КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДЕТСКИЙ КЛУБ ПРИ ИЗБЕ-ЧИТАЛЬНЕ
Перечитывая материалы с мест по избам-читальням, я наткнулась на такое явление: там, где организуется изба-читальня, подростки и дети набрасываются на нее, как мухи на тарелку с медом, торчат там все время, мешают взрослым. Кое-кто из заведующих избами-читальнями догадался сорганизовать ребят около избы-читальни, организовал для них чтение детских книг, дал им работу по ремонту книжек, по украшению избы, организовал оповещение через ребят населения о пришедших газетах и книгах. И там, где это делается, приходится отметить, что ребята становятся много дисциплинированнее и перестают мешать взрослым. Только это очень редко, где детей организуют около избы-читальни – обычно все силы направлены на то, чтобы отвадить ребят от избы, и один избач дошел даже до того, что придумал окачивать собирающихся ребят водой: сил с ними нет. Никому до ребят дела нет: избач думает о том, как бы ему получше организовать работу со взрослыми, РКСМ считает, что молодежи еще преждевременно браться за организацию юных пионеров в деревне, учитель обычно перегружен, да за день ему и так дети в зубах навязнут... Надо знать, как нелепо проводят иногда время предоставленные себе деревенские ребятишки (почитайте хотя бы «Дни моей жизни» Ивана Вольного), чтобы понять, какой первостепенной важности является вопрос об организации ребят в деревне. Будут организованы ребята – и избе, и школе, и Союзу молодежи будет во сто крат легче работать, можно будет ставить работу глубже. Кто должен организовывать это дело? Думается, что нужно не считаться особенно, к чьему это департаменту относится, а браться за дело тому, кто имеет к этому самомалейшую возможность. При избе-читальне полагается быть совету избы, куда входит организованная часть населения: и учитель, и представители женотдела, и РКП, и комсомольцев, и крестьянских комитетов взаимопомощи, и кооперации. Им лучше всего обсудить, кто может взяться за организацию ребятишек, можно обдумать, где достать средства – сравнительно небольшие – на оплату руководителя Детского клуба при избе-читальне (такие же клубы можно устраивать при школах, кооперативах и пр. – там, где избы-читальни нет), которому надо лишь направлять работу, посвящая этому делу часть воскресенья да пару часов раза два в неделю. Надо подходить к этому делу попроще, не ставя Детскому клубу неимоверно широких задач, а подходя к ребятам с тем доверием и вниманием, которые они так ценят. Надо положить в основу Детских клубов те же принципы, которые положены в основу организации юных пионеров. Надо прежде всего воспитать в ребятах сознание, что они – члены определенной организации и их поведение уже перестает быть их частным делом. Это, конечно, должно явиться результатом длительной работы и вырасти из характера самой организации, а отнюдь не в результате поучений. Надо, чтобы Детский клуб научил ребят интересной коллективной игре, в которую ребята вкладывали бы свою инициативу, в процессе которой учились бы дисциплине, организованному действию. Надо научить ребят коллективно действовать: петь хором, вместе гулять, вместе читать, вместе, помогая друг другу, работать и т. д. Надо помочь им осознавать себя полезными членами общества. Надо написать соответствующее руководство для Детских клубов и открывать их всюду и везде, проявляя инициативу, заинтересовывая все организации, вовлекая в эту работу всех, кто может быть ей полезен: работницу, могущую научить ребят шить, садовника, могущего рассказать, как сажать цветы, ребят из школ II ступени, умеющих многое рассказать, партийца, могущего рассказать о борьбе рабочих и крестьян против помещиков и капиталистов и т. д. и т. п. Больше всего надо избегать шаблона. Денег эти клубы будут стоить немного, а польза от них будет громадная. Они могут внести немало светлого в быт деревни. При избе-читальне особенно хорошо иметь Детские клубы, так как можно развить особенно легко при известном умении у ребят любовь к книге, умение ею пользоваться, привычку читать. Правда, детская литература у нас страшно бедна, но постепенно она будет создаваться; и в этом деле Детские клубы опять-таки могут помочь очень много, выявляя по отзывам детей, по тому, как ребята реагируют на ту или иную книжку, какая книжка нужна современным деревенским детям. В то же время изба-читальня может дать детям большую общественную работу. Если Детский клуб возьмет шефство над избой-читальней, он будет заботиться о поддержании в ней чистоты, о создании в избе уюта, о переплете и ремонте книжек, о сборе книжек для избы-читальни, о сохранности газет, о подклейке вырезок, об оповещении читателей, о снабжении их выписками из газет, б чтении по избам матерям и старикам, не могущим посещать избу-читальню, наиболее интересных мест из газет и книжек, о распространении лозунгов, будет ставить пьески-диалоги у себя по домам, во всех местах, где собирается народ. Избач, умеющий сорганизовать ребят, получит тем самым в свои руки прекрасное орудие усиления влияния на население работы избы-читальни. Детский клуб при избе-читальне может превратиться также в очень хорошую спайку между школой, избой-читальней и населением. Надо над этим делом поработать. 1924 г.
ПОДГОТОВКА ЛЕНИНЦА (РЕЧЬ НА VI СЪЕЗДЕ PЛKCM)
Товарищи, 30 лет тому назад в своей брошюре «Что такое «друзья народа» Владимир Ильич сочувственно приводил цитату из стихотворения Лессинга: «Кто не хвалит Клопштока? Но станет ли его каждый читать? Нет. Мы хотим, чтобы нас меньше почитали, но зато прилежнее читали!»[16] Вот эта цитата, в которой говорится, что мы бы хотели, чтобы нас не столько прославляли, сколько читали, я думаю, может быть отнесена и к Владимиру Ильичу. Часто в разговоре он с сожалением употреблял презрительное слово «икона», когда речь заходила о каком-нибудь старом революционере, который не имел уже никакого влияния, слова которого не влияли никак на действия массы, но которого окружали почетом и всячески превозносили. Владимир Ильич говорил: «Что же, это уже икона», – и в его сочинении есть цитаты, в которых он говорит, что икона – это нечто такое, чему надо помолиться, поклониться, перед чем надо перекреститься, но что никак не влияет на действия людей. Ленина не надо превращать в икону. Надо, чтобы его идеи служили руководством к действию. Эта мысль, мне кажется, должна быть руководящей идеей у тех комсомольцев, которые хотят стать ленинцами. Вы, товарищи, хотите стать ленинцами, для этого вам надо научиться служить делу освобождения трудящихся, служить делу коммунизма. В довоенные времена, в период мирного развития, в тех странах, где социализм был допускаем, там часто социалисты считали, что им достаточно иметь партийный билет, выписывать социалистическую газету, посещать собрания, чтобы быть членом партии. Мы, конечно, так не можем смотреть на это. Мы живем в такую эпоху, когда мы уже ясно понимаем, что личная жизнь не может отделяться от общественной жизни. Это в прежние времена, может быть, было неясно, что такой разрыв между личной и общественной жизнью ведет к тому, что рано или поздно человек изменяет делу коммунизма. Мы должны стремиться к тому, чтобы нашу личную жизнь связать с делом борьбы, с делом строительства коммунизма. Это, конечно, не значит, что мы должны отказаться от личной жизни. Партия коммунизма – не секта, и поэтому нельзя проповедовать такой аскетизм. Мне пришлось на одной фабрике слышать, как работница говорила, обращаясь к работницам: «Товарищи работницы, вы должны помнить, что, раз вы вступаете в партию, вы должны отказаться от мужа и от детей». Конечно, так нельзя подходить к делу. Дело не в том, что надо отказываться от мужа и детей, а в том, чтобы из детей воспитать борцов за коммунизм, сделать так, чтобы и мужа сделать таким же борцом. Надо уметь сливать свою жизнь с общественной жизнью. Это не аскетизм. Напротив того, благодаря такому слиянию, благодаря тому что общее дело всех трудящихся становится личным делом, – благодаря этому, личная жизнь обогащается. Она не становится беднее, она дает такие яркие и глубокие переживания, которых никогда не давала мещанская семейная жизнь. Вот уметь слить свою жизнь с работой на пользу коммунизма, с работой, с борьбой трудящихся за строительство коммунизма – это одна из задач, которая перед нами стоит. Вы – молодежь, вы только что начинаете строить свою жизнь, и вы можете построить ее так, чтобы не было разрыва между личной жизнью и жизнью общественной. Товарищи, Владимир Ильич писал, что не может быть революционного движения без революционной теории. Над выработкой этой революционной теории он много работал. Ясно поставленная цель, углубленное понимание цели, определение путей к этой цели – это то, что необходимо каждому революционеру, потому что, если он не будет ясно видеть, куда надо идти и какими путями идти, как бы горячо он ни относился к своей работе, он постоянно будет впадать в ошибки. Ясно понимать цель, ясно видеть путь необходимо для того, чтобы уметь в своей деятельности различать основное от второстепенного. Вот у Владимира Ильича было это умение – различать основное от второстепенного. Во время борьбы во второстепенном иногда можно уступить для того, чтобы завоевать основное. Оппортунисты отличаются от революционеров тем, что они уступают важное, основное, забывают о цели, отказываются от нее. И вот мы видим, как на протяжении своей деятельности Владимир Ильич боролся с этим оппортунизмом, с этим неумением отстоять основное, принципиальное. И есть другая ошибка: если человек не отличает основного от второстепенного, он часто дает себя оглушить революционной фразой. Борьба с революционной фразой также проходила красной нитью через всю деятельность Владимира