Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Тема: Интеллектуальная собственность в МЧП




1. Понятие и особенности инел. собственности в МЧП.

2. Авторское право в МЧП.

А) Международные конвенции об охране авторских и смежных прав.

Б) Международно-правовая охрана авторских прав.

В) Международно-правовая охрана смежных прав.

3. Авторские права иностранных лиц в РФ и российских граждан за рубежом.

 

1. Стокгольмская конвенция от 14.07.1967г., учредившая ВОИС ст.2 «интеллектуальная собственность включает в себя прав, относящиеся к литературным, художественным и научным произведениям, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио-, теле- передачам, научным открытиям, промышленным образцам, товарным знакам, а также все другие права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в производственной, научной и художественных областях».

Т.О., термин интеллектуальная собственность относится к объектам:

1. авторского права,

2. промышленного права (собственности) патентное.

Следует отметить, что понятие интеллектуальная собственность – имеет собирательное и в то же время условное значение. Право на интел. собственность это не одна из категорий права собственности. Право на результаты творческой деятельности отличается от права на вещи, на материальный предмет, в котором воплощен этот результат. Например, право собственности на картину принадлежит ее владельцу, а право интеллектуальной собственности принадлежит создателю картины (художнику).

 

Особенности правового регулирования интел. собственности:

1. Право интел. собственности охраняются институтами публичного права (гос. Регистрация прав, выдача патентов, и т.д.) .

2. Срочный характер охраны прав на инел. Собственность, в отличие от вещных прав. Жизнь автора 70 лет после смерти.

3. Право интел. собственности носит строго территориальный характер. Т.е. защищается правом того государства, на территории которой произошла регистрация этих прав.

4. Поэтому основным правовым инструментом обеспечения трансграничной охраны прав на инел. Собственность является заключение международных договоров в этой области.

 

2. А) Авторское право распространяется на произведения науки, литературы и искусства, являющихся результатами творческой деятельности, независимо от назначения и достоинств, а также от способа их воспроизведения.

- Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений от 9.09.1886г. (в ред. 1896, 1908, 1914, 1928, 1948, 1967, 24.07.1971)

Участниками являются около 128 стран, в том числе и РФ с 13 марта 1995г.Участники конвенции образовали Бернский Союз, административные функции которого выполняет ВОИС (ст.1).

Согласно ст. 5 Бернской конвенции авторам-гражданам ка­кой-либо страны, входящей в Бернский союз, предоставляется «национальный режим» (иностранцы равны в правах с собствен­ными гражданами).

Такая же охрана предоставляется авторам-гражданам госу­дарств, не участвующих в конвенции, в отношении произведе­ний, опубликованных ими впервые в одной из стран Союза или одновременно в стране, не входящей в Союз, и в стране Союза. Бернская конвенция во главу угла ставит территориальный при­знак — страну происхождения произведения или, точнее, страну первого опубликования произведения.

Исходя из этого — в отношении опубликованных произведе­ний — получает охрану лицо, независимо от его гражданства, произведение которого впервые опубликовано на территории стран Бернского союза. По обновленному тексту конвенции (1971) охрана предоставляется гражданам стран Союза и в тех случаях, когда их произведение было впервые опубликовано вне террито­рии стран Бернского союза.

В отношении неопубликованных произведений охрана предос­тавляется только авторам- гражданам стран Союза.

Срок охраны авторского права по Бернской конвенции состав­ляет все время жизни автора и 50 лет после его смерти (ст.7) . Это, в принципе, минимальный срок, так как если по закону страны-участницы Союза, к которой предъявляется требование об охра­не, срок может являться более продолжительным. В РФ ? (70).

Примечательно, что Бернская конвенция имеет обратную силу (т.е. распространяется на произведения, которые до ее вступления в силу в соответствующем государстве не охранялись . если еще не истек срок их охраны). Важно для иностранных лиц, т.к. могут потребовать вознаграждение. Однако РФ при присоединении сделала оговорку в ее отношениях с другими государствами данная конвенция обратной силы не имеет (ППРФ от 3.11.1994г.)

В Бернской конвенции содержатся подробные правила в от­ношении содержания авторских прав. Объем прав в основном определяется по закону страны, где предъявляется требование об охране. Кроме того, автору предоставляются права, особо предусмотренные Бернской конвенцией. Осуществление прав в другой стране не зависит от охраны произведения в стране его происхождения. Это относится как к объему охраны (в матери­ально-правовом смысле), так и к порядку судебной защиты прав авторов. В отношении судебной защиты гражданину каждой страны Союза в любой другой стране Союза также обеспечен национальный режим.

- Всемирная (Женевская) конвенция об ав­торском праве. Она была разработана под эгидой ЮНЕСКО и подписана на конференции в Женеве 6.09.1952 г.(в ред. 24.07.1971) В конвенции участвует 81 государство.. Для РФ конвенция дей­ствует с 27 мая 1973 г. Конвенция обратной силы не имеет. Кроме того, в этой конвенции для развивающихся стран закреплен ряд льгот: предусмотрена выдача государством прину­дительных лицензий на перевод произведений в целях развития национальной науки, культуры и образования; введено право свободного перевода произведения по истечении 10 лет после его выхода в свет, а также свобода радио- и телевизионных пе­редач и свободное использование выпущенных в свет произве­дений в учебных и научных целях.

Выпуску произведения в свет в конвенции посвящена специ­альная ст.VІ. Она сформулирована следующим образом: «Под "выпуском в свет" в смысле настоящей конвенции следует по­нимать воспроизведение в какой-либо материальной форме и предоставление неопределенному кругу лиц экземпляров произ­ведения для чтения или ознакомления путем зрительного восприя­тия». Отсюда следует, что музыкальное произведение согласно конвенции будет считаться выпущенным в свет не в момент его исполнения, а в момент выхода из печати нот.

Срок охраны авторских прав по этой конвенции — в течение всей жизни автора и 25 лет после его смерти (min).

Всемирная конвенция имеет еще одну особенность. В ней предусматривается необходимость соблюдения определенных формальностей в отношении охраняемых произведений (поме­щение на произведениях знака авторского права, состоящего из специального символа ©, указания обладателя авторского права и года первого выпуска в свет). Эта особенность вызвана тем, что в США и в некоторых странах Американского континента требуется выполнение различных формальностей (регистрация, депонирование произведений) как обязательное условие предос­тавления охраны, которые заменяются для произведений, охра­няемых конвенцией, изображением знака авторского права.

В Бернской и Всемирной конвенциях впервые сформулирова­ны коллизионные нормы, регулирующие выбор права в рассмат­риваемой сфере: в спорных вопросах предусматривается выбор права той страны, где испрашивается защита или закон суда той страны, где проходит судебное разбирательство.

Наряду с авторскими подлежат международной защите смеж­ные права.

Выделение из авторского права смежных прав произошло уже в XX столетии. Смежными с правами авторов художествен­ных произведений называются права артистов-исполнителей этих произведений. Появление новых видов фиксации концер­тов исполнителей: фильмов, теле- и радиопрограмм — привело к тому, что исполнители, не контролируя распространение про­изведений, не получают авторское вознаграждение.

Кроме того, несли убытки и производители фонограмм и ве­щательные организации, передачи которых нелегально перепи­сывались и распространялись. Субъектами смежных прав следу­ет считать артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательные организации. Необходимость защиты смежных прав изначально приобрела международный характер и могла быть обеспечена лишь в рамках многосторонней конвенции.

- Конвенция об охране интересов артистов-исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций (Римская конвенция) 26.10.1961. ЮНЕСКО. Она вступила в силу в 1964 г. Ее участниками являются около 40 государств-членов Бернской или Всемирной конвенции по авторскому пра­ву. Россия в ней участвует с 26.05.2003г.

Конвенция основана на принципе национального режима, который предоставляется законами стра­ны, где испрашивается охрана: а) артистам-исполнителям, являю­щимся ее гражданами, в отношении исполнений на ее террито­рии, их передачи в эфир либо первой записи; б) производителям фонограмм, которые являются ее гражданами, в отношении фо­нограмм, которые впервые записаны или впервые опубликованы на ее территории; в) вещательным организациям, штаб-квартиры которых расположены на ее территории, в отношении передач в эфир, осуществляемых с помощью передатчиков, расположенных на ее территории (ст. 2).

Конвенция содержит минимальный уровень охраны смежных прав. Минимальный срок охраны смежных прав составляет 20 лет. При этом государства-участники, установившие более длитель­ные сроки охраны, не обязаны распространять их целиком на субъекты тех стран, где этот срок меньше.

В ст. 11 предусмотрено правило, по которому все выпущен­ные или предназначенные для продажи экземпляры фонограмм либо их упаковка должны иметь символ Р с указанием даты первой публикации. Он должен быть размещен так, чтобы мож­но было легко его различить. Если на экземпляре или упаковке нет имени, товарного знака и других соответствующих симво­лов, то знак Р должен включать имя владельца права на изго­товление фонограмм.

Конвенция обоснованно подвергается критике со стороны союзов радиовещания за закрытость для государств-не членов Бернской и Всемирной конвенции. Кроме того, она не охраняет права артистов цирка, варьете и эстрады.

Международной федерации грамза­писи была разработанаЖеневская конвенция об охране интере­сов производителей фонограмм от незаконного воспроизводства их фонограмм. 29.10.1971г. Ее участниками являются более 55 государств, в том числе и Россия (с 13 марта 1995 г.). Женевская конвенция существенно обновила и дополнила Римскую конвенцию в отно­шении правовой охраны фонограмм, в частности, путем предос­тавления им особого режима охраны, в котором используются механизмы антимонопольного, уголовного и уголовно-процессу­ального законодательства.

Государства-участники взяли на себя обязательства охранять интересы производителей фонограмм от незаконного производства, ввоза и распространения копий фонограмм (ст. 2). В отли­чие от предыдущих договоров здесь договаривающиеся стороны отказались от предоставления иностранцам национального ре­жима, заменив его на режим наибольшего благоприятствования. Критерием выбора применимого права является коллизионная привязка о личном законе: к законодательству государства гражданства из­готовителя фонограмм. Сроки охраны предусмотрены в преде­лах не менее 20 лет, начиная с года, в котором сделана первая запись фонограммы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 137; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты