КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 1. Раннее христианствоДля того, чтобы понять причины возникновения и развития христианского учения, следует хотя бы бегло познакомиться с состоянием Иудеи на рубеже эпох. Иерусалим, будучи столицей иудейства, черпал свое значение и богатство исключительно из храма Яхве. Каждый иудей, где бы он ни жил, должен был способствовать поддержанию храма, внося ежегодно две драхмы на его содержание. Кроме того, всякий иудей обязан был совершить паломничество и принести жертву в столичном храме, ведь синагоги вне Иерусалима оставались только домами молитвы, но не местом жертвоприношения божеству. За счет паломников кормились не только культовые служители, но и многочисленные лавочники, менялы, ремесленники и крестьяне, продававшие свою продукцию прибывавшим в Иерусалим. Таким образом, зачастую храм был больше похож на рынок, нежели на место поклонения Яхве. Вместе с тем, неподалеку от Иерусалима сектой самаритян был выстроен еще один храм, составлявший конкуренцию столичному. Ожесточенная борьба между ними породила религиозный фанатизм и религиозную нетерпимость иерусалимских иудеев. Рисуя политический расклад Иудеи в восьмой главе второй книги "Иудейской войны", Иосиф Флавий сообщает, что возникло три идейных течения: саддукеи, фарисеи и ессеи. Первой оппозиционной группой стали первосвященники, священнослужители и аристократы, потерявшие ведущие позиции в государстве с приходом династии Асмонеев, часто нарушавшей религиозные законы. Название течения - саддукеи - восходит к имени первосвященника Соломона Саддока, родоначальника большинства членов оппозиции. Впрочем, вскоре саддукеи нашли общий язык с правящей династией и вошли в число союзников Асмонеев, В религиозном отношении саддукеи были последовательными консерваторами, стоящими за дословное исполнение письменных Законов Моисея. Они отвергали устное предание, веру в воскресение, в загробную жизнь и в посмертное воздаяние. Течение фарисеев ("обособленных") возникло в среде учителей, толковавших Законы Моисея как можно более детально, чтобы не допустить нарушений. Они провозгласили полное отделение избранного народа, каковым являются иудеи, от остального человечества, фактически выступив против римской ориентации Асмонеев. Освобождения от римского ига фарисеи ждали от народного вождя, мессии, после победы которого павшие в праведной борьбе восстанут из могил во всей своей телесности и начнут новую жизнь, полную радости и наслаждений. Против Асмонеев, саддукеев и фарисеев выступали ессеи. Члены этой группы вели строгий аскетический образ жизни, сообща владели имуществом и придерживались обета безбрачия. Считая себя сыновьями света, в отличие от всех остальных людей - сынов тьмы, проповедовали приход мессии в самое ближайшее время. Они протестовали против существующего порядка, отрицали ритуал жертвоприношения и пользовались собственным календарем. Из числа сторонников этой секты вышли и зелоты, отличавшиеся неукротимой любовью к свободе, а потому настаивавшие на том, что только Бог может быть владыкой и царем. В годы Иудейской войны ими были спрятаны в пещерах Хирбет-Кумрана свитки Священного Писания, принадлежавшие этой общине. По месту своего обитания ессеи и зелоты часто именовались кумранитами. Порвав отношения с первосвященниками и учителями, кумраниты стали называть себя "Новым заветом", а по социальному составу и убеждениям - "нищими". Вступить в их общество было нелегко: в течение двух лет длился испытательный срок. Новый член секты передавал общине все свое знание, труд и имущество. Кумраниты были замкнутой пактом, они старались не контактировать с другими людьми. Главной их целью была подготовка к решающей битве "сынов света" с "сынами тьмы". Ессейское учение, как оно отражено в рукописях, открытых в 1947 году в районе Мертвого моря, оказало большое влияние на формирование раннего христианства. Представление о конце мира (эсхатологизм), о борьбе добра со злом (дуализм), о приходе божественного спасителя (мессианизм), резкие выступления против богатства, - все это свойственно и ессеизму и раннему христианству, в литературе которого, не говоря уже о названии собрания священных книг - Новый Завет, встречаются самоназвания, схожие с кумранскими: сыны света, нищие... А один из учеников Христа носил прозвание Симон Зилот. Однако, есть и различия в учениях. Полемизируя с кумранскими правилами отшельничества, христиане неоднократно повторяли: "...Для того ли приносится свеча, чтобы поставить ее под сосуд или кровать?". И в этом главный принцип, отличающий христиан от кумранитов. Социальный состав ранних христиан был разнородным: многих привлекала идея сострадания и спасения в грядущем. Но главное заключалось в том, что христиане, в отличие от других сект, призывали не к кровопролитию, а к смиренномудрию. Значительное место среди первых христиан занимали женщины. В те времена в Иудее даже богатые и влиятельные, они не могли занимать официальных должностей. Что же касается женщин низших слоев общества, то, втянутые в процесс производства, они попадали в еще более унизительное положение: женские профессии были непрестижны. А распад семейных связей и рост числа женщин-одиночек, встававших на путь торговли собственным телом, и вовсе вызывали однозначно отрицательную реакцию в обществе. Христиане же не только принимали в свои общины женщин, но и обещали раскаявшимся грешницам и блудницам Царство Небесное. И хотя у ранних христиан еще не было разработанной теологии, всех последователей Христа сплачивала прежде всего идея нравственного совершенствования, страстная вера в возможность вечного спасения вне того мира и времени, в котором они жили. Ситуация изменяется только к IV веку новой эры, когда распространение христианства в самых разных слоях населения привело к изменению и усложнению вероучения. С одной стороны, образованная элита создавала христианскую философию и теологию, далеко не всегда понятные большинству верующих; с другой, низы населения, в особенности крестьяне, вносили в христианство элементы языческих представлений о божестве. В 419 году на Карфагенском соборе был окончательно утвержден список книг Нового Завета. Двадцать семь произведений христианского направления отныне стали считаться узаконенными, каноническими. К ним нельзя было что-либо добавлять или изменять их этическую направленность. Христианство обрело основной устав веры и морали, который вместе с отредактированным иудейским Священным Писанием составил Библию. Тема 2. Христианская литература Слово "Библия" - греческое. Означает оно - "книги". Таким образом, уже само название говорит о содержании Священного Писания: Библия - это собрание книг, согласно иудейской и христианской религиям, считающихся сводом основных законов божественного происхождения. То, что иудейская и христианская Библии не совпадают, понятно; евреи не признают книг, созданных в христианскую эпоху. Но не совладают и Библии христианские; католические содержат 72 книги, протестантские - 66 книг, а православные - 77 книг. Это объясняется различием Священных Преданий, взятых за основу составления Библий. Христианская Библия состоит из двух неравных частей: еврейских книг, составивших Ветхий Завет, и христианских, объединенных под названием Новый Завет. По содержанию все книги компонуются в четыре раздела: а) законоположительные, 6) исторические, в) учительные, г) пророческие. В Ветхом Завете это: а) Бытие, Исход, Левит, Книга Чисел и Второзаконие, - они излагают Закон, данный Богом через пророка Моисея, а потому называются Пятикнижие Моисея; б) Книги Паралипоменон (дополнений), две Книги Ездры, Книга Неемии, Есфирь; в) Книга Иова, Екклесиаст, Песнь Песней и Притчи Соломона, Псалтирь, содержащий 150 псалмов, написанных большей частью царем Давидом; г) Книги пророков Исайи, Иеремии, Иезекииля, Даниила, а также Книги двенадцати малых пророков - Аввакума, Авдия, Аггея, Амоса, Захарии, Иоиля, Ионы, Малахии, Михея, Наума, Оси и, Софонии. Кроме канонических (узаконенных), в Ветхом Завете есть и неканонические Книги: Товита, Иудифи, пророка Варуха, Премудростей Соломона и Иисуса, сына Сирахова, Послание Иеремии, три Книги Маккавейские, третья Книга Ездры. Эти сочинения иудеи утратили давно, и в современном иудейском варианте Писания их нет. В христианской Библии они появились из ранних греческих переводов ветхозаветных книг. Канон Ветхого Завета окончательно был зафиксирован в I веке нашей эры религиозно-законодательным центром иудаизма в палестинском городе Ямнии. Язык большей части Книг Ветхого Завета - древнееврейский, лишь некоторые вставки сделаны на арамейском языке. Новый Завет почти весь написан на греческом, точнее - на той его разновидности, что была литературно-бытовым языком в бассейне Средиземного моря. Его состав также условно компонуется в четыре раздела: а) Евангелия от Матфея, Марка, Луки, Иоанна; 6) Деяния Святых Апостолов; в) семь соборных посланий Апостолов и четырнадцать посланий Апостола Павла, г) Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова Главными в Новом Завете являются Евангелия (с греческого - Благая весть). Так христиане называли сказания о земной жизни и учении Иисуса Христа. Кроме канонических Евангелий, известны и апокрифические (с греческого - тайные): от иудеев, от Фомы, от Иакова, от Фомы Блаженною, от Филиппа, от Марии Магдалины, от Петра... По-видимости, существовали и различные версии канонических Евангелий. Так, например, секта эбионитов, чье учение расходилось с общепринятым христианским, опиралась на известное им Евангелие от Матфея, а в Александрии имели хождение сразу три Евангелия от Марка. Среди других книг, претендовавших на священность - Апокалипсис Петра, Учение двенадцати Апостолов (Дидахе) и "Пастырь" Гермы, принадлежащий к жанру откровений. Однако, эти и другие произведения остались за рамками официального учения Церкви, примкнув к Священным Преданиям - устным рассказам о Христе и Богородице. В целом, Библия охватывает всю историю человечества Ветхий Завет повествует о событиях от сотворения мира до времен, предстоящих Рождеству Иисуса Христа, а Новый Завет знакомит с земной жизнью и учением Христа. Завершающий Библию Апокалипсис пророчествует о грядущем конце света. Коренные отличия Нового Завета от Ветхого выражаются в формулировке основополагающих Законов. Закон, данный миру через пророка Моисея, закон справедливой мести: око за око, зуб за зуб, - ни на каплю более причиненного тебе материального ущерба. Тогда как одной из главных заповедей христиан