КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Ранняя история криминологии.Именам Монтескье и Беккариа обычно уделяется много внимания криминологами. Их произведения выделяются потому, что и Монтескье, и Беккариа четко отражают течение эпохи Просвещения. Монтескье в своих трудах затрагивал широкий круг общественных проблем и лишь вскользь коснулся преступности как частного явления. Беккариа же направил свое внимание исключительно на проблемы преступности и наказания за преступления. Он считал себя последователем Монтескье. В своем труде «О преступлениях и наказаниях» Беккариа писал: «Бессмертный президент Монтескье только бегло коснулся предмета преступности. Но истина всегда едина, она-то и заставила меня пойти по светлым следам этого великого человека». Определенное влияние на научную деятельность Беккариа имели и произведения Жан-Жака Руссо. В трудах этих трех мыслителей можно найти много общего, что связано с криминологией и историей ее развития. Шарль Монтескье – автор знаменитого философско-правового трактата «О духе законов», вышедшего в свет в середине XVIII столетия. Он исследовал законы, анализируя их функции в различных областях общественной жизни. Дал развернутую характеристику вопросов о законодательстве вообще, об основах уголовной политики и наказания. Изучал законы в их возникновении и во взаимосвязи с познанными на их основе явлениями. Наказание, писал Монтескье, должно соответствовать тяжести преступления. Действительно гениальным является выдвинутый им тезис: «Хороший законодатель не столько заботится о наказаниях за преступления, сколько за предупреждение преступлений». Позже Беккариа, повторив эти идеи, огласил в них новый смысл и определил гласную цель всякого хорошего законодательства, которое является «Искусством вести людей к возможно большему счастью». По существу, здесь речь идет (как у Монтескье, так и у Беккариа) о правовом регулировании поведения, о предупреждении антиобщественного поведения с помощью законодательства. Необходимо отметить, что Монтескье – несомненный сторонник целесообразности и необходимости предупреждения преступлений. Огромное значение имеет так же положение Монтескье о том, что преступления и наказания – относительны, поскольку они всегда являются функциями общественно – исторических отношений, их содержательное соотношение постоянно изменяется в зависимости от различных эпох и обществ. Оценивая это положение, современные ученые нередко характеризуют его как «первое в криминологической теории, поскольку в нем выявлен подход к преступлению как к явлению действительности, находящемуся во взаимосвязи с различными общественными отношениями». Для криминологии имеют большое значение, конечно, прежде всего, те положения Монтескье, которые непосредственно касаются преступности и ее причин, впоследствии развитые Беккариа. Чезаре Беккариа – автор первого в истории специального и цельного политического трактата «О преступлениях и наказаниях», вышедший в свет во второй половине XVIII века. Юрист по образованию, он явился одним из основателей классической школы в уголовном праве. Беккариа, вслед за Монтескье, отделял так называемые естественные и божественные законы от человеческих законов. Он, следуя принципам Монтескье, выступал против жестокого феодального уголовного правосудия, обращал особое внимание на необходимость анализа законов своего времени. Беккариа находился под влиянием Жан-Жака Руссо, и именно из его позиции выводил «Право наказания». Беккариа стремился дать более полную характеристику уголовно-правовой сферы, определить социальную и юридическую природу преступления и наказания. Здесь он многом следовал примеру Монтескье. Например, он также полагал, что нельзя правильно изучить преступления и наказания без анализа сложных и чрезвычайно изменчивых общественных отношений. Как и Монтескье, Беккариа пришел к выводу о том, что «лучше предупреждать преступления, чем наказывать». Призывал к тому, чтобы коллегия, являющаяся исполнителем законов, была больше заинтересована их соблюдении, чем в нарушении. И все-таки основным средством предупреждения преступлений Беккариа считает усовершенствование воспитания: «Воспитание – это самое верное, но и самое трудное средство». К такому трудному делу он призывал государство, семью. Семья и государство, по мнению Беккариа, должны выступать как единая воспитательная система. Вклад Беккариа в криминологию велик. Нет необходимости пересказывать его идеи, мысли, точки зрения. Можно привести лишь такое высказывание о нем: «Сочинение Беккариа и до нашего времени сохранило всю свежесть первоисточника великих идей, одушевляющих и в настоящее время лучших деятелей в области борьбы с преступностью. К тому же это произведение так невелико, что прочтение его для каждого юриста, имеющего претензию быть образованным, совершенно обязательно». Это было сказано в начале текущего столетия. И сейчас приведенное высказывание имеет свою свежесть. Жан-Поль Марат – один из вождей якобинской диктатуры. Он немало сделал для развития криминологии. В своем труде «План уголовного законодательства», опубликованном во второй половине XVIII века, он определяет классовую природу преступности, устанавливает ее связи с буржуазным общественным строем, выясняет социально-экономическую обусловленность преступности. Марат рассматривал преступление как нарушение установленного общественного порядка. Особое внимание в своей работе «План уголовного законодательства» он уделял, однако, разоблачению преступлений, совершаемых представителями господствующих классов. Названная работа Марата имеет первостепенное значение для криминологической теории, основанной на революционно-демократических принципах.
|