КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 10. Возникновение расколаНакопившиеся со временем по вине переписчиков ошибки и грамматические неточности в русских богослужебных книгах были обнаружены еще в первой четверти XVI века. Приезжавшие на Русь греческие монахи пытались исправить тексты по греческим образцам, заново переводя Священные Писания. Однако их стремление к адекватности перевода не было оценено Русским Православием. Напротив, их обвинили в возведении хулы на русских чудотворцев и русскую церковь и в порождении ереси. Тем самым был положен запрет даже на саму мысль что-либо ревизовать из русской богослужебной литературы. Однако бурный политический и экономический рост молодого царства Московского и стремление Русской Православной Церкви к главенствующему положению в мире и, как конечный результат - приход ее в Константинополь, приближение церкви русской к греческому восприятию стало объективной необходимостью. И уже к середине XVII века, в годы патриаршества Никона, процесс обновления русской церкви стал необратимым. Создание внутренней церковной "империи" в Воскресенском монастыре, получившем название Новый Иерусалим, воплощало целый комплекс великодержавных мечтаний патриарха Никона. Кроме внешнего копирования Иерусалимского храма Гроба Господня, алтарь этого храма имел пять отделений с пятью престолами для пяти вселенских патриархов, средний из которых Никон предназначал для себя, как для первого из них. Имея титул "Великого Государя", Никон всерьез думал о возвращении примата Церкви над государством. Идея исправления книг для него была попутной случайностью, выводом из главной идеи реформации Церкви. Вместе с другими переводчиками, сверкой книг занялся и Арсений Грек. Выходец из турецких греков, он успел побывать и православным, и католиком, и мусульманином, прежде, чем попал в Москву. Покровительство патриарха Никона вероизменнику в христолюбивой среде было воспринято резко негативно. К тому же давно наметились линии разрыва патриарха с духовенством, воспротивившимся "имперским" стремлениям Никона. Конфликт разразился в начале июля 1658 года, когда царь Алексей Михайлович решился ограничить Никона в его притязаниях на власть, который, не учтя изменившейся ситуации, выдвинул ультиматум. Отвержение притязаний должно было завершиться уходом Никона с патриаршего престола. И самоотставка была принята. В оппозиции Никону стояли не только представители духовенства, но и бояре и князья Стрешневы, Милославские, Морозовы и царица Мария Ильинишна. Во главе раскола встали протопоп Иван Неронов, сосланный за непослушание в черные службы на Кубанское озеро в Спасо-Каменный монастырь, и протопоп Аввакум, сожженный заживо после четырнадцатилетнего заточения в сырой яме земляной тюрьмы в Пустозерске. Наиболее важными изменениями в богослужении стали: запрещение икон западно-европейского образца, введение троеперстия вместо двоеперстного крестного знамения, замена славянского написания имени Спасителя "Исус" на грецизированное "Иисус", вытеснение хождения по храму при обрядах по солнцу хождением против солнца и так далее. Эти нововведения породили на свет двухсотлетнюю полемику со старообрядцами, оставивших свои обряды неизменными. Сама борьба царя с Никоном была косвенной поддержкой Неронову, Аввакуму и их сторонникам. Эта борьба за власть обрела форму публицистического противостояния старообрядцев и никонианцев: "Житие" и многочисленные послания протопопа Аввакума встречали не менее многочисленные отповеди со стороны новообрядцев. В числе ярких публицистических произведений этого периода - письма патриарха Никона, в которых высокий полемический слог соседствует с философским обоснованием приоритета Церкви над государством. К концу своей патриаршей деятельности после первых годов кипения и борьбы, Никон по-видимому почувствовал, что в исправлении текста богослужебных чинов нет той безусловной важности, какую он предполагал вначале, и в 1667 году уже прямо заявляет о своем отрицательном отношении к греческим образцам. Расколу не суждено было стать подпольной, гонимой оппозицией. Лишенный от начала епископского возглавления, он склонился перед трагедией бесцерковности: нет священства - нет таинств. Создается новая экклезиология (раздел богословия, обосновывающий спасительную роль церкви в жизни верующих), каноника (свод положений, носящих нормативный характер, определяющих чин богослужения), литургика (богословская дисциплина, в которой на основании историко-теологических данных доказывается необходимость и обязательность богослужений как важнейшего средства общения с Богом). Пока есть последние "истинные" священники, следует держаться их. В последующем - самим православным крестить, исповедовать друг другу согрешения, а также каждый пусть сам себя причащает. Бессильные доказать необходимость трагического разрыва с церковью и миром, расколо-вожди создали догмат о скором пришествии антихриста и указали на пугающие совпадения и приметы его тайного пришествия. Под знаком старообрядчества проходили: крестьянская война Степана Разина, Соловецкое восстание, восстания Кондратия Булавина, Емельяна Пугачева и другие. Таким образом, раскол из религиозного движения перерастает в движение общественное, отражающее определенные классовые интересы. Вместе с тем большой собор 1667 года, проведя ревизию всех сторон жизни церкви, обрядовые вопросы решил в полном принципиальном согласии с тем, как начал их решать патриарх Никон. Было не только введено никоновское новообрядие, но и подорвано формальное обоснование старообрядческой оппозиции. Патриарх Иоасаф II, избранный вместо самоустранившегося Никона, старался исполнить на деле соборные постановления, упорядочивая жизнь монашества и мирян. Последнюю точку в истории смуты церковного раскопа призван был поставить стрелецкий бунт. Воспользовавшись спором о владении Русью между братьями Иваном, Петром и сестрой их Софией, - детьми Алексея Михайловича, - расколо-вожди убедили стрельцов требовать восстановления старой обрядности. Учинив спор о вере, сторонники Аввакума, сопровождаемые стрелецкими войсками, пришли на кремлевскую площадь перед Архангельским собором. Страстная речь протопопа Никиты Добрынина, прозванного Пустосвятом, возбудила толпу, требовавшую отмены реформ. Экстренный Собор 1682 года одобрил и привел в действие целую систему репрессий против старообрядчества. Впервые в жизни русской церкви и государства была применена система и дух западной инквизиции, когда иерархи благословили меч государственный на устрашение противящихся церкви. Полки вынуждены были покориться и выдать в руки законных властей раскольничьих главарей бунта, а протопоп Никита за оскорбление власти, как политический преступник, был казнен на Красной площади. В этот же генерального гонения был сожжен и протопоп Аввакум. Так завершилась реформа патриарха Никона, породившая историю русского старообрядчества и политических выступлений народных масс.
|