КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПРИМЕЧАНИЯ 3 страницаV. 89. Родившийся напрасно (vrthSjata) — согласно Медх. пренебрегающий исполнением своих обязанностей. Родившийся от смешанного брака (samkarajata) — родившийся от матери, муж которой был более низкой варны, сыновья вдов, внебрачные дети и т. д. Бродячие отшельники (pravrajya) — согласно Медх., Кул. и Рам. еретики, занимающиеся религиозным нищенством не по правилам: согласно Нар. пребывающие в четвертой ащраме. V, 90. Еретик (pasanda) — так брахманы называли буддистов. джайнов и т. д. V, 91. Исполняющий обет (vratin) — имеется в виду ученик. V, 92. ...городские ворота- согласно Медх. здесь имеется в виду и деревня. ...через западные, северные, восточные-т.е. вайтиязападными воротами, кшатрия — северными и брахмана — восточными. V, 93. С аттра (sattra) — великое жертвоприношение в честь Сомы, продолжающееся от 13 до 100 дней; термин применяется и для обозначения других жертвоприношений, равных по значению саттре. ...соединены с брахмой (brahmabhuta)-это значение дано по Медх.; согласно Кул., Нар. и Parx. этот термин значит "чистый, подобно брахме". V, 94. ...для царя-кшатрий ли он, это не имеет значения (Мелх.). V, 95. Убитый во время бунта (dimbahata)-так понимает Кул. и Нанд.: по Медх., это убитый в схватке, в которой не применялось оружие (a^astrakalaha). По-видимому, имеется в виду участвовавший в подавлении бунта. ...ради спасения коровы и брахмана-см. XI, 80. ...кого царь желает (видеть чистыми]-слуги и советники царя, необходимые ему для ведения дел. Чистота царя (см, прим. к V, 97) распространяется и на них, поскольку они исполняют поручения даря. V, 96. Анила (anila)-одно из имен бога ветра Вайю. Владыка богатств (vittapali)-Куверз. Владыка вод (appati) -Варуна. V, 97. Только люди подвержены чистоте и нечистоте, но не боги, гак как природа царя божественна, то на него чистота и нечистота не распространяются. V, 98. ...т ут же совершается жертвоприношение, а также очищениесогласно Медх. своей смертью на поле битвы кшатрий, если он сражался храбро, приобретает такую духовную заслугу, какая достигается жертвоприношениями и очистительными обрядами. V, 102. Но если он ест их пишу-имеется в виду сапинда умерших. V, 104. ...ж ертвоприношение на огне (ahuti) — таким образом, сожжение трупа рассматривалось как разновидность огненного жертвоприношения. V, 106. Т. е. труднее всего не слукавить в делах, касающихся материального интереса. V, 112. [Всё], происшедшее из воды,-кораллы, раковины и т. д. V, 115. Очищение (utpavana) — ритуальное очищение вообще; комментаторы объясняют его различно. V, 124. Земля очищается- ритуального очищении требует та земля, на которой были нечистоты, проживали щудры и т. д. (Кул.). ...о кроплением-водой, коровьей мочой или молоком (Медх.). ...и пребыванием на ней коров-в течение дня и ночи (Медх.). V, 129. Всегда чиста рука ремесленника- это относится только к сделанным им вещам. Товар, выставленный [на продажу],-он не оскверняется от прикосновения трогающих его покупателей, от размещения на неподметенной земле и т. д. V, 136. ...к одной руке-подразумевается левая рука (Медх.). V. 140. Щудра, живущий праведно (nyayavratin), — живущий служением ариям; так объясняет большинство комментаторов, V, 151. Примечательно, что у Ману нет и намека на самосожжение вдовы вместе с телом ее умершего мужа. Этот же стих, а также V, 153, 157, 160 и многие другие с несомненностью доказывают ограниченное распространение этого обычая в древней Индии. V, 152. Основание собственности (svamyakarana)-жена становится собственностью мужа вследствие передачи ее отцом мужу. Свадебный же обряд производится только для счастья новобрачных. Совершен он или не совершен, это сути дела уже не меняет (Медх.). V, 153. Муж, совершивший священнодействие, сопровождаемое чтением мантр.-т. е. муж, который при бракосочетании совершил должным образом полагающиеся обряды, законный муж. И в [надлежащее] время и не ко время-имеется и виду время, разрешенное для супружеских сношений. V, 154. См. также IX, 78 и др. V, 157. В комментарии к этому стиху Медх. решительно выступает против обряда самосожжения вдовы. V, 160. Стихи V, 160-164 явно отвергают обычай иийога (niyoua), по которому жена умершего бездетного мужа обязана была прижить от родственника мужа сына, который в этом случае считался сыном не действительного отца, а умершего мужа своей матери (см. IX, 59-63); цель этого обычая — обеспечить умершего номинальными приношениями. V, 163. Низкий (apal"i-sta)-Кул. объясняет этот стих, как осуждение женщины, оставляющей мужа низшей касты ради мужа высшей; Рагх. — оставляющей бедного ради богатого. VI, 3. Деревенская пища (gramyarn aharam) — нища, добываемая обработкой земли. ...в месте с ней-в этом случае требуется согласие жены. VI. II. Весенние и осенние чистые виды пищи отшельников-в данном случае имеется в виду дикий рис весеннего и осеннего сбора. VI. 15. Ащваюджа-месяц ащвин (сентябрь-октябрь), См. прим. к III, 217. VI, 18. Т. е. он может собирать столько, сколько достаточно на один день. VI, 19. Индийцы обычно принимали пищу два раза в день — утрем и вечером. В этом стихе речь идет о разных видах поста; или он может есть один раз в сутки, или один раз в двое суток, или один раз в четверо суток. VI, 20. Лунное покаяние (candrayanal-iipii исполнении его прием пищи изменяется каждый день, уменьшаясь или увеличиваясь на одно наполнение рта, в зависимости от того, уменьшается или увеличивается месяц (см. XI, 219). VI, 21. Учение В а и к ха и ас ы- все комментаторы, кроме Нар., считают, что имеется в виду сутра, содержащая правила для отшельников; автором ее называется Вайкханаса. VI, 23. Летом следует подвергаться жару пяти огней- расположившись между четырьмя огнями и имея пятый, солнце, сверху. VI, 25. Поместив в себя священные огни согласно правилу-глотая пепел и тому подобное по правилу, излагаемому в одной из сутр (Медх., Гов., Кул.). VI. 27. ...может собирать милостыню-в стихе VI, И предписывается ничего не брать у других. VI, 28. ...принеся [пищу] из деревни-в стихе VI, 3 предписывается отказаться от деревенской пищи. VI, 31. ...на северо-восток (aparajitarn... di^am)-так толкуют все комментаторы (букв. "в непобедимую страну"). VI, 32. ...избавившись от тела одним из тех многих подвигов, [практикуемых] великими риши,-утопившись в реке, бросившись с горы, путем сожжения или истощив себя голодом (Медх.). VI, 35. Уплатив три долга-по отношению к риши, предкам и богам. VI, 38. Поместив в себя огни-проглотив пепел от жертвенных огней. VI, 39. ...дав всем живым существам безопасностьт. е. дав обет не убивать живые существа. VI, 41. Средство очищения (pavitra) — посох, сосуд для воды, трава куща и т. д., а также очистительные тексты. VI, 46. ...ногу, очищенную взором,-т. е. следует следить за тем, чтобы не раздавить ногой какое-либо живое существо (см. VI, 68). ...воду, очищенную тканью,-т. е. процеженную, чтобы не проглотить плавающие в воде живые существа, VI, 48. Мирские дела (saptadvaravakirna)- букв. "рассыпанное у семи врат". Относительно общего смысла комментаторы согласны, но выражение "семь врат" толкуют по-разному. VI, 50. По-видимому, такая практика все же имела место. VI, 66. Даже украшенному-т, е. имеющему знаки, характерные для переживаемого им периода жизни пли указывающие на принадлежность его к какой-либо религиозной секте. VI, 67. Плод к атаки- -считалось, что если семенами этого растения натирать внутренность сосуда для воды, то это осаждает частицы земли, находящиеся в воде. VI, 74. ...не связывается деяниями-т. е. он освобождает ся от действия закона кармы. VI, 75. ...тогосостояни я-соединения с брахмой, пребывания в мире Брахмы. VI, 81. Двойственность-наличие противоположностей: голо; да и сытости, чести и бесчестия и т. д. VI, 83. Ведийский текст, относящийся к жертве приношению,-Брахманы (предписания о жертвенном ритуале). ...относящийся к божествам-мантры, стихотворные тексты Вед. ...относящийся к атману, изложенный в Веданте,- Упанишады, религиозно-философские части ведийской литературы. VI, 86. Отказавшиеся от [порядка, предписанного] Ве- д о и (vedasamnyasika), — Гов. считает, что имеются в виду лица, упоминаемые в IV, 22; Кул. считает их аскетами. Но если судить по VI, 94-95, это брахманы, отрекшиеся от всех мирских дел, но не ушедшие в отшельники или аскеты, а оставшиеся жить дома под опекой своих детей. VI, 87. По мнению комментаторов, стихи VI, 87-93 имеют целью показать: 1) что имеется только четыре ащрамы и что vedasamnyasika не составляют пятой и не состоят вне их; 2) что, поскольку ащрама домохозяина — самая важная, человек может продолжать жить в своем доме под опекой сына. VI, 94. Свободный от долгов-см. IV, 257, VI, 35-36. VI, 97. ...и зложен а... дхарма брахмана- некоторые комментаторы считают, что все это относится только к брахманам, другие включают и прочих дваждырожденных. VII, 2. Посвящение-имеется в виду коронация. ...как положено-т. е. согласно с правилами, изложенными в щастрах. VII, 4. Владыка богатств (vitte^a) — одни из эпитетов бога Куверы. VII, 7. Царь дхармы-один из эпитетов Ямы, почитавшегося богом правосудия. VII, 10. ...различный вид-вид друга для друга, врага для врага и т. д. VII, II. Падма-Щри-богиня счастья, то же что Лакшми. VII, 14, Наказание (dan-da) — букв. "палка". Здесь наказание персонифицируется; этот образ не редок в древнеиндийской литературе (см. также VII, 18, 25). VII, 15. ...служат пользе (bhogaya kalpante) — согласно большинству комментаторов это значит: "допускают, чтобы ими пользовались" (см. VII, 23). VII, 21. Перемещение высших и низших- согласно Медх. и Рам. даже щудры (vrsala) стали бы выше брахманов. VII, 24. Возмущение всего народа (sarvalokaprakopa)- Нар. объясняет prakopa, как anyonyavaira (вражда друг к другу). VII, 28. Неопытный (akrtatman) — не изучивший щастр (Кул., Гов.). VII, 31. Чистый (^licin) -- большинство комментаторов толкуют это как "нестяжатсль". VII, 33. ...существующего сбором колосьев-т. е. располагающего скудными средствами. VII. 37. Тройстпенное знание (traividya) -знание трех Вед VII, 41. Вена (vena) — нечестивый царь, требовавший, чтобы жертвы приносились ему, а не богам. Нахуша (nahusa) — царь, преследовавший брахманов; он даже заставил их везти свою колесницу. Суда с, сын Пиджаваны (sudas paijavana)-царь, упоминаемый в Ригведе. Сумукха (surnukha) — об этом царе ничего неизвестно. Ними (nimi) — царь древней области Видсха. VII, 42. Притху (prth")-древний легендарный царь. Сын Гадхипрославленный риши Вищвамитра. VII, 43. Искусство управления (dandaniti) -букв. "руководство [во владении] палкой". VSI, 52. Группа из семи-пороки, перечисленные в VII, 50-51. VII, 66. Стхана (sthana) — термин, которым древнеиндийские теоретики называли основные четыре элемента, составляющие государство и находящиеся в распоряжении царя,-армию, сокровище, город. территорию. VII, 58. Шесть форм политики (sadgunya) — это samdhi — союз. vigraha-война, yana-поход, asana-выжидание, sari^rayaпоиски покровительства, dvaidha — разделение [вонска). VII, 62. Мастерские (karinanta) — Нар. объясняет как мастерские по производству украшений и оружия: по Медх., сахароварни, винокурни', Гов. и Кул. добавляют: зернохранилища. VII, 70. Крепость, защищенная... людьми (nrdurga)- может быть, город, являющийся крепостью, вследствие наличия военного гарнизона или большого числа горожан, способных носить оружие. VII, 75. Машины-метательные орудия: катапульты и т. д. Vii. 7S. Пупохита (purohita) — придворный жрец, советник царя по делам культа. VII, 80. Ежегодный налог (bali) — налог о виде одной шестой урожая (Медх.). Обычаи, [существующие] в народе,- имеется в виду недопустимость взимания пошлин и податей в размерах, превышающих установленные обычаем. VII, 82. Брахманы, вернувшиеся из семьи гуру,- прошедшие курс обучения. VII, 85. Брахман [только] по имени-брахман, уклоняющийся от изучения Веды и т. д. VII, 85а. Этот стих имеется только в издании Джол.-ш. VII, 93. ...в затруднительном положении-если сломалась колесница, оружие и т. д. VII, 96. Деньги (dhana) — по мнению некоторых комментаторов, это коровы, буйволы и т. р.. Женщины (strT) — согласно Медх. имеются в виду только рабыни ...э то его- все прочее — золото, серебро, земля, строения, оружие — принадлежит царю. VII, 101. Неясно, зачем понадобилось помещать вскоре после VII, 99 этот стих, являющийся почти дословным его повторением. VII, 102. ...быть готовым к войне (u(lyatadanda) — букв. "быть] с поднятой палкой". VII, 107. ...и прочими- расколом, подкупом и силой. VII, 119. Кула (kula) — в данном случае технический термин, означающий согласно большинству комментаторов участок земли, который может быть обработан упряжкой быков в 12 голов. Согласно Медх. — часть дерспни (grarnaikane';."). Нанд. считает это участком одного земледельца (ekakrsivalabhaga). Vii, 121. Планета-здесь имеются в виду Марс, Солнце или Луна. VII, 126. Пана (рапа) — см. VIII, 136. ...шесть-для высшего-абсолютные цифры, видимо, не следует принимать буквально. Большинство комментаторов считает, что высший служащий должен получать в шесть раз больше низшего. Средние служащие, следовательно, получали жалованье от двух до пяти пан Дрона (drona)-Mepa веса: равна 512 палам (см. VIII, 135), т. е. примерно 20 кг (Гов.), или 200 палам, т. ". 7,8 кг (Кул.). Vii'. 141. Таким образом, верховным судьей считался царь; только при невозможности исполнения этих функций им непосредственно он назначал особого сановника. VII. 143. Враги (dasyu) — переведено в соответствии с комментарием Нар. По Кул. — это разбойники (taskaradibhih). VII, 144. ...плоды-имеются в виду налоги, которые он собирает с подданных (см. VII, 127 и далее). VII, 149. ...животных-попугаев, скворцов и других птиц, способных воспроизводить звуки человеческой речи, VII, 154. Восемь видов деятельности--толкования комментаторе" различны: один Медх. дает три варианта. Вот два из них: доходы, расходы, увольнение плохих слуг, пресечение плохого поведения слуг, наставление их в правильном поведении, решение спорных дел, наказание, наложение искупительных обетов; или: земледелие, торговля, сооружение мостов и насыпей, сооружение крепостей или ремонт их, ловля слонов, устройство рудников, заселение пустынных районов, рубка лесов. Пять видов [шпионов]- действующие под личиной учителя, нищенствующего аскета, земледельца, купца и подвижника. VII, 155. ...находящийся посередине (madhyama) — имеющий владения, которые граничат и с территорией данного государя и его врага. VII, 156. ...другие восемь-каждый из перечисленных в VII, 155 имеет и друга и врага. VII, 157. Другие пять [элементов],-помимо царя; вместе с самим царем — шесть элементов каждого из двенадцати государств, VII, 160. Это технические термины; они объясняются дальше. VII, 166. ...из-за прежних деяний,-совершенных в прежних существованиях или вследствие не"'лагоразумня. VII, 168. Помощь бывает двух родов-это шестая форма политики (см. VII, 1СО). VII, 173. ...разделив войско-рекомендуется царю оставив войско, укрыться с небольшим отрядом в крепости. VII, 181. Город врага-здесь и далее понимается, вероятно столица противника. VII, 182. ...и чайтра,--когда фураж в изобилии, дороги сухи жара спала. Маргащирша — ноябрь-декабрь, пхальгуна — февраль-март, чайтра-март-апрель (см. прим. к III, 217). VII, 185. Три рода дорог-пути через равнины, леса и по воде. ...из шести частей-т. е. из боевых слонов, конницы, колесниц, пехоты, начальника и мастеровых, находившихся в обозе. VII, 187. Палка (danda) — строй линии. Повозка (cakata)-строй клина. Вепрь (varaha) — построение в виде ромба. Макара (makara) — строй в виде двух, соединенных вершинами треугольников. Игла (siici) — вытянутая линия. Гаруда (garuda) -построение в виде ромбоида с далеко выдающи. мися флангами. Vll, 188. Лотос (padma) — построение в случае опасности в виде круга; царь должен был располагаться в центре. VII, 191. Ваджра (vajra) — мифическое оружие Индры. VII. 193. Курукештра-.см. прим. к II, 19. Матсьи-племя, насел-.'BUice район совр. Джайпура (Раджастхач) Панчалы-племя, жившее в районе Канауджа. Щурасена-племя, населявшее район Матхуры (Маттра). VII, 201. ...почтить богов-по мнению Кул., богов запоевапной страны. Льготы (parihara) — освобождение от налогов и повинностей на год или два (Медх., Нанд.), дары богам и брахманам (Кул.), земельные дарения брахманам (Нар.). VII, 205. ...свершение зависит от человек а-веления рока все равно непознаваемы, деяния же людей имеют очевидные резуль- таты, поэтому нужно поменьше доверяться суяьбе и больше полагаться на свои усилия (Кул.). VII, 207. Круг-см. VII, 154-156. VII, 215. Исполнитель-сам царь или его доверенное лицо. VIII, 2. ...стоя-в особо важных случаях. ...п одняв правую руку- держа ее открытой. VIII, 8. Далее разбирается значительно большее число вопросов, чем упомянуто в VIII, 4-7. VIII, 16. Презренный (vrsala) — это слово значит также щудра; объяснение слова, конечно, искусственное. VIII, 17. См. IV, 238-243. VIII, 20. ...но щудр а-никогда-таким образом в крайних обстоятельствах за объяснением закона можно обратиться к кшатрию или вайщию. VIII, 23. Хранители мира (lokapala) — боги. VIII, 27. Малолетство считалось оканчивающимся на шестнадцатом году жизни. VIII, 28. ...для жен-имеются в виду жены, мужья которых отсутствуют. VIII, 33. Размер пени зависит от времени хранения. VIII, 34. ...посредством слона-т. е. путем растаптывання слоном. VIII, 35. ...шестую или двенадцатую часть-в зависимости от достоинств нашедшего клад. VIII, 36. Размер пени зависит от обстоятельств дела или качеств виновника. VIII, 37. [Скрытое] ранее сокровище-спрятанное его предками. Властитель всего-см. 1, 100 и прим. VIII, 38. ...дважды рожденным-имеются в виду, конечно, брахманы. VIII, 41. Щрени (^reni) — объединения ремесленников, купцов т. д. VIII, 45. ...себя самого-поскольку он справедливым решением желает достигнуть неба. VIII, 49. Дхармой-здесь нравственным убеждением, уговорами. ...принуждением (acarita) — когда кредитор принуждает должника к уплате долга захватом его сыновей, жены, животных или осадой его дома (Кул., Par.). ...силой (bala) — когда кредитор, схватив должника, приводит его в свой дом и держит его у себя, моря голодом и избивая до тех пор, пока тот не уплатит долг (Кул., Par,). VIII, 51. Относительно размера штрафа см. VIII. 139. VIII, 58. ...истец не говорит-т.е. если истец отказывается давать показания по предъявлении иска. ...проигрывает дело (dharmarn prati parajitah) — букв.: "Он в отношении дхармы побежден". VIII, 64. Изобличенные (drstado^a) — уже изобличавшиеся в даче ложных показаний. Опороченные (dusita) — совершившие тяжкие грехи. VIII, 65. Ремесленник (kai'uka)-вследствие зазисимостн oi клиентуры ему трудно быть беспристрастным. VIII, 66. Раб (adhyadhina) — букв. "полностью зависимый"; все комментаторы толкуют как "урожденный раб" (garbhadasa). Д асью (dasyu) — согласно Медх. в данном случае это наемный работник. Низкорожденный (antya) — чандала и пр. VIII, 69, Обстоятельства дела в этих случаях таковы, что не позволяют быть очень разборчивыми в выборе свидетелей. VIII, 71. Эти свидетели могут дать неверное показание даже ненамеренно. VIII, 72. Считалось, что показания по этим делам не требуют слишком больших умственных способностей или большого благородства. VIII, 74. ...не лишается дхармы и имущества,-т. е. не лишается духовной заслуги и не штрафуется. VIII, 78. ...естественно (svabhavena), — не подвергаясь давлению, запугиванию и т. п. VIII, 82. Путы Варуны-змеи, которые связывают, как веревки, или болезнь водянка (Медх., Кул.). VIII, 87. ...в присутствии богов-перед изображениями или символами божеств. VIII, 92. Подобное поведение дает такую же духовную заслугу, как если бы верующий совершил паломничество к Гангу или на Курукшетру (II. 19: VII, 193). VIII, 98. ...относительно людей-имеются в виду рабы (Медх., Нанд.). VIII, 99. ...убивает все-все живое. VIII, 100. ...относительно воды-имеются в виду колодцы, пруды и пр. Драгоценности, зародившиеся в воде,- жемчуг, кораллы и пр. VIII, 102. ...как к шудрам-только при свидетельских показаниях, ордалиях и т. д. VIII, 105. Сарасвати-богиня красноречия, искусств и музыки. См. II, 17; XI, 78. VIII, 106. Ведийский стих, посвященный Варуне,- Ригведа, 1, 24, 15. Гимн, восхваляющий в оды,-Ригведа, X, 9, 1. VIII, 107. ...десятую часть всего-как штраф царю. VIII, 108. Происшедшие со свидетелем несчастья рассматриваются как доказательство того, что он дал ложные показания. VIII, 110. Клятвы-в "Махабхарате" (XIII. 93) рассказывается, как семь великих риши очистили себя клятвами от обвинения в краже стеблей лотоса. ...клялся царю, сыну Пиджаваны,-риши Васиштха очистился перед царем Судасом от обвинения, выдвинутого против него риши Вищвамитрой, будто он, будучи ракшасой, пожрал сто своих сыновей: VIII, 112. ...женщин-ложные клятвы в любовных делах не считались грехом. VIII, 113. ...коровами, зерном и золотом-кшатрий и вайщий должны прикоснуться к упомянутым предметам и сказать: "Да будут они бесполезны для меня" (Медх. и др.). VIII, 116. ...обвиненного младшим братом-Майтрея, сводный брат рнши Ватсы, обвинял последнего в существовании у него потомства от шудрянки. Для опровержения такого обвинении Ватса прошел через огонь. Vlll, 120. Относительно трех видов штрафа см. VIII, 138. Vlll, 123. ...членов трех варн-кшатриев, вайщиев и шудр. VIII, 134. Кришнала (krsnala) — еще употребляется ювелирами и золотых дел мастерами. Она соответствует 0,122 грамма или 1,875 грена. Следовательно, упоминаемые ниже маша (masa) — равная весу боба,-0,61 г; с увар и a (suvarna)-9,76 г; пала (pala)- 39,04 г; дх.арана (d'larana) — 390,4 г; серебряная машака (гла^aka)-0,244 г; серебряная дхарана, или пурана (purana),- 19,52 г; каршапана (karsapana), называющаяся также карша и п а н а,- 9,76 г; шатамана (^atamana) — 195,2 г; нишка (niska) — 39,04 г. VIII, 140. ...может получать процент-согласно Кул. имеется в виду случай, когда дан залог. ...установленный Васиштхой-Васиштха, II, 51. ...восьмидесятую часть со ста в месяц- т.е. 15% годовых. Vlll, 141. ...может брать два со ста [в месяц]-в случаях, когда ростовщик не получает залога, который он может использовать. VIII, 142. ...соответственно порядку варн-с брахмана 2%, кшатрия — 3%, вайщия-4%, щудры-5%. VIII, 147, ...что-либо-рабы, рабыни, сосуды и т. д. (Медх.). VIII. 148. ...с [его] ведома (visaye) — в такой близости от собственника, что он об этом не мог не знать. VIII, 149. Открытый вклад-имущество, врученное на хранение с правом пользования на определенных, согласованных с его владельцем, условиях. Запечатанный вклад- имущество (драгоценности, утварь, монеты и т. д.), врученное на хранение в закрытом ящике или мешке, запечатанных печатью владельца. Женщины- имеются в виду рабыни. VIII, 151. ...не [могут] превышать удвоенной [суммы долга] — все комментаторы толкуют одинаково: денежная ссуда считается погашенной, .если должник уплатил проценты, превышающие вдвое сумму долга. VIII, 152. Этот стих противоречит VIII, 142, в котором пять процентов объявлены законными для взимания только с щудр. VIII, 153....более года (atisamvatsari)--объяснения комментаторов весьма разноречивы. Периодический процент (kalavrddlu) — месячный процент. установленный (karita) — незаконный, сверх установленного размера, взимаемый после того, как удвоенный долг в виде процентов уже уплачен. Телесный процент (kayika) — уплачивался физическим трудом пли с использованием животных и рабов (Медх.). VIII, 155. ...должен дать-т. е. включить в сумму долга при новом договоре. VIII, 158. К то-л ибо- имеется в виду должник. VIII, 159. Легкомысленное дарение (vrthadana) — согласно комментаторам дарение гетерам, певцам, кулачным бойцам, клоунам и т. п. VIII, 161. ...дела которого хорошо известны-имеется в виду причина, по которой он стал поручителем. VIII, 167. Раб (adhyadlima)-CM. прим. к VIII, 66. VIII, 176. ...по произволу (chandena) — используя любые средства (см. VIII, 49-50). VIII, 178. ...[прочими] данными (pratyaya)-имеются в виду клятвы, ордалии и пр. VIII, 184. Оба [вклада]-т.е. и тот, который был ему дан для проверки, и тот, в присвоении которого он обвинялся. VIII, 185. Близкий родственник (pratyanantara) — имеется в виду наследник — сын, брат и пр. ...оба [вклада] пропадают-т. е. считаются не отданными собственнику. VIII, 194. Свидетели (kula) — см. VIII, 169; может быть, — "в присутствии членов семьи". VIII, 195. См. VIII, 180. VIII, 200. Т. е. всякое право на пользование имуществом должно быть доказано; одного факта пользования недостаточно. VIII, 203. ...ни скрытого — спрятанного под платьем или в земле. VIII, 204. Это правило тем более удивляет после того, что было сказано в III, 51-54, ii доказывает, что вопреки всем указаниям в противоположном смысле покупка жен в древней Индии была обычным явлением. VIII, 209. Адхварью (adhvaryu)-жрец, читающий при жертвоприношении тексты из Яджурведы. Брахмадхана (bralimadhana) — жрец, зажигающий огонь. Х отар (hotar) — жрец, читающий тексты из Ригведы. Удгатар (udgatar),-жрец, поющий гимны Самаведы. VIII, 210. Главные жрецы среди всех — всех жрецов шестнадцать: четыре адхварью, четыре брахмадханы, четыре хотара, четыре удгатара; в каждой из этих групп был один главный. ...четверть-деление, разумеется, примерное, так как '/2 '/4-1- '/б '/8 составляет больше единицы. Комментаторы дают различные соотношения. VIII, 212. ...для [исполнения] дхармы- для жертвоприношения или для свадьбы. ...дарение не считается таковым — получатель обязан вернуть его. VIII, 220. См. VIII, 137. Некоторые комментаторы полагают, что речь идет о трех различных штрафах (четыре суварны, или шесть нишка, или одна серебряная щатамана), накладываемых в зависимости от обстоятельств. VIII, 227. ...после седьмого шага-после того, как при брачном обряде сделан седьмой шаг, брак не может быть расторгнут. VIII, 230. ...иначе — т. е. если скот ночью не укрывается в доме хозяина. VIII, 236. ...в лесу — следовательно, охранять их было трудно VIII, 237. Дханус (dhanus) — единица длины, равная длине боевого лука, ок. 1,8 м (4 hasta — локтя). VIII, 242. Скот, посвященный богам,- скот для жертвоприношений. VIII, 243. ...доля [царя]- царь имел право на долю урожая (см. VII, 130); небрежность приносила ущерб и царю, почему и наказывалась. VIII, 245. Месяц джьяйштха-с середины мая по середину июня; это самое жаркое и сухое время года, когда растительность выгорает (см. прим. к III, 217). VIII, 246. Щалмали (^almalT) — хлопковое дерево. VIII, 254. Спорящие стороны-с обеих сторон выставлялось по два доверенных лица. VIII, 255. Граница фиксировалась в документе. VIII, 262. Здесь и далее речь идет о спорах между односельчанами, VIII, 269. Речи, которые не должны быть произнесены, — инсинуации, затрагивающие честь женских родственников другого, особенно матери и сестер. VIII, 270. Рожденный один раз (ekajati) — т. е. щудра, называемый так вследствие отсутствия посвящения (Медх.). VIII, 272. Делать замечания брахману вежливо щудра может (Медх.). VIII, 273. Страна (de^a) — имеется в виду место происхождения брахмана; брахманы, рожденные в определенных районах, были особенно чтимы (см. II, IU-22). ...ш траф в двести [пан]- если он говорит по незнанию или в шутку, его можно не штрафовать (Медх.). VIII, 276. См. VIII, 138. VIII, 277. ...без отрезания [языка]- этот стих ограничивает изложенное в VIII, 270. VIII, 279. Низший (antyaja) — от щудры до чандалы (Медх.). VIII, 287. ...или весь штраф [царю]- если раненый не получал деньги, полагающиеся на лечение. Vlll, 296. ...приравнивается к вине вора-он должен заплатить высший штраф в тысячу пан. VIII, 300. ...по благородной — в грудь или по голове. VIII, 303. ...возрастает саттра — обеспечивая безопасность подданных, царь приобретает такую заслугу, как если бы он совершил великое жертвоприношение с сомой (саттра); оезопасность, которую он обеспечивает, является тем даром, который обычно дают при совершении жертвоприношения; он называется дакшина. См. VIII, 3U6. VIII, 307. Бали (bali) — шестая часть урожая. Кара (kara)-толкозания этого термина весьма различны: денежный налог (Медх.); денежный поземельный налог (Нар.): ежемесячные налоги, платимые в определенные месяцы земледельцами ^ов. Кул., Рагх.).
|