Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Объект и объективная сторона разбоя




Рассмотрим в первую очередь признаки, описывающие объект разбоя. Так как разбой является многообъектным правонарушением, то он имеет главной и дополнительный объекты. Главным объектом разбоя, одинаково, как и любых иных правонарушений против собственности, являются отношения собственности. Причем эти отношения выступают в качестве непосредственного объекта состава правонарушенья, а непосредственным объектом разбоя является та или иная форма собственности, пострадавшая в данном случае. В качестве дополнительного объекта – здоровье личности. Определив объект разбоя, остановимся на характеристике предмета этого правонарушенья. Объект и предмет правонарушения – понятия соотносительные, а не тождественные. Хищение всегда имеет своим предметом конкретное имущество. Предметом разбоя могут являться далеко не все объекты права собственности, а только имущество, то есть такие предметы (вещи) материального мира, в которых овеществлен труд человека. Таким образом, предметом разбоя являются те вещи, в связи которыми или по предлогу которых совершается разбой, т.е. одежда, продовольствие, часы, кольца и т.д. Предметом разбоя могут быть и такие вещи, которые сами по себе могут не иметь потребительской стоимости, но представляют определенные права на получение материальных известных благ, например, деньги, потерянные билеты, акции, багажные квитанции и иные ценные бумаги и документы. Так, например, при похищении квитанции на получение груза абсолютное обязано рассматриваться к тому же, как приготовление к хищению путем кражи, а предъявление квитанции – как покушение на хищение. При разбойном же нападении сам факт изъятия такого рода документов обязан квалифицироваться как законченное правонарушенье. Иначе разбой пришлось бы признать законченным только тогда, когда виновный получил по таким документам имущество, а это противоречит смыслу закона.

Приведем пример из судебной практики содержание которой, «Октябрьским РУВД г. Тамбова за разбой по ч.2 ст.162 УК РФ были осуждены А. и К. в баре «Пилот», теснее опьяневшие, они вызвали на улицу гражданок П. и Ш., которые также были в нетрезвом состоянии. Грозя ножом, грабители отобрали жетон на сданную в гардероб одежду, а затем, получив два плаща и две шапки, скрылись. Злоумышленники были задержаны и привлечены к суду. Вторым элементом состава правонарушения является беспристрастная сторона. Объективная сторона разбоя представляет собой нападение в целях хищения чужого имущества, абсолютное с применением насилия опасного для жизни или здоровья либо с угрозой применения такого насилия. Таким образом, с беспристрастной стороны разбой – это трудное правонарушенье, состоящее из двух деяний: нападения и применения насилия».

Определим и следующий термин «Нападение – это внезапное применение насилия к потерпевшему, выражающее агрессивную интенсивность деяний виновного. Нападение может носить и чаще всего носит открытый характер, однако оно может совершаться и сокровенно, незначительно для потерпевшего (удар из-за угла, в спину, выстрел из засады)». В заключительное время судебная практика признает в качестве нападения и насильственное воздействие на человека путем обмана. По суждению Пленума Верховного Суда РСФСР в качестве нападения признается и насильственное воздействие на человека путем обмана – введение в организм потерпевшего опасных для жизни и здоровья сильнодействующих, ядовитых и одурманивающих веществ с целью приведения его таким способом в беспомощное состояние и завладение чужим имуществом (п. 8 постановления № 31 от 22 марта 1966 г.). Спору нет, что «введение в организм сильнодействующих веществ является насилием. Но очень трудно согласиться с тем, что его (если оно обманное) можно осматривать как нападение. Однако судебная практика в истинный момент придерживается именно этой позиции. Насилие при разбое является способом овладевать либо удержать изъятое имущество. Насилие может быть применено к владельцу, к законному собственнику, к личику, в ведении или под охраной которого находится имущество, к посторонним личикам, которые могут или попытаются оказать противодействие злоумышленнику. Но в любом случае насилие обязано применятся именно с целью хищения. Понятием разбоя охватывается не только физическое насилие, но и угроза применения насилия (психическое) . По интенсивности насилие обязано быть опасным для жизни и здоровья».

Согласно п.21 Постановления пленума Верховного Суда РФ от 27 декабря 2002 г. «О судебной практике по делам о краже, грабеже и разбое». Под насилием, опасным для жизни или здоровья, следует разуметь такое насилие, которое повлекло причинение тягостного и средней тяжести ущерба здоровью потерпевшего, а также причинение легкого ущерба здоровью, вызвавшего кратковременное расстройство здоровья или незначительную стойкую утрату общей трудоспособности. Опасным для жизни насилием является сжатие дыхательных путей, сбрасывание с вышины, выталкивание из транспорта, воздействие на потерпевшего сильнодействующих сердито-паралитическими или токсическими веществами. Применение такого насилия квалифицируется как разбой, даже если в результате не причиняется никакого ущерба здоровью потерпевшего.

Понятие «физическое насилие» охватывает три разных вида воздействия на личность потерпевшего:

1. воздействие на телесную неприкосновенность, здоровье или жизнь человека;

2. ограничение свободы личности;

3. воздействие на внутренние органы потерпевшего без нарушения внешних тканей организма. Понятиеᅟ группыᅟ лицᅟ поᅟ предварительномуᅟ сговоруᅟ даноᅟ вᅟ статьеᅟ 35ᅟ УКᅟ РФ. Такойᅟ признаетсяᅟ группаᅟ лиц, заранееᅟ договорившихсяᅟ оᅟ совместномᅟ совершенииᅟ преступления. Во-первых, онаᅟ должнаᅟ обладатьᅟ общимиᅟ признакамиᅟ соучастия: вᅟ нееᅟ входитᅟ неᅟ менееᅟ двухᅟ лиц, являющихсяᅟ субъектамиᅟ уголовногоᅟ права, действующихᅟ совместно, умышленоᅟ иᅟ согласовано. Такᅟ называемоеᅟ «объективноᅟ групповоеᅟ совершениеᅟ преступления», когда признакамиᅟ субъектаᅟ уголовногоᅟ праваᅟ обладаетᅟ лишьᅟ одноᅟ лицоᅟ (остальныеᅟ невменяемыеᅟ либоᅟ неᅟ достиглиᅟ возрастаᅟ уголовнойᅟ ответственности) неᅟ образуетᅟ групповойᅟ разбой. Причемᅟ поᅟ формеᅟ этоᅟ должноᅟ бытьᅟ толькоᅟ соисполнительство, когдаᅟ неᅟ менееᅟ двухᅟ участниковᅟ группыᅟ выполняютᅟ объективнуюᅟ сторонуᅟ разбоя. Сложноеᅟ соучастиеᅟ сᅟ юридическимᅟ распределениемᅟ ролейᅟ неᅟ образуетᅟ квалифицирующийᅟ признак. Приᅟ разбоеᅟ возможныᅟ обеᅟ разновидностиᅟ соисполнительства. Приᅟ параллельномᅟ соисполнительствеᅟ всеᅟ участникиᅟ группыᅟ параллельноᅟ воᅟ времениᅟ иᅟ пространствеᅟ выполняютᅟ объективнуюᅟ сторонуᅟ хищенияᅟ полностьюᅟ илиᅟ частично. Приᅟ последовательномᅟ (чтоᅟ болееᅟ распространено) объективнаяᅟ сторонаᅟ разбояᅟ делитсяᅟ участникамиᅟ группыᅟ наᅟ несколькоᅟ этапов, иᅟ каждыйᅟ изᅟ соучастниковᅟ выполняетᅟ свойᅟ этап. Исходяᅟ изᅟ смыслаᅟ частиᅟ второйᅟ статьиᅟ 35ᅟ УКᅟ РФᅟ уголовнаяᅟ ответственностьᅟ заᅟ разбой, совершенныйᅟ группойᅟ лицᅟ поᅟ предварительномуᅟ сговору, наступаетᅟ иᅟ вᅟ техᅟ случаях, когдаᅟ согласноᅟ предварительнойᅟ договоренностиᅟ междуᅟ соучастникамиᅟ непосредственноеᅟ изъятиеᅟ имуществаᅟ осуществляетᅟ одинᅟ изᅟ них. Еслиᅟ другиеᅟ участникиᅟ вᅟ соответствииᅟ сᅟ распределениемᅟ ролейᅟ совершилиᅟ согласованныеᅟ действия, направленныеᅟ наᅟ оказаниеᅟ непосредственногоᅟ содействияᅟ исполнителюᅟ вᅟ совершенииᅟ преступленияᅟ (например, лицоᅟ неᅟ прониклоᅟ вᅟ жилище, ноᅟ участвовалоᅟ воᅟ взломеᅟ дверей, запоров, решеток, поᅟ заранееᅟ состоявшейсяᅟ договоренностиᅟ вывозилиᅟ похищенное, подстраховывалоᅟ другихᅟ соучастниковᅟ отᅟ возможногоᅟ обнаруженияᅟ совершаемогоᅟ преступления), содеянноеᅟ имиᅟ являетсяᅟ соисполнительствомᅟ иᅟ вᅟ силуᅟ частиᅟ второйᅟ статьиᅟ 34ᅟ УКᅟ РФᅟ неᅟ требуетᅟ дополнительнойᅟ квалификацииᅟ поᅟ статьеᅟ 33ᅟ УКᅟ РФ[1].

Под физическим насилием первого вида понимается любое воздействие факторов наружной среды на организм человека, на его телесную неприкосновенность (от причинения физической боли – наименьшего по ступени интенсивности насилия до наиболее интенсивного – убийства). Применяя насилие, выражающееся в воздействии на телесную неприкосновенность. Здоровье или жизнь потерпевшего, виновный прибегает к использованию как непосредственно своей мускульной силы, так и оружия или иных иных орудий насилия. Насилие этого вида может быть применено и посредством использования животных (например, собаки, которую злоумышленник принуждает наброситься на потерпевшего). Второй вид насилия – ограничение свободы, - может рассматриваться как элемент разбоя лишь при условии, что оно соединено с непосредственным воздействием на организм потерпевшего (связывание, насильственное заключение в закрытом помещении, затыкание рта и т.д.). Эти деянья носят насильственный характер, ибо атакующий при их совершении воздействует непосредственно на телесную неприкосновенность потерпевшего. Именно эти физические усилия атакующего лишают потерпевшего возможности оказать противодействии завладению имуществом, сковывают его свободу. В этом случае, если насильственное лишение свободы представляет опасность для жизни или здоровья потерпевшего (например, затыкание рта кляпом, грозящее асфиксией, связывание и оставлении потерпевшего на холоде), оно сочиняет элемент разбоя; в неприятном случае насильственное лишение свободы есть признак насильственного грабежа.

Третьим типом притеснения считается физиологическое влияние в внутренние аппараты лица в отсутствии патологии его физической неприкосновенности, к примеру, кишечная инфекция. Подобные типы притеснения никак не объединенные с нападением, никак не имеют все шансы быть критерий разбоя. Равно как принцип, пострадавший берет на себя токсичные либо другие сильнодействующие элемента в следствии мошенничества с края виноватого обладающего желание подобным методом ликвидировать в личности пострадавшего преграду в дороге к богатству. Заседание Высшего Свида РСФСР в распоряжении «О тяжебной практике согласно процессам о вымогательстве» с 4 мая 1990 г. предоставил пояснение согласно проблеме, порождающему существенные проблемы в следственной и тяжебной практике. Некто показал, то что «внедрение в тело пострадавшего небезопасных с целью существования и самочувствия сильнодействующих, опасных либо одурманивающих элементов с мишенью приведения его, подобным способом, в беззащитное положение и овладение муниципальным, социальным либо собственным собственностью, обязано квалифицироваться равно как насилие». И в конечном итоге, давлением способен являться признано только подобное стремительное влияние в индивидуум пострадавшего, что используется вопреки свободы лица и в отсутствии его, в таком случае, единства. По этой причине, в случае если присутствие силе используются к личности с его единства (к примеру, для того чтобы сбросить догадки с домработницы либо детородный орган семьи, согласно сговору с какими свершено воровство ценностей с жилплощади), оно никак не способен быть свойства разбоя, и подобные воздействия виноватого характеризуются равно как воровство. Насилие способен осуществить конфигурацию никак не только лишь физиологического, однако и эмоционального притеснения, рискованного с целью существования и самочувствия пострадавшего. Опасность присутствие разбойном нападении предполагает собою терроризирование пострадавшего незамедлительным использованием рискованного притеснения, угнетением его свободы, обязывание к бездействию, к отказу с противодействия, изъятию собственности или к совершению функциональных операций – к передаче собственности атакующему либо к предписанию участка его пребывания. Угроза кроме того обязана являться настоящей, в таком случае имеется включать в для себя реальную угроза. Только лишь подобная опасность согласно уровня насыщенности влияния в пострадавшего может пригрозить и заставить его к исполнению условий атакующего личности. Но, присутствие заключении проблемы о действительности опасности невозможно принимать во внимание и этого, равно как непосредственно атакующий дает оценку её умение побороть свободу пострадавшего к противодействию: присутствие совершении атаки, объединенного с опасностью, некто обязан полагаться в ее равно как в абсолютно необходимую с целью свершения миссии завладения собственностью пострадавшего.

Практически никак не обладает смысла, обладал единица виновник реальные планы и вероятность послужить причиной опасность в выполнение. По этой причине опасность в том числе и вымышленным орудием (к примеру, макетом оружия) обязана приниматься настоящей, в случае если пострадавший никак не думал о её фиктивности, а непосредственно атакующий рассчитывает, то что подвергнувшийся атаке никак не сможет либо никак не сумеет установить негодность объекта, изображающего орудия, с целью практического притеснения.

Угроза обязана являться доступной, творящей угроза незамедлительного использования притеснения. Опасность использовать принуждение никак не незамедлительно, в период и в участке атаки, а в перспективе сформирует критерий никак не разбоя, а вымогательства.

До рассудки пострадавшего опасность незамедлительным использованием притеснения способен являться доведена наиболее различными методами: изустно, жестами, презентацией орудия; возлюбленная способен являться внушена ему и наиболее ситуацией свершенного атаки. Но никак не подвластно с метода её формулировки опасность, обязана являться такого рода, что предоставит осознать личности, подвергшемуся атаке, то что ему угрожает неотложная и неизбежная растерзать, в случае если некто никак не подчинится условиям атакующего и постарается помешать завладению собственностью. Будучи орудием завладения посторонним собственностью, равно как физиологическое принуждение, таким образом и опасность использования имеют все шансы являться направлены и тесным владельцу персонам: его членам семьи, членам семьи и др.

Элементы разбоя имеют все шансы быть только подобное физиологическое и психическое принуждение, если согласно собственному нраву физиологическое принуждение существовало б серьезным с целью существования либо самочувствия пострадавшего, а психическое принуждение воплотилось в опасности использовать непосредственно подобное принуждение. Опасным с целью существования либо самочувствия необходимо допускать подобное принуждение, что в принципе никак не наделало ни малейшего ущерба его самочувствию, но в период его использования формировало истинную угроза с целью существования либо самочувствия пострадавшего (стремление удушения, вытеснение с вагона перемещающегося поезда и т.п.).

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты