Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ПОЛИФОНИЧЕСКИЕ ФОРМЫ




Читайте также:
  1. I.Формы государственного управления
  2. II.4.1) Исторические формы единоличной власти.
  3. III. Редкие формы
  4. III.1.1) Формы уголовного процесса.
  5. L-формы бактерий, их особенности и роль в патологии человека. Факторы, способствующие образованию L-форм. Микоплазмы и заболевания, вызываемые ими.
  6. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 1 страница
  7. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 10 страница
  8. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 11 страница
  9. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 12 страница
  10. NB! НачинайтеРАЗБОР ПО СОСТАВУ глагольной формы не с окончания, а С ОСНОВЫ (т.е. одной из словарных основ). Вспомните известную фразу: ЗРИ В КОРЕНЬ! 13 страница

Полифонические формы образуются только в полифоническом складе, который имеет следующие разновидности:

1) гетерофония,

2) имитационная полифония,

3) контрастная полифония,

4) подголосочная полифония.

В полифонических формах невозможна чёткая периодичность структуры, так как изложение отличается текучестью, свободным развитием голосов или их особыми отношениями.

Полифоническая тема отличается относительной краткостью (в органных фугах темы обычно длиннее, чем в клавесинных или в других инструментальных фугах). Известны темы, состоящие всего из четырёх звуков (BACH). Тема может быть тонально замкнутой или модулирующей.

Контрапункт создавался по чётко прописанным правилам и требовал фундаментальных знаний и владения ремеслом. К принципам контрапунктирования относятся следующие:

1) наличие взаимодополняющей (комплементарной) ритмики в голосах,

2) избегание или вуалирование каденций во всех голосах одновременно,

3) использование приёма наложения разновременных вступлений и выключений голосов.

Контрасты голосов имеют следующие признаки:

1) контрасты ритмического дробления;

2) контрасты ударений, достигаемые синкопами, при этом голос, несущий синкопу, получает акцент в другое время, но сравнивается с голосом без синкопы,

3) контрасты направления мелодического движения,

4) контрасты в размещении мелодических вершин,

5) контрасты в характере мелодики голосов: в одном из голосов скачки, в другом – плавное движение; в одном голосе диатоника, в другом – хроматика.

В имитационной полифонии пишется фуга – произведение, начинающееся постепенным вступлением голосов с имитационным изложением темы, которая затем время от времени повторяется и в дальнейшем развитии произведения. Обязательным признаком фуги является систематическое проведение темы в разных голосах. Первая группа имитаций считается изложением темы и называется экспозицией, или первым разделом. Для старой теории фуги характерно выделение разделов, в которых правило, по которому тема проводится по голосам, каждый раз меняется.

Порядок вступления голосов может быть различным. За экспозицией может последовать контрэкспозиция, где порядок вступления тех же голосов изменён. Тема в дальнейших разделах может проводиться не во всех голосах, появляться в увеличении, уменьшении, инверсии, ракоходном движении, усечении, с наращиванием звеньев.



Кроме проведений темы, разделы включают интермедии, где тема не проводится полностью, но её элементы могут использоваться. Однако интермедийный материал может быть не связанным напрямую с темой. В строгих фугах интермедии обычно основаны на тематическом материале, а в свободных фугах они строятся на общих формах движения.

В фуге обычно не меньше трёх разделов, причём первый и последний должны быть в главной тональности. Однако и в других разделах возвраты к тоническим проведениям темы нормативны, так как они создают устойчивость структуры. Тема должна быть узнаваемой. Она появляется в окружении спутников, которые и создают её новый фон.

Фуги бывают однотемными или многотемными – двойными, тройными, четверными. Во втором случае экспозиции тем даются, как правило, раздельно. Разработка материала протекает одновременно, а репризная часть формы оказывается динамической.

Фуги могут включать стретты, которые являются средством динамизации. Существуют фуги, в которых образуются целые стреттные разделы. Смысл применения стретт заключается в эффекте особого тематического сгущения, поэтому их приберегают на конец. Однако у Баха встречаются фуги, которые могут быть названы стреттными, так как стретты в них образуются в нескольких разделах. К такому типу фуг относится, например, фуга Cis-dur из второго тома «Хорошо темперированного клавира».



Существуют и другие полифонические формы: фугетта – это маленькая фуга; фугато – постепенное вступление голосов с темой без систематической разработки материала и без репризной части.

Фуга используется как:

1) самостоятельное произведение,

2) часть циклической формы,

3) часть вариационной формы,

4) часть церковной музыки.

В строгой полифонии, кроме фуги, разрабатывался жанр ричеркара, для которого характерна изощрённая имитация по правилам. И.С. Бах отдал дань этому сверхрегламентированному жанру, требовавшему большого мастерства и искусного владения правилами контрапункта. И.С. Бах ввёл также жанр инвенции – произведений имитационного склада, более свободных, чем фуга, и написанных для педагогического применения.

Помимо строгой полифонии, существовала свободная полифония со своей системой жанров. К ним относились фантазии, каприччио, канцоны, полифонические прелюдии, полифонические вариации. В каприччио и других жанрах свободной полифонии композитор не был связан многочисленными ограничениями, предписываемыми теорией, полёт его фантазии становился сродни пылу импровизатора. Свободное построение разделов таких произведений не исключает особенностей, связанных с полифоническим складом.

Задания: Проведите анализ следующих произведений: И.С. Бах. Трёхголосная инвенция (синфония) F-dur, f-moll; И.С. Бах. Фуга C-dur из первого тома «Хорошо темперированного клавира»; М. Глинка. Фуга ля минор; Р. Щедрин. Фуга ля минор из цикла «24 прелюдии и фуги».

 


Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 32; Нарушение авторских прав







lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2021 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты