КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Просвещение как идейное течение 18 в
ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, идейное течение 17 — 18 вв., основанное на убеждении в решающей роли разума (см.РАЗУМ) и науки (см. НАУКА (сфера деятельности)) в познании «естественного порядка», соответствующегоподлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фанатизм (см.УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА) просветители считали причинами человеческих бедствий;выступали против феодально-абсолютистского режима, за политическую свободу, гражданское равенство.Главные представители Просвещения в Англии (где оно возникло) — Дж. Локк (см. ЛОКК Джон), Дж. А.Коллинз, Дж. Толанд (см. ТОЛАНД Джон), А. Э. Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер); воФранции (период наибольшего распространения здесь Просвещения, между 1715 и 1789, называют «векомПросвещения») — Вольтер (см. ВОЛЬТЕР), Ш. Монтескье (см. МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи), Ж. Ж. Руссо (см.РУССО Жан Жак), Д. Дидро (см. ДИДРО Дени), К. А. Гельвеций (см. ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан), П. А. Гольбах(см. ГОЛЬБАХ); в Германии — Г. Э. Лессинг (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), И. Г. Гердер (см. ГЕРДЕРИоганн Готфрид), Ф. Шиллер (см. ШИЛЛЕР Фридрих), И. В. Гете (см. ГЕТЕ Иоганн Вольфганг); в США — Т.Джефферсон (см. ДЖЕФФЕРСОН Томас), Б. Франклин (см. ФРАНКЛИН Бенджамин), Т. Пейн (см. ПЕЙНТомас); в России — Н. И. Новиков (см. НОВИКОВ Николай Иванович), А. Н. Радищев (см. РАДИЩЕВАлександр Николаевич)). Идеи Просвещения оказали значительное влияние на развитие общественноймысли. Вместе с тем в 19—20 вв. идеология Просвещения нередко подвергалась критике за идеализацию (см.ИДЕАЛИЗАЦИЯ) человеческой природы, оптимистическое толкование прогресса как неуклонного развитияобщества на основе совершенствования разума. В широком смысле просветителями называли выдающихсяраспространителей научных знаний. * * * ПРОСВЕЩЕ́НИЕ, широкое культурное движение в Европе и Северной Америке конца 17—18 вв., ставившеесвоей целью распространение идеалов научного знания, политических свобод, общественного прогресса (см.ПРОГРЕСС (направление развития)) и разоблачение соответствующих предрассудков (см. ПРЕДРАССУДОК)и суеверий (см. СУЕВЕРИЕ). Центрами идеологии и философии Просвещения были Франция, Англия иГермания. Свое концентрированное выражение идеология Просвещения получила во Франции в период с1715 по 1789 гг., названный веком Просвещения (siecle des lumieres). Кантовское определение Просвещениякак «мужества пользоваться своим собственным умом» говорит о принципиальной установке Просвещения нанаделение разума статусом высшего авторитета и связанной с этим этической ответственностью егоносителей — просвещенных граждан. Основные идеи и принципы Просвещения При всех национальных особенностях Просвещение имело несколько общих идей и принципов. Существуетединый порядок природы, на познании которого основаны не только успехи наук и благополучие общества, нои морально-религиозное совершенство; верное воспроизведение законов природы позволяет построитьестественную нравственность (см. НРАВСТВЕННОСТЬ), естественную религию (см. РЕЛИГИЯ) иестественное право (см. ПРАВО (система норм)). Разум, освобожденный от предрассудков, являетсяединственным источником знания; факты суть единственный материал для разума. Рациональное знаниедолжно освободить человечество от социального и природного рабства; общество и государство должныгармонизировать с внешней природой и натурой человека. Теоретическое познание неотделимо отпрактического действия, обеспечивающего прогресс как высшую цель общественного бытия. Конкретные пути реализации этой программы в рамках Просвещения существенно расходились. Особеннозначителен был разброс в мнениях о религии: практический атеизм Ламетри (см. АТЕИЗМ), Гольбаха (см.ГОЛЬБАХ), Гельвеция (см. ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан) и Дидро (см. ДИДРО Дени), рационалистическийантиклерикальный деизм Вольтера (см. ДЕИЗМ), умеренный деизм Д"Аламбера (см. Д`АЛАМБЕР Жан Лерон),благочестивый деизм Кондильяка (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де), эмоциональный «деизм сердца» Руссо(см. РУССО Жан Жак). Объединяющим моментом была ненависть к традиционной церкви (см. ЦЕРКОВЬ).При этом, однако, деизм Просвещения не исключал таких организационных форм, как масонская квази-церковь (см. МАСОНСТВО) с ее ритуалами. Гносеологические различия были менее разнообразны: восновном просветители придерживались эмпиризма локковского толка с подчеркнуто сенсуалистскимтолкованием происхождения знаний. Сенсуализм (см. СЕНСУАЛИЗМ) мог носить механико-материалистический характер (Гельвеций, Гольбах, Дидро), но не исключался скептический и дажеспиритуалистический (см. СПИРИТУАЛИЗМ) вариант (Кондильяк (см. КОНДИЛЬЯК Этьен Бонно де)).Онтология (см. ОНТОЛОГИЯ) интересовала просветителей в меньшей степени: они предоставляли решениеэтих проблем конкретным наукам (в этом отношении философия Просвещения может считаться первымвариантом позитивизма), фиксируя лишь очевидность существования субъекта, природы и бога-первопричины. Только в «Системе природы» Гольбаха дана догматическая картина атомистически-материального бытия. В социальной сфере просветители старались обосновать теорию прогресса и связатьее со стадиями хозяйственного и политического развития общества (Тюрго (см. ТЮРГО Анн Робер Жак),Кондорсе (см. КОНДОРСЕ Жан Антуан Никола)). Экономические (Тюрго), политические (Монтескье (см.МОНТЕСКЬЕ Шарль Луи)), правозащитные (Вольтер) идеи Просвещения сыграли значительную роль встановлении либеральной цивилизации современного Запада. Просвещение во Франции Национальные школы Просвещения имели свои особенности. Философия французского Просвещенияотличается своей радикальной социальной и антиклерикальной направленностью. Для нее характернаблестящая литературная форма, в ряде случаев дающая литературные и публицистические шедевры (Дидро,Вольтер, Руссо). При все своем остром интересе к социальной и исторической проблематике французскиепросветители не создают общей философии истории, растворяя специфику исторического в природе с еевластью случайности и в произволе человеческой воли. Цвет французского Просвещения объединилоиздания «Энциклопедии» (1751—1780), возглавленное Дидро и Д"Аламбером. «Энциклопедия (см.ЭНЦИКЛОПЕДИЯ (французская))» стала своего рода эмблематически деянием просветителей, посколькуобъединяла в себе функции пропаганды (см. ПРОПАГАНДА) науки, воспитания граждан, воспеваниесозидательного труда, объединения авторов в «партию» просветителей, эффективного практическогопредприятия и «полезной» эстетики (см. ЭСТЕТИКА), воплощенной в великолепных гравюрах. В программныхстатьях («Вступительное рассуждение», «Энциклопедия») перед «добротной» философией была поставленазадача «объять единым взглядом объекты умозрений и операции, которые можно выполнить над этимиобъектами» и строить заключения «исходя из фактов или общепринятых истин». Английское и немецкое Просвещение Английское Просвещение сосредоточено на проболемах утилитарной (см. ФЕДЕРАЛИЗАЦИЯ) морали(Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер), Хатчесон (см. ХАТЧЕСОН Фрэнсис), Гартли (см. ГАРТЛИДэвид), Мандевиль (см. МАНДЕВИЛЬ Бернард)) и сенсуалистической эстетики (см. ЭСТЕТИКА) (Хом, Берк(см. БЕРК Эдмунд), Шефтсбери (см. ШЕФТСБЕРИ Антони Эшли Купер), Хатчесон (см. ХАТЧЕСОН Фрэнсис)).В гносеологии оригинальна шотландская школа «здравого смысла». Английский деизм более увлеченпроблемой веротерпимости и свободомыслия, чем богословскими проблемами (Толанд (см. ТОЛАНД Джон),С. Кларк (см. КЛАРК Самюэль), А. Коллинз (см. КОЛЛИНЗ Антони)). Немецкое Просвещение более метафизично и плавно вырастает из традиций классического рационализма 17в. (Чирнхауз, Пуфендорф (см. ПУФЕНДОРФ Самуэль), Томазий (см. ТОМАЗИЙ Кристиан), Вольф (см. ВОЛЬФХристиан), Крузиус, Тетенс (см. ТЕТЕНС Иоганн Николас)). Позднее немецкое просвещение увлеченорелигиозными спорами (под влиянием пиетистского фермента) о веротерпимости, пантеизме (см.ПАНТЕИЗМ), соотношении прав государства и церкви (Реймарус, Мендельсон (см. МЕНДЕЛЬСОН Мозес),Лессинг (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим), Гердер (см. ГЕРДЕР Иоганн Готфрид)). Баумгартен (см.БАУМГАРТЕН Александр Готлиб) и Лессинг (см. ЛЕССИНГ Готхольд Эфраим) вносят заметный вклад вэстетику. Гердер – один из первых создателей принципа историзма (см. ИСТОРИЗМ) — создает обширнуюкартину эволюции природы от неорганической материи до высших форм человеческой культуры. Кризис европейского Просвещения становится заметен в таких предромантических явлениях как апологияэмоциональной и народной стихии у позднего Руссо, немецкое литературно-философское течение «Буря иНатиск (см. БУРЯ И НАТИСК)» с его агрессивным волюнтаризмом, интуиционизм зрелого Гете (см. ГЕТЕИоганн Вольфганг), антипросвещенческие выпады Гамана (см. ГАМАН Иоганн Георг) и Ф. Якоби (см. ЯКОБИФридрих Генрих), визионерская мистика Сведенборга (см. СВЕДЕНБОРГ Эмануэль). Идейное наследие Просвещения Исторической границей европейского Просвещения становятся 1780—1790-е гг. В эпоху английскойпромышленной революции (см. ПРОМЫШЛЕННЫЙ ПЕРЕВОРОТ) на смену публицистам и идеологам вкультуру пришли инженеры и предприниматели. Великая французская революция (см. ВЕЛИКАЯФРАНЦУЗСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ) разрушила исторический оптимизм Просвещения. Немецкая литературно-философская революция пересмотрела статус разума. Интеллектуальное наследие Просвещение было скорее идеологией, чем философией, и поэтому оно быстровытесняется немецкой классической философией и романтизмом, получив от них эпитет «плоскогорационализма». Однако Просвещение находит союзников в лице позитивистов 2-й половины 19 века иобретает «второе дыхание» в 20 веке, воспринимаясь иногда как альтернатива и противоядие в борьбе стоталитаризмом. Так, просвещенческие мотивы звучат, например, в работах Гуссерля (см. ГУССЕРЛЬЭдмунд), М. Вебера (см. ВЕБЕР Макс), Рассела (см. РАССЕЛ Бертран), Витгенштейна (см. ВИТГЕНШТЕЙНЛюдвиг).
20. Особенности культурной жизни европейцев 19 в. Наука к техника. Огромное влияние на развитие общества в XIX веке оказали достижения науки и техники. В это время были сделаны крупнейшие научные открытия, которые привели к пересмотру прежних представлений об окружающем мире, получив наименование революции в естествознании. Ведущую роль в развитии науки в этот период играли такие страны, как Англия, Германия, Франция. Характерной особенностью развития фундаментальных наук в первой половине XIX в. стало накопление фактологического материала, полученного в результате наблюдений и опытов, проведение которых все более совершенствуется. Во второй половине XIX — начале XX вв. на основе этих данных создаются теории и концепции, являющиеся основой современной науки. Значительные успехи были достигнуты в таких науках, как физика, благодаря открытию Д. Джоулем (Англия) и Р. Майером (Германия) закона сохранения энергии, а также исследованиям Г. Ома и М. Фарадея в области электричества; химия, где были углублены и расширены основы теории атомного строения вещества, биология, в рамках которой английский ученый Ч. Дарвин разработал свою революционную концепцию происхождения биологических видов путем естественного отбора. На рубеже XIX — XX вв. американцем Т. Морганом и немцем А. Вейсманом были заложены основы генетики — науки о передаче наследственных признаков в растительном и животном мире. Достижения биологических наук дали мощный толчок развитию медицины. Европейскими учеными разрабатываются вакцины против болезней, ранее считавшихся неизлечимыми. В конце XVIII в. Э. Дженнер создает вакцину против оспы, Пастер в середине XIX в. — против бешенства. Шотландский профессор Д. Листер ввел в хирургическую практику антисептику, а Д. Симпсон — обезболивающие средства. Крупнейшим достижением явилось открытие в 1895 г. немецким ученым В. Рентгеном «лучей икс», благодаря которым достигаются значительные успехи в области диагностики и хирургии. Результатом этих и других изобретений стало резкое сокращение смертности, прекращение глобальных эпидемий, увеличение средней продолжительности жизни европейцев. Индустриализация стран Европы и Северной Америки была тесно связана с прогрессом в области техники. Особенность XIX века, по сравнению с предшествующими столетиями, — быстрое внедрение в жизнь различных технических новшеств. Европейские ученые добились значительных результатов в разработке средств коммуникации: в 1835 г. американец С. Морзе изобрел пишущий телеграфный аппарат, в 1876 г. А. Белл — телефон, в начале XX в. А. Попов и Г. Маркони сконструировали первые радиоприемники. Во второй половине XIX века создается первый двигатель внутреннего сгорания. 4Отцами» современного автомобиля считаются немецкие конструкторы Г. Даймлер и К. Бенц. Во второй половине XIX в. многочисленные технические новшества становились все более доступными, затрагивая все сферы жизни: уже к началу XX века использование в быту газа, электричества, телефона и так далее стало обыденным явлением. Литература и искусство. Начало XIX века было ознаменовано борьбой таких противостоящих друг другу течений, как неоклассицизм и романтизм. Разочарование в идеях просвещения, рационализме, прогрессе; страх и неуверенность, вызванные бурными событиями в Европе начала XIX в., а также индустриализацией, коренным образом менявшей привычный уклад жизни, привели к стремлению уйти oт повседневной реальности, поиску несуществующего идеала, повышенному интересу к далекому прошлому. Эти черты романтизма особенно ярко проявились в произведениях Ф. Шиллера и И. Гете. Революционный романтизм прослеживается в творчестве английского поэта Байрона, крупнейшая поэма которого «Чайльд Гарольд» содержит вызов обществу, неприятие его морали и законов, призыв к свободе и революции. Многих поэтов, композиторов и художников романтизма вдохновляло политическое движение за национальную независимость. Эти тенденции проявлялись в творчестве итальянского композитора Д. Верди, венгерского поэта Ш. Петефи и др. В прозаической литературе течение романтизма нашло отражение в жанре исторического романа, произведениях таких авторов, как В. Скотт, Т. Карлейль, Ж. Санд. Элементы романтизма затронули произведения одного из крупнейших писателей и поэтов Франции данной эпохи — В. Гюго. Романтизм проникает также в архитектуру, что способствовало распространению в Европе в первой половине XIX века неоготического стиля, и в живопись. Крупнейшими художниками, создававшими свои картины в рамках этого стиля, были Ф. Гойя и Э. Делакруа, которые черпали сюжеты произведений из революционных событий в Европе первой половины XIX века. К концу 30-х годов романтизм начинает вытесняться реалистическим направлением, основу которого составляла проблема социальной значимости искусства. Сторонники этого течения стремились изображать мир «таким, как он есть». Данная тенденция проявилась в романах Ч. Диккенса, социальных «панорамах» О, Бальзака, объективном реализме Г. Флобера. Переход к реализму в живописи связан, прежде всего, с именами таких французских художников, как Ж. Милле, О. Домье и Г. Курбе, изображавших на своих полотнах реальную повседневную жизнь представителей различных слоев общества. Уже в 40-е гг. реализм приобретает черты острого социального протеста, в частности, в работах О. Домье, посвященных революционным событиям во Франции 30 — 40-х гг. С середины XIX в. значительные изменения претерпевает архитектура, где начинают широко применяться новые материалы, прежде всего железо и сталь. В 30 — 40-е годы намечается отход от классицизма и неоготики — происходит симбиоз различных стилей предшествующих эпох. Создаются роскошные здания с пышными нагромождениями лепных и скульптурных украшений, преобладанием неровных линий и поверхностей. Этот псевдостиль, демонстрировавший эклектичные художественные вкусы богатевшей буржуазии, был великолепен и пышен, но не отличался величием и изяществом. В конце XIX в. в архитектуру проникают последние достижения технической мысли: в конце 80-ых гг. в Париже была построена грандиозная стальная Эйфелева башня; в США начинают сооружаться небоскребы. Все эти новые явления выступали в качестве своеобразной демонстрации растущего богатства буржуазии, мощи и величия западного мира. Наиболее крупным явлением в искусстве Европы второй половины XIX века стало формирование нового художественного направления — импрессионизма. Его главной особенностью было стремление выразить моментальное впечатление от увиденного, от поверхности и пространства, растворенных в свете и красках. В центр сюжета ставились не реальный предмет или явление, а человеческое восприятие, то психологическое состояние, которое они вызывали. Крупнейшими представителями этого течения, которое долго не признавалось как искусство и вызывало осуждение многих критиков, были П. Сезанн, К. Моне, Ван Гог, П. Гоген и др. Бурное экономическое развитие, рост благосостояния европейцев, научно-технические достижения — все это способствовало значительным достижениям в области искусства. В XIX в. искусство становится более демократичным, перестает быть «развлечением для избранных». Рост грамотности населения приводит к тому, что с новейшими произведениями писателей, поэтов, драматургов знакомятся все более широкие круги общества; открываются многочисленные публичные музеи, галереи, выставки. Культура и искусство в XIX веке отражала все важнейшие изменения в жизни западной цивилизации, являясь важнейшим показателем бурного социально-экономического развития, происходившего в это время.
|