Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


СЛОЖНАЯ ДВУХЧАСТНАЯ ФОРМА




Форма, в которой хотя бы одна часть написана в простой двух- или трёхчастной форме, а другая в типичных случаях является периодом либо простой двух- или трёхчастной формой, называется сложной двухчастной. Разделы должны быть связаны между собой единством образно-тематической и жанровой природы.

В сложной форме обычно возникает яркий контраст между частями. И нередко переход к новому качеству становится необратимым, появление репризы становится невозможным, поэтому форма остаётся двухчастной и безрепризной. В уравновешенном типе формы части относительно равнозначны, примерно равны по величине, иногда и построены аналогично. Такова каватина Розины из оперы Д. Россини «Севильский цирюльник». Чаще, однако, части неравнозначны, как, например, в Дуэттино Дон Жуана и Церлины из оперы «Дон Жуан» В. А. Моцарта.

Каждый раз сложная двухчастная форма предстаёт как индивидуальная структура. Простейший путь строительства такой формы – сложение, обычно при этом используется вариантность с существенными изменениями одной из частей. Диссимметричный повтор одной из частей, чаще второй, а также внесение вариантности являются усложнениями простой двухчастности и приближают её к сложной форме. В качестве примера может быть рассмотрена пьеса «Эвзебий» из «Карнавала» Р. Шумана, где вторая часть проводится трижды.

Однако чувство сквозного развития возникает лишь тогда, когда происходит сущностное изменение одной из частей. Чаще всего изменениям при повторе подвергается концовка второй части, которая в первый раз одновременно с завершающей выполняет также функцию перехода к повтору, а во второй раз – функцию завершения произведения.

Сложная двухчастная форма широко применяется в вокальной музыке – в романсах, песнях. В качестве примера может быть рассмотрен романс П. Чайковского «Мы сидели с тобой…», в котором первая часть написана в простой двухчастной форме, а вторая представляет собой период. Такое построение связано с изменением содержания во второй половине стихотворного текста, положенного в основу произведения.

В инструментальной музыке ХХ века можно найти интересные примеры сложной двухчастной формы. Образцы такой структуры встречаются, в частности, в прелюдиях Дебюсси, где взаимодействуют две тенденции – стремление к интонационной мозаичности и одновременно к слитной непрерывности развёртывания формы.

Сложная двухчастная форма встречается в разных жанрах, она помогает композиторам решать их художественные задачи на основе индивидуализации известных структур.

Задания:

1. Определите формы средних частей клавирных сонат Й. Гайдна и В.А. Моцарта.

2. Найдите две песни два романса, в которых куплет изложен в сложной 2-частной форме, определите строение каждой части, средства связи частей.

3. Проведите анализ следующих произведений: Ф. Шуберт «У моря»; С. Рахманинов. Итальянская полька; К. Дебюсси «В знак уважения эсквайру Пиквику»


Поделиться:

Дата добавления: 2015-01-29; просмотров: 965; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты