Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


ПРИВЕТСТВИЕ НА II СЪЕЗДЕ РКСМ




Scan: Ershov V. G., 03.03.2006

ИНСТИТУТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ПЕДАГОГИКИ АПН РСФСР

Н.К.КРУПСКАЯ

ТОМ ПЯТЫЙ

ДЕТСКОЕ КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ПИОНЕРСКАЯ И КОМСОМОЛЬСКАЯ РАБОТА

ВНЕШКОЛЬНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ

МОСКВА 1959

Подготовка текста в примечания Я. И. НАДЕЖДИНА

 

1919 – 1930

 

КАК УЧИТЬСЯ? (ПИСЬМО К МОЛОДЕЖИ)

 

Красный призрак социалистической революции реет над Европой.

Выросшая в обстановке мировой войны, затеянной капиталистами из-за дележа мира, рабочая молодежь глубоко ненавидит буржуазный строй. Она была свидетельницей всего того горя, слез, угнетения, бед, разрухи, которые принесла с собой эта преступная война. Война с беспощадной очевидностью показала всем, что рабочие, крестьянские массы для буржуазии не более как пушечное мясо. И если пожилые люди, надломленные невзгодами, равнодушно иногда ждали, какое еще несчастье свалится на их голову, то рабочая молодежь со свойственной молодости горячностью примкнула к тем, кто громко провозгласил: хозяйничанью буржуазии должен быть положен конец, трудящиеся должны взять свою судьбу в свои собственные руки.

Молодежь геройски защищает революцию с оружием в руках и в то же время стремится принять участие в строительстве новой жизни, в строительстве светлого будущего.

Но как, отправляясь на фронт, необходимо запастись винтовкой, так, стремясь строить новую жизнь, необходимо вооружиться силой знаний.

Господствующие классы прекрасно понимали всегда, что их господство держится на темноте и несознательности народных масс, и потому старались долгое время не давать никаких знаний трудящимся, а когда это стало невозможно, стали давать им лишь обрывки знаний, да и то в извращенном, фальсифицированном виде.

Вот почему рабочая молодежь очень плохо вооружена знаниями, не была вовсе в школе, а если и была, то немногому в ней научилась. У нас в России школ особенно мало. А между тем молодежи теперь нужно очень много знать, чтобы научиться быть настоящими хозяевами жизни.

Ей надо обратить особое внимание на свое самообразование. Надо уделять ему как можно больше времени.

Конечно, в такое время, как теперь, когда молодежь кипит и лучшие в ее рядах готовы положить жизнь, защищая революцию, призыв к самообразованию звучит для многих расхолаживающе, кажется им призывом оторваться от борьбы, от революционной работы и засесть за книжку. Блестящие глаза тускнеют, и слышится вялый ответ: «Да, мы знаем, как знание важно...» И чувствуется, что оторваться от этой кипящей, сверкающей, захватывающей коллективной жизни выше их сил.

Но самообразование самообразованию рознь. Настоящее самообразование выковывается не в кабинетах, а в процессе активного участия в коллективной жизни. И о таком самообразовании мы и говорим.

Начнем с грамотности. Каждый знает, что по части грамотности у нас в России дело обстоит еще хуже худого, а с другой стороны, что грамотность – ключ к знанию, без грамоты ни газеты, ни воззвания не прочтешь. Безграмотностью страшно, неимоверно тормозится строительство новой жизни. Нельзя относиться к этому явлению – к безграмотности – пассивно. И вот надо постановить, что каждый член юношеской организации обязан быть грамотным и, если он неграмотен, товарищи по организации обязаны обучить его читать и писать. Или в рядах ваших нет безграмотных? Тогда это показывает, что ваша организация распространяется на сравнительно незначительный круг, что мало делается для вовлечения в нее широких слоев молодежи. Но этого мало, надо постановить, что каждый член организации обязан выучить грамоте по крайней мере двух человек. Особенно важно обратить внимание на поднятие уровня грамотности среди девушек, которые в этом отношении находятся в особо тяжелом положении. Каждый должен превратиться в учителя грамоты и, где бы он ни был – в городе, в деревне, на фронте, – если вокруг него есть безграмотные, помогать им овладеть грамотой.

Затем, вы с увлечением читаете партийные газеты, находите, что то, что там говорится, верно. Но что вы сделали для распространения газет и популярных брошюр, листков и воззваний? Все ли кругом вас читают газеты? Сделали ли вы что-либо для их широкого распространения? Прибегали ли к разноске по домам, по квартирам? Заботились ли о том, чтобы сорганизовать сбор только что прочитанных газет и разнос их тем, кто еще не дорос до понимания того, что необходимо выписывать газету или покупать ее каждый день? Тут надо опять-таки взяться за дело и обязать каждого члена союза принимать участие в распространении брошюр и газет. Это, конечно, требует инициативы, настойчивости, умения организовать дело, но зато на таких именно невидных, но необходимых делах и вырабатываются организаторские способности, которые так нужны теперь.

А организовали ли вы чтение газет и брошюр среди тех, кто неграмотен, кто сам не может прочесть газетки?

Когда вы станете распространять газеты, читать их малограмотным, вы сейчас попадете в положение, что вас станут забрасывать массой вопросов.

И если вы будете пробовать отвечать на них, вы увидите, что многое из того, что вы считали для себя понятным, вам неясно; вы увидите, что вам надо по тому или другому вопросу почитать, подучиться. Вы обратитесь к книжке; такое чтение, когда человек ищет в ней ответа на определенный вопрос, всего плодотворнее. Недаром говорится: «Уча, учимся». Объяснение другим является лучшей самопроверкой. В книжке вы найдете ответы на поставленные вашими слушателями вопросы и вместе с тем обогатите и себя новыми знаниями, более углубленным пониманием предмета. Конечно, часто может выйти так, что вы не будете знать, где найти ответ на вопрос, и тут более знающие товарищи должны помогать менее знающим. Вероятно, выяснится необходимость, перед тем как идти читать и объяснять другим, разобрать в кружке товарищей и совместно обсудить тот или иной вопрос. Очень может быть, что так организуется постоянный кружок, и создание его будет не искусственным, а вызванным самой жизнью.

Если окажется, что весь кружок не в состоянии справиться с вопросом, может быть, из этого газетного кружка вырастет ряд новых кружков по изучению того или иного предмета. Далее, может быть, окажется необходимым пригласить лектора на какую-нибудь тему, в которой трудно разобраться самим. Такого лектора, который будет говорить о вопросах, на которые слушатели хотят получить ответы, будут слушать совсем иначе, чем лектора, который будет читать о чем-нибудь, может быть, и очень интересном, но к чему слушатели мало подготовлены, относительно чего они не стремятся получить определенный ответ.

Затем остро почувствуется необходимость в библиотеке, в справочниках. При организации молодежи необходимо будет организовать такую библиотеку.

Потом окажется, что надо будет снабжать книжками не только членов организации, но и лиц, среди которых работает молодежь, снабжая их газетками, брошюрками, давая им разъяснения. Библиотеку придется сделать открытой для публики.

Одновременно с этим каждый член Союза молодежи должен завести тетрадку, куда записывать каждый день, что им сделано по части распространения знаний: обучал такого-то грамоте, распространил столько-то газет, прочел вслух такую-то книжку тому-то и т. д., – и попутно записывать трудности, которые встречаются при работе, беседы, возникающие при этом, мысли и вопросы и т. д. Записывать туда же и свою самостоятельную работу: чтение, беседы в кружке и т. п.

Так естественно будет расти работа самообразования в организации молодежи. Особенностью ее будет то, что это будет не школьная, не кабинетная работа, а работа, вытекающая из потребностей жизни, что эта работа будет не для себя, а для других, для дела. То, что будет приобретаться для себя (умение говорить, ясно и толково передавать свои мысли, самостоятельно разбираться в разных вопросах, умение организовать передачу своих знаний другим и пр.) и что имеет большое значение, будет приобретаться, так сказать, попутно.

Тут мне хотелось только высказать свой взгляд, как, по-моему, наиболее целесообразно и жизненно поставить в организациях рабочей молодежи дело самообразования, а дело молодежи уже обдумать, как все это провести в жизнь, обдумать и начать проводить.

1919 г.

 

О ЮКАХ

 

В современной войне техника имеет несравненно большее значение, чем в предыдущей войне. Стоит только упомянуть о броненосцах, миноносцах, подводных лодках, 42-миллиметровых пушках, военных аэропланах, танках и т. д. и т. д. Военная наука развилась чрезвычайно, и поэтому военные специалисты имеют теперь большее значение, чем когда-либо; громадное значение имеет также правильное распределение боевых сил, согласованность распоряжений.

Планомерностью борьбы и отличается война от партизанщины, но тем не менее человеческий материал в современной войне продолжает играть крупную роль.

И англичане, и немцы, и другие европейские народы прекрасно это понимали и потому обратили особое внимание на подготовку юношества для военных целей.

Впервые эта идея возникла в Англии. Англичанам, имеющим повсюду колонии, чрезвычайно важно было иметь в этих колониях солдат, умеющих -найтись при всяких обстоятельствах. И рот было использовано стремление мальчиков ко всякого рода физическим упражнениям, к приключениям, к самостоятельности, желание быть сильным и покровительствовать более слабым. Бойскаутизм является средством не только физически укрепить подростка, но овладеть его душой, пропитать его духом шовинизма, милитаризма.

Наш доморощенный бойскаутизм, «потешные», настолько мало считался с интересами подростков и носил такой ура-патриотический характер, что отцвел, не успев расцвести.

Европейский бойскаутизм особенно сильно развился у нас во время войны и носил также архипатриотический характер.

Советская республика должна воспитывать юношество, способное с оружием в руках защитить дорогое ему дело. Но воспитание юношества не должно носить специфический военный характер, не должно вырождаться в военную учебу. Вырабатываемые у подростка умения и черты характера должны быть одинаково важны как для мирной, так и для военной цели.

Здоровье, выносливость, ловкость, умение работать физическую работу одинаково нужны и в мирное и в военное время. Умение плавать, быстро ходить, лазить одинаково нужно и дома и на войне.

Знание гигиены, умение помочь в несчастных случаях нужны не только на войне.

Умение готовить пищу себе, разводить огонь, изготовлять себе одежду нужно всегда.

Понимание коммунизма, понимание целей войны важны для всех.

Нам многому надо учиться у бойскаутизма, но поставить бойскаутизму совершенно иные, коммунистические цели. Уже была попытка Комиссариата здравоохранения наладить бойскаутизм под именем «юкизма» (юк – юный коммунист). Но юкизм слишком рабски подражает бойскаутизму. Так, правила поведения юка гласят: «Будь скромен, бережлив, честен и правдив, трудолюбив, вежлив и услужлив; верный сын трудового народа, юк чист в своих мыслях» и пр. Вся эта фразеология носит архибуржуазный характер и имеет целью воспитать послушных и добродетельных солдат. Ничего коммунистического в «Памятке юка» нет. «Памятка» должна была быть составлена совсем в другом духе. Практические программы юкизма носят слишком милитаристическую окраску.

Если говорить о том, как должен быть поставлен юкизм, то надо прежде всего указать, что юки должны непременно входить в Коммунистические союзы молодежи, которых теперь так много, и прослушивать там курс, выясняющий, что такое Советская республика.

Участвуя в рабочих союзах молодежи, юки постепенно превратятся в коммунистов, и коммунистические идеи станут идеями, за которые юки будут готовы положить свою жизнь. В идеях коммунизма столько светлого, что молодежь особенно горячо воспринимает их. Чтобы юкизм стал массовым явлением, а не ограничивался несколькими стами подростков, необходимо повести его пропаганду среди Коммунистических союзов молодежи, в клубах подростков, в учебных заведениях.

Кроме связи юков с организациями коммунистической молодежи, чрезвычайно важно организовать самоуправление юков. Жизнь юков еще не война, где опасна каждая ошибка, а потому необходимо дать им полный простор для самоуправления. Не слепое подчинение начальству, как проповедуют немецкий бойскаутизм и наш юкизм, а умение добросовестно исполнять назначенные товарищами обязанности, выработка в себе той внутренней дисциплины, без которой не может существовать коммунистическое войско. В старых войсках царила палочная дисциплина, невозможная и нежелательная при коммунизме. Но и коммунистическое войско может держаться только на дисциплине, которая возможна теперь лишь при внутренней дисциплине, заставляющей подчиняться добровольно единой воле ради пользы дела.

Чтобы развить в юках внутреннюю дисциплину, необходимо давать им определенные задания, для которых они должны определенным образом организоваться, распределять между собой труд. Такими заданиями могут, например, быть: очистить известную часть улицы, сколоть лед, вымыть стены и пр., помощь во время наводнения, помощь кооперативу, распределение каких-нибудь продуктов, разноска газет или листков по всем квартирам какого-либо квартала, выполнение какого-либо статистического обследования и пр. Эти задания будут учить работать коллективно, правильно распределять работу и пр.

Правильно построенный юкизм может стать средством воспитания сознательных коммунистов, одинаково инициативных и умелых как в обыденной жизни, так и на войне.

1919 г.

 

МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ (ПИСЬМО В ЦК РКСМ)

 

Перехожу к делу.

1) На конгрессе Коминтерна молодежи было ведь постановление о детских группах. Там говорилось, что работу с детскими группами должны вести члены РКСМ совместно с членами партии, ни о какой самостоятельности детского движения в этом постановлении не говорилось. И так, как постановлено, так и ведется работа в Германии и других странах.

По-моему, от постановления Коминтерна молодежи отступать не следует. Да и по существу дела, конечно, самостоятельным детское движение не может быть. Можно провозгласить его самостоятельным, но по существу дела это будет мнимая самостоятельность. Да и от кого независимым надо делать детское движение? От РКСМ, от партии? Это неправильно.

Работа с детскими группами должна вестись РКСМ, членами партии еще и потому, что необходимы кадры совершенно новых педагогов – педагогов-коммунистов, которые могут выработаться только на практике, в процессе работы. На работе будет выявляться, у кого есть настоящие педагогические способности. Взрослые члены партии также должны работать с детьми, они могут оказаться очень полезными своим опытом.

2) Декларация скаут-мастеров Москвы мне не нравится, особенно пункт 3-й; это крайне неискренний пункт. Высказываясь против «аполитичности» скаут-мастера, торопятся отгородиться от партийно-политического воспитания. Бояться партийно-политического воспитания ни РКСМ, ни партия не могут. В Германии работа с детскими группами ведется именно в партийном духе. Это вовсе не значит, что детей следует заставить зубрить устав и программу партии или резолюции ее, но важно показывать, как много партия сделала благодаря своей выдержке, сплоченности, дисциплине, самоотверженности. Надо воспитывать взгляд на Коммунистическую партию как на свою, на пролетарскую. В 3-м пункте скаут-мастера вскрыли свою сущность. Поэтому, я думаю, объединяться с ними нужно очень осторожно.

3) Нельзя всю работу среди детей сводить к скаутизму. Это будет неправильно. Конечно, скаутизм можно чрезвычайно расширить, но если формулировать работу юных пионеров так, как она формулирована в брошюре «О детском движении», это значит страшно сузить работу, сделать ее похожей на русский бойскаутизм. Задачи работы с детскими группами гораздо шире.

4) Использовать надо для работы с детьми все, что возможно: экскурсии, чтение вслух, рассказывание, организацию всяких детских кружков, санитарное просвещение, организацию трудовых артелей и т. д.

Об английских «воскресных школах» я слышала в бытность свою в Англии. Тогда (1902 г.) это дело было поставлено нелепо, сидели на скамейках и учили: тогда-то была такая-то революция, тогда-то – такая-то стачка. Дети ходили в эти воскресные школы неохотно.

Видела в Женеве работу с детьми одного старика педагога: по воскресеньям собирал ребят, читал им, ставили они спектакли; ребята обожали старика, но самостоятельности никакой там не было.

Детский пролеткульт был хороший в Туле, но там пролеткультовского, собственно, было очень мало – занимались дети всем чем угодно, в том числе и искусством. Очень там талантливый был организатор, влюбленный в свое дело.

Надо, конечно, втягивать в дело побольше народу, комячейки при художественных мастерских, при разных музыкальных учебных заведениях, санитарное просвещение и т. п.

5) Брошюра т. Б. находится под слишком сильным влиянием скаутизма, гораздо больше, чем надо, причем он берет больше внешнюю сторону его. Костюм, кстати, нельзя делать обязательным; если иметь в виду детей улицы, довольно значка. В присяге – много от старого бойскаутизма и т. п. Поэтому над брошюрой надо еще очень и очень много поработать.

6) Я попробую написать нужную вам брошюру, только надо будет достать кое-какие книжки, и потому не знаю, что у меня выйдет и как времени хватит.

Ну посмотрим!

1919 г.

 

ПРИВЕТСТВИЕ НА II СЪЕЗДЕ РКСМ

 

Позвольте, товарищи, приветствовать вас от внешкольного отдела Народного Комиссариата по просвещению.

Еще десять лет тому назад социал-демократы, и большевики и меньшевики, одинаково считали, что социалистическая революция начнется в Западной Европе, потому что западноевропейский пролетариат гораздо лучше сорганизован, чем пролетариат России. Мы думали, что революция в России будет только демократическая. Социалистическая же революция, которая уничтожит деление общества на классы, начнется на Западе, а Россия пойдет только вслед за Западом. Вероятно, это было бы так, если бы не наступила мировая война.

То, что мировая война должна наступить, предсказывали уже давно. Это предсказывал еще наш учитель – Фридрих Энгельс, который говорил, что мировая война неизбежна. В самом деле, капиталисты больше всего борются из-за прибылей. Они захватили земли, где не было капиталистического строя, где были полудикие, слаборазвитые народы. Когда весь мир был поделен так называемыми великими державами, то между ними произошла схватка из-за дележа добычи. Но, когда точно наступит момент мировой войны, социалисты не знали. В 1912 г., когда собрался международный конгресс[1] в Базеле, была принята резолюция, что так как очень скоро разразится война, то социалисты должны сделать все возможное, чтобы использовать эту войну для того,

Чтобы начать революцию. Так постановили социалисты всех стран, и русские, и западноевропейские.

Но, когда разразилась мировая война, тут только стало видно, как везде сильна буржуазия. Она сильна не только тем, что у нее есть средства производства, не только тем, что она заставляла на себя работать тысячи и сотни тысяч рабочих. А она была еще сильна тем, что она умела при помощи школ, при помощи газет, при помощи прессы, кинематографа, театров и других просветительных средств повлиять на умы рабочих, сделав их рабами не за страх, а за совесть. В буржуазной прессе, которую читали рабочие Франции, Германии, Англии, каждый день повторялись разные буржуазные сказки, которым рабочие верили. В школах внушалось с малых лет уважение к богатству, уважение к сильным. Указывалось на то, что представители буржуазии есть самые умные, самые способные люди и наилучшие организаторы. И передовые рабочие Германии, Англии и других стран не решились выступить против организованной буржуазии, против организованного капитала, затеявшего мировую бойню.

У нас, социалистов, отношение к войне было другое. Большевики не находились под влиянием буржуазии, и они оценили эту войну как войну грабительскую, как войну империалистическую. Но война, которая продолжалась четыре года, показала и западноевропейским рабочим, что буржуазия втирала им очки и обманывала их. Когда рабочие очутились в окопах и увидели, как рабочие социал-демократы идут друг на друга ради интересов капиталистов, рабочие мало-помалу стали понимать, что они были рабами капитала. Возмущение против буржуазии, которая видела в рабочих только рабочие руки, а в момент войны – только пушечное мясо, росло в рабочих все больше и больше. Во всей Европе в рабочих массах накипело глухое негодование, которое грозит прорваться. На днях вышел 5-й номер журнала «Коммунистический Интернационал». Там есть прекрасное письмо из Франции, в котором описывается, что во Франции теперь народное возмущение все более и более растет. А ведь там вожди социалистов говорили, что это Германия начала войну, что «наша французская буржуазия была права». Первого мая во Франции были громадные демонстрации. Мы знаем, что в Одессе французские солдаты отказывались бороться с большевиками. Это не преувеличение. То, что это правда, мы видим из писем белогвардейцев, арестованных во время последнего заговора. В письме одного из них было сказано: «Французы ненадежны: они в Одессе не захотели бороться с большевиками».

Почему началось дело революции с России? Революция началась в России потому, что буржуазия здесь была более слаба, чем в Западной Европе. Она не была так организована, как в Западной Европе, и потому русским рабочим с этой буржуазией бороться было гораздо легче. В настоящее время, товарищи, Россия находится в трудном положении. Лорд Черчилль указывал на то, что 14 держав борются против России. Мы видим, как Деникин наступает. Каждый коммунист сейчас переживает очень тяжелое время. Он с волнением думает: победит или не победит Деникин? У коммунистов нет сомнения, что коммунизм победит. Но на время может быть победа белогвардейцев, но не на очень долгое время. Чтобы бороться с белогвардейцами, нужно полное напряжение сил. В России власть взять было легко, но так как рабочие менее организованы, то удержать им власть труднее. От всех нас, коммунистов, требуется величайшее самопожертвование. От нас требуется величайшее напряжение сил. Рабочая молодежь, которая выросла в атмосфере революции, должна быть готова на это самопожертвование.

Большинство из вас, может быть, еще маленькими детьми переживало 1905–1906 годы, а также 1912 год, когда рабочие массы стихийно поднялись с протестом. Вы переживали первую, Февральскую революцию и Октябрьскую революцию. У вас, товарищи, особенно силен революционный дух, воспитанный всей атмосферой классовой борьбы в России. Поэтому я уверена, что коммунистическая рабочая молодежь всегда будет в передних рядах тех, кто строит новую, социалистическую жизнь, и тех, кто защищает социалистическую республику. Да здравствует коммунистическая молодежь! Да здравствует социалистическая республика!

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 113; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты