эти новые науки соотносятся с искусством.

2. Вспомните знакомое вам явление цветомузыки, получившее свое распространение благода­ря творчеству композитора XX в. А. Н. Скрябина.

3. Как вы понимаете смысл высказывания А. Эйнштейна: «Подлинной ценностью является, в сущности, только интуиция».

4. Назовите литературные произведения с антисимметричными названиями (пример «Принц и нищий»). Вспомните народные сказки, в основе сюжета которых лежали антисимметричные события.

Художественно-творческое задание

► Послушайте на компьютере образцы классической, электронной и популярной музыки, вклю­чив функцию «зрительные образы». Подберите созвучный музыке образ: танец причудливых кру­гов, космический полет, умиротворение, вспышка и др.

Под влиянием открытий радиоак­тивности и ультрафиолетовых лучей в науке русский художникМихаил Федо­рович Ларионов (1881 — 1964) в 1912 г. основал одно из первых в России абс­трактных течений —лучизм. Он счи­тал, что изображать надо не сами пред­меты, а идущие от них энергетические потоки, представляемые в виде лучей.

Изучение проблем оптического вос­приятия натолкнуло французского жи­вописцаРобера Делоне (1885—1941) в начале ХХ в. на идею образования характерных кругообразных поверх­ностей и плоскостей, которые, созда­вая разноцветную бурю, динамично овладевали пространством картины. Абстрактный цветовой ритм возбуж­дал эмоции зрителей. Взаимопроник­новение основных цветов спектра и пересечение криволинейных поверх­ностей в работах Делоне создают динамику и истинно музыкальное раз­витие ритма. Одним из первых его произведений стал цветной диск, по форме напоминающий мишень, но цветовые переходы составляющих его соседних элементов имеют дополни­тельные цвета, что придает диску не­обычайную энергию.

Русский художникПавел Николае­вич Филонов (1882—1941) выполнил в 20-е гг. ХХ в. графическую компози­цию — одну из «формул Вселенной». В ней он предугадал движение суб­атомных частиц, с помощью которых современные физики пытаются найти формулу мироздания.

1. Посмотрите самые известные гравюры М. Эшера «День и ночь», «Солнце и луна». Какие эмо­циональные состояния они передают? Объясните почему. Дайте интерпретацию сюжета гравюр.

2. Послушайте фрагмент симфонической поэмы А. Скрябина «Прометей». Нарисуйте цветовую партитуру этого фрагмента.

Художественно-творческие задания

► Сделайте эскиз герба, товарного знака или эмблемы (карандаш, перо, тушь; коллаж или ап­пликация; компьютерная графика), используя разные виды симметрии.

Представьте какой-нибудь предмет или явление в виде исходящих от него энергетических потоков, как это делали художники-лучисты. Выполните композицию в любой технике. Подберите музыку, ассоциирующуюся с этой композицией.

Выполните декоративную работу, используя антисимметрию как принцип получения изоб­ражения (по типу гравюр М. Эшера).

 

 

Дар созидания.

 

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

 

Трудно представить себе современ­ную жизнь без больших и малых го­родов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтана­ми, с потоком машин, броскими, за­зывающими витринами магазинов, рекламными щитами, плакатами и афишами... И весь этот шумный, бес­покойный, пестрый, многозвучный мир — дело рук множества людей.

Человек во все времена, создавая ок­ружающий его мир, стремился сделать его максимально удобным и красивым. При этом он руководствовался прису­щими его времени представлениями о красоте и пользе. Выбор форм, мате­риалов, цвета во многом определялся национальными традициями, а также техническими возможностями эпохи.

Однако культура современного мира в основном интернациональна, в ней все меньше и меньше остается места традиционным вкусам и пред­ставлениям. Сегодня на разных концах планеты люди пользуются одинаковы­ми предметами быта, носят похожую одежду, ездят на машинах одних и тех же марок, живут в типовых домах и квартирах, слушают одни и те же музыкальные произведения, смотрят одни и те же фильмы. Но несмотря на это каждый народ имеет свое не­повторимое искусство. Сегодняшний предметный мир со­здается средствами индустриальных технологии, которые учитывают не только меру (законы) красоты, но и моду, функциональность. Эти техно­логии открывают область промыш­ленного искусства и являются ре­зультатом проникновения эстетики в технику. О художественной ценности же каждого отдельного предмета го­ворить уже не приходится. Вещи, со­зданные на основе индустриальных технологий, производятся быстро и в большом количестве, становятся дешевле и доступнее для массового покупателя.

Чтобы выдержать конкуренцию производителей предметов и услуг для повседневной жизни, стало необходимо привлекать для их разработки людей творческих специальностей: архитекторов, художников, дизайнеров, оформителей, декораторов, модельеров, стилистов, рекламных менеджеров и др. Деятельность этих специалистов делает продукт про­мышленного производства не толь­ко целесообразным и конструктивно осмысленным, но и художественно - значимым, формирующим эстетическую среду жизни каждого человека.

1. Найдите в справочной литературе понятия:промышленное искусство, техническая эстети­ка, дизайн. Выпишите в тетрадь те слова и выражения, которые отражают их смысл.

2. Изучите облик вашего города (района), поселка, деревни. Какие особенности говорят о тра­дициях в его облике, а какие — о новаторстве?

3. Проследите историческую трансформацию (изменение) одного из предметов быта или ору­дия труда (чайник, утюг, пила и др.)

Художественно-творческие задания

► Сделайте фотомонтаж или подготовьте компьютерную презентацию на одну из тем: «Площадь современного города», «Реклама в нашем поселке (селе)», «Магазины: убранство и интерьеры», «Фонари на улицах города», «Музыка на городских (сельских) праздниках», «Традиции и совре­менность в облике моего города».

 

Архитектура исторического города

 

Архитектура(лат. architectura) — искусство проектировать и строить здания, сооруже­ния, организующие пространственную сре­ду, искусство формирования этой среды для жизни и деятельности людей, доставляющее эстетическое наслаждение.

Одним из самых полезных для жиз­ни человека искусств являетсяархи­тектура.

Если сравнивать архитектуру с дру­гими искусствами, то по мере услов­ности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так же как архитектура и ма­тематика, не имеет аналогов в окру­жающем мире — ее форма абстрак­тна. Не явилось ли это основанием для постоянного сравнения архитек­туры с музыкой? «Застывшей музы­кой» назвал архитектуру Ф. Шеллинг; «отзвучавшей мелодией» — И.-В. Гёте. Многие композиторы были тонкими ценителями архитектуры.

С древнейших времен человек на­учился строить для себя жилище. Для этого использовались природные ма­териалы, которыми была богата окру­жающая местность. Большое количе­ство домов образовывало поселения. Для обороны от врагов поселения обносились стенами, огораживались тыном или частоколом, плетнем или деревянной стеной. Поэтому русское слово «город» первоначально означало «укрепление» и произошло от вы­ражений «огораживать», «обносить ог­радой», «городить».

Планировка и строительство горо­дов — это одна из областей архитек­туры, она получила название «градо­строительство». Планировка городов Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, древнерусских городов во многом различалась.

В Античности на укрепленном холме строили храмовый комплекс. Примером может служитьАфинский Акрополь — политический, религиоз­ный, культурный центр города. Он был ориентиром среди располагавшейся внизу прямоугольной сетки улиц.

Каждыйсредневековый город ог­раждали могучими каменными сте­нами с зубцами и башнями, окружа­ли глубоким рвом, делая его мощной, надежной крепостью. Город-крепость имел оборонительное значение, овла­деть его воротами означало овладеть всем городом. В отличие от западноевропейского города, заключенного в высокие ка­менные стены, раз и навсегда опре­делившие его границы, город средне­вековой Руси был слит с природой и сельским окружением. Русский город и его оборонительные укрепления возводились с учетом условий природ­ного ландшафта. Немаловажную роль в выборе места для будущего города играло эстетическое чувство людей. Летописи сохранили много рассказов, содержащих такие сообщения: «и виде место красно и лесно на горе... И воз­любив место то и помысли, да сожижет на нем градец мал» (Ипатьевская летопись).

Город обычно вырастал на возвы­шенном месте. Центральное место в его композиции и силуэте зани­малдетинец (с XIV в. — кремль). Он был внутренним ядром городских укреплений, под его защиту уходили люди после падения внешнего пояса обороны. В кремле были сосредото­чены самые большие, монументаль­ные сооружения — собор и дворец. Характерным примером является план древней Москвы.

Центром западноевропейского го­рода былкафедральный собор. Поб­лизости располагалось администра­тивное здание ратуши и рыночная площадь. Улицы стекались к ним по касательной от городских ворот. Фео­дальный замок располагался за город­ской чертой.

Экономическим и стратегическим центром восточного средневеково­го города была площадь, на которой строилосьмедресе — высшая школа, готовящая служителей культа, учите­лей и т. п. Рядом с мечетью высились минареты — башни, с которых му­сульман призывали на молитву. Важ­ную роль в архитектурной компози­ции города играл дворец правителя и торговая часть — караван-сарай, базар (торговые купола). От площади к го­родским воротам разбегались дороги. По ним в мирное время шли в город караваны со всего света, в военное время перемещались воины.

Вэпоху Возрождения архитекторы вновь обратились к античной тради­ции градостроительства: в конце ши­роких прямых улиц обязательно раз­мещался какой-нибудь архитектурный ансамбль, определяющий величест­венность перспективы.

По этому же принципу построен и Санкт-Петербург. Он возводился по плану, заранее составленному и тща­тельно выверенному Петром I. Улицы и проспекты в центральной части го­рода трезубцем сходятся к площадям. Найдите в тексте термины, которые имеют отношение к архитектуре и градостроительству. Объясните их значение, пользуясь словарями по искусству.

1. Рассмотрите старинные гравюры. Найдите на них изображения крепостей, оборонительных сооружений, жилых кварталов, торговых площадей, культовых построек. Опишите их устно.

2. Найдите стихи о двух столицах России — Москве и Санкт-Петербурге, посвященные архи­тектурным достопримечательностям этих городов. Прочитайте их одноклассникам.

3. Как вы понимаете смысл выражений: «Архитектура — застывшая музыка» и «Архитектура — от­звучавшая мелодия»? Что общего между музыкой и архитектурой?

Художественно-творческое задание

 

► Используя перо и тушь, начертите план-схему средневекового города. Передайте характер­ные черты русского, европейского и восточного средневекового города (по выбору).

 

Архитектура современного города

 

Каждый город имеет свое собствен­ное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современ­ной планировки и строительства. Сов­ременные города и современные райо­ны исторических городов тщательно планируются архитекторами. На чер­тежах и макетах выверяются не толь­ко расположение и размеры будущих жилых зданий, но и вся инфраструкту­ра микрорайона, в которую включены магазины, школы, детские сады, поли­клиники, места отдыха (скверы, парки, и т. д.) — все то, что необходимо для нормальной жизни человека.

В современных микрорайонах стро­ятся типовые, очень похожие друг на друга жилые дома. Однако обществен­ные здания часто возводятся по специ­альным проектам, и в них, так же как прежде, архитектура отражает духов­ные устремления людей и воздейству­ет на их эмоциональное восприятие. В строительстве используются проверен­ные временем соотношения объемов и ритмов, формирующих пространс­твенную среду.

Язык архитектуры всегда совреме­нен, так как он учитывает физиологию и психологию человека.

Особенностью архитектуры ХХ в., послужившей основанием для архи­тектурных форм и технологий ХХ! в., стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. Появление новых стро­ительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внут­реннее пространство помещений.

Французский архитекторШарль Эдуард Ле Корбюзье (1887—1965) впер­вые начал использовать в своих пост­ройках сборные модули из железобе­тона.

Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к зарождению в архитектуре таких на­правлений, как конструктивизм, раци­онализм, функционализм и т. д. Сами названия говорят о том, что архитек­торы стремились к созданию целесо­образной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художествен­ного образа используются асиммет­рия, контрастное противопоставле­ние горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем.

Если раньше в городе возвыша­лись шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади вверх потянулись жилые и офисные здания. Особенно наглядно это про­явилось в США в небоскребах Чикаго и Нью-Йорка.

Новый смысл получили связанные с архитектуроймонументальная жи­вописьидекоративная скульптура.

 

Современные архитекторы пользу­ются открытиями бионики — науки, которая изучает особенности строе­ния и жизнедеятельности организмов с целью создания новых приборов, механизмов, систем. В архитектуре на основании свойства различных объектов природы создаются анало­гичные формы. Например, формы пчелиных сот, колосьев, раковин, ку­курузных початков и т. д. Эти тенденции проявляются и в современной музыке. Например, в конкретной музыке, композиция ко­торой составлялась из предваритель­но записанного материала (природ­ные шумы, различные звуки), а затем он подвергался преобразованию, и его части располагались в иной последо­вательности.

Первопроходцем в этой области был Пьер Шеффер (1910-1995) — один из пионеров коллажной техники, автор термина «конкретная музыка» (musiqueconcrete). Этот стиль появился благода­ря развитию звукозаписывающей тех­ники, появлению доступных микрофо­нов и, как следствие, благодаря доступ­ности проведения экспериментов.

Оливье Мессиан(1908—1992) — фран­цузский органист, композитор и выдаю­щийся педагог своего времени. Многие из своих работ создал на основе пения птиц, которое он тщательно изучал, нотировал (записывал нотами), а затем перекладывал на музыку. Известно такое его произведение, как «Каталог птиц».

1. Рассмотрите изображения современных архитектурных построек. Определите:

а)для каких климатических условий они созданы архитекторами;

б)какие функции они выполняют в городском ландшафте; в) какие строительные материалы использованы для их воплощения; г) каковы приемы формообразования (асимметрия, сопостав­ление горизонтальных и вертикальных плоскостей и др.); д) какие природные конструкции они повторяют; е) каким образом они вписываются в природную среду города.

1. Приведите известные вам примеры использования монументальной живописи и декоратив­ной скульптуры (в современных микрорайонах вашего города, областного центра, других городов России и мира).

Художественно-творческие задания

· Выполните коллективную работу: «Проект детской площадки» для вашего двора (рисунок, чер­теж, макет, описание, расчеты). Аргументируйте выбор средств и материалов для ее воплощения.

^ Подготовьте эскиз-проект ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка; придумайте ди­зайн интерьера школьной рекреации, музея, столовой, актового зала, спортивной площадки (по выбору).

1. Выполните эскиз панно, витража или чеканки для украшения фасада или интерьера здания (жилого, офисного).

Составьте музыкально-литературную композицию для презентации ваших проектов на школь­ной конференции «Искусство на улицах нашего города (поселка, села)».

 

Специфика изображений в полиграфии

 

Одними из самых распространен­ных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жиз­ни являются искусства, связанные сполиграфической промышленностью-. книжная и журнальная графика, пла­каты, афиши, рекламные листовки и проспекты, промышленная графика.

Книга — синтетическое произведе­ние, над ней работают люди разных творческих профессий: писатели, ре­дакторы, дизайнеры, художники.

Книжная графикавключает в себя конструирование книги, выбор ком­понентов ее оформления, изготовле­ние макета, иллюстраций.

Специфика оформления книги за­висит от типа издания: детская книга, художественная литература, учебник, книга по искусству и т. д. Так, детские и подарочные книги обычно имеют большой формат, печатаются на плот­ной бумаге, содержат много цветных иллюстраций, тщательно и нарядно декорированы. В художественной ли­тературе главное — содержание, поэ­тому ее оформление обычно скромнее. Иллюстрации, как правило, черно-бе­лые, но их образность направлена на выявление характеров, настроений и намерений персонажей.

Иллюстрации, зримо представляю­щие образы героев и происходящие события, усиливают воздействие ли­тературного содержания на читателя. Зрительные образы помогают читате­лю в осознании замысла автора.

Создание иллюстраций к художест­венному произведению — дело слож­ное и деликатное. Художнику-иллюст­ратору недостаточно владеть матери­алом, техникой и художественными приемами, недостаточно знать эпоху и ее материальную культуру, необхо­дима особая интуиция, умение по­чувствовать подтекст произведения в духовном единении с автором. Толь­ко в этом случае возникает феноменслияния изобразительного и литера­турного образа. Неразрывная его це­лостность и остается в сознании чи­тателя.

Замечательный иллюстратор Н. Кузь­мин пишет о том, что художник, вло­живший свой труд и вдохновение в создание книги, всегда мечтает о том, что его рисунки станут для этой кни­ги «вечными спутниками». Для многих поколений читателей «Робинзон Кру- зо» Д. Дефо неотделим от иллюстра­ций французского графикаГранвиля, а «Дон Кихот» М. Сервантеса, «Приключе­ния барона Мюнхаузена» Р. Распе — от иллюстрации тоже французского гра­фикаГ. Доре.

Художник ищет присущий каждо­му из авторов стиль и соответственно этому выбирает графическую манеру. Так, М. Врубель создал образ Демона, близкий по духу трагической и мя­тежной поэзии М. Лермонтова.

Печальный Демон, дух изгнанья,

Летал над грешною землей,

И лучших дней воспоминанья

Пред ним теснилися толпой. . .

В иллюстрацияхА. Бенуа к произ­ведениям А. Пушкина объединились большая эрудиция и безупречный вкус. Рисунки Бенуа к «Пиковой даме», «Медному всаднику», «Капитанской дочке» — явление высокой художест­венной культуры. Выдающий иллюстратор, блиста­тельный мастер гравюрыВ. Фавор­ский создал много серий иллюстра­ций к классическим и современным произведениям литературы. И ни одна из них по своей пластике не повторяет другую. Его интересовал не столько сюжет, сколько характер и стиль иллюстрируемой книги, ее особое, присущее только ей миро­ощущение. Через пластическое ос­мысление содержания текста книги, стиля конкретного писателя он пе­редавал общечеловеческую значи­мость содержания. «Его иллюстра­ции не графический подстрочник текста. Это сотворчество... Он умелчитать!» — сказал о Фаворском ху­дожник и искусствовед Д. Бисти.

Есть такие литературные произведе­ния, которые иллюстрировались мно­жество раз различными талантливыми художниками. И всякий раз каждый из них создавал образ персонажа.

В XX в. жанр иллюстрации пред­ставлен не только в книжной графи­ке. Уникальным явлением в истории русской музыкальной культуры стало создание иллюстраций к литератур­ным произведениям в музыке. Это и «Музыкальные иллюстрации к повес­ти А. Пушкина «Метель» Г. Свиридова, и Симфонические гравюры «Дон Ки­хот» К. Караева к одноименному рома­ну М. Сервантеса….

1. Найдите в справочной литературе определений понятий «полиграфия», «полиграфическая промышленность».

2. Рассмотрите книжные иллюстрации. Как характер линии отражает эмоциональный строй литературного произведения?

3. Какими средствами художник-график может передать состояние покоя, умиротворенности, радости, веселого порыва, трагедии, ужаса?

4. Прочитайте повесть А. Пушкина «Метель», а затем послушайте пьесы из «Музыкальных ил­люстраций...» Г. Свиридова к ней. Какими средствами выразительности композитор передал ко­лорит пушкинской эпохи? Какая из частей этого произведения произвела на вас наиболее яркое впечатление? Почему?

5. Рассмотрите один из глянцевых журналов. Какие приемы художественного оформления в нем использованы?

6. Прочитайте отрывки из литературных произведений А. Пушкина, М. Лермонтова, М. Сервантеса, Р. Распе. Рассмотрите на предыдущих страницах учебника иллюстрации к ним. В какой технике они выполнены? Какими средствами художники подчеркивают особенности каждого образа?

7. Послушайте фрагменты музыкальных сочинений, в основе которых лежат литературные про­изведения.

Художественно-творческие задания

1. Найдите иллюстрации, выполненные разными художниками, к вашему любимому произве­дению с изображением персонажа, который вам нравится больше других. Какая из них ближе вашему представлению об этом герое? Почему? Придумайте свой образ этого героя и изобразите его (перо, тушь, акварель, пастель, аппликация и др.).

Разработайте идею и выполните фрагмент макета (в технике коллажа или компьютерной графики) сборника стихов, учебника по любимому предмету, журнала, в который будут включены художественно оформленные обложка, титульный лист, страницы с иллюстрациями, фотографи­ями, рисунками, а также заставки, концовки, буквицы.

… Журнальная графикав послед­нее время приобрела особую попу­лярность. Яркие, блестящие обложки глянцевых журналов приглашают за­глянуть внутрь и познакомиться с са­мыми разнообразными сферами жиз­ни и деятельности современного чело­века. В оформлении журнала, которое не менее важно, чем его содержание, принимают участие дизайнеры и фо­тографы. Современный дизайнер дол­жен хорошо владеть компьютерными графическими программами, потому что макет и верстка журнала выпол­няются на компьютере.

1. Рассмотрите товарные знаки (логотипы) тех книжных издательств, которые выпускают учеб­ники по разным школьным предметам. Какие символы используют авторы для этих товарных знаков?

2. Приведите примеры понравившихся вам решений упаковки какого-либо товара. Объясните художественную ценность этой упаковки. Найдите самую остроумную, на ваш взгляд, рекламу ка­кого-либо изделия.

3. Изучите рекламные щиты на улицах вашего города (поселка, села). На какие виды можно условно разделить уличную рекламу (социальная, услуги, товары, отдых, учеба и др.)?

4. Посмотрите на канале «МузТУ» один из видеоклипов популярных исполнителей. Какие рек­ламные приемы усиливают впечатление от содержания музыкального произведения, а какие — направлены на разрушение музыкального образа?

5. Послушайте несколько фрагментов музыкальных произведений. Какой из них наиболее це­лесообразно использовать в магазинах: а) продуктов; б) спортивных товаров; в) парфюмерии и косметики; г) модной молодежной одежды?

Художественно-творческие задания

1. Оформите пригласительный билет; поздравительную открытку; программу музыкального кон­церта, конкурса, фестиваля искусств (по выбору).

2. Разработайте и выполните оформление для компакт-диска с вашей любимой музыкой или кинофильмом.

3. Разработайте антирекламу какого-либо товара, изделия, услуги, используя трансформацию действительно существующей рекламы.

4. Организуйте конкурс на изготовление буклета своей школы, используя фотографии со школь­ных праздников, с перемен и уроков, интерьеров школы, тексты с необходимыми данными о шко­ле (номер, адрес, количество классов и учащихся, формы дополнительного образования, кружки и студии, традиции и др.

 

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

 

Формирование красивой и ком­фортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На ру­беже ХГХ—ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет анг­лийское происхождение, в переводе означает «проект, замысел, чертеж, рисунок». Дизайнеры — это художни­ки, осуществляющие художественное конструирование и проектирование различных изделий: машин и тканей, предметов быта и мебели, одежды и обуви, интерьеров и садово-парковых ансамблей и т. д.

Бурный технический прогресс в ХХ в. определил появление фабрик и заводов, которые пришли на смену кустарным мастерским. На новом про­изводстве в изготовлении каждой вещи стал принимать участие большой кол­лектив, выпуская одинаковые изделия для массового покупателя. Дизайнеры старались оживить художественную культуру и придать эстетическую цен­ность предметам быта.

Классицизм, модерн, арт-деко, ми­нимализм, хай-тек, китч, этно — это далеко не полный перечень стилей, существующих в дизайне интерьера и архитектуре.

Англия стала родиной нового стиля в искусстве —модерна. Модерн возник в творчестве шотландского архитек­тора и дизайнераЧарлза Макинтоша (1868—1928). Он создал свой собствен­ный стиль интерьера и мебели, строгий, изысканный, лаконичный, подчерки­вающий утонченность и яркую инди­видуальность владельца. Линии в мо­дерне изысканные, плавные и мягкие, напоминают растительный орнамент. Этому стилю присуще максимальное выявление фактуры и пластических возможностей материала. В конструк­ции и украшении предметов быта художники, работающие в стиле модерн, ориентировались на природные формы.

В России в стиле модерн работа­ли известные художники М. Врубель, С. Малютин и др. Достаточно посмот­реть на особняки начала XX в., где все дизайнерские элементы, начиная с витиеватых решеток и заканчивая орнаментом на стенах, выполнены в одном стилевом решении. Создавая интерьер в стиле модерн, дизайнер импровизировал, подчиняя все одной тематике.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 322; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты