Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Стерлитамакский филиал Академии наук республики Башкортостан 4 страница




Дизайнеры второй половины ХХ в. проектировали предметы домашнего обихода и мебель ярких, кричащих цветов и самых немыслимых форм. Именно в это время появилась одно­разовая посуда, являющаяся тоже про­дуктом дизайна.

Современные дизайнеры выполня­ют художественное проектирование продукции всех производств, начи­ная от самой серьезной техники и машин и заканчивая упаковкой для молока и йогуртов. Им принадлежат идеи так называемой комплексной эстетизации пространства которая выражается в поиске оп­тимального сочетания функций и формы серий­но выпускаемых предметов: мебели, телевизо­ров, радиоприемников, телефонных аппаратов, светильников, предназначенных не только для создания комфорта в повседневной жизни че­ловека, но и для ее украшения.

Сегодня развитие дизайна привело к тому, что искусство, технологии и промышленное произ­водство образовали взаимовыгодное содружест­во, в результате которого в искусстве появилось множество новых возможностей самовыраже­ния, а различные технологические процессы получили эстетический смысл.

Взаимосвязанными в ХХ в. оказались искус­ство и мода. Модельеры не раз использовали в своих моделях мотивы большого искусства. В то же время и мода подчас диктовала художни­кам некоторые идеи. Например, известный ис­панский художникСальвадор Дали (1904—1989) разработал для популярного в Италии Дома мод проекты женских шляпок в виде туфли. А де­монстрации моделей одежды в крупных городах превратились в настоящие театрализованные представления.

Дизайн одежды спас положение в музыкаль­ных театрах Италии и Америки во второй по­ловине ХХ в. В эти театры были приглашены мастера авангардного искусства. Декораторам и художникам по костюмам представилась воз­можность реализовать свои самые смелые твор­ческие замыслы при создании сценических кос­тюмов для персонажей опер и балетов.

1. Найдите в справочной литературе определения стилей дизайна:классицизм, модерн, арт - деко, минимализм, хай-тек, китч, этно. Подберите в журналах изображения различных интерь­еров, выполненных в этих стилях.

2. Рассмотрите изображения различных изделий дизайнерского искусства. Какие элементы ху­дожественного языка делают их привлекательными для потребителя?

Художественно-творческие задания

^ Выполните проект какого-либо предмета быта — посуды или мебели (рисунок-эскиз предме­та, чертеж и описание материала, особенностей формы, размера и т. д.).

1. Послушайте фрагменты музыкальных спектаклей (опера, балет, мюзикл). Посмотрите киновер­сию одного из них. Создайте эскизы костюмов главных действующих лиц одного из спектакля.

Создайте проект дизайнерского оформления пришкольного участка, спортивной площадки, сквера или парка около вашего дома.

 

Декоративно-прикладное искусст­во

 

Декоративно-прикладное искусст­во— сложное и многогранное явле­ние культуры. Оно охватывает мно­гие виды народных промыслов, свя­занных с созданием художественных изделий, имеющих практическое на­значение в быту, и художественной обработкой утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, укра­шения, игрушки и т. д.). Декоративно- прикладное искусство живет вместе с народом, уходя корнями в седую древ­ность и развиваясь в наши дни.

Произведения декоративно-при­кладного искусства обычно тесно связаны с архитектурно-пространс­твенным окружением, ансамблем (на улице, в парке, в интерьере) и между собой, образуя художественный комп­лекс. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство стало одной из важнейших областей народного творчества. Его история связана с художественным ремеслом, художественной промышленностью, с деятельностью профессиональных художников и народных мастеров, а с начала XXв. — с художественным конструированием и дизайном.

Человек издавна стремился украсить свое жилище и все, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о ее практическом назначении, но и о красоте. Из самых простых материалов — дерева, металла, камня, глины — создавал он истинные произведения искусства, передававшие поэтическое представление мастера об окружающем мире.

В народном искусстве всегда находила свое отражение родная природа. Знакомые каждому с детства цветы и травы, изображения зверей и птиц, солнца и неба, земли и воды, преображенные фантазией художника, пре вращались в изделии в яркий, вырази тельный орнамент.

Декоративно-прикладное искусство имеет свой язык и свои законы. Вы­ражая представление о прекрасном своими специфическими средства­ми, оно никогда не стремится слепо копировать окружающий мир, а пе­редает только самое характерное и выразительное. Художник творчески перерабатывает формы, найденные в природе, с учетом конкретного мате­риала, его декоративных достоинств и особенностей технологической об­работки.

Язык декоративно-прикладного ис­кусства отличается стилизацией или, напротив, необычайной точностью форм; выявлением и обыгрыванием фактуры и пластических свойств ма­териала; использованием орнаментов, включающих как мотивы традицион­ных изображений, так и авангардные формы. Композиционное построение декора в предметах декоративно-при­кладного искусства всегда основано на гармонии частей и целого.

ш

 

Современные изделия декоративно- прикладного искусства созданы с уче­том народных традиций и моды сегод­няшнего дня. До сих пор самыми попу­лярными предметами этого искусства, овеянными дымкой старинных тради­ций, являются изделия из стали, ков­ры, сделанные вручную и украшенные традиционным орнаментом, — в вос­точных странах; керамика, предметы из морских раковин — в южных; изде­лия из янтаря — в прибалтийском ре­гионе; ритуальные маски — в Африке; фарфор, перегородчатая эмаль, ткани, расписанные цветами, фруктами, фан­тастическими животными, — в Китае и Японии и т. д.

Много прекрасных образцов деко­ративно-прикладного искусства можно увидеть в художественных, историчес­ких, краеведческих и этнографических музеях, а также в книгах, альбомах и на страницах журналов. Каждая выстав­ка народного искусства — это всегда открытие мира красоты и мудрости. Изделия, сработанные старыми и сов­ременными художниками, неизменно вызывают восхищение посетителей, а у некоторых появляется желание сле­довать примеру народных мастеров.

Каждому, кто соприкасается с про­изведениями декоративно-приклад­ного искусства, важно не оставаться праздными зрителями, а стремиться быть исследователями, всякий раз пы­таясь понять, какими художественны­ми и техническими приемами мастер смог достичь совершенства. Многое из того, что каждый из вас попыта­ется любовно сделать своими руками, будет доставлять окружающим людям.

1. Рассмотрите предметы декоративно-прикладного искусства на страницах учебника. Как и с какой целью украшали предметы быта и орудия труда древние люди?

2. Проанализируйте символику орнаментов на различных произведениях декоративно-при­кладного искусства. Какую информацию несут формы и украшения этих предметов?

3. Послушайте народные мелодии и наигрыши. Какие предметы, изображенные на развороте, соответствуют им по стилю?

Художественно-творческие задания

· Подберите информацию об истории одного из известных народных промыслов, подготовьте альбом, стенд, компьютерную презентацию, познакомьте с ней одноклассников.

· Выполните эскиз росписи по мотивам какого-либо русского народного промысла: Жостово, Городец, Хохлома и др. (по выбору), на одну из тем: «Времена года», «Утро», «Лесная сказка», «Золотая рожь» и др.

Подготовьте с одноклассниками выставку изделий декоративно-прикладного искусства раз­ных жанров. Продумайте музыкальное сопровождение, подберите образцы народного словесного творчества (отрывки из сказок, преданий, пословицы, поговорки и др.). Проведите экскурсию по данной экспозиции для младших школьников, родителей, гостей школы.

 

Музыка в быту

 

У каждого наверняка есть своя фо­нотека — коллекция любимых музы­кальных произведений, к которым можно обратиться и в минуты радос­ти и веселья, и в минуты раздумий, переживаний, размышлений о жизни. Поэтому всегда рядом существует му­зыка серьезная и музыка легкая.

Музыка серьезная— это та музыка, которая прошла испытание временем и не подвластна ни изменчивым вку­сам, ни влияниям моды. К серьезной музыке относится большое число клас­сических произведений. Напомним, что термин «классический» значит «образцовый». Познание этой музыки требует от слушателей и исполните­лей большого напряжения душевных сил. Не случайно венгерский компо­зитор XIX в. Ференц Лист сказал: «Есть музыка, которая к нам идет, и — дру­гая, которая требует, чтобы мы к ней шли».

Содержаниелегкой музыки измен­чиво и во многом зависит от моды: сегодня вы увлекаетесь одними про­изведениями и их исполнителями, за­втра — другими.

Самым популярным и демократич­ным жанром музыкального искусства является песня. Песня — душа народа. В ней как в зеркале отражаются мыс­ли и чувства людей.

Неизвестные сочинители созда­вали песни, которые передавались из поколения в поколение, из уст в уста и сопровождали человека во все периоды его жизни. Младенцу пели колыбельные; трудовые песни облег­чали процессы работы; обрядовые (хороводы, заклички, колядки, плачи, духовные песнопения, молитвы) слу­жили основой для многочисленных ритуальных действий — прослав­ления таинственных сил природы, прощания с ушедшим из жизни че­ловеком, поклонения божеству и мо­литвенному созерцанию; лирические песни раскрывали внутренний мир поющих; солдатские — укрепляли волю и дух воинов-защитников. В дни праздников наши предки, как и мы сегодня, не обходились без тан­цев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инстру­ментах. До наших дней дошли извес­тные плясовые наигрыши: «Калинка», «Барыня», «Камаринская» и др.

Пение и танцы сопровождали са­мые разные музыкальные инстру­менты. Они составляли часть целого направления музыкальной культуры прошлого — искусства скоморохов. Скоморохи подвергались гонениям со стороны церкви. Их инструменты сжигались на кострах. Но несмотря на это многие старинные инструмен­ты дошли до нашего времени и стали основой оркестра народных инстру­ментов и современного симфоничес­кого оркестра.

Танцевальная музыка прошла дол­гий путь развития — от старинных танцев (сарабанда, жига, гавот, менуэт, полонез и др.) до современных (кад­риль, фокстрот, вальс, танго, твист, рок-н-рол, брейк-данс и др.).

Марш — шествие, движение впе­ред — организует одновременное, синхронное движение большого ко­личества людей. Обычно маршевая музыка отличается размеренным тем­пом, соотнесенным с шагом, поступью человека, четкими ритмами, яркими запоминающимися призывными ин­тонациями.

Одной из самых древних разновид­ностей маршевой музыки являются во­енные марши. Они звучали в Древнем Египте, Китае, Индии, Древней Греции, Древнем Риме, сопровождая и сами боевые действия, и различные тор­жественные церемонии, на которых чествовали победителей.

Военные марши исполняются при обучении войск, проведении парадов, строевых смотров и других воинских ритуалов Традиции русской военной музыки восходят к эпохе Киевской Руси (IX- XII вв.). Но значительное свое разви­тие она приобретает в начале XVIII в., когда в России создается регулярная армия и в ее полки вводятся военные оркестры. По мнению великого русского полко­водца А. Суворова, развернутые знамена и гром­кая музыка удваивают, утраивают армию.

В эпоху царствования Петра I, прославив­шегося ратными подвигами, наряду с кантами (многоголосными хоровыми песнями), звучала и инструментальная маршевая музыка, исполня­емая военными оркестрами, прикомандирован­ными к войскам.

Во время Великой Отечественной войны (1941 — 1945) музы не молчали. Музыка обеспе­чивала укрепление и рост патриотических чувств не только армии, но и всего русского народа.

В развитии маршевой музыки большую роль играет духовой оркестр. Состав духового оркес­тра может колебаться от 20 до 100 исполните­лей. Интересен тот факт, что музыку для духо­вых оркестров писали разные композиторы, в том числе и такие известные, как Л. Бетховен, Н. Римский-Корсаков и др.

Звучат ли марши в мирное время? Конечно, звучат! Они сопровождают спортивные соревно­вания и парады, массовые мероприятия, школь­ные праздники.

Поскольку песенная, танцевальная и марше­вая музыка является частью окружающей нас жизни, то она будет всегда присутствовать там, где речь идет о человеке — поющем, танцую­щем, шествующем. Жанры песни, танца и марша находят свое яркое воплощение в сценической музыке (оперы, балеты, мюзиклы, драматичес­кие спектакли, музыка к кинофильмам), а также в камерной и симфонической музыке, становясь частью сонаты, сюиты, симфонии.

 

1. Послушайте несколько музыкальных произведений и определите, к какой области музыки они относятся — серьезной или легкой. Аргументируйте свои ответы, прибегая к анализу содер­жания, эмоционального строя музыки, средств ее выразительности.

2. Составьте перечень музыкальных произведений из своей фонотеки по разделам: «Класси­ческая музыка», «Народная музыка», «Современная музыка». Какие сочинения в вашей коллекции преобладают? Как вы думаете, почему?

Художественно-творческие задания

Подготовьте программу вечера песни (информация о композиторах и исполнителях, фоно­граммы, исполнение соло, ансамблем, хором) на одну из предложенных тем: «С песней на Руси родились», «Вся Россия просится в песню», «Духовные песни», «Популярные песни и их исполни­тели», «Любимые барды».

Разработайте содержание танцевального конкурса или дискотеки на тему «От гавота до брейк-данса». Придумайте элементы костюмов, отражающие эпоху, подберите музыкальные за­писи, подготовьте выступления танцевальных пар.

Составьте музыкальную композицию для проведения спортивного праздника, включив в него известные марши; праздника, посвященного Дню Победы («А музы не молчали»). Подумайте о художественном оформлении праздников — плакаты, афиши, пригласительные билеты и пр.

Подготовьте компьютерную презентацию на темы: «Классическая музыка в современной об­работке», «Классика на мобильных телефонах».

 

Массовые, общедоступные искусства

 

Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотогра­фия, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали сим­волами времени.

Слово«фотография» переводится как «светопись», что отражает осно­вополагающую роль света в процессе фотографирования. Техника фотогра­фирования основана на знакомом лю­дям с древности оптическом эффекте: луч света, попадая в небольшое отвер­стие камеры, дает на ее противопо­ложной стенке перевернутое изобра­жение освещенных предметов.

Фотография, являясь одним из са­мых распространенных средств мас­совой коммуникации, имеет огромное историческое значение как свидетель своего времени. Даже не обладающая художественной ценностью, фотогра­фия через много лет становится цен­ным историческим документом.

Широкое распространение полу­чилахудожественная фотография. Взгляд через объектив фотоаппарата позволяет увидеть экзотические стра­ны, диковинных животных, подводные глубины океана, культурно-историчес­кие реликвии древней архитектуры, популярных актеров, новые течения в моде (одежда, прически, интерьеры домов и др.). Свое отношение к нему автор передает через выбор момента съемки, ракурс, распределение света и тени.

Фотография развила свою особую систему выразительных средств, но не потеряла связи с древними изобра­зительными искусствами. Это прояв­ляется, в частности, в том, что их ос­новные жанры — портрет, пейзаж, на­тюрморт, картина — представлены и в фотоискусстве. Говорят, например, что портрет делает отсутствующих при­сутствующими и умерших — живыми. Особенность изобразительного обра­за в фотографии заключается в его документальности, так как он — всег­да объект реального мира или сущес­твенный момент действительности.

Чем же фотография отличается от живописи? Прежде всего, тем, что фо­тография ловит мгновения, передает одномоментный образ происходяще­го события, тем самым переводя его в вечность.

Сегодня техника фотографирова­ния, пережив множество усовершенст­вований, достигла цифрового уровня. Компьютер помогает добиться не­обычайного эффекта в фотографии, дает возможность соединять различ­ные объекты, трансформировать или частично менять форму, фактуру или цвет предметов, комбинировать объ­екты наподобие коллажа.

Найдите в справочной литературе объяснение принципов работы фотоаппарата.

Художественно-творческие задания

1. Сделайте, используя цифровой фотоаппарат, компьютерную презентацию на одну из тем: «Моя семья», «Мир моих увлечений», «Друзья» и др. Подберите музыкальное оформление к пре­зентации.

2. Создайте портретную галерею учителей или одноклассников, выбрав их самые яркие жесты, мимику, передающие образ. Напишите короткие литературные комментарии к серии фотогра­фий.

С помощью компьютерной программы Photoshopпроизведите трансформацию фотографии (изображение природы, человека, события), усилив ее образность и эмоциональную окрашенность, изменяя цвет, фактуру, пропорции.

Киносегодня является одним из са­мых массовых видов искусства.

Кинематограф (в переводе с гре­ческого — изображаю движение) с технической точки зрения представ­ляет собой развитие искусства фото­графии. Изобретение так называемых движущихся фотографий принадле­жит французам — братьям Луи Жану (1864—1948) и Огюсту(1862—1954) Люмьерам. С помощью кадров — от­дельных фотоснимков, на кинопленке происходит фиксация фаз движения объекта, монтаж помогает соединить кадры соответственно замыслу режис­сера.

Кино как вид искусства появилось в Японии, Европе и Америке практи­чески одновременно — в конце XIX в. Первый киносеанс в Москве состоялся 26 мая 1896 г. в саду «Эрмитаж». Одним из крупнейших кинотеатров в России стал «Художественный» (построен в 1909 г. русским кино предпринимате­лем А. Ханжонковым). Позже появи­лись кинотеатры «Форум», «Колизей» (ныне театр «Современник») и др.

Кинематограф со временем стал важнейшим средством коммуникации. Кино доступно, увлекательно, вырази­тельно. Оно обладает свойствами «зри­мой литературы», «движущейся живо­писи», «цветомузыки». Исходя из это­го, можно сказать, что кино — синтепластика, пространство, свет, цвет, му­зыка создают единый образ. Кино не заменяет литературу, живопись, музы­ку, а преломляет их опыт в соответс­твии со своей спецификой. Музыка способствует драматургическому раз­витию происходящего на экране дейс­твия. Она эмоционально окрашивает тот или иной эпизод в зависимости от замысла режиссера.

Объединяя литературу, театр, живо­пись, музыку, кино раскрывает дина­мичный целостный зрительно-слухо­вой образ эпохи. Едва ли не самая спе­цифическая основа кино языка — мон­таж, т. е. расстановка кадров в опреде­ленной последовательности. Монтаж создает движение, выстраивает ритм картины, придает определенный смысл кадрам — снимкам-образам жизни. И в конечном счете служит прямым воп­лощением мысли автора, выражением художественной идеи фильма. По словам кинорежиссера В. Пудовкина, мон­таж — это «найденный и развиваемый киноискусством метод выявления и яс­ного показа... связей, существующих в реальной действительности».

Герои фильмов — красивые, сильные, бесстрашные — проходят «через огонь и воду». Зрители, погружаясь в атмос­феру фильма, оценивают их действия, мечтают быть похожими на них. Но, к сожалению, в последнее время на ки­ноэкранах слишком часто возникают образы беспощадных убийц-победите­лей, монстров, ни во что не ставящих человеческую жизнь, и образы несчас­тных поверженных жертв.

Современные технические возмож­ности создания спецэффектов помо­гают воплотить самые необычные ху­дожественные замыслы. С помощью компьютера создаются фантастичес­кие персонажи, двигающиеся как на­стоящие актеры, и т. п.

Фильм состоит изэпизодов. Каждый эпизод делится накадры, которые ха­рактеризуются полем изображения, планом и углом съемки, составляю­щими особый язык кино. Кинорежис­сер, меняя поле изображения, планы, ракурсы, последовательность монтажа кадров, а также особенности ритма, света, цвета, музыки, звука, создает це­лостный образ произведения.

Именно кинематограф дает вторую жизнь шедеврам классической музыки. Известно множество киноверсий опер, балетов, мюзик­лов, а также мультипликационных фильмов на музыку композиторов-классиков («Адажио» Т. Альбинони — фильм режиссера Г. Бардина; «Времена года» П. Чайковского— фильм режиссера И. Иванова-Вано и др.).

1. Запишите в свою творческую тетрадь названия знакомых вам видов киноискусства, его жан­ров с конкретными примерами.

2. Посмотрите мультфильм «Времена года». Какими средствами анимации отражены в фильме особенности пьес П. Чайковского «Осенняя песнь (Октябрь)» и «На тройке (Ноябрь)»?

3. Подберите из вашей фильмотеки фрагменты фильмов с компьютерными эффектами, кото­рые потрясли ваше воображение. Продемонстрируйте их (фрагменты) на уроке.

4. Посмотрите фрагменты кинофильмов, созданных на сюжеты известных литературных про­изведений («Метель» А. Пушкина, «Ромео и Джульетта» У. Шекспира). Что вносит язык киноискус­ства в раскрытие драматургии образов?

Художественно-творческие задания

1. Придумайте сюжет небольшого, но занимательного фильма или мультфильма. Сделайте рас­кадровку.

Выполните коллективную работу: создайте альбом, посвященный моде ХХ в. Подберите по­пулярные песни, соответствующие по стилю каждому персонажу.

Телевидение(от греч. tele— вдаль, далеко и лат. video— вижу) — одно из мощных средств массовой информа­ции, имеет новые изобразительные возможности. С помощью телеви­дения происходит передача на рас­стояние изображения подвижных и неподвижных объектов с помощью электрических сигналов, распростра­няющихся по каналу связи. Первые телепередачи начались в Москве еще в 1935 г. Они были посвящены жиз­ни нашего государства, культурным мероприятиям, спорту.

Сегодня все большее распростране­ние получают телепроекты, ориенти­рующие зрителя на интерактивное об­щение. Это многочисленные ток-шоу, развлекательные программы с интер­нет-голосованием, sms-сообщениями. Это игры и конкурсы («Фабрика звезд», «Народный артист», «Ледниковый пе­риод», «Танцы со звездами» и др.). Особое значение в этих передачах имеет синтез искусств: разговорный жанр, театрализация, музыка различ­ных жанров. Роль музыки в этих про­граммах неоднозначна. В одних она выполняет фоновую или чисто раз­влекательную функцию, в других — нацеливает зрителей на более глубо кое восприятие образов, создаваемых артистами.

Процесс создания телевизионной продукции связан с коллективным творческим трудом сценариста, режиссера, оператора, художника, актеров, работников сопутствующих служб (осветителей, костюмеров, гримеров и пр.

1. Изучив телевизионную программу одного из дней недели, систематизируйте передачи по жанрам, запишите свои выводы в творческую тетрадь.

2. Согласны ли вы с высказыванием известного американского теле- и радиожурналиста Э. Мэроу: «Телевидение может учить и просвещать и даже вдохновлять, но только до тех пор, пока люди будут использовать его соответствующим образом. В противном случае это не более чем ящик с проводами и лампочками». Аргументируйте свое мнение.

Художественно-творческие задания

· Придумайте небольшой, но увлекательный сценарий (смешной, грустный, поучительный и т. д.) фильма или мультфильма. Сделайте его раскадровку. При наличии видеокамеры снимите короткий фильм, раскадровку которого вы выполнили. Подберите к нему музыкальное сопровож­дение.

Разделившись на группы (5-7 человек), посмотрите по телевизору различные передачи. Проанализируйте средства художественной выразительности, которые используются в телевизи­онных передачах разных жанров.

 

Изобразительная природа кино

 

Каждое произведение искусства создает неповторимую модель мира. Более полувека назад (в 1957 г.) поя­вился на свет художественный фильм «Летят журавли» (режиссер М. Колотозов, оператор С. Урусевский), кото­рый снискал заслуженную славу и в отечественном, и в зарубежном кине­матографе. Пальмовая ветвь Между­народного Каннского кинофестиваля приравняла ленту к шедеврам таких признанных мастеров, как Ф. Фелли­ни и М. Антониони (Италия).

В основе сюжета фильма — пьеса драматурга В. Розова «Вечно живые», дань памяти прошедшим войну и на­ставление будущим поколениям. В ней через конкретные истории самых обыкновенных людей раскрывается судьба целого народа, исковерканная, покореженная войной (1941-1945 гг.)., но не сломленная.

В драматическом фильме «Летят жу­равли» органично соединяются боль и радость, потери и обретения, юмор и слезы, молодость и мудрость. Каждый из действующих лиц — на фронте и в тылу — прибавляет желания выстоять и жить в мирное время. Кто-то преда­ет себя, а кто-то никогда не изменяет собственным принципам, кто-то не вы­держивает и сдается, а кто-то начинает понимать свое предназначение. Каж­дый ведет эту войну, которая происхо­дит не только на полях сражений, но и в душе человека.

В фильме явно выделяются две драматургические линии, два пласта, две истории. Первая — внешняя: не­сложная история жизни девушки Ве­роники (Татьяна Самойлова), жених которой (Алексей Баталов) уходит на фронт. И тогда она от собственной слабости, от страха, вызванного бом­бежкой, изменяет своему жениху и связывает свою жизнь с его братом — пианистом Марком.

Вторая линия — внутренняя. Это — душевный мир Вероники, где она на­стоящая — страдающая от собственной измены, но живущая любовью к Бори­су, измотанная ожиданием, уничтожен­ная страшным известием о его смерти. Это образ «хорошей плохой героини».

Значимыми в фильме становятся язык образов, психологизм героев, пов­торы деталей, ракурсов, отсылки к пре­жним временам, к воспоминаниям, ко­торые заставляют зрителя взглянуть на мир глазами Вероники, ощутить движе­ние ее души.

1. Посмотрите фрагменты фильма «Летят журавли»: гибель Бориса, бомбежка, сцена встречи на вокзале, эпизод с подарком (белочка), сцена с ребенком. Какие черты образа Вероники раскры­ваются в них?

2. Какие средства выразительности подчеркивают эмоциональный строй сцен? Как детали фильма помогают зрителям сопереживать его действующим лицам?

3. На каких нравственных ценностях акцентируют внимание зрителей создатели фильма?

4. Как вы понимаете смысл выражения «Летят журавли» сквозь время и пространство...»?

Представьте себя членами жюри кинофестиваля, на котором демонстрируется фильм «Летят журавли». Какие особенности сценария, режиссуры, операторского и актерского мастерства вы бы отметили?

 

Музыка в кино

 

Композитор, пишущий музыку для кино, — это человек, от которого тре­буется развитие драматургических принципов, заложенных в картину режиссером. Его музыка способствует драматургическому развитию проис­ходящего на экране действия. Замысел режиссера диктует ту или иную эмо­циональную окраску музыки в эпи­зодах и сценах фильма. Если в этом нет необходимости, а нужен просто какой-то музыкальный фон, то может звучать все что угодно, любая музыка, соответствующая ритму действия.

Когда же речь идет именно о дра­матургии, очень хорошо работает прием музыкального контраста. Это очень мощный драматургический прием. На самом деле таких приемов не много, и все они, пожалуй, были подарены нам Шекспиром и Л. Тол­стым. Нам осталось только правиль­но их применять. Например, музыка, являющаяся фоном для, казалось бы, успешного и непобедимого героя, как бы предрекает фатальный финал. Она иносказательно говорит о том, что ничто не вечно и успех может обер­нуться неудачей. Именно это и про­исходит в финале хорошо известного фильма «Профессионал» с Бельмондо в главной роли.

Музыку для фильма написал ком­позиторЭнио Морриконе (род. 1928) — самый легендарный из живущих ки­но композиторов. Число созданных им саундтреков приближается к пя­тистам, и, возможно, эта легкость в сотворении мелодий дала основание окрестить его Моцартом киномузыки. Им написана музыка примерно к 450 фильмам, среди которых «Однажды в Америке», «За пригоршню долларов», «Хороший, плохой, злой», «Двадцатый век», «Кентерберийские рассказы», «Де­камерон», «Теорема», «Неприкасаемые», «Профессионал», «Гамлет», «Убить Бил­ла», «72 метра» и многие другие. Среди режиссеров, с которыми работал Морриконе, — Пазолини, Бертолуччи, Бе- локкио, Торнаторе, Дзеффирелли, Де Пальма, Стоун, Альмодовар.

В картине «Профессионал» звучит всего одна мелодия, но она переда­ет то самое состояние души, которое настраивает зрителя на правильное восприятие фильма. И неспроста эта единственная мелодия появляется всегда и в одном и том же исполне­нии. Именно это придает фильму осо­бый колорит. В какие бы ситуации ние попадал герой Бельмондо, эта музыка передает взгляд режиссера. Возника­ет своего рода интрига, когда автор фильма знает то, что пока неведомо зрителю, — он знает финал. И финал этот трагичен, что подчеркивается музыкой. Потом, досмотрев фильм до конца, зритель понимает, почему зву­чала именно эта мелодия. И в конце фильма приходит как бы повторное переживание всего произошедшего и осознание всего трагизма картины.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 236; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты