КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Экспозиция разработка репризаA B B¹ А¹ В качестве примеров можно привести первые части моцартовской Третьей сонаты, рахманиновский Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром. К репризе примыкает кода. Кода – это часть, вводимая после того, как окончилось каденцией повторение материала экспозиции в репризе. В сонатных формах Гайдна и Моцарта коды обычно отсутствуют. Системно коду вводит Л. Бетховен. В тематическом отношении кода основывается на элементах экспозиции, иногда на новой теме (Увертюра «Эгмонт» Л. Бетховена). С гармонической стороны для коды типичны отклонения в субдоминанту. Используется изложение заключительного типа, нередки органные пункты на тонике. Строение типичной коды напоминает разработку: намечается ряд вступительных построений, затем следует раздел разработочного характера с проведением короткой темы, завершается собственно заключением, состоящим из дополнений. Такое строение имеют коды в ранних сонатных формах Бетховена. Сонатная форма может открываться вступлением, для которого типичен контраст темпов, иногда ладовый контраст. Значение вступления и его вес различны. В «Патетической сонате» Бетховена влияние вступления распространяется на всю первую часть, оно появляется ещё раз перед разработкой, а тема вступления участвует в разработке. Тема вступления к Пятой симфонии П. Чайковского появляется во всех четырёх частях симфонии. Согласно теории сонатной формы XIX века существует несколько модификаций сонатной формы: 1) сонатная форма без разработки, такая разновидность формы типична для медленных частей сонатного цикла; 2) сонатная форма со связкой вместо разработки; 3) концертная форма, которая имеет ряд особенностей: · первичная экспозиция создаётся для оркестра, она заканчивается в тонике; · побочная партия может быть в главной тональности; · не все темы первой экспозиции входят во вторую; · вторая экспозиция для солиста и оркестра иногда начинается с новой темы, но в целом имеет нормативное строение; · в структуру формы включена каденция для солиста, которая располагается обычно в конце репризы. Мендельсон в своих концертах упразднил двойную экспозицию, чем приблизил концертную форму к сонатной с признаками дуэтности. Сонатная форма нашла очень широкое применение в музыкальной литературе. В инструментальных сонатных циклах в этой форме пишутся первая часть, иногда медленная и даже скерцо. Сонатная форма востребована в жанре увертюры, она применяется и в качестве основы самостоятельного крупного инструментального произведения. В качестве примера могут быть рассмотрены «Прелюды» Ф. Листа, «Арагонская хота» М. Глинки. Задания: Проведите анализ следующих произведений: Д. Скарлатти. Соната C-dur, K. 271; В.А. Моцарт. Сонатина C-dur № 6, ч. I; Соната К. 572, ч. I; Й. Гайдн. Соната cis-moll, ч. I; Соната F-dur, ч. II; Л. Бетховен. Соната № 6, ч. I; Ф. Мендельсон-Бартольди. Концерт для фортепиано с оркестром № 2, ч. I.
|