Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


И дак­ти­ло­ско­пи­че­ской экс­пер­ти­зы




 

Ис­то­ри­че­ски с об­ра­зо­ва­ни­ем го­су­дар­ст­ва пе­ред ор­га­на­ми, ох­ра­няю­щи­ми его ин­те­ре­сы, все­гда стоя­ла за­да­ча оп­ре­де­ле­ния ме­ры на­ка­за­ния пре­ступ­ни­ков с уче­том сте­пе­ни их об­ще­ст­вен­ной опас­но­сти. Эта сте­пень оп­ре­де­ля­лась су­ди­мо­стью, на­ли­чие ко­то­рой ус­та­нав­ли­ва­лось раз­лич­ны­ми спо­со­ба­ми.

В древ­ние вре­ме­на при­зна­ком су­ди­мо­сти слу­жи­ли сле­ды ка­ле­че­ния и клей­ме­ния. С про­шло­го ве­ка клей­ме­ние за­ме­не­но учет­ным рее­ст­ром лиц, под­вер­гав­ших­ся на­ка­за­нию. Имел­ся так­же учет в ви­де ал­фа­вит­ной ре­ги­ст­ра­ции ¾ спра­воч­ни­ка осу­ж­ден­ных, пе­рио­ди­че­ски из­да­вае­мо­го ми­ни­стер­ст­ва­ми юс­ти­ции мно­гих стран.

При­ме­ня­лось сло­вес­ное опи­са­ние осу­ж­ден­ных лиц, а в кон­це 19 ве­ка на­чал ис­поль­зо­вать­ся ан­тро­по­мет­ри­че­ский ме­тод Бер­тиль­о­на в со­во­куп­но­сти с фо­то­гра­фи­че­ским. Позд­нее по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние ме­тод дак­ти­ло­ско­пи­че­ской ре­ги­ст­ра­ции.

У ис­то­ков соз­да­ния уче­ния о сле­дах паль­цев рук (дак­ти­ло­ско­пии) стоя­ли италь­ян­ский био­лог М. Маль­пи­ги (1628-1624 гг.) и вы­даю­щий­ся чеш­ский био­лог Ян Эван­ге­лист Пур­ки­нье (1787-1869 гг). Пер­во­го из них из­вест­ный фран­цуз­ский кри­ми­на­лист Э. Ло­кар с пол­ным ос­но­ва­ни­ем на­звал де­дом дак­ти­ло­ско­пии, а вто­ро­го ¾ ее об­ще­при­знан­ным за­кон­ным от­цом.

На стран­ные сле­ды, ос­тав­ляе­мые че­ло­ве­че­ской ла­до­нью и паль­ца­ми на дре­ве­си­не, стек­ле или бу­ма­ге, об­ра­тил вни­ма­ние и У. Гер­шель. Эти сле­ды соз­да­ва­ли кар­ти­ны из при­чуд­ли­вых изо­гну­тых ли­ний; ко­рот­ких и длин­ных фраг­мен­тов, об­ра­зо­вы­вав­ших пет­ли или спи­ра­ли. Он так­же об­ра­тил вни­ма­ние на то, что все ли­ца, по­лу­чав­шие офи­ци­аль­ные до­ку­мен­ты в Хуг­ле ¾ мес­те его служ­бы в Ин­дии, ¾ ста­вят от­тис­ки паль­цев. Он так­же за­ме­тил, что при за­клю­че­нии сво­их сде­лок ки­тай­ские тор­гов­цы ста­ви­ли на до­ку­мен­тах от­пе­ча­ток боль­шо­го паль­ца, а бра­ко­раз­вод­ные про­цес­сы удо­сто­ве­ря­лись от­пе­чат­ком ру­ки му­жа. У под­ки­ды­шей в си­рот­ских до­мах бра­лись от­пе­чат­ки паль­цев. С 1858 по 1877 гг. У. Гер­шель за­ни­мал­ся изу­че­ни­ем от­пе­чат­ков паль­цев рук. Со вре­ме­нем он за­ме­тил, что узо­ры на про­тя­же­нии лет ос­та­ют­ся не­из­мен­ны­ми. Этот вы­вод Гер­шель про­ве­рил, вы­да­вая в те­че­ние 15 лет жа­ло­ва­ние ин­дий­ским сол­да­там: бу­ду­чи не в со­стоя­нии от­ли­чить ин­дий­цев друг от дру­га, он за­став­лял их ста­вить от­пе­чат­ки двух паль­цев рук на спи­ски с име­на­ми и на пла­теж­ные кви­тан­ции. Так он по­лу­чил воз­мож­ность от­ли­чать ис­тин­ных сол­дат от мни­мых, а так­же ули­чать тех, кто при­шел за жа­ло­ва­ни­ем во вто­рой раз. Гер­шель на­чал сис­те­ма­ти­че­ски че­рез оп­ре­де­лен­ные про­ме­жут­ки вре­ме­ни сни­мать от­пе­чат­ки паль­цев у од­них и тех же ин­дий­цев. Ра­бо­тая над этим, он за­ме­тил, что от­пе­чат­ки паль­цев у раз­ных лю­дей не иден­тич­ны. Он нау­чил­ся раз­ли­чать их по ри­сун­ку. А в по­след­ние го­ды при­шел к вы­во­ду, что ри­су­нок ли­ний на паль­цах че­ло­ве­ка не ме­ня­ет­ся с те­че­ни­ем вре­ме­ни. Гер­шель пи­сал: «От­пе­чат­ки паль­цев ¾ это сред­ст­во, по­зво­ляю­щее ус­та­но­вить, яв­ля­ет­ся ли ли­цо тем са­мым, за ко­то­рое оно се­бя вы­да­ет. Для че­го не­об­хо­ди­мо его от­пе­чат­ки паль­цев срав­нить с от­пе­чат­ка­ми, имею­щи­ми­ся в кар­то­те­ке»[1].

В То­кио ра­бо­тал врач-шот­лан­дец Ген­ри Фолдс. В 1879 г. он об­ра­тил вни­ма­ние на то, что в япон­ских до­ку­мен­тах встре­ча­ют­ся от­пе­чат­ки боль­ших паль­цев рук, вы­пол­нен­ные чер­ной или крас­ной крас­кой. В 1880 г. он по­слал в жур­нал «Nature» («При­ро­да») ста­тью, в ко­то­рой был та­кой аб­зац: «… я об­ра­тил вни­ма­ние на от­пе­чат­ки паль­цев, ко­то­рые ос­та­лись на со­су­дах то­гда, ко­гда гли­на еще бы­ла влаж­ной. Срав­не­ние этих от­пе­чат­ков с вновь сде­лан­ны­ми да­ло мне по­вод за­нять­ся этой про­бле­мой… паль­це­вый узор не ме­ня­ет­ся в те­че­ние всей жиз­ни, а сле­до­ва­тель­но, мо­жет слу­жить для иден­ти­фи­ка­ции че­ло­ве­ка луч­ше, чем его фо­то­гра­фия». С 1879 по 1880 гг. Фолдс со­брал кол­лек­цию от­пе­чат­ков паль­цев рук и изу­чил ри­сун­ки па­пил­ляр­ных узо­ров. Ин­те­рес Фол­дса к сле­дам паль­цев был из­вес­тен мно­гим жи­те­лям, про­жи­вав­шим по со­сед­ст­ву от не­го. Это по­бу­ди­ло их од­на­ж­ды об­ра­тить­ся к не­му. Не­по­да­ле­ку бы­ла со­вер­ше­на кра­жа и вор, пе­ре­ле­зая че­рез по­бе­лен­ный за­бор, ос­та­вил на нем хо­ро­шо ви­ди­мые сле­ды паль­цев, ок­ра­шен­ные са­жей. По­ка Фолдс изу­чал сле­ды, ста­ло из­вест­но, что за­дер­жа­но по­доз­ре­вае­мое ли­цо. Фолдс по­про­сил раз­ре­ше­ния снять от­пе­чат­ки паль­цев рук за­дер­жан­но­го и срав­нил их с об­на­ру­жен­ны­ми сле­да­ми на за­бо­ре. При этом он ус­та­но­вил, что они раз­лич­ны. А так как сле­ды на за­бо­ре мог­ли при­над­ле­жать толь­ко во­ру (убе­гая, он спо­ткнул­ся о жа­ров­ню и ис­пач­кал ру­ки в са­же), то Фолдс сде­лал вы­вод, что за­дер­жан че­ло­век, не со­вер­шав­ший пре­сту­п­ле­ния. И он ока­зал­ся прав. Че­рез не­сколь­ко дней был за­дер­жан дру­гой че­ло­век. Фолдс взял от­пе­чат­ки паль­цев, с раз­ре­ше­ния по­ли­ции, и у не­го. Срав­нив их, он ус­та­но­вил, что они точ­но со­от­вет­ст­во­ва­ли сле­дам на за­бо­ре. За­дер­жан­ный соз­нал­ся в со­вер­ше­нии кра­жи.

Этот слу­чай на­толк­нул Фол­дса на мысль: не сле­ду­ет ли на мес­те ка­ж­до­го пре­сту­п­ле­ния ис­кать сле­ды паль­цев рук во­ра, убий­цы и изо­бли­чать по ним пре­ступ­ни­ков? Эта до­гад­ка бле­стя­ще под­твер­ди­лась, ко­гда про­изош­ла дру­гая кра­жа. Ос­мат­ри­вая пред­ме­ты на мес­те про­ис­ше­ст­вия, ку­да Фол­дса по­зва­ли на по­мощь, он на глад­ком стек­лян­ном бо­ка­ле об­на­ру­жил сле­ды ла­до­ни ру­ки. Это при­ве­ло еще к од­но­му важ­но­му вы­во­ду и до­ка­зы­ва­ло, что от­пе­чат­ки мо­гут быть ос­тав­ле­ны и не­ок­ра­шен­ной ру­кой, так как по­то­вые же­ле­зы на кон­чи­ках паль­цев и ла­до­нях вы­де­ля­ют жи­ро­вой сек­рет, ко­то­рый делает отпечаток таким же четким, как сажа и краска. Пальцевые узоры на бокале совпали с отпечатком руки одного из слуг. Привлеченный к ответу, тот сознался.

Эти обстоятельства убедили Фолдса в том, что он открыл метод изобличения преступников, который усовершенствует работу полиции. Все его мысли были заняты проблемами улучшения борьбы с преступностью, доказывания вины одних и непричастности к преступлению других.

Однако идеи Гершеля и Фолдса не нашли применения, так как в это время, а именно в 1881 г., утвердился и получил широкое распространение антропометрический метод идентификации преступника ¾ бертильонаж.

Фолдс, ставший полицейским врачом в Лондоне, все еще предпринимал тщетные попытки заинтересовать Скотланд-Ярд и британского министра внутренних дел своей идеей об отпечатках пальцев и продолжал свои опыты. Он разослал письма о своем методе многим влиятельным лицам Англии и Франции. Однако через одного знакомого в Лондоне Фолдсу удалось узнать, что в Скотланд-Ярде его считают аферистом.

Идея идентификации преступника по следам его пальцев появилось в 1888 г. также у англичанина Ф. Гальтона. Ему было поручено тщательно ознакомиться с методом Бертильона и выступить по этому вопросу на заседании научного общества в Лондоне. Гальтон отправился в Париж, где встретился с Бертильоном и ознакомился с его системой и приемами измерений. Гальтон заинтересовался статьями Фолдса и Гершеля и попросил редакцию представить более подробные сведения. Журнал «Nature» немедленно предоставил ему статью Гершеля, который сам затем переслал Гальтону необходимые материалы, а вскоре посетил его и продемонстрировал способ получения отпечатков пальцев. Гальтон понял, что в руки к нему попало нечто большее, чем бертильонаж. выступая с докладом перед участниками научного общества 26 мая 1888 г., не ограничился сообщением о методе Бертильона и рассказал о новом методе идентификации человека по отпечаткам пальцев.

Сразу же после доклада Гальтон вплотную занялся этой проблемой, подтвердив возможность идентификации человека по его следам. Он поставил перед собой задачу: вместо бертильонажа для идентификации лица использовать следы его пальцев. Решение этой задачи требовало создания системы регистрации граждан по следам пальцев рук. Исследуя отпечатки пальцев, Гальтон постоянно встречал в них рисунки папиллярных линий треугольной формы, находившиеся либо слева, либо справа. Некоторые отпечатки имели один либо два треугольника, а другие ни одного. В ходе опытов он выяснил, что существует четыре основных типа рисунков папиллярных линий с их разновидностями, которые были им использованы для создания системы регистрации. Гальтон установил, что если у каждого человека взять отпечаток, то его можно поместить в один из ящиков картотеки с учетом рисунка. Если же брать два отпечатка на одну карточку, то получается уже 16 комбинаций узоров. А если все 10 отпечатков ¾ 1 048 570 возможных комбинаций узоров и, соответственно, классов отличия. таким образом, при отборе отпечатков всех десяти пальцев вероятность совпадения, по математической теории вероятности, равняется 1:64 000 000 000. т. е., приняв во внимание общую численность населения земного шара (около 6 млрд.), можно считать, что совпадение следов пальцев двух человек практически невозможно. О результатах исследований Гальтон поместил статью в журнал «Nature», а сам начал работу над книгой, в которой рассматривал отпечатки пальцев в качестве способа идентификации граждан по их следам. Книга под названием «Отпечатки пальцев» была издана в 1892 году.

Более эффективную систему регистрации разработал в 1892 г. служащий полицейского управления Аргентины Жуан Вуцетич. Познакомившись со статьей Гальтона, он пошел дальше, присвоив отпечаткам буквенные и цифровые значения. Группы отпечатков для большого пальца он обозначил буквами А, В, С, Д, а для других пальцев ¾ цифрами 1, 2, 3, 4. т. е. получил возможность отображать совокупность отпечатков пальцев в виде формул. Например, большой палец ¾ дуга, указательный ¾ треугольник слева, средний ¾ треугольник справа, безымянный ¾ два треугольника, а мизинец ¾ опять дуги. Подобная формула имеет вид: «А, 3, 2, 4, 1». Формула для двух рук вдвое длиннее ¾ «А, 3, 2, 4, 1/С, 2,2, 3, 4». Общее число формул по подсчету Вуцетича оказалось равным 410 или 1 048 570. Картотека была устроена так, что распределение карточек в ней шло по буквам и цифрам формулы. Вскоре Вуцетич издал книгу «Общее ведение антропометрии и дактилоскопии», в которой доказывал превосходство последней.

В 1894 г. преимущества дактилоскопии стали столь очевидными, что ее, как наиболее совершенный и передовой метод регистрации, пришлось признать.

В связи с этим в 1896 г. бертильонаж официально был отменен и заменен дактилоскопией. Это решение сделало Аргентину первым в мире государством, в котором отпечатки пальцев стали единственным средством идентификации в полицейской службе. Вуцетич после 5 лет успешной работы над дактилоскопией в 1897 г. выступил с докладом на 11 научном конгрессе Южной Америки, а в 1905 г. ¾ на следующем полицейском конгрессе Южной Америки. В обоих докладах он говорил о дактилоскопии и ее роли в установлении граждан по следам пальцев рук. Доклады явились причиной того, что южно-американские государства одно за другим ввели его систему в полицейскую практику: в 1903 г. ¾ Бразилия и Чили, в 1906 г. ¾ Боливия, в 1908 г. ¾ Перу, Парагвай и Уругвай. Однако в Европу эти новшества, как и в Соединенные Штаты Америки, пришли позднее.

В Европе систему регистрации Гальтона усовершенствовал генеральный инспектор индийско-британской полиции Бенгалии Э. Генри.

В 1893 г. Генри познакомился с книгой «Отпечатки пальцев», а в 1894 г. встретился с Гальтоном. В 1896 г. а ему пришла идея решения проблемы классификации узоров пальцев рук. Генри установил пять видов рисунков узоров на пальцах рук и охарактеризовал их. Им были выделены следующие узоры: простые дуги; дуги подобные ели; радиальные петли, обращенные в сторону большого пальца; ульнарные петли, обращенные в сторону мизинца; завихрения. Генри обозначил рисунки формулами с буквами и обосновал дальнейшее подразделение этих рисунков. Он установил отправные точки в рисунках, которые назвал «внешними пределами» (наружная дельта) и «внутренними пределами» (внутренняя дельта). Если соединить точку внешнего предела с точкой внутреннего предела прямой и сосчитать пересеченные папиллярные линии, то число их в одинаковых рисунках будет различным. Эти подгруппы он обозначил числами, которые характеризовали число папиллярных линий между центром и дельтой. Буквенное и числовое значения характеризовали карточку отпечатков, то есть формулу, по которой можно было найти отпечатки пальцев. Система дактилоскопической класси­фикации Генри изложена в его книге «Классификация и использование отпечатков пальцев» (1900).

Дактилоскопическая система регистрации Генри с небольшими изменениями и усовершенствованиями действует в мире до настоящего времени.


Поделиться:

Дата добавления: 2014-11-13; просмотров: 100; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты