КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Историческое значение монашестваХристианская церковь принесла на Русь новую идею - о религиозном учреждении, совершенно отдельном от государства. Непрерывные междоусобицы домонгольского периода, сопровождавшиеся правонарушениями и вероломством, придали русской церкви иерархии особый вес: путь партийных пристрастий и дипломатических интриг сочетался духовенством с путем истинно-христианского нейтралитета, возвышающего борющие стороны над мелочными обидами. Среди быстрых смен князей на великом княжении тот князь чувствовал себя увереннее, права которого брали под свою защиту представители церкви. Когда же Русь оказалась во власти монгольских завоевателей, на первый план вышла миротворческая деятельность русской иерархии, выдвинувшей тезис о единении Руси во имя спасения государства. Особую роль в этом сыграло монашество. Хотя первое упоминание летописца о черноризцах относится к 1037 году, митрополит Илларион отмечает, что уже при князе Владимире "монастыреве на горах сташя", Во всяком случае, на Русь монашество приходит в сложившемся виде. Кроме религиозно-нравственного служения, монастыри имели высочайшее просветительное значение: согласно указаниям общинножительного Устава Феодора Студита они должны были служить богатыми книжными центрами. Монастырские библиотеки включали в себя отнюдь не только богослужебную литературу, но и "четьи" - светские нравоучительные и исторические повести. Здесь размещались центры обучения грамотности, минимального просвещения, музыкальной грамоты. Князь Владимир надеялся, что младшее поколение аристократии, пройдя полный цикл наук, необходимых для образованного человека того времени, будет надежным проводником просвещения и для всего русского народа. Однако, добровольной охоты учиться у русских еще не было. Свободные школы, в которых частные учителя учили по согласованной с учеником программе, вскоре затухли, а просветительство свелось к обучению грамоте. В этих условиях монастыри приобретали еще больший вес. Ведь в них не только обучали, но и развивали саму науку, - черноризцы переводили иностранные труды, составляли собственные историко-географические своды. Как свидетельство тому, замечание летописца об отце Владимира Мономаха князе Всеволоде: "дома седя пять язык умейтеяше". А ведь обучался он в монастырских школах. Уже во второй половине XII века на Руси явился выдающийся по литературному образованию писатель-публицист Кирилл епископ Туровский. Его Слова и молитвы обладают высоким литературным стилем, техническими словесными украшениями и аллегорическим выражением, выдающими изучение Кириллом теории духовной словесности под руководством греческих учителей. Дальнейшее развитие истории ставит перед монастырями иную задачу. Подсчитано, что с XIII по первую половину XV века Русь выдержала больше 160 войн с внешними врагами. В эти грозные годы единство церковной власти имело большое политическое значение. Проникновение на Русь исихазма придает некую специфичность дальнейшего развития Русского Православия: древнерусское монашество было точным показаниям нравственного состояния всего общества, Стремление покинуть мир усиливалось не оттого, что в миру накапливались бедствия, а по мере возвышения нравственных сил. В годы тяжких испытаний духовенство играло роль идейных вдохновителей. И отречение от мира совершалось но имя достижения идеалов высокой нравственности. И отличие от главнейших представителей и духовной жизни Запада и Византии, русские святые оставили очень мало письменных произведений Они учили, главным образом, примером своей жизни, и память о них утверждалась в потомстве путем агиографических источников. Христианство перешло к нам от греков еще в ту эпоху, когда в церковной практике Востока царило большое разнообразие обрядов. Флорентиская уния вызвала у русского духовенства размышление о религиозной самооценке, свершить которую призвано было монашество. Настойчивые заверения во вселенском первенстве русского народа по православию и благочестию вылились в убежденность необходимых перемен в институте власти; невозможно христианам иметь церковь и не иметь царя, ибо царство и церковь находятся в теснейшем союзе. Духовенство с самого начала христианской церкви на Руси пыталось перенести на русскую государственную власть византийские термины. Так уже в XI веке в "Сказании об убиении Бориса и Глеба" Владимир называется "самодержцем всея русский земли". С XII века Мстиславово Евангелие и служебник Варлаама Хутынского именует русских князей "цесарями", а их княжение "цесарствованием". С попадением Руси под монгольское ладычество титул царя на некоторое время монополизируется в пользу ханя, но затем снова начинает прилагаться к русским великим князьям, уже в его церковно-каноническом значении. Таким образом, к XIV веку у русских уже совсем созрела идея о переходе в Москву священных прав и обязанностей павшей византийской империи. Эта идея, родившаяся в недрах духовенства, нашла себе реальное основание и поддержку в браке великого князя Ивана III Васильевича с племянницей последнего греческого царя Зоей Палеолог, переименованной в России в Софью. С этим браком московский государь якобы приобретал и формальные юридические права на византийскую корону, а также на герб восточной Римской империи - двухглавого орла. Окончательную и самую сильную формулировку сложившихся в русском обществе представлений о новых правах и обязанностях русского государства и его самодержавных правителей дает старец псковского Елеазарова монастыря Филофей в своих посланиях к дьяку Мисюрю Мунехину и великим князьям Василию III и Ивану III: представление о России, как едином мире православном царстве, с неизбежностью влекло за собой и византийское представление о русском государстве, как полноправном хозяине в делах своей церкви. По словам другого религиозного деятеля Иосифа Волоколамского, высшая юрисдикция в церковной сфере принадлежит государю, потому что ему предал Бог "милость и суд, и церковное и монастырское, и всего православного христианства всея Русския земли власть и попечение вручил ему". Отныне московские государи уже крепко забрали в свои руки оружие, данное им самими же представителями церкви, и история взаимоотношений властей церковной и государственной уже навсегда склонилась к перевесу государства над церковью. Литературные, исторические и философские начала, принесенные на Русь монашеством, сыграли огромнейшую роль в социально-политическом становлении государства в целом. Однако после того, как власть светская и духовная сосредоточилась в одних руках, духовенство было отторгнуто от реального влияния на развитие государственно-политического строя и занялось исключительно нравственными сторонами личности. Глава русской церкви, митрополит всея России утра1ил свой сверхнациональный церковный характер, при котором он был до конца независимым от Московского великого князя, опираясь на происхождение власти церковной от Константинопольского патриарха. Став всецело зависимым от царя Московского, он потерял возможность управлять церковью за московскими пределами, а потому в конце XV века русская церковь приобретает патриарший титул. Но это практически ничего не меняет: делаясь национальной, церковь вместе с тем становилась и государственной, подчиненной функциям государственным.
|