КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Онтологическая сторона основного вопроса философии.
Что первично – материя или сознание?
МАТЕРИАЛИЗМ – («линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, что в отношениях материи и сознания первичной является материя.
Основные положения материализма:
| - материя реально существует;
| - материя существует независимо от сознания (т.е. существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит ли о ней кто-либо или нет);
| - материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своём существовании ни в чём, кроме самой себя;
| - материя существует и развивается по своим внутренним законам;
| - сознание (дух) есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);
| - сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;
| - сознание определяется материей (бытием).
|
Особенности материализма:
| - к материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Ф.Бэкон; Дж.Локк; Спиноза; Д.Дидро и иные французские материалисты; А.И.Герцен; Н.Г.Чернышевский; К.Маркс;Ф.Энгельс; В.И.Ленин;
| - достоинство материализма – опора на науку, в особенности на точные и естественные (физику, математику, химию и т.д.), логическая доказуемость многих положений материалистов;
| - слабая сторона материализма – недостаточное объяснение сущности сознания, наличие явлений окружающего мира, необъяснимых с точки зрения материалистов;
| - в материализме выделяется особое направление – вульгарный материализм. Его представители (Фохт, Молешотт) абсолютизируют роль материи, чрезмерно увлекаются исследованиями материи с точки зрения физики, математики и химии, её механической стороной, игнорируют само сознание как сущность и его возможность ответно влиять на материю;
| - материализм как господствующее направление философии был распространён в демократической Греции, эллинистических государствах, Англии периода буржуазной революции (XVIII в.), Франции XVIIIв., СССР и социалистических странах в XXв.
|
ИДЕАЛИЗМ («линия Платона») – направление философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).
Самостоятельные направления, выделяемые в идеализме.
| Объективный идеализм (Платон, Г.Лейбниц, Г.Гегель и др.)
| Субъективный идеализм (Дж.Беркли, Д.Юм и др.)
| Основные положения
| Основные положения
| - реально существует только идея;
| - всё существует только в сознании познающего субъекта (человека);
| - идея первична;
| - вся окружающая действительность делится на «мир идей» и «мир вещей»;
| - идеи существуют в разуме человека;
| - «мир идей» изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);
| - «мир вещей» - материальный мир – не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;
| - образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;
| - каждая единичная вещь – воплощение идеи данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идеи лошади, дом - идеи дома и т.д.);
| - большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;
| - вне сознания отдельного человека ни материи, ни духа (идей) не существует.
| - отдельные идеи («мир идей») объективно существует независимо от нашего сознания.
|
Особенности идеализма:
| - слабая черта идеализма – отсутствие достоверного (логического) объяснения самого наличия «чистых идей» и превращения «чистой идеи» в конкретную вещь (механизма возникновения материи и идеи);
| - идеализм как философское направление господствовал в платоновской Греции, средние века, в настоящее время широко распространён в США, Германии, других странах Западной Европы.
| ДУАЛИЗМ - философское учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеализма и материализма.
|