КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Основные стадии эволюции философского мировоззрения.
Космоцентризм
| - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (Древняя Индия, Древний Китай, Древняя Греция).
| Теоцентризм
| - тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (средневековая Европа).
| Антропоцентризм
| - тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени, современные философские школы).
|
2. Объект, предмет и метод философии. Её основные категории и понятия.
ФИЛОСОФИЯ – (от греч. phileo – люблю, Sophia – мудрость, буквально означает «любовь к мудрости») – это знание о мире как едином целом и месте человека в нём, об отношении человека к миру, о путях и способах познания и практического освоения человеком мира, о будущем мироздания.
Первые формы философского мышления стали появляться около 2500 лет назад в наиболее культурных по тем временам странах – Китае и Индии, Египте и Вавилоне, Греции и Риме. Слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (500г. до н.э.) по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и к правильному образу жизни. В качестве же особой науки философию впервые выделил Платон (428-348г. до н.э.), а из чего и как «рождается» философия ответил Аристотель(384-322г. до н.э.).
Становление философского знания идёт вместе с формированием человека разумного (Homo sapiens). Основным типом предыдущих тысячелетий варварства был человек-хищник, внутривидовой агрессор, испытывающий постоянную потребность в насилии. Однако за тысячелетие до нашей эры, т.е. до рождества Христова начался духовный процесс появления человека, руководствующегося в своей жизни не сиюминутной пользой, а мудростью и моралью. Это время (800-200гг. до н.э.) немецкий философ Карл Ясперс назвал «осевым временем». В это время происходит много необычного. В Китае жили Конфуций и Лао-Цзы; в Индии возникли Упанишады и жил Будда; в Иране Заратустра учил о мире, где добро борется со злом; в Палестине выступали пророки Илия, Исайя, Иеремия; в Греции – это время Гомера, Парменида, Платона, Софокла и Археменида. Всё это возникло почти одновременно, в течение нескольких столетий, независимо друг от друга. Человек осознал себя как личность, перед ним открылись глубина мира и собственная значимость, осознавая свои границы, он ставит перед собой высшие цели.
Развитие философии означало отмежевание от всех других форм освоения мира и самовыражения человека, таких, как миф, религия, жизненная мудрость и даже науки.
Причины возникновения философии:
| - развивались отдельные виды познания (астрономия, биология, математика и др.), но они оказались не способными сформировать целостную картину мира и бытия человека в нём;
| - в раннеклассовом обществе возникла потребность в выработке альтернативной по отношению к мифологии картины мира, построенной на знаниях и логической аргументации.
|
Объект философии
| - его два полюса «Человек – Мир». Они являются основными центрами её познавательного интереса и составляют проблемное поле философии, т.е. круг вопросов, традиционно находящихся в поле её зрения.
| Предмет философии
| - это наиболее важное и интересующее философию в силу её природы как специфической формы познания, а именно предельные начала (основания), принципы, связи, свойства и законы всего сущего.
|
Основные разделы предмета философии:
| - онтология (от греч. ontos – бытие, logos –учение) – философское учение о мире и бытии;
| - гносеология (от греч. gnoses –познание) – философское учение о познании мира;
| - аксиология (от греч. axios – ценный) – философское учение о ценностях;
| - праксиология - философское учение о преобразовательной деятельности человека;
| - антропология (от греч. anthropos – человек) – философское учение о происхождении и сущности человека;
| - социальная философия – учение об обществе.
|
Вопросы традиционно считающиеся философскими:
| - сущность бытия;
| - происхождение бытия;
| - материя (субстанция), её формы;
| - сознание, его происхождение и природа;
| - взаимоотношение материи и сознания;
| - бессознательное;
| - человек, его сущность и существование;
| - душа, духовный мир человека;
| - общества;
| - общество и человек;
| - природа;
| - природа и общество;
| - духовная сфера жизни человека;
| - материально-экономическая сфера жизни общества;
| - социальная сфера общества;
| - общественно-экономические формации, цивилизации;
| - перспективы человека, общества;
| - экология, проблемы выживания;
| - особенности познания;
| - влияние познающего субъекта на процесс познания и его результаты;
| - ограниченность и безграничность познания;
| - движение;
| - философские категории;
| - диалектика и её законы и др.
|
МЕТОДЫ ФИЛОСОФИИ – это пути, средства, с помощью которых осуществляется философское исследование.
|