КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 4. Христианизация РусиКрещение Руси, ставшее поворотным в судьбе славянского народа, тем не менее не запечатлелось в памяти современников. Уже через сто с небольшим лет древнерусский летописец отмечал, что Владимир крестился не то в Корсуне, не то в Киеве, "инии реша в Василеве; друзии же инако скажют". По одной из летописных легенд, первым о крещении будущих русских земель еще в I веке возвестил один из двенадцати Апостолов - Андрей Первозванный. Согласно преданию, он после проповеди на южном берегу Черного моря переплывает его в северном направлении, высаживаясь невдалеке от устья Днепра. Затем, совершив путешествие по реке, достигает днепровских круч и произносит пророческие слова: "Видите ли горы сия? - яко на сих горах воссияет благодать божия; и мать град велик быти и церкви многи бог воздвигнути и мать". Сказав это. Апостол поднимается на кручи, благословляет их, устанавливает крест и, совершив молитву, продолжает свой путь через Новгород и варяжские земли и Рим. Византия была заинтересована в таком положении вещей, чтобы, доказав свою равнозначность Риму, получившему благословение от Апостола Петра, обеспечить господство над Востоком. Апостол Андрей Первозванный, как известно, был братом Апостола Петра. Именно Андрей стал первым учеником Христа, за что и получил прозвание, и только потом в ученики Христу призван был его брат. Наконец, Петр просвещал западные страны, а Андрей из византийских земель отправляется просвещать страны Востока. Занесенное в летописи, предание о хождении Апостола Андрея по русской земле постепенно сделалось общерусским верованием. Что же касается исторического соответствия, то предание это имеет под собой реальную основу. Апостолы жребием решали о географических уделах своего благовествования; Апостол Андрей пошел в страны севера, через Ливан к нашему Закавказью, Черноморью и Скифии. На каком этапе закончил он свое проповедничество в точности не известно. Но предположение о путешествии по Днепру таким образом получает определенное подкрепление. Во всяком случае, Крым служил для Древней Руси культурным мостом к Византии. Христианство также было у греков и готов, имевших свои епархии в V веке в Никопсии (Пицунде) и Тьмутаракани (Тамани). У византийских историков многократно говорится о крещении "руссов" в конце IX века, каковыми могли быть киевские князья Аскольд и Дир. В конце XI века над могилой Аскольда была выстроена церковь имени святителя Николая, что дает право историкам церкви предположить: Аскольд принял крещение под именем Николай. И Киевский Летописный свод не случайно обозначает 862 год как год основания государства: христианский летописец начинает отсчет от первого совершенного на Руси крещения. А убийство Аскольда новгородским князем Олегом, активным врагом греческого христианства и поборником язычества, а также предпринятая по его указанию чистка летописных записей о деяниях Аскольда и Дира получают новую окраску. Поэтому ни крещение княгини Ольги, ни крещение князя Владимира не воспринимались современниками как нечто необычное. Захватив в начале 979 года Киев и овладев женой убитого им брата, Владимир начал княжить под знаменем антигреческой и противохристианской политики. Совершая человеческие жертвоприношения языческим кумирам, блудодействуя, имея, помимо пяти "водимых" жен, еще 600 наложниц, он вызвал нарекания а свой адрес во многих летописях: польский историк Титмар Межиборский называет Владимира "блудником безмерным и жестоким". Что же заставило князя переменить веру и морально-этические воззрения? Гадая об этом, Нестор-летописец в "Повести временных лет" под 980-м годом предполагает влияние военной добычи Владимира - жены убитого им Ярополка, которая была христианкой. Другим туманным отражением иностранных влияний на перемену Владимиром государственной религии служит одна из скандинавских саг об Олаве Триггвесоне, который, спасаясь от дворцового переворота, некоторое время живет при дворце Вальдамара на севере русской земли. После принятия в Византии крещения, Олав вновь возвращается к Вальдамару и пытается убедить его принять христианство. Все эти элементы саги не противоречат истории: действительно Норвежский король Олав в это время (993-995 годы) крестился и крестил свой народ по возвращении из долгих странствий по чужим землям. Будучи на Руси, он мог выполнить роль миссионера, повлиявшего на смену мировоззрения сначала Новгородского, а затем Киевского князя Владимира. Словом, по всей совокупности источников, обращение князя произошло по многим внутренним и внешним побуждениям, а не вследствие выбора вер при беседе с послами, как о том сообщает под 986 годом "Повесть временных лет". Причем, крещение происходило не в единый момент. По свидетельству писателей XI века Владимир лично крестился в 987 году у себя дома, в Василеве, в 989 году он совершил поход на Корсунь, где крестилось пришедшее с ним войско, и в 990 году свершилось крещение киевлян. За двадцать пять лет христианского правления Владимир сумел почти полностью вытравить из народного сознания образ князя-язычника, зверствующего и непотребного,- в памяти и былинах остался лишь "ласковый князь и Красное Солнышко". Пиры и милостыни для неимущих стали для него привычным делом. Впрочем, вполне возможно, что это было искусной политикой насаждения в сознании народа определенного образа. Так осуществлялся план приобщения Руси через крещение к семье передовых европейских народов. Вместе с тем, крещение дало возможность Владимиру породниться с родом единственных в мире "порфирогенитов" - законных императоров Византии, что, в свою очередь, служило залогом получения благ и секретов Византии создания первенствующей во всем мире культуры. И действительно, на Русь пришли образцы греческой и византийской культур. Иконопись, храмовая архитектура, скульптура, литература,- все испытало на себе влияние христианской эстетики. По "законам" греческой агиографии возникают местные жития святых. Священник княжеского села Берестова Илларион выступает со своим замечательным с точки зрения требований византийской риторики словом "о законе и благодати", заканчивающимся красноречивым и очень хорошо построенным панегириком в честь "блаженного" князя Владимира и его сына Ярослава, при котором, собственно, и начался расцвет христианизации Руси. С двумя пригородными монастырями Киева - Печерским и Михайлово-Выдубицким - связано создание первого научно-литературного труда, получившего название "Начальный свод". Он является научной обработкой обширного комплекса разнообразных исторических источников, вскрывающей перед нами исключительную начитанность его составителей и богатство имевшейся в их распоряжении литературы. Тут и переводы греческих хронографов, дававших сведения о древнейшей истории мира и о прошлом соседних с Русью стран балканского полуострова, и отрывки географического описания Восточной Европы, и русские агиографические произведения, и исторические повести и мемуары, и летописные записи, сделанные в различных уголках Руси, и извлечения из церковных поучений... Такой труд не мог бы возникнуть без предпринятого князем Владимиром шага в сторону слияния Русской и Византийской культур. Ибо, не надо забывать, что ряд классиков дошел по нас благодаря византийским схоластам и императору Константину Багрянородному, при участии которых в X веке была составлена энциклопедия древних писателей.
|