КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Что же такое «чистое искусство»?Урок 1
Русская поэзия второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев и А.А. Фет – школа чистого искусства Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок. Но были авторы, кто совершенно по-другому видели своё место в литературе – безотносительно социальной проблематики, и в данной исторической ситуации отказ "чистых" лириков затрагивать в своем творчестве злободневные вопросы не мог не вызвать со стороны критики негативную реакцию. Наверное, нужно было обладать немалым мужеством, чтобы в такой обстановке упорно и последовательно отстаивать свое творческое кредо, вести своеобразный "спор с веком". Сегодня мы поговорим о двух авторах, которые в своём творчестве отказались от злободневности, и вошли в литературу как поэты «чистого искусства» - это Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.
Что же такое «чистое искусство»? В XIX веке в Европе появляется теория провозглашающая идею «искусства ради искусства», то есть идею самостоятельности искусства, его независимость от политики, общественных требований, воспитания. В России в середине XIX века усиление тенденций развития «чистого искусства» объясняется тем, что его защитники противостоят популярности революционно-демократического движения и «утилитарным» подходам к искусству. Поэты этого направления – А. Григорьев, А. Майков, Я. Полонский, А. Фет, Ф. Тютчев и многие другие склонялись к художественной форме произведений, и избегали политики. Они противопоставляли свои произведения, произведениям революционно-демократической направленности, авторами которых были: Н. Добролюбов, Д. Писарев, Н. Некрасов, М. Салтыков-Щедрин. Следует сразу оговориться, что отказ от социальных проблем у Ф.И. Тютчева и А.А. Фета был продиктован вовсе не их душевной черствостью или равнодушием к страданиям народа. Каждая поэтическая строчка этих авторов свидетельствует об их гуманизме, великодушии, интересе к жизни, открытости миру. Просто такова была природа их поэтического дарования. Она манила их к неведомому, заставляла вглядываться в сложный и причудливый мир человеческой души, остро и тонко воспринимать красоту и гармонию природы в ее вечной пленительной изменчивости. Продолжая традиции русских писателей-романтиков первой половины XIX века (Жуковского и раннего Пушкина) и немецкой романтической культуры, их лирика была посвящена философско-психологическим проблемам.
На прошлых парах мы с вами обсуждали творчество Н.А. Некрасова, скажите, что выделяет его из ряда других поэтов? Злободневность – стала залогом некрасовского успеха. Давайте вспомним, как Некрасов видел свою Музу. Она по мнению поэта, «родная сестра» молодой крестьянки из стиха «Вчерашний день…» - страдающая, терпеливая, вся в земных заботах и тоске:
Вчерашний день, часу в шестом, Зашел я на Сенную; Там били женщину кнутом, Крестьянку молодую. Ни звука из ее груди, Лишь бич свистал, играя... И Музе я сказал: «Гляди! Сестра твоя родная!»
Ей, музе Некрасова, безразлично мироздание, и нет в ее жизни места увлечением и тонким чувством. В отличие от Некрасова, Фет и Тютчев утверждают другое, небесное происхождение поэзии. Ф.И. Тютчев. Поэзия Среди громов, среди огней, Среди клокочущих страстей, В стихийном, пламенном раздоре, Она с небес слетает к нам — Небесная к земным сынам, С лазурной ясностью во взоре — И на бунтующее море Льет примирительный елей.
Фет, что посвятил своей Музе несколько стихов, видит ее в небесной одежде:
А.А. Фет. Музе Пришла и села. Счастлив и тревожен, Ласкательный твой повторяю стих; И если дар мой пред тобой ничтожен, То ревностью не ниже я других.
Заботливо храня твою свободу, Непосвященных я к тебе не звал, И рабскому их буйству я в угоду Твоих речей не осквернял.
Всё та же ты, заветная святыня, На облаке, незримая земле, В венце из звезд, нетленная богиня, С задумчивой улыбкой на челе.
По мнению Тютчева и Фета, поэзия, творчество – какое-то таинство, необъяснимо подвластное человеческой воле, ума. Поэт, как старательный ученик, слушает свой внутренний голос.
Постараемся выявить особенности поэзии Ф.И. Тютчева и А.А. Фета.
Отличительная особенность лирики этих двух поэтов заключается в глубине анализа душевных переживаний человека. Так, сложный внутренний мир лирических героев Тютчева и Фета во многом схож. В поэтическом наследии этих авторов можно выделить три крупные общие для них темы:
Пейзажная лирика. Оба поэта родом из Орловской губернии, оба с детства прониклись любовь к красоте русской природы. Строки их стихотворений, посвящённые родной природе вы всё знаете практически с начальной школы.
Ф.И. Тютчев. Зима недаром злится Зима недаром злится, Прошла её пора – Весна в окно стучится И гонит со двора.
И всё засуетилось, Всё нудит Зиму вон – И жаворонки в небе Уж подняли трезвон.
Зима ещё хлопочет И на Весну ворчит. Та ей в глаза хохочет И пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая И, снегу захватя, Пустила, убегая, В прекрасное дитя…
Весне и горя мало: Умылася в снегу И лишь румяней стала Наперекор врагу. 1836
А теперь прочтём стихотворение А.А.Фета.
А.А. Фет. Пришла, - и тает всё вокруг Пришла, - и тает всё вокруг, Всё жаждет жизни отдаваться, И сердце, пленник зимних вьюг, Вдруг разучилося сжиматься.
Заговорило, зацвело Всё, что вчера томилось немо, И вздохи неба принесло Из растворенных врат эдема.
Как весел мелких туч поход! И в торжестве неизъяснимом Сквозной деревьев хоровод Зеленоватым пышет дымом.
Поет сверкающий ручей, И с неба песня, как бывало; Как будто говорится в ней: Всё, что ковало, - миновало.
Нельзя заботы мелочной Хотя на миг не устыдиться, Нельзя пред вечной красотой Не петь, не славить, не молиться.
20 мая 1866
О чём оба стихотворения? Тема природы, приход весны На основе какого приёма они построены? Олицетворение
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ, или прозопопея (греч. prosopopolia, от prosopon - лицо и poieo - делаю) - такое изображение неодушевленных или абстрактных предметов, при к-ром они наделяются свойствами живых существ - даром речи, способностью мыслить и чувствовать. О. было связано в древности с анимическим мировоззрением и всевозможными верованиями (напр., О. в античной мифологии). О. как иносказание, стилистический термин - один из весьма распространенных художественных тропов Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - художественный прием (троп), при котором неодушевленному предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не перепутайте, именно человеческие!). Олицетворение может использоваться узко, в одной строке, в небольшом фрагменте, но может быть приемом, на котором построено все произведение ("Край ты мой заброшенный" С.Есенина, "Мама и убитый немцами вечер", "Скрипка и немножко нервно" В.Маяковского и др.). Олицетворение считается одним из видов метафоры (см. далее). Задача олицетворения - соотнести изображаемый предмет с человеком, сделать его ближе читателю, образно постичь внутреннюю сущность предмета, скрытую от повседневности. Олицетворение является одним из древнейших образных средств искусства. http://shkola.lv/index.php?mode=lsntheme&themeid=22
В поэзии Фета и Тютчева описания природы с одной стороны ценны сами по себе, а с другой призваны отражать переживания лирического героя. Природа сочувствует лирическому герою: описание внешнего мира природы плавно переходит в описание внутреннего мира лирического героя. В этом отношении Тютчев и Фет продолжают традицию русской отождествления картин природы с определенными настроениями человеческой души. Этот прием образного параллелизма широко использовали Жуковский, Пушкин, Лермонтов. Тютчева неслучайно называют певцом родной природы, в своём творчестве он утверждает идею суверенности природы и направлено против вульгарных материалистов, проповедующих безоглядное и произвольное вторжение человека в мир природы, подчинение её воле человека (вспомним Базарова).
Ф.И. Тютчев. Не то, что мните вы, природа Не то, что мните вы, природа: Не слепок, не бездушный лик- В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык...
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Вы зрите лист и цвет на древе: Иль их садовник приклеил? Иль зреет плод в родимом чреве Игрою внешних, чуждых сил?..
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Они не видят и не слышат, Живут в сем мире, как впотьмах, Для них и солнцы, знать, не дышат, И жизни нет в морских волнах.
Лучи к ним в душу не сходили, Весна в груди их не цвела, При них леса не говорили, И ночь в звездах нема была!
И языками неземными, Волнуя реки и леса, В ночи не совещалась с ними В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может, Органа жизнь глухонемой! Души его, ах! не встревожит И голос матери самой!..
В поэтическом мире Тютчева нет чёткой грани между миров природы и миром человека.
Ф.И. Тютчев. Волна и дума Дума за думой, волна за волной – Два проявленья стихии одной: В сердце ли тесном, в безбрежном ли море, Здесь – в заключении, там – на просторе, – Тот же всё вечный прибой и отбой, Тот же всё призрак тревожно-пустой.
Философская лирика. Стихи о природе часто содержат раздумья о судьбе человека. Пейзажная лирика приобретает философское содержание. Для него природа – загадочный собеседник и постоянный спутник в жизни, лучше всех понимающий лирического героя.
Ф.И. Тютчев. О чём ты воешь, верт ночной? О чем ты воешь, ветр ночной? О чем так сетуешь безумно?.. Что значит странный голос твой, То глухо-жалобный, то шумно? Понятным сердцу языком Твердишь о непонятной муке— И роешь, и взрываешь в нем Порой неистовые звуки!..
О! страшных песен сих не пой Про древний хаос, про родимый! Как жадно мир души ночной Внимает повести любимой! Из смертной рвется он груди, Он с беспредельным жаждет слиться!.. О! бурь заснувших не буди- Под ними хаос шевелится!.. Здесь описание стихии передаёт переживания героя. И у Фета описание природы передаёт состояние человека.
А.А. Фет. Какая грусть! Конец аллеи На небе ни клочка лазури, В степи всё гладко, всё бело, Один лишь ворон против бури Крылами машет тяжело.
И на душе не рассветает, В ней тот же холод, что кругом, Лениво дума засыпает Над умирающим трудом. Особенно трагическое звучание в лирике Тютчева получает тема одиночества человека, наиболее глубоко она раскрыта в стихотворении Silentium.
Ф.И. Тютчев. SILENTIUM! Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои - Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими - и молчи.
Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймёт ли он, чем ты живёшь? Мысль изречённая есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими - и молчи.
Лишь жить в себе самом умей - Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью - и молчи!..
1829, начало 1830-х годов
Любому поэту свойственно подводить итог своему творчеству. Фет прославляет в конце жизни смерть, надеясь на покой после неё. Это обусловлено противоречиями его жизни. (Много сил Фет положил, чтобы доказать, что он дворянин Шеншин).
А.А. Фет. Смерть” "Я жить хочу!- кричит он, дерзновенный. Пускай обман! О, дайте мне обман!" И в мыслях нет, что это лед мгновенный, А там, под ним - бездонный океан.
Бежать? Куда? Где правда, где ошибка? Опора где, чтоб руки к ней простерть? Что ни расцвет живой, что ни улыбка,- Уже под ними торжествует смерть.
Слепцы напрасно ищут, где дорога, Доверясь чувств слепым поводырям; Но если жизнь - базар крикливый Бога, То только смерть - его бессмертный храм.
У Тютчева другое восприятие жизни и смерти:
Ф. И. Тютчев. «Когда дряхлеющие силы...» Когда дряхлеющие силы Нам начинают изменять И мы должны, как старожилы, Пришельцам новым место дать, –
Спаси тогда нас, добрый гений, От малодушных укоризн, От клеветы, от озлоблений На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости На обновляющийся мир, Где новые садятся гости За уготованный им пир;
От желчи горького сознанья, Что нас поток уж не несет И что другие есть призванья, Другие вызваны вперед;
Ото всего, что тем задорней, Чем глубже крылось с давних пор, И старческой любви позорней Сварливый старческий задор.
Начало сентября 1866
Тютчев не сожалеет о прожитом, хотя его жизнь была полна страданий. Смерть он воспринимает не как спасение от жизни, а как закономерное, естественное явление
Любовная лирика. Любовь — это высший дар судьбы, несущий величайшую радость и величайшее страдание. Такова трактовка этой вечной темы в лирике двух выдающихся поэтов. Любовная лирика Фета и Тютчева наполнена мощным трагедийным звучанием. Она рождается из настоящей, реальной боли, невыносимого страдания, острого чувства потери, сознания вины и раскаяния. Оба поэта пережили трагедию. У Тютчева первая жена Элеонора Петерсон умерла рано; поздняя, осуждаемая обществом любовь к Елене Александровне Денисьевой привела к тому, что бедная женщина тоже погибла.
Самоубийство Марии Лазич, девушки, любившей Фета и оставленной им из-за её бедности, оставило неизгладимый след в душе поэта. Чувство носит в их лирике трагический характер. В знаменитом "Денисьевском цикле" Ф. И. Тютчева есть удивительные по глубине и силе стихи: Ф.И Тютчев. О, этот Юг, о, эта Ницца О, этот Юг, о, эта Ницца!.. О, как их блеск меня тревожит! Жизнь, как подстреленная птица, Подняться хочет — и не может...
Нет ни полета, ни размаху — Висят поломанные крылья, И вся она, прижавшись к праху, Дрожит от боли и бессилья...
Неожиданный и яркий образ птицы с поломанными крыльями с жестокой точностью передает чувства человека, потрясенного горем, не способного преодолеть тяжелейший душевный кризис, найти в себе силы жить. Стихи А.А. Фета, посвященные Марии Лазич, тоже пронизаны болью и тяжким чувством вины. В "Старых письмах" поэт вновь и вновь переживает былую драму:
А.А. Фет. Старые письма Давно забытые, под легким слоем пыли, Черты заветные, вы вновь передо мной И в час душевных мук мгновенно воскресили Все, что давно-давно утрачено душой.
Горя огнем стыда, опять встречают взоры Одну доверчивость, надежду и любовь, И задушевных слов поблекшие узоры От сердца моего к ланитам гонят кровь.
Я вами осужден, свидетели немые Весны души моей и сумрачной зимы. Вы те же светлые, святые, молодые, Как в тот ужасный час, когда прощались мы.
А я доверился предательскому звуку, - Как будто вне любви есть в мире что-нибудь! - Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку, Я осудил себя на вечную разлуку И с холодом в груди пустился в дальний путь.
Зачем же с прежнею улыбкой умиленья Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза? Души не воскресит и голос всепрощенья, Не смоет этих строк и жгучая слеза.
Для того чтобы как-то развеять печально впечатление от трагического восприятия любви этими авторами, обратимся ещё к одному знаковому стихотворению, посвящённому этой теме.
А.А. Фет. Шёпот, робкое дыханье Шепот, робкое дыханье, Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца. Ряд волшебных изменений Милого лица. В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!
Стихотворение построено на одних существительных и прилагательных, без единого глагола. Запятые и восклицательные знаки тоже передают великолепие и напряжение момента с реалистической конкретностью. Это стихотворение создает точечный образ, который при близком рассмотрении дает хаос, “ряд волшебных изменений”, а в отдалении — точную картину. Фет основывает описание любовных переживаний и воспоминаний на непосредственной фиксации своих субъективных наблюдений и впечатлений. Природа в стихотворении предстает участницей жизни влюбленных, помогает понять их чувства, придавая им особую поэтичность, таинственность и теплоту. Свидание и природа описаны не просто как два параллельных мира - мира человеческих чувств и природной жизни. Новаторством в стихотворении явилось то, что и природа, и свидание показаны рядом отрывочных фрагментов, связать которые в единую картину должен сам читатель. В финале стихотворения описание чувств и пейзаж сливаются воедино: мир природы и мир человеческих чувств оказываются неразрывно связанными.
И так мы постарались разобраться в особенностях творческого дарования Ф.И Тютчева и А.А. Фета. Их имена в истории литературы всегда стоят рядом. И не только потому, то они современники, поэты одной эпохи, Некрасов тоже близкий им по времени творец, но его стихия – совсем другая поэзия.
|