Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Стерлитамакский филиал Академии наук республики Башкортостан 5 страница




Можно уверенно сказать, что удач­но сочиненная киномузыка являет­ся еще одним важным действующим персонажем, актером, которого за­частую нет в титрах, но без которого фильм перестанет быть именно этим фильмом.

 

Тайные смыслы образов искусства или загадки музыкальных хитов

 

Кинематографисты в своем творчес­тве нередко обращаются к интерпре­тации шедевров мирового искусства. Примером обращения к популярной музыке «Адажио»Томазо Альбинони (1671-1750) — итальянского компози­тора и скрипача XVIII в., современни­ка А. Вивальди и И.-С. Баха — является мультипликационный фильм с одно­именным названием отечественного режиссера Г. Бардина.

Адажио для органа и струнных инс­трументов внесено в книгу «Рекордов Гиннесса», потому что авторство Аль- бинони признается ошибочным. Су­ществует версия о том, что мелодию этого произведения среди сгоревших рукописей композитора нашел в се­редине XXв. исследователь жизни и творчества Альбинони Ремо Джацотто и сочинил на ее основе музыкальное произведение.

Впервые реконструированное «Ада­жио» было исполнено в 1958 г. С тех пор его мелодия звучала неисчисли­мое количество раз как музыкальная подложка в разного рода телевизион­ных программах и рекламных роли­ках, как саундтрек (звуковая дорожка) в художественных и документальных фильмах. Многочисленные транскрип­ции «Адажио» для всевозможных инс­трументов и составов, практически во всех стилях звучат с эстрады. На музы­ку «Адажио» сочиняют стихи, и тогда оно звучит уже как песня. Наиболее из­вестны варианты в исполнении Сары Брайтман (Anytime, Anywhere) и Лары Фабиан (AdagioAlbinoni). В русско­язычном варианте широкую популяр­ность приобрела песня «Мгновения» в исполнении Николая Баскова.

Музыка «Адажио» наполнена явны­ми и скрытыми смыслами, знаками- символами. Ее мелодическая основа с ниспадающими, слово никнущими фразами, которые завершаются скорбными интонациями, строгий и воз­вышенный тембр органа, траурный минорный лад и, наконец, мерная не­торопливая поступь шага вызывают у слушателей представление о движении по тернистому жизненному пути, кото­рое ассоциируется с глубокой тоской и одиночеством.

Символ движения стал исходной точкой для создания мультиплика­ционного фильма. На фоне музыки «Адажио» разворачивается нетороп­ливое действие, в котором режиссер (с помощью бумажной пластики) призывает зрителей осмыслить веч­ные темы — добро и зло, свет и тень, черное и белое, кумиры и поклонники, чужой среди своих и др.

 

1. Послушайте «Адажио» Т. Альбинони — Р. Джацотто. Попытайтесь высказать свои суждения о содержании этого произведения и, приняв за основу идею: «человек на дороге жизни».

2. Какими выразительными средствами создан этот художественный образ?

3. С какими уже известными вам сочинениями отечественных и зарубежных композиторов можно выявить сходство этой музыки?

Запишите свои размышления в творческую тетрадь.

1. Посмотрите фильм режиссера Г. Бардина «Адажио». Обращаясь к содержанию и средствам художественного воплощения фильма и музыки, сформулируйте вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели).

2. Как вы думаете, почему два художественных произведения, созданные в разное время, по­могают современным слушателям и зрителям задуматься над проблемой: «Человек в поисках жиз­ненных смыслов»? Какие нравственные уроки дают нам эти произведения?

3. Послушайте «Адажио» в интерпретации современных исполнителей. Как вы думаете, что при­влекло их в этом сочинении? Почему в этих обработках знаменитого произведения прошлого они обращаются к трактовке темы любви?

4. Какие функции искусства можно выделить при сопоставлении художественных образов му­зыки и кино?

Художественно-творческие задания

• Посмотрите фильм режиссера Г. Бардина «Адажио». Обращаясь к содержанию и средствам художественного воплощения фильма и музыки, сформулируйте вопросы для дискуссии на тему «Зло мгновенно в этом мире, неизбывна доброта» (Ш. Руставели).

 

Искусство и открытие мира для себя

 

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

 

Современный человек живет в слож­ном и загадочном мире, ставящем пе­ред ним почти каждый день множество вопросов, на которые он ищет ответы. Эти ответы иногда приходят к нему в результате познания и труда, а иногда в результате озарения. В любом случае верно найденный ответ на вопрос вы­зывает чувство удовлетворения.

Именно с вопроса начинается лю­бое творчество: и художественное, и научное. Человеческие творения рож­даются сначала в виде мысли и лишь затем воплощаются в предметы и со­бытия. Человечество ищет ответы на возникающие вопросы. Именно воп­росы служат мотивом для познания мира.

Если человек не ждет, когда ему за­дадут тот или иной вопрос, чтобы на­чать свой поиск, а сам умеет задавать себе вопросы и самостоятельно искать на них ответы, то можно сказать, что у него есть потенциал для развития творчества. И чем больше он погружа­ется в суть предмета, тем больше по­является вопросов, так как приходит понимание огромности и непознавае­мости мира.

Этот парадокс заметил древнегре­ческий мудрец Сократ и выразил его в лаконичной, но глубокой по смыслу фразе: «Я знаю только то, что я ничего не знаю». Именно вопросы стимулируют твор­чество. Чем больше возникает вопро­сов, тем больше шансов стать творчес­ким человеком.

 

1. Какое место в развитии человечества, в познании мира занимает искусство?

Какое место в семье искусств занимают изобразительные искусства (пластические), музыка, литература, театр, кино и др.?

 

Литературные страницы

 

• Прочитайте притчу арабского философа, писателя и художника XX в. Халиля Джибрана.

Передпрестоломкрасоты

В один из тяжелых дней я бежал от угрюмого лика общества и возму­щающего голову городского шума и направил свои усталые шаги в про­сторную долину. Следуя приветливому течению ручейка, под музыкальный щебет птиц, я добрался до уединенно­го местечка, где ниспадающие ветви деревьев не позволяли солнцу прикос­нуться к земле. Я стоял там, радуясь всей душой — изжаждавшейся душой, знавшей только мираж жизни, но не ее сладость.

Я углубился в раздумья, и дух мой поднимался все выше к тверди небес­ной, когда передо мной вдруг пред­стала Гурия, наготу которой прикры­вал только виноградный листок, а зо­лотые волосы украшал только венок из маков. Заметив мое изумление, она приветствовала меня следующи­ми словами:

· Не пугайся, я — нимфа леса.

· Но как может такая красота оби­тать здесь? Пожалуйста, скажи мне, кто ты и откуда взялась? — попросил я.

· Я — символ Природы! — ответи­ла она, изящным движением опуска­ясь на зеленую траву. — Я — Вечная дева, которую почитали твои предки, и в мою честь возводили они святи­лища и храмы...

· Но храмы эти разорены, а кости моих благочестивых предков смеша­лись с землей, — осмелился сказать я, — ничто теперь не напоминает об их богине, кроме нескольких жалких и полузабытых страниц истории.

Некоторые богини живут столь­ко, сколько их чтят, и умирают вместе со своими поклонниками, другие жи­вут вечно и бесконечно. Жизнь мою поддерживает мир Красоты, которую ты можешь увидеть повсюду, куда бы ни обратился твой взгляд, ибо Красота эта есть сама Природа; в ней начало счастья пастуха на холмах, радости земледельца посреди поля и удовольствия наполненных благоговением пле­мен гор и равнин. Эта Красота подводит мудро­го к престолу Истины.

· Красота — это ужасная сила! — воскликнул я.

· Люди боятся всего, даже самих себя. Вы опасаетесь неба — источника духовного мира; вы страшитесь Природы — пристанища отдыха и спокойствия; вы боитесь благого Бога и обви­няете Его в гневе, хотя Он полон любви и ми­лосердия.

После глубокого молчания, смешанного со сладостными мечтаниями, я попросил:

· Расскажи мне о той Красоте, которую люди толкуют и понимают каждый в соответствии с собственным разумением; я видел, что ее чтут и поклоняются ей различным образом и способа­ми.

· Красота, — ответила она, — это то, что при­влекает твою душу, то, что любит давать, а не брать. Когда ты встречаешься с красотой, твоя внутренняя суть протягивает к ней из глубин твоего существа руки, чтобы привлечь ее к сер­дцу. Она — великолепие, сотканное из печали и радости; она — это Незримое, вдруг увиденное тобой, и постигнутое тобой Непонятное, и вдруг услышанное Безмолвие... это — Святая Святых, начинающееся в тебе самом и заканчивающееся далеко за пределами земного воображения.

И тогда нимфа леса приблизилась ко мне и прикрыла пропитанной ароматами рукой мои глаза. А когда она отняла ладонь, я обнаружил, что остался в долине один. Потом я вернулся в город, суета которого более не раздражала меня, повторяя ее слова: «Красота — это то, что при­влекает твою душу, то, что любит давать, а не брать».

1. Почему Халиль Джибран назвал свою притчу «Перед престолом красоты»? Напомним, что престол — это символ Божественной или светской власти. Так называют священное место или трон, где восседает божество, например, престол Господень, или трон монарха, духовного вла­дыки.

2. Объясните смысл выражений:

«Красота эта есть сама Природа»

«Красота подводит мудрого к престолу Истины»

«Красота... — великолепие, сотканное из печали и радости»

«Красота — это то, что привлекает твою душу, то, что любит давать, а не брать».

1. Какие явления жизни, человеческих взаимоотношений, произведения искусства являются для вас символами красоты? Аргументируйте свое мнение.

Найдите на страницах учебника репродукции произведений изобразительного искусства, вспомните полюбившиеся вам музыкальные и литературные произведения, кинофильмы и теат­ральные постановки, которые, на ваш взгляд, созвучны мыслям прочитанной притчи.

 

Исследовательский проект

 

«Пушкин — наше всё»

В многогранном и обширном мире русской культурной жизни одним из самых ярких и выдающихся явлений был и естьАлександр Сергеевич Пуш­кин, творческое наследие которого интегрирует практически все виды искусства. Поэтому мы предлагаем вам выполнить проект по одной из тем, связанных с его именем.

«Пушкин — наше всё» — эти слова А. Григорьева, (1822—1864), современ­ника А. Пушкина, русского критика, поэта, переводчика, — подскажут вам самые разные направления проектной деятельности.

Пушкину-мыслителю, сумевшему в «про­свещении стать с веком наравне», откры­вались важные для нашего времени идеи: братство народов, которые должны, «распри позабыв», соединиться «в единую семью»; абсолютная ценность личности; трепетное отношение к дружбе («Друзья мои, прекрасен наш союз! Он, как душа, неразделим и ве­чен...», «Мой друг, Отчизне посвятим души прекрасные порывы!»; «Ни музы, ни труды, ни радости досуга — ничто не заменит единственного друга»); призыв к смирению, терпению и терпимости, которых сегодня так часто не хватает людям («И дух сми­рения, терпения, любви и целомудрия мне в сердце оживи»); поклонения святому чувс­тву любви («Хвала любви, хвала богам!»; , «Сегодня я люблю, сегодня счастлив я»; «Любви все возрасты покорны, ее порывы благотворны.») и многие другие.

Пушкин может быть вам опорой в раз­ные минуты жизни. Всё — это сама жизнь. Творение Пушкина — это живая жизнь в ее разных проявлениях. Пушкину-поэту откры­вались и «неба содроганье», и «горний анге­лов полет», и «гад морских подводный ход», и «дольней лозы прозябанье» . и русские «дороги плохи» (!) ... и «голос лиры вдохновенной», и «славы блеск и «мрак изгнанья», «и светлых мыслей красота», «и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы и любовь».

В отечественном поэтическом наследии пушкинская нота — самая чистая и звон­кая. В ней — душа народа, «русский дух», «животворящая святыня памяти».

С. Гейченко

Среди многочисленных высказыва­ний поэта мы находим такие, в кото­рых он предстает перед читателями XXI в. как пророк и неиссякаемый оптимист, человек, наделенный глу­бокими чувствами: «Недаром жизнь и лира мне были вверены судьбой»; «Дана мне лира от богов, поэту дар бесценный.»; «Да здравствует солнце, да скроется тьма!»; «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.».

Для работы над исследовательским проектом, надо разделиться на не­большие группы (5—7 человек) и вы­брать одну из тем.

Разрабатывая содержание этой темы, обратитесь в первую очередь к поэзии и прозе А. Пушкина, к уже зна­комым и новым для вас его сочинени­ям. Найдите произведения различных искусств, в которых воплощены об­раз самого поэта и образы его лите­ратурных произведений. Представьте изученный вами материал в виде ре­ферата, компьютерной презентации, виртуального путешествия по пуш­кинским местам.

Защита каждого мини-проекта долж­на превратиться в увлекательное собы­тие, в котором могут быть представле­ны различные виды художественной деятельности: выразительное чтение, пение, театрализованная постановка, видео- и фото композиции, хореогра­фия, выставка творческих художест­венных работ.

В защите проектов могут принять участие не только одноклассники, но и учителя, учащиеся других классов, ро­дители, друзья. Чтобы гости не были пассивными наблюдателями этого действа, придумайте для них вопросы и задания, конкурсы. В предлагаемых ниже темах каждый из вас сможет найти тему по душе. Возможно, что вы предложите какой-либо новый ра­курс раскрытия темы «Пушкин — наше всё».

 

Темы групповых и индивидуальных мини протов, мини-исследований

 

· Образ А.С. Пушкина в изобразительном искусстве (портреты, скульптуры, образцы декоративно-прикладного искусства, детские рисунки, работы художников-иллюстраторов, памятные знаки, барельефы и др.).

· «Быстрый карандаш» А.С. Пушкина на полях его рукописей.

· Музыкальные воплощения лирической поэзии А.С. Пушкина.

· Образы пушкинской прозы и поэзии в музыке.

•Образы пушкинской прозы и поэзии в книжных иллюстрациях.

· Театр и А. С. Пушкин.

· Пушкинские музеи-заповедники, музеи-квартиры, музеи-усадьбы.

· Художественные и телевизионные фильмы о жизни А. С. Пушкина на сюжеты его произведений.

· Мультипликация: образы сказок А.С. Пушкина.

· Деятельность культурных, общественных организаций, связанных с именем А. С. Пушкина.

· Астрономия логия: малая планета 2208 Pushkin.

Увековечение имени поэта в названиях городов, улиц, площадей, скверов.

 

Стерлитамакский филиал Академии наук республики Башкортостан

Филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уфимский государственный нефтяной технический университет»


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 329; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты