КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В. Моцарт. Менуэт К. 94
Ре мажорный менуэт К. 94 написан Моцартом в 14-летнем возрасте и отличается разработанной полифонией. Структура пьесы трёхчастна, тональность выдерживается на протяжении всей формы:
a b a¹ 8 8 8
Жанровые признаки менуэта ощущаются очень ясно: здесь и характерные кадансы, и интонации-«приседания», и трёхдольность, и шаг с опорой на сильную долю. Вместе с тем в музыке много остроумных, даже юмористических деталей. В этом сочинении ощущается стремление композитора создавать музыку из ограниченного числа элементов. Пунктированная затактная ритмическая фигура пронизывает всю фактуру пьесы за исключением кадансов. Первая и третья части начинаются с бесконечного канона. В средней части сопоставляются восходящие и нисходящие мелодические секвенции всё с той же остинатной ритмической фигурой, что подчёркивает симметрию менуэта. Поясним строение пьесы следующей схемой (по количеству тактов в разделах формы): Средняя часть, в отличие от двухголосных крайних, трёхголосна. «Правило» сочетания двух верхних голосов трижды меняется, поэтому средний голос приходится играть то правой, то левой рукой. В басу слышна как бы перекличка медных духовых инструментов, а заканчивается линия баса настоящим «валторновым» ходом. Поясним расслоение фактуры в тактах 15-18 ритмической схемой. Заметим при этом, что «быстрому» ходу в верхнем голосе на звуках ля – соль-диез отвечает «медленный» ход на тех же звуках в басу:
Простая трёхчастная форма менуэта достаточно типична. Её особенностями является ярко выраженная симметрия, что проявляется не только в репризности, но и в фактурном оформлении голосоведения. Кроме того, фактура усложнена полифоническими приёмами. Бесконечный канон применён в качестве «учёного» приёма, молодой композитор проявил мастерство и остроумие, соединив весёлый, юмористический характер музыки и точное следование правилам в единое целое.
|