Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Общественно-политическая жизнь во второй половине 80-х гг.




Период перестройки ознаменовался не только попыт­ками обновить систему социалистической экономики. Были осуществлены основательные политические пре­образования, которые вызвали активные процессы граж­данского, духовного раскрепощения.

Гласность. Изменения в общественном сознании.Широкая политическая реформа началась позже эконо­мических преобразований. Ей предшествовала массовая смена и омоложение кадров в высшем руководстве стра­ны. Кадровые изменения не обошли стороной и Татарс­кую республику. В 1989 г. первым секретарем Татарско­го обкома КПСС стал М.Ш. Шаймиев. Состав обкома КПСС пополнился молодыми интеллектуалами, приобретшими известность своей активной гражданской позицией в годы перестройки и не имевшими номенклатурного прошлого.

В деятельности партийных, общественных структур появилась большая открытость. На смену заявлениям об очередных успехах, огромных достижениях прихо­дил критический настрой. Он был подхвачен средства­ми массовой информации, общественностью. Остротой публикаций отличались газеты «Вечерняя Казань», «Комсомолец Татарии».

Раскрепощению сознания активно способствовала по­литика гласности. С небывалой до того откровенностью после долгого молчания было сказано о преступной роли сталинизма. На официальном уровне было также заяв­лено о застойных явлениях в жизни советского обще­ства на рубеже 70-80 гг., о серьезных деформациях в сфере национальных отношений.

Был практически возобновлен и приобрел огромные мас­штабы реабилитационный процесс. Изучение материалов по крупным политическим процессам показало, что все они явились следствием произвола, грубой фальсифика­ции. Такая оценка была дана делам по «национал-укло­низму», по делу «султан-галиевской контрреволюционной организации». 16 января 1989 г. были реабилитированы М.Ю. Брундуков, A.M. Енбаев, Н.Ш. Еникеев, Г.Г. Мансуров, К.Г. Мухтаров, М.Х. Султан-Галиев, А.И. Урманче, Б.И. Урманче, И.К. Фирдевс. А.М. Бнбаев, Г.Г. Мансуров, К.Г. Мухтаров, М.Х. Султан-Галиев были восстановлены в партии.

К реабилитационному процессу подключились партий­ные органы республики, органы прокуратуры, КГБ, ра­ботники архивов, общественность. Страшную правду о ГУЛАГе читатель узнавал и из произведений Ибрагима Салахова, Аяза Гилязова, Гурия Тавлина, Евгении Гинзбург.

В научных кругах республики, на страницах рес­публиканской прессы, как и всей страны, развер­нулись бурные дискуссии вокруг ключевых марксис­тско-ленинских положений, об альтернативах Октябрь­ской революции, сталинской модели построения социа­лизма, природе политических репрессий в СССР. Стано­вилось очевидным, что ответственность за все деформа­ции и беззакония лежит не только на Сталине и его ок­ружении. Формировалось представление о непродуктив­ности социалистической идеи как таковой.

Переосмыслению подвергалась не только история СССР в целом, роль в ней тех или иных партийных, государ­ственных деятелей, деятелей культуры. Активно диску­тировались также проблемы национальной истории. Были высказаны предложения о необходимости создания таких капитальных трудов, как «История татарского народа», Русские и татары». В печати стали появляться статьи, посвященные видным татарским мыслителям Шигабутдину Марджани, Ризаэтдину Фахретдину, Хади Атласову. Внимание общественности было привлечено к жизни и деятельности Гаяза Исхаки, его роли в национально-освобо­дительном движении татар начала XX в., в духовной куль­туре татарского народа. В 1991 г. Союз писателей республи­ки учредил премию им. Г. Исхаки. Тогда же в селе Кутлушкино Чистопольского района был открыт музей писателя.

Большой резонанс вызвала дискуссия о происхожде­нии татарского народа, его этнониме. Появились сто­ронники переименования татар в булгары. В 1988 г. они объединились в клуб «Булгар-аль-джадид».

В историческое сознание возвращались исконные на­звания населенных пунктов республики. Вновь Набережными Челнами в 1988 г. стал город автомобилестроите­лей (в 1982 г. в целях увековечения памяти генераль­ного секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева он был пере­именован в г. Брежнев). Несколько позже обрел назва­ние Болгар г. Куйбышев.

В конце 80-х гг. возобновилась дискуссия о культур­ной принадлежности символа Казани — башни Сююмбике. В 1990 г. после череды острых выступлений в печати, ожесточенной полемики во время публичных обсуждений было принято решение о водружении на шпиль башни по­лумесяца, которым она была увенчана 1918-1935 гг.

Атмосфера гласности создала благоприятные условия для широкого и острого обсуждения проблем националь­но-культурного развития. По мере ее укрепления обще­ственность все громче заявляла о снижении роли татар­ского языка, плачевном состоянии национальной шко­лы, ограниченных возможностях средств массовой ин­формации, татарского книгопечатания. В республикан­ских газетах, на радио и телевидении появились посто­янные рубрики, передачи. Они пробуждали интерес к татарскому языку и помогали желающим начать его изу­чение. В этих целях были изданы татарско-русские и русско-татарские разговорники, словари.

Стремление глубже узнать культуру своего народа, желание возродить лучшие народные традиции прояви­лись в создании различных культурно-этнических объе­динений. Понятно, что в Татарской республике наиболь­шее количество их занималось проблемами татарской культуры. Такими обществами являлись клуб им. Марджани, общественный комитет «Магариф», общество *Туган як». Вместе с тем у каждого из проживавших на территории республики народов была возможность со­здать свое культурно-просветительное общество, и такие общества появились у удмуртов, чувашей, евреев, каза­хов, башкир, армян, грузин, поляков и др.

Задачам изучения и возрождения духовного насле­дия татарского народа была подчинена деятельность республиканской комиссии «Мирас». Важным собы­тием в культурной жизни республики стало заверше­ние строительства в 1987 г. уникального здания на берегу озера Кабан — Татарского академического те­атра им. Г. Камала. В 1989 г. при Институте языка, литературы и истории был создан отдел Татарской эн­циклопедии, преобразованный в 1994 г. в Институт, в Казанском Государственном университете был открыт факультет татарской филологии, истории и восточных языков.

В годы перестройки прекратилось ущемление прав религиозных конфессий, верующих. О новой полити­ке государства свидетельствовали празднование летом 1988 г. 1000-летия христианства на Руси, а в следую­щем году — 1100-летия принятия Волжской Булгарией ислама. Открыто стали отмечаться мусульманские и христианские праздники. В республике в несколько раз возросло число зарегистрированных религиозных обществ.

Рост общественно-политической активности.Как и по всей стране, в республике все заметнее стали проявляться неформальные объединения. По остроте ставившихся ими вопросов, тональности выступлений их активистов они намного превосходили официальные органы.

В первые годы перестройки наибольшую активность проявляло экологическое движение. «Зеленые» энергич­но выступили против строительства вблизи Казани био­химического завода, Татарской атомной электростан­ции в Камских Полянах. Они организовывали митинги протеста, сбор подписей под воззваниями с требования­ми прекратить строительство опасных для окружающей среды объектов, многочисленные публикации на эколо­гические темы в местных газетах и журналах. Власти уступили давлению общественности. В конечном счете, ни биохимзавод, ни АЭС построены не были. Эти собы­тия показали, что гражданская-активность людей мо­жет дать весомые положительные результаты.

В середине 1988 г. решениями XIX партконференции был дан старт широкой политической реформе. Одна из ключевых идей реформы состояла в восстановлении полновластия Советов. Реформированию подлежала и КПСС. Однако процессы демократизации шли в ней медленно, с большим трудом. В этих условиях автори­тет коммунистической партии стремительно падал. Все неблагополучие советского общества люди связывали с ее монополией на власть.

В то же время возникали все новые и новые форми­рования людей, стремившихся к реальным переменам в самых различных областях жизни общества. К 1990 г. общее число неформальных объединений превысило в республике 4 тысячи.

Летом 1988 г. политическая оппозиция создала в рес­публике Инициативный Центр Народного фронта. К концу 80-х гг. здесь сформировалось мощное националь­ное движение. Его главной консолидирующей силой стал Татарский общественный центр (ТОЦ), учредитель­ный съезд которого состоялся в 1989 г. Весной 1990 г. наиболее радикальная часть представителей ТОЦ орга­низовала татарскую партию национальной независимо­сти «Иттифак». Спустя полгода возник союз татарской молодежи «Азатлык» («Свобода»).

Активное участие новые формирования приняли в кампаниях по выборам народных депутатов СССР (март 1989 г.) и народных депутатов РСФСР, ТАССР и мест­ных Советов (март 1990 г.). ТОЦ вместе с Инициатив­ным центром Народного фронта организовывали ми­тинги, пикеты, шествия в поддержку демократически настроенных кандидатов. Народными депутатами СССР от республики были избраны 22 человека, в том числе только 8 татар. Многие из них имели ярко выраженные демократические взгляды. Смелой гражданской пози­цией отличились на знаменитом I съезде народных де­путатов СССР (май-июнь 1989 г.) ректор КГУ А.В. Ко­новалов, главный редактор газеты «Вечерняя Казань» А.А. Гаврилов, драматург Т.А. Миннуллин.

В ходе второй избирательной кампании по ТАССР оп­позиционным общественным организациям удалось про­вести в состав народных депутатов республики своих пред­ставителей. Правда, по-прежнему большая часть депута­тов была представлена кандидатурами, рекомендованны­ми официальными органами. Народными депутатами ТАССР стали почти все первые секретари горкомов, рай­комов КПСС, крупные хозяйственники. Коммунистичес­кая номенклатура сумела сохранить свои главенствую­щие позиции у власти.

В апреле 1990 г. состоялась первая сессия Верховно­го Совета ТАССР двенадцатого созыва. На первом ее заседании на пост председателя Верховного Совета рес­публики были выдвинуты три кандидатуры: первый секретарь Татарского обкома М.Ш. Шаймиев, писатель­ница Ф.А. Байрамова («Иттифак») и доцент Казанского университета М.А. Мулюков (ТОЦ). Более 70 процентов голосов было отдано за кандидатуру М.Ш. Шаймиева.

На пути к суверенитету.Процессы демократизации в конце 80-х гг. вплотную подвели к проблемам нацио­нально-государственного устройства страны. Для ТАССР, как и многих других автономных республик, централь­ным являлся вопрос о повышении их политико-право­вого статуса. В сентябре 1989 г. состоялся пленум Цент­рального Комитета КПСС по национальным проблемам, который долго откладывался. На этом пленуме пред­ставители ТАССР говорили об ущемленном положении республики. Такие же претензии были высказаны ря­дом других участников пленума из автономий. Однако эта позиция не нашла поддержки. Практических реше­ний о преобразовании хотя бы некоторых автономных республик в союзные принято не было.

В конце 1989 г. вопросы о расширении прав респуб­лики был поднят на пленуме Татарского обкома КПСС. Он одобрил установки центральных органов партии о расширении компетенции автономных республик.

Сформировавшееся национальное движение шло го­раздо дальше позиций органов КПСС. Так, уже в конце 1988 г. центральным лозунгом ТОЦ, который являлся консолидирующей силой этого движения, был лозунг «Татарии — статус союзной республики!». На близких позициях находилось «Движение за радикальное преоб­разование Татарии». Татарский общественный центр явился организатором многочисленных мероприятий, где настойчиво ставился вопрос о повышении государствен­ного статуса ТАССР. Им было собрано 100 тысяч под­писей под требованием: предоставить Татарстану статус союзной республики.

Весной-летом 1990 г. вопрос о повышении государ­ственного статуса Татарстана стал главным вопросом политической жизни республики. Политизация масс до­стигла небывалой остроты и размаха. К этому распола­гали все более ухудшавшаяся социально-экономическая ситуация, процессы суверенизации в прибалтийских рес­публиках. 12 июля была принята декларация о сувере­нитете России. Активизации политической жизни послужила и отмена внеочередным Съездом народных де­путатов СССР 6-й статьи Конституции о руководящей роли КПСС. В республике митингующие все чаще де­монстрировали негативное отношение к обкому партии. В его адрес при стечении огромных масс людей громче и громче звучали возгласы «Долой!», «В отставку!».

В этих условиях, используя противоречия между со­юзными и российскими властными структурами, руко­водство Татарской республики все настойчивее добива­лось повышения ее статуса. Этот вопрос неоднократно ставился им в различных властных структурах в Моск­ве. Во время визита в республику председатель Верховно­го Совета Б.Н. Ельцин сказал облетевшую все республи­канские средства массовой информации фразу: «Берите суверенитета столько, сколько вы его сможете проглотить».

Декларация о государственном суверенитете Респуб­лики Татарстан.30 августа 1990 г. произошло одно из самых знаменательных событий в истории Татарстана второй половины XX в. В этот день на сессии Верховно­го Совета ТАССР после бурной дискуссии была принята Декларация о государственном суверенитете республи­ки. Из 242 депутатов за нее проголосовал 241 человек при одном воздержавшемся. Собравшийся на площади Свободы у здания, где заседал Верховный Совет, народ ликовал. Принятие Декларации означало преобразова­ние ТАССР в ТССР - Республику Татарстан. 30 августа стал праздником суверенитета республики.

Декларация провозглашала: «Земля, ее недра, природ­ные богатства и другие ресурсы на территории Татарской ССР являются исключительной собственностью ее наро­да», а также гарантировала «равноправное сохранение и развитие татарского и русского языков в качестве госу­дарственных». Вместе с тем Декларация не определяла субъектность Республики Татарстан. Иными словами, в ней не было четкого ответа на важный тогда вопрос, станет ли Татарская республика союзной республикой или речь идет только об обозначении суверенных прав в рамках Россий­ской Федерации. Этот компромисс позволил на время ста­билизировать политическую обстановку в республике, од­нако двоякость заложенного в нем смысла определила сложный характер политического развития республики в 90-е гг.

Таким образом, демократизация, политика гласнос­ти дали весомые политические результаты. Глубокие пе­ремены произошли в общественном сознании. Респуб­лика начала движение по пути суверенитета.

Вопросы и задания

1. В чем вы видите причины роста общественно-политической активности? 2. Расскажите о политических движениях Татар­стана? Какие программные цели ставили они? 3. Что нового привнесла перестройка в культурную жизнь республики? 4. В чем состоит значение принятия Декларации о государ­ственном суверенитете Татарстана?



Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 200; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты