Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника



ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА




Читайте также:
  1. A) загрязнение атмосферного воздуха от воздействий человека
  2. A) создающие условия для жизни других видов данного биоценоза
  3. D) определение стратегии развития общества.
  4. Gt;ава человека
  5. II.отношение объединения “Свидетели Иеговы” к правам и свободам человека и гражданина.
  6. III этап: Формирование либеральной и социалистической оппозиций в Германии. Проблема национального объединения в политической жизни 30-40 гг.
  7. O ориентация на человека
  8. P.S. Охрана природы — дело каждого человека.
  9. Quot; Права человека
  10. Quot;Поколения" прав человека

1. Культура – предмет философского рассмотрения. Цели и ценности человека.

2. Виды ценностей.

 

- 1 –

С философской точки зрения, – культура есть особый, деятельный способ освоения человеком мира, включая как весь внешний мир, природу и общество, так и внутренний мир самого человека.

Культура – это совокупный духовный опыт человечества. Это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой. Если рассматривать культуру в целом как феномен, то можно выделить ее некоторые общие признаки.

Во-первых, культура – «это вторая природа» (Демокрит), так как культура есть «вторичная, искусственная среда», которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, обычаи, идеи, верования, привычки, системы оценок и многое другое.

Во-вторых, культура всегда социальна, так как неразрывно связана с жизнью человека в обществе. Она общественное достояние, которое люди получают и передают дальше.

В-третьих, культура является человеческим достижением. Река – это природа, канал, арык – культура; кусок камня – природа, наконечник стрелы, скульптура – культура.

Особенность культуры заключается в том, что никто не может овладеть ею без приложения собственных усилий. Можно ли овладеть речью без усилий, не обучаясь ей? Ответ очевиден.

Мир культуры принято считать миром ценностей. Но что такое ценность? Каждую культуру можно представить как набор конкретных ценностей. С точки зрения философии ценность – это прежде всего представление о том, что свято для человека и общества в целом, духовная опора, помогающая человеку выстоять в жизни. Ценность есть то, без чего человек не мыслит достойной жизни.

Другими словами, ценность широко используется в философии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. Понятие ценностей раскрывает особый аспект отношений человека к миру. Ценности являются предметом изучения специального раздела философии – а к с и о л о г и и, или теории ценностей.

Со времен античности в философии ведутся споры между представителями различных философских школ по вопросу о том, является ли ценность атрибутом некоторой вещи или же она есть результат оценивания, продиктованного потребностями личности и общества. В первом случае ценность трактуется как нечто объективное, независимое от человека. Во втором случае понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям.



Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребностям человека социальную форму. Под нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Нормы оказывают влияние на потребности личности. Одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе является мораль, или нравственность.

Мораль регулирует жизнь людей в быту, в семье на работе и т. д. В нравственных принципах и нормах откладывается все то, что имеет всеобщее значение, что составляет культуру межчеловеческих отношений. Есть универсальные, общечеловеческие представления о добре и зле, например такие, как «не укради», «не убий», «не прелюбодействуй» и другие, зафиксированные в библии. Есть групповые, исторически ограниченные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо?».

Сфера эстетического отношения к действительности носит всеобъемлющий характер. Красота, гармония – все эти ценности человек находит и в природе, и в обществе. Эстетическое восприятие и эстетический вкус присущи каждому человеку. Конечно, степень развитости эстетической культуры у разных людей различна. Тем не менее, в обществе существуют определенные нормы эстетической, моральной, политической, религиозной и духовной культуры. Эти нормы – невидимый каркас, скрепляющий общественный организм в единое целое.



Нормы выступают как одна из форм осознания потребностей, и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие. Ценности определяют цели деятельности, а нормы относятся к средствам достижения цели.

Цель выступает как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека по достижению предполагаемого результата с помощью определенных средств.

Каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей. На основе принятых в обществе ценностей складываются ценностные отношения, существенным элементом которых являются ценностные ориентации– важнейшие элементы внутренней структуры, закрепленные жизненным опытом индивида и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного.

Ценностью, на которую главным образом должны направляться усилия индивида, является благо человека.

В настоящее время идет процесс глобализации культуры, который утверждает в качестве приоритетных общечеловеческие ценности. В их основу положено признание безусловной ценности каждой личности, независимо от места ее проживания, социального положения, национального происхождения и вероисповедания.

Опыт ХХ века показал, что сделав жизнь человека удобнее и комфортнее, прогресс не сделал его счастливее, поэтому главная проблема XXI века - духовность и бездуховность. Сохранение культуры есть сохранение человечества.

Культура всечеловечески гуманистична. В этом – фундаментальное основание считать культуру общечеловеческим, планетарным явлением и поэтому – единой. Единой уже сейчас, не говоря уже о будущем, когда «народы, распри позабыв, в единую семью соединятся». Единство различного – наисущественное содержательное свойство культуры. Многообразие национальных образов мира, стилей, жанров, человеческих неповторимостей, объективное, существующее независимо от человека. Во втором случае понятие ценности сводится к субъективным оценочным суждениям произвольного характера. Сущность ценностей выводится не из объективов, а из потребностей человека.

Часто проблему ценностей понимают в самом общем плане, тогда в качестве ценностей выступают истина, добро и красота. М. Шелер считал, что ранг ценности тем выше, чем она долговечнее и чем большее удовлетворение она вызывает. В этой связи он ставил на первое место ценность приятного, связанного с удовлетворением чувственных наклонностей человека.

Ценность является отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предметами самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь. Бытие ценности постигается в эмоциональном акте. Субъективно желаемое выступает в роли оценки, т.е. установления значимости различных явлений для человека, определяемом его социальной позицией, мировоззрением, уровнем культуры, интеллекта и нравственности.

Мир ценностей обнаруживает свою зависимость от человечества, он обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития.

Ценности надиндивидуальны, они могут осознаваться или не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки. Оценка состоит не в достижении соответствия познания действительному положению вещей, а является осознанием вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. ценности отражают реальную связь субъекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности или ложности.

Значительная роль в формировании ценностных суждений принадлежит нормам, которые придают потребностям человека социальную форму. Под нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Нормы оказывают влияние на потребности личности, которая не может удовлетворять их вне нормативно-культурного процесса. Одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе является моральили нравственность. Мораль выступает как особая форма общественного сознания и как вид общественных отношений. Она является предметом изучения этики – философской науки, изучающей мораль, нравственность, во-первых, как форму общественного сознания; во-вторых, как одну из важнейших сторон жизнедеятельности человека; в-третьих, как специфическое явление общественной жизни.

Нормы выступают как одна из форм осознания потребностей, и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие. Ценности, поскольку они порождены потребностями, определяют цели деятельности, а нормы относятся к средствам достижения цели.

Цель выступает как один из элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует предвосхищение в мышлении результата деятельности и пути его реализации с помощью определенных средств. Она представляет собой способ интеграции различных действий человека в некоторую последовательность или систему. В основе человеческой деятельности в большинстве случаев имеет место целенаправленность, когда лежащая в основе деятельности цель выступает в качестве конечной причины. В таком случае налицо целесообразность – соответствие явления или процесса определенному, относительно завершенному состоянию, материальная или идеальная модель которого представляется в качестве цели.

Каждая исторически конкретная общественная форма может характеризоваться специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. На основе принятых в обществе ценностей складываются ценностные отношения, существенным элементом которых являются ценностные ориентации – важнейшие элементы внутренней структуры личности, закрепленные жизненным опытом индивида, всей совокупностью его переживаний и ограничивающие значимое, существенное для данного человека от незначимого, несущественного. В результате ценностно-ориентационной деятельности осуществляется выработка и распространение определенных систем ценностей.

- 2 –

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

По форме бытияразличаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного , напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности(представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.


Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 68; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2020 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты