КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Визуальная диагностика признаков криминальной субкультуры.К числу опознавательных признаков, посредством которых возможна визуальная диагностика принадлежности человека к криминальной среде, следует отнести: 1. Оценку речи (присутствие элементов уголовного жаргона, употребление в общении кличек, содержание речевой деятельности и т.д.). 2. Оценку внешнего вида (одежды, прически, наличия татуировок и т.д.). 3. Анализ невербального (неречевого) поведения человека (язык жестов, поз, мимики, пантомимики, знаки визуального общения). Остановимся на рассмотрении такого феномена криминальной субкультуры, каким являются татуировки преступников. Татуировка - это искусственное нарушение целостности кожного покрова колющими или режущими инструментами с последующим введение в кожу красящих веществ с целью получения неисчезающих рисунков или иных изображений. Первым обратил внимание на широкое распространение татуировок среди преступников Ч. Ломброзо. Он рассматривал татуировки как проявление атавизма и признак нравственно неполноценных людей. В настоящее время очевидна упрощенность подобного толкования феномена татуировок. Татуировкам, в том числе преступников, их становлению в историческом аспекте, толкованию и назначению посвящена обширная литература. Но лишь немногие издания содержат попытки психологического анализа явления татуировок. Сосредоточим наше внимание именно на данном вопросе. Начнем, с того, что сведения о татуировках, содержащиеся в работах Балдаева Д.С., Бронникова А.Г., Мильяненкова Л.А. в определенной степени устарели. Написанные этими авторами и получившие широкое распространение пособия, справочники и энциклопедии в частности освещаемой проблемы уже не отражают реальностей быстро изменяющегося преступного мира. Безусловно, татуировки (наколки, регалки, картинки, портачки, прошивки) - это явление языка тела их обладателей. Поэтому следует признать справедливым утверждением Л. А. Мильяненкова о том, что татуировки «близки (своей символикой, сюжетом) преступнику по духу, по его специализации, по конкретному уголовному делу, по месту, которое он занимает в уголовной иерархии». Верно и то, что татуировки «...могут многое рассказать о вкусах их носителей, выдать некоторые биографические данные». Однако нельзя согласиться с цитируемым автором в том, что «зная значение рисунков, надписей, их традиционное расположение на теле, сотрудник правоохранительных органов может легко определить склонность ранее судимых к определенным видам уголовных проявлений». В настоящее время татуировки уже не имеют того криминалистического значения, которое приписывают им известные исследователи. Изменилась мотивация их нанесения, утрачен прежний социально-психологический смысл. Проведенные исследования позволяют сделать выводы, характеризующие следующие тенденции, связанные с феноменом татуировок у преступников. Профессиональные преступники «новой волны» не имеют на своем теле татуировок вообще. Более того, авторитетные рецидивисты следят за тем, чтобы этого не делали молодые, перспективные в криминогенном плане преступники. Они прекрасно понимают, что татуировки - это дешифратор, который явно мешает осуществлению антисоциальной деятельности. Поэтому многие преступники в настоящее время стремятся избавиться от татуировок, появившихся у них в молодые годы. В местах социальной изоляции они посыпают татуировки перманганатом калия, затем прикладывают мокрую ткань. Создают химический ожог и посредством неоднократного повторения данной болезненной процедуры выводят татуировки. Исследователями установлено, что подавляющее большинство преступников обоего пола наносят татуировки в возрасте до 30 лет, прежде всего, будучи еще подростками. И только 10-15% осужденных указали, что татуировки появились у них в более поздний период жизни. Иными словами, с увеличением возраста частота нанесения татуировок уменьшается. Несовершеннолетние зачастую наносят татуировки безотносительно их прежних, изложенных в справочных изданиях интерпретаций, побуждаемые, как правило, лишь мотивом украшательства и идентификации себя с преступной средой. Это зачастую происходит в приемнике-распределителе для несовершеннолетних, следственном изоляторе, закрытом воспитательном учреждении. Различные категории (касты) преступников отдельные индивиды криминальной направленности могут вкладывать свой (неодинаковый по регионам) смысл в те или иные татуировки. Поэтому татуировки, представляется целесообразным исследовать как социально- и индивидуально-психологические феномены. Подлинную семантику татуировок можно понять только в комплексном изучении конкретной личности преступника либо определенной социальной группы осужденных. Однако самую ценную научную информацию, можно получить, анализируя татуировки по методу проективного рисунка. В этой связи татуировку можно рассматривать как отражение психических и личностных особенностей ее обладателя. Данная проблема остается пока еще не исследованной в юридической психологии. Тем не менее, еще Л. А. Мильяненков вплотную подошел к ее осмыслению. Анализ локализации татуировок на теле правонарушителя, зависимости их содержания от характера преступной деятельности, моды, национальных и религиозных особенностей позволил классифицировать татуировки: 1) по форме выражения (символы, цифры, аббревиатуры, тексты, рисунки); 2) по содержанию (сигнально-обособительные, стратификационно-статусные, личностно-установочные, политические, мифологические, культовые, антирелигиозные, тюремные, эротические, декоративные, юмористические, профессиональные иклейма); 3) по личностной значимости («регалки» — от регалии — почетные знаки различия для «элиты»; «портачки» — от портачить — «самоделки», низкого качества; «нахалки» — клейма, нанесенные нахально, т.е. с применением насилия); 4)по локализации на теле (на открытых участках, на скрытых под одеждой участках, на интимных частях тела, по всему телу; 5) по степени воздействия на субъекта восприятия (легко запоминающиеся, трудно запоминающиеся); 6) по размерам (малоформатные, крупномасштабные); 7) по способам нанесения (одноразовые и многократно наносимые, наносимые «вручную» и с помощью трафаретов); 8) по количеству (единичные, многочисленные, сплошные); 9) по степени устойчивости (устойчивые, неустойчивые). Прежде всего встречаются сокращенные слова(аббревиатуры), в которых выражены установки и ценности носителя татуировки (например, БАРС — Бей Актив, Режь Сук; УТРО — Ушел Тропой Родного Отца, т.е. несовершеннолетний наследует отца преступный образ жизни, и др.). Весьма распространено нанесение различного рода перстней на пальцы, имеющих сигнальное значение (количество судимостей, величина срока наказания, место отбывания наказания, положение в групповой иерархии, квалификации совершенного преступления и т.п.). Далее идут по степени распространенности рисунки, по тематике имитирующие «тюремную символику». В них обязательно встречается колючая проволока, роза, восходящее на морем солнце, чайка над водой, карты, кинжал и т.п. Не меньшее значение имеют различные крестики и точки, обозначающие пребывание человека в закрытом учреждении, величину срока отбывания наказания, количество ходок (судимостей)и т.п. На ряду с этим встречаются и «нейтральные», художественно-декоративные по содержанию татуировки, в которых отражаются установочные данные их носителя (имя, год рождения), репродукции картин, распространено, также нанесение татуировок сексуально-эротического содержания. Изучение нескольких сотен татуировок позволили указанному автору определить общие для сходных случаев признаки, знание которых могут стать основой для ориентации оперативных и следственных работников: • череп, корона - символы людей, стремящихся к власти; • корона на спине - униженность; • тигр или другой хищник - ярость, непримиримость; • змея, кинжал, нож, меч, топор - месть, угроза, твердость, жестокость; • ключ - сохранение тайны; • палач — чти закон воров; • Мадонна - отчужденность; • факел - дружба, братство; • звезды - непокорность. Например, если у осужденного, отмечает Л. А. Мильяненков, имеется татуировка на плечах в виде шести или восьмиконечной звезды, то это означает, что в местах лишения свободы он примкнет к лицам, отрицательно настроенным к правилам внутреннего распорядка. Как показал опрос экспертов, у женщин-преступниц татуировки встречаются реже, чем у мужчин. По содержанию, разнообразию и художественным достоинствам женские татуировки проще, беднее и грубее мужских. Обычно обладательницы татуировок наносят их во время отбывания срока наказания в закрытом воспитательном учреждении еще в молодые годы. У неоднократно судимых представительниц слабого пола, не прошедших эту школу, татуировки редки и располагаются на невидимых под одеждой частях тела. Характерно, что женщины достаточно редко изображают на татуировках мужчин, а отдают предпочтение девушкам с распущенными волосами, полуобнаженным женщинам с яркими формами и т.п., т.е. представительницам одного с ними пола, а также розам и свечам. Примечательно, что у преступниц, прошедших через воспитательные колонии, в татуировках почти не прослеживается любовный мотив. Мужские татуировки (кинжалы, оскаленная пасть тигра, череп на раскрытой ладони, купола церквей и др.) встречаются в основном у женщин, принимавших участие в совершении преступлений в группах мужчин, которые осуществляли разбои и грабежи. Как правило, данные татуировки нанесены мужчинами либо под их влиянием. Примечательно, что татуированные надписи на иностранном языке (в частности английском) получили распространение относительно недавно и имеют место в основном лишь у осужденных проституток. Учитывая широкое распространение лесбийской любви в женских учреждениях исполнения наказания, следует отметить, что те женщины, которые идентифицируют себя в качестве исполнителей мужской роли, сознательно наносят татуировки, используемые исключительно мужчинами. Проведенный анализ показывает, что женщинам свойственны украшательский, подражательный и индивидуально-личностный мотив нанесения татуировок. Поэтому таковым не следует приписывать идентифицирующий смысл. Каковы же психологические мотивы нанесения татуировок? Основными побудительными мотивами нанесения татуировок, считает Л. А. Мильяненков являются: 1. Неписаный закон принятия в среду осужденных; 2. личное самоутверждение в конкретной группе преступников; 3. тщеславие, желание показать свою значимость, исключительность, превосходство над другими; 4. подражание более опытным, авторитетным преступникам; 5. своеобразная памятка о местах отбывания срока наказания; 6. солидарность с кем-либо из заключенных; 7. романтика тюрьмы. В.Ф. Пирожков, устанавливая мотивы нанесения татуировок несовершеннолетними правонарушителями, пришел к следующим выводам: 1. 31,6% обследованных им лиц (больше всего) нанесли татуировки потому, что это делали другие; 2. 30,0% указали, что нанесли татуировки «от скуки», чтобы быстрее прошло время, «от нечего делать»; 3. 21,7% - чтобы «быть красивым, нравиться другим»; 4. 10,7% хотели «показать свою причастность к уголовному миру». Анализ точек зрения ученых и собранный эмпирический материал позволяет обосновать следующие мотивы татуирования преступниками своего тела. Поскольку основная масса преступников наносит татуировки в юношеском возрасте, речь пойдет о мотивации татуирования, выявленной у соответствующей категории нарушителей закона. 1. Мотивы социальной адаптации (самоутверждения, в том числе и через приобщение к групповым нормам). Татуировки можно рассматривать, полагает В.Ф. Пирожков, не столько как личностные, сколько как групповые ценности, подчеркивающие принадлежность юноши к конкретной преступной группе. В татуировках унифицируются групповые установки, ценности и идеалы. Это способствует выработке единых для всех членов криминальной группы норм поведения и, следовательно, лучшей адаптации индивида в преступном социуме, более полного удовлетворения потребностей: в общении, в уважении и значимости. В преступной молодежной среде бытует мнение, что своевременное нанесение татуировок предохранит молодого человека от негативных последствий, которые могут возникнуть при водворении его в места лишения свободы. Поэтому при помещении юноши в следственный изолятор он сразу же стремится нанести себе татуировку. Он надеется на то, что с татуировками при вступлении в криминальное сообщество взрослых преступники примут его за своего человека. 2. Мотивы идентификации себя с криминальной средой. В общественном сознании бытует мнение о том, что преступники обязательно должны иметь на теле татуировки как показатель открытой оппозиции официальному обществу. Нанесение татуировок молодым человеком свидетельствует о его приобщении к преступному социуму, о принятии им ценностей и норм криминальной среды. Следует заметить, что иногда татуировки молодых преступников отражают мечты и стремления подростков и юношей к какой-либо вполне про-социальной профессиональной деятельности (моряка, летчика). Ведь криминогенное заражение наступает не сразу. Кто из мальчишек не мечтал в отрочестве о какой-то мужественной профессии? Но иногда татуировки представителей престижных в обществе профессий, например, моряка (маяк, якорь, парусник, каравелла, альбатрос) ассоциируются в сознании молодых правонарушителей с преступной деятельностью как якобы тоже героической и самоотверженной. В данные татуировки преступники вкладывают определенный смысл. 3. Мотивы снятия психического напряжения. Психическое напряжение возникает у молодых правонарушителей в результате высокой личностной и ситуативной тревожности, в силу возрастной гиперсексуальности и невозможности адекватного удовлетворения половой потребности, повышенной агрессивности и актуализированной личностной деструктивности. Процесс татуирования в целях изображения рисунков сексуально-эротического характера способствует снятию у молодых нарушителей закона психического напряжения. Он является своеобразным вариантом сублимации. К тому же процесс нарушения целостности кожного покрова является актом разрушения, высвобождающим их деструктивную энергию. 4. Мотивы групповой солидарности и социальной фасилитации. Исследования показывают, что в преступной молодежной среде распространено взаимное татуирование в группе. Объясняется это тем, что не все способны в одиночку переносить болезненную процедуру. Тут необходим пример других, элемент состязательности, подбадривание, помогающие преодолеть боль и страх. Кроме того, одному трудно найти и изготовить орудия татуирования, раздобыть красители. Не все умеют рисовать. К тому же невозможно нанести себе татуировки на спину, бока, ягодицы, интимные места. Следует учесть и то, что одному делать татуировку просто скучно. 5. Мотивы получения эстетического наслаждения. Они не чужды молодым преступникам. Известны случаи «выписывания» с воли за большие деньги иперетаскивания из зоны в зону художника, специалиста по татуировкам, для того, чтобы «порадовать братву». «На воле» нанесение любых татуировок не представляет труда, поскольку во многих городах страны официально существуют тату-кабинеты. Однако это требует существенных денежных затрат. Поэтому в стихийных криминальных группах по-прежнему используются кустарные способы и средства нанесения татуировок. 6. Мотивы социальной уступчивости. В современных условиях в среде законопослушных молодых людей татуировки стали особым украшением и видом изобразительного искусства. Юноши и девушки тратят большие суммы денег, чтобы в стерильных условиях украсить свое тело татуировками у престижных мастеров. Сейчас татуировки не только украшают юношу или девушку, но и являются знаком их достоинства. Декоративно-художественная функция татуировок в сложившихся социальных условиях оказалась тесно связанной со стратификационной. Чем выше положение молодого человека в групповой иерархии или чем он состоятельнее, тем на более высоком художественном уровне сделаны его татуировки. Престижность татуировки в просоциальной среде молодежи в настоящее время порождает мотивацию конформного порядка у значительной части молодых людей, в том числе и криминальной направленности. Словом, татуировки сейчас в принципе модны у молодежи, а моде, как известно, люди следуют. Так что устоять против общего поветрия - татуировать свое тело, следуя распространенной моде, не могут как законопослушные юноши и девушки, так и молодежь, склонная к девиантному и делинквентному поведению. Существует определенная зависимость между характером криминальной деятельности и наносимыми юношами татуировками. В татуировках лиц, совершивших правонарушения корыстно-насильственного характера, более четко прослеживается стремление к групповой криминальной солидарности. В результате многолетних исследований В. Ф. Пирожков установил, что чем агрессивнее и злостнее преступник, тем более историчны его татуировки. Содержание татуировки - фашистский крест, тюрьма и т. д. - говорит об агрессивной законченности психики преступника. Он также пришел к выводу о том, что особенно часто татуировки наносят лица с психическими отклонениями, а также лица, принадлежащие к устойчивым преступным группам несовершеннолетних и молодежи.
|