Ильича. Революционная теория не догма, говорил Владимир Ильич. Это руководство для действия, руководство для работы. И вот с этой точки зрения и надо подходить всегда к теории. В настоящую минуту изучение революционной теории нам всем чрезвычайно нужно. СССР в смысле экономического развития – страна отсталая, и поэтому в ней много прослоек пролетариата. Есть передовые слои пролетариата, работающие в крупной промышленности, есть более отсталые, есть ремесленники, степень классовой сознательности у разных групп очень различна. И потому устами не каждого пролетария пролетарская истина глаголет. Надо уметь отличать передовую идеологию пролетариата, и поэтому для молодежи чрезвычайно важно внимательное изучение революционной теории. Не надо слепо принимать все на веру: у каждого должна быть своя голова на плечах. Поэтому надо все основательно продумать, самому все основательно проверить. Это одна из задач молодежи, одна из задач комсомольцев, которые хотят стать ленинцами. Владимир Ильич говорил, что теория дает руководство к действию. И действительно, только благодаря тому, что он руководился революционной теорией, он умел нащупывать ту ближайшую цель, к которой надо в данную минуту стремиться. Ясное понимание цели и путей ее достижения дает революционеру должный закал. Оно укрепляет его решимость в момент наступления. Оно не дает ему впадать в панику в момент отступления. «Мы должны всегда вести нашу будничную работу и всегда быть готовы ко всему, – писал В. И. Ленин, – потому что предвидеть заранее смену периодов взрыва периодами затишья очень часто бывает почти невозможно, а в тех случаях, когда возможно, нельзя было бы воспользоваться этим предвидением для перестройки организации, ибо смена эта в самодержавной стране происходит поразительно быстро, будучи иногда связана с одним ночным набегом царских янычар. И самоё революцию надо представлять себе отнюдь не в форме единичного акта (как мерещится, по-видимому, Надеждиным), а в форме нескольких быстрых смен более или менее сильного взрыва и более или менее сильного затишья. Поэтому основным содержанием деятельности нашей партийной организации, фокусом этой деятельности должна быть такая работа, которая и возможна и нужна, как в период самого сильного взрыва, так и в период полнейшего затишья, именно: работа политической агитации, объединенной по всей России, освещающей все стороны жизни и направленной в самые широкие массы. А эта работа немыслима в современной России без общерусской, очень часто выходящей газеты. Организация, складывающаяся сама собою вокруг этой газеты, организация ее сотрудников (в широком смысле слова, т. е. всех трудящихся над ней) будет именно готова на все, начиная от спасенья чести, престижа и преемственности партии в момент наибольшего революционного «угнетения» и кончая подготовкой, назначением и проведением всенародного вооруженного восстания»[17]. Надо уметь идти на компромиссы, если они неизбежны. «Задача истинно революционной партии, – писал Владимир Ильич в сентябре 1917 г. в газете «Рабочий путь», – не в том, чтобы провозгласить невозможным отказ от всяких компромиссов, а в том, чтобы через все компромиссы, поскольку они неизбежны, уметь провести верность своим принципам, своему классу, своей революционной задаче, своему делу подготовки революции и воспитания масс народа к победе в революции»[18]. Конечно, идти на компромиссы не всегда приятно. Владимир Ильич любил цитировать Чернышевского, который говорил: «Политическая борьба не тротуар Невского проспекта». Приходится и по грязи ходить иной раз. Не любил Владимир Ильич фразерства, хвастовства, требовал от революционера, от члена партии самой напряженной работы. Эта работа часто неприятная, будничная, но от нее не может отказываться революционер, для дела нужна не только эффектная, но и повседневная, будничная работа. «От неверия в черную работу, медленную, трудную, тяжелую, люди впадают в панику и ищут «легкого» выхода...»[19] – писал Владимир Ильич Мясникову. Работать не покладая рук для достижения поставленной цели, не падать духом – таков завет Ильича. Нужно связать свою жизнь с работой для дела коммунизма, руководиться революционной теорией, трезво смотреть жизни в глаза, не бояться упорной работы, тогда вы сумеете стать ленинцами. Товарищи комсомольцы, вся жизнь у вас впереди, вы живете в момент громадного социального сдвига, берите же знамя Ленина и, идя нога в ногу с массами, впереди масс, идите к великой цели. 1924 г.
|