Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Билет № 2. Вопрос № 2.




Существенную роль в художественной организации романа XX в. играет принцип «разъединения элементов», в соответствии с которым повествовательное развертывание художественного мира становится «прерывистым», лишенным органической плавности переходов, обнажающим «сделанность» целого. Возникает так называемый «роман-монтаж». Смысл романа открывается в пространстве композиции, где различные элементы повествования вступают в многообразные, своего рода игровые отношения, порождая смыслы, никак не связанные с фабулой.

В трилогию вошли романы «42 параллель», «1919» и «Большие деньги». В них дается обобщающая картина жизни Америки в первые три десятилетия XX в.: «42 параллель» — подъем рабочего движения в США; «1919» — первая мировая война и воздействие Октябрьской революции; «Большие деньги» — мировой кризис 1929 г.

Каждый роман складывается из четырех элементов, чередующихся в определенной последовательности — портреты литературных героев, биографии исторических личностей, «Новости Дня» (газетные сводки) и «Камеры обскуры» (авторские отступления). Развитием сюжета движет не судьба того или иного героя, а ход истории, воплощенный в документальном материале («Новости Дня» воссоздают на основе документов исторический фон эпохи) и в биографиях исторических деятелей. Все вместе это выявляет главные тенденции развития американской цивилизации, идущей, по мнению автора, к кризису.

Роман открывают «Новости Дня» — это внешне беспорядочный набор заголовков, отрывков из статей, обрывающихся на середине фразы. Такой монтаж, впервые использованный писателем в американской литературе, представляет собой поток сознания читателя газеты, глаза которого перебегают с одного заголовка на другой. Автор пытается создать впечатление, что он не причастен к подбору этих исторических реалий, но, по сути, он вводит читателя в атмосферу определенного исторического периода. «Новости Дня» передают движение времени, фиксируют определенные временные вехи в развитии американского общества.

Представители разных слоев общества показаны Дос Пассосом с энциклопедической полнотой: Джейни Вильямс — дочь отставного капитана, стенографистка, работает секретарем Мурхауза; Элинор Стоддард — дочь рабочего с чикагских боен, становится художником-декоратором, состоит вместе с Мурхаузом в организации Красного Креста; Чарли Андерсон начинает свою жизнь как автомеханик, служит в армии и там становится летчиком, воюет во Франции. Построение биографии каждого из литературных героев, несмотря на некоторые различия, строго следует определенной схеме, напоминающей социологическую анкету: указывается место и дата рождения, занятия родителей, образование, увлечения, семейное положение. Несмотря на различие в образе жизни и общественном положении, его герои почти ничем не отличаются друг от друга — их индивидуальность не раскрыта, хотя учтены и описаны мельчайшие подробности их биографий. Глава «Чудодей ботаники» повествует об известном селекционере Лютере Бербанке, который «осуществил несбыточный сон о зеленой траве зимою, сливах без косточек, ягодах без семян… кактусе без шипов». Автор намечает некую параллель с гибридизацией Бербанка: «Америка тоже гибрид. Америка могла бы использовать естественный отбор» — возможно, как противовес социальному хаосу.

Глава «Большой Билл» рассказывает о Билле Хейвуде, одном из основателей американской компартии.

Глава «Мальчик-оратор с Платы» — не лишенный иронии рассказ об Уильяме Дженнигсе Брайане, политическом деятеле, неоднократно баллотировавшемся в президенты. Еще мальчиком он взял приз по риторике, и его «серебряный голос» «зачаровывал фермеров великих прерий» — Брайан проповедовал биметаллизм, т, е. неограниченную чеканку монет из дешевого серебра. Таким образом разорившиеся фермеры надеялись оплатить свою задолженность банкам, которые, наоборот, были заинтересованы в денежной единице из золота.

Глава «Великий миротворец» посвящена стальному магнату Эндрю Карнеги, который «верил в нефть, верил в сталь, всегда копил деньги». Образ филантропа и пацифиста развенчан лаконичной концовкой, — оказывается, миротворец, жертвовавший миллионы на дело мира, на библиотеки и науку, делал это «всегда, только не во время войны». Таким образом, Карнеги, всегда копивший «по мелочам» и каждый доллар пускавший в оборот, наживается на войне и на мире…

«Чудодей электричества» — рассказ о выдающемся изобретателе Эдисоне, создателе электрической лампочки, сумевшем занять свое место в мире бизнеса.

«Протей» — история изобретателя, житейски беспомощного ученого Карла Штейнмеца, математика и электротехника. Хотя ему многое «позволяют» — «быть социалистом», например, писать письма Ленину, но он полностью зависит от хозяев, «Дженерал электрик», являясь «самой ценной частью аппаратуры» этой фирмы.

Важны в повествовании и лирические отступления автора — «Камеры-обскуры» — поток сознания, личный комментарий к событиям эпохи, обращение к читателю. Внутренний монолог раскрывает авторскую точку зрения на американский путь в истории, приведший к крушению иллюзии о всеобщей справедливости и братстве, «американская мечта» так и остается мечтой. Страна расколота на две нации, технический прогресс еще не является залогом всеобщего счастья. На фоне успехов урбанизации размышления Дос Пассоса становятся все более безотрадными: общество, созданное усилиями миллионов людей, однако поставившее своей целью не благоденствие человека, а наживу — «большие деньги», движется к краху. Трилогия и завершается таким крахом, величайшей неудачей Америки — кризисом 1929 г. Ураган проносится над 42-й параллелью, человек не в состоянии справиться со стихией, он лишь игрушка в руках слепых сил, господствующих в мире и по сути вершащих историю.

 

Мак (Фениан Мак-Крири О'Хара) - потомок ирландско-шотландских эмигрантов. Смерть матери, бегство отца от долгов, социалист-дядя, обучивший его печатному делу. Поиски работы и первый опыт - "впаривание" книжек под маркой общества "Искателей истины". Годы бродяжничества и перебивание случайными заработками.

Джейни (Джейн Уильямс), дитя маленького городка со всеми его недостатками и предрассудками, второй ребенок семьи, где кроме нее были еще старший брат и две младшие сестры. уже в школе вместе с подругой дала себе твердый зарок, "что ни один мужчина..." И это слово сдержала, тщательно игнорируя все попытки пригласить "замуж". Но место свое в жизни нашла - великолепная стенографистка и более чем преданный сотрудник, на долгие годы застревала то в одном, то в другом бюро, пока не поймала, наконец, за хвост свою синюю (а точнее - голубоглазую) птицу и не устроилась на теплое место поближе к госаппарату...

(Джон) Уорд Мурхауз - воплощение "американской мечты", вид с изнанки. Родился в маленьком городке, где и перебивался мелкими заработками, выжидая главного шанса. И как только на горизонте замаячило нечто, напоминающее этот самый "главный" - ринулся очертя голову и забыв обо всем, что держало его на родине.

Элинор Стоддард - одинокая, но не несчастная. Начав с работы в парфюмерном магазинчике и не упуская из виду ни одной ступеньки, по которой можно было бы продвинуться хоть чуть выше настоящего уровня, дошла с работы на несколько долларов в неделю до обладания собственным декораторским ателье. Чарли Андерсон - младший ребенок многодетной семьи, мать ревностная христианка так сильно заботилась о его душе, что упустила момент, когда дитя вырвалось из клетки. И желание насчет "подальше" сбывается самым нелепым образом - порывом Чарли записывается добровольцем в армию, отправляющуюся бить "проклятых немцев". Пока весь мир не "полетел вверх тормашками"...

Судьбы всех пятерых, никак не связанные изначально, в какой-то момент сходятся в определенной точке пространства-времени, но потом также успешно разлетаются. Политик нанимает секретаршу и приобретает подругу-декоратора, встречается с мексиканскими социалистами и помогает отправке на войну добровольцев. И никому ни до кого нет особого дела - каждый занят устройством своей конкретной жизни, причем не в перспективе, а именно тут и теперь. Странно, но все люди, с которыми сталкиваешься в романе, живут именно сегодняшним днем, не делая даже "заначек" на черный день. Как будто чувствуют грядущие перемены и стремятся не обременять себя имуществом и прочными связями - ведь в одиночку выплывать будет легче...

 

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 98; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты