КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРОСТАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМАПростой двухчастной называется форма, состоящая из двух периодов. Связь двух периодов в двухчастной форме не может быть механической, их единство – обязательное условие. С тематической стороны единство достигается посредством повторения, чаще всего в конце второй части, материала из первой части либо посредством общей однотипности рисунка обеих частей при отсутствии прямых повторений во второй части элементов из первой части. С гармонической стороны единство выражается в наличии главной тональности, которая либо не нарушается, либо восстанавливается к концу произведения. В таком случае двухчастная форма тонально замкнута и представляет собой самостоятельный музыкальный организм. Со структурной стороны единство в простейших случаях выражается в одинаковой протяжённости и строении двух периодов. Однако отношения между периодами чаще всего проявляются сложнее. Второй период бывает длиннее первого, а их структурная связь выражается в целесообразном распределении раздельных и слитных построений (дробление или суммирование), что в конечном итоге также является единством, выраженным более сложно. Идея малой двухчастности развивалась вместе с песенным жанром и, до того как она была освоена профессиональной музыкой, жила в музыке фольклорной. Однако профессиональная практика, прежде чем прийти к форме, которую принято называть простой двухчастной, владела иным, но близким типом двухчастной, названным старинной двухчастной формой. Коренное различие между простой и старинной двухчастными формами заключено в опоре соответственно на гомофонный и полифонический тип развития. Старинная двухчастная форма служит основой собственно полифонических пьес, где и характер мелодики, и фактура, и природа синтаксиса соответствуют полифоническим принципам. Именно в рамках этой формы возникают синтетические структуры, несущие в себе признаки периодичности. Старинная двухчастная форма – это композиция из двух частей с возможными несимметричными пропорциями, основанная на синтезе гомофонных и полифонических принципов, на подчёркнуто единой интонационной природе и тонально-гармоническом контрасте, выражающемся в сопоставлении разных тональностей в началах первой и второй частей, при тональной замкнутости целой формы. Тональная логика выражается в следующих отношениях: главная тональность → побочная тональность; побочная тональность → главная тональность. Старинная двухчастная форма встречается в танцах, комплектующих старинную сюиту (партиту), в полифонических прелюдиях. Такие произведения нередко создавались в двухчастной форме, которая тяготеет к принципу периодичности, но действие самого принципа осложнено полифоническим фактором. Цезуры между предложениями здесь чаще всего отсутствуют, гармония не ищет завершённости в серединных «узлах» структуры, «текучесть» интонации – её основное свойство даже при квадратно-симметричных отношениях. Аллеманда из неоконченной сюиты В. Моцарта, завершившей путь старинной сюиты в фортепианной музыке, может служить замечательной иллюстрацией этой формы (см. анализ в приложении 4). Старинная двухчастная форма возродилась в ХХ века у Б. Бартока и И. Стравинского. Простая двухчастная форма классического типа – ярко выраженная гомофонная композиция. Критерием для определения отличия сложного периода от простой двухчастной формы служит уровень контраста. Как старинная двухчастная, так и простая двухчастная формы существуют в двух основных разновидностях: безрепризная (состоящая из двух более или менее контрастных периодов) и репризная с контрастной серединой (состоящая из периода и периодической структуры). Репризная двухчастная форма с серединой – распространённый тип малой композиции в эпоху музыкального классицизма. Она использовалась как самостоятельная форма в песенном жанре, а также как фрагмент крупной композиции (форма темы вариаций, сами вариации, фрагменты сложной формы). Контраст в двухчастной форме ограничен масштабом формы, он же назначает для 2-частной формы три раздела: 1-я часть – период повторного строения, середина – первое предложение второй части, как правило, неустойчивая, контрастная, реприза – возвращение к одному из предложений первой части. Схемы с периодом повторного и неповторного строения: a a¹│ b a ( или a¹) a b │ c a ( или b ) Если происходит динамизация репризы, то схема изменяется: a a¹ │ b a² Репризная простая двухчастная форма родилась в эпоху развития тонального мышления, существовала и продолжает существовать в рамках именно такого мышления. Направления, связанные с внетональной организацией, не привлекали эту форму. Практика ХХ века знает обращение к репризной простой двухчастной форме в системе массовых жанров. В частности, многие популярные песни группы «Биттлз» опираются на эту форму. Песенный жанр даёт много классических образцов такой формы. В инструментальной музыке традиционны повторы и вариантные привнесения в эти повторы. Безрепризная 2-частная форма мобильна, склонна к модификациям и индивидуальной трактовке. Особенно часто такая разновидность используется в вокальной музыке (песни по типу запев-припев), но она характерна и для инструментальной (чаще всего применяется для небольших самостоятельных произведений – прелюдий, мелких пьес, танцев). Интонационная связь между частями обязательна. Задания: 1. Выберите две песни куплетного строения, написанные в простой двухчастной форме и определите особенности их строения, выразительные средства, использованные в них. 2. Проведите анализ следующих произведений: И.С. Бах. Loure из Пятой французской сюиты; В.А. Моцарт. Жига К. 574; Б. Барток. «Микрокосмос» № 123; Л. Бетховен. Соната № 2 для фортепиано, часть2.
|