Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРОСТАЯ ТРЁХЧАСТНАЯ ФОРМА




Форма, первая часть которой представляет собой период, вторая, то есть средняя часть, – тоже период или ряд построений срединно-разработочного характера, третья в большинстве случаев является репризой первой части и называется простой трёхчастной формой. Её схема может быть представлена следующим образом:

A B A¹

1-й период середина, реприза

период или

построение

срединного

характера

 

В основе простой трёхчастной формы лежит стремление к симметрии. Такая арочная форма с пропорциями, тяготеющими к временному равенству частей, возникла ещё в эпоху барокко. В частности, в инструментальной сюите сформировалась практика «сложенной» формы: Менуэт I – Менуэт II – Менуэт I da capo.

Старинная трёхчастная форма – предтеча простой трёхчастной – зародилась в недрах полифонических жанров. Принцип полифонической вариационности на основе прорастания проник в эту форму, которая может рассматриваться как разновидность вариационно-слитной формы. Схематично её разделы можно обозначить следующим образом:

ab ac ad

Старинная трёхчастная форма - это композиция из трёх частей, которые могут иметь несимметричные пропорции. Она основана на синтезе гомофонного и полифонического начал и тяготеет к единой интонационной природе. Контраст середины осуществляется за счёт тонально-гармонических средств и серединного типа изложения. Третья часть воспринимается как реприза лишь своим началом и продолжает интонационное развитие. Форма не опирается на симметричный синтаксис и имеет текучий характер. В качестве примеров могут быть рассмотрены прелюдии И. С. Баха из циклов fis-moll и G-dur (том 2 «Хорошо темперированного клавира») и прелюдия Шостаковича из его полифонического цикла a-moll («24 прелюдии и фуги»)

Простая трёхчастная форма в качестве основы выдвигает идею симметрии и соответственно опору на структуру периода. Уровень конфликта в средней части возрастает по отношению к простой двухчастной форме.

Существуют следующие разновидности простой трёхчастной формы:

1. Средняя часть построена на новом материале, который по характеру бывает устойчивым (экспозиционным) и неустойчивым (срединным).

2. Середина развивает материал первой части, но иногда основывается на повторении первой части в транспозиции.

3. Вариационные изменения допустимы как в репризе, так и в середине, где возможно динамичное развитие материала первой части.

Под динамизацией репризы подразумевается любое привносимое в материал первой части изменение. Арочный характер формы возникает лишь в том случае, если реприза полностью восстанавливает образный строй и структуру первой части, при этом могут быть привнесены вариативные оттенки. Иногда реприза образно диссимметрична по отношению к первой части, тогда реприза становится динамической в полном смысле слова, а форма становится трёхфазной.

Простая трёхчастная форма с динамической репризой может обрести характер непрерывного, сквозного развития, направленного к кульминации, она ближе к профилю «волны» и воспринимается как непрерывное единство. В качестве примера может быть рассмотрен до-минорный ноктюрн Ф. Шопена, где значительные «события» в среднем разделе наращивают динамику развития и приводят к яркой динамизации репризы.

Полифоническая трактовка трёхчастности в ХХ веке опирается на регулирующую функцию «золотого сечения» в форме. Действие «золотого сечения» способно упорядочить структуры, претендующие на подчёркнутую индивидуализацию.

Безрепризная простая трёхчастная форма на гомофонной основе является исключительной принадлежностью музыки ХХ века. Форма, состоящая из трёх частей, должна обладать рядом особых признаков, чтобы сохранить значение трёхчастности, несмотря на исчезновение репризы. Такая композиция может тяготеть к «составности», к тому типу связи частей, который получил название «контрастно-составного принципа». Если говорить о простой трёхчастности, то в этом случае должны быть скромные масштабы формы и содержательное единство, связанность частей.

Важнейшим признаком простой трёхчастной формы является опора на период и периодические структуры. Части безрепризной трёхчастной композиции не должны превышать объём сложного периода. Третья часть такой формы, не являясь репризой, должна выполнять функцию заключения. Прообраз современной безрепризной трёхчастной формы находится в старинной трёхчастной форме. В качестве примера можно рассмотреть прелюдию из цикла G-dur (первый том «Хорошо темперированного клавира») И.С. Баха. Уже здесь есть главный признак безрепризной трёхчастной формы – образно-тематическая обусловленность третьей части, несмотря на новизну материала и проникновение в неё отдельных элементов репризности благодаря мотивным, фактурным, ритмическим реминисценциям. Ярким примером безрепризной трёхчастной формы ХХ века является прелюдия Дебюсси «Дельфийские танцовщицы».

Задания:

1. Составьте буквенные схемы строения средних частей первых трёх фортепианных сонат Л. Бетховена.

2. Проведите анализ следующих произведений: И.С. Бах. Прелюдия fis-moll (второй том «Хорошо темперированного клавира»); В. Моцарт. Менуэт К. 94; Ф. Шуберт. «Рыбачка»; Ф. Шопен. Ноктюрн c-moll; Р. Шуман. «Valse noble» из «Карнавала»; К. Дебюсси. «Дельфийские танцовщицы».


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 651; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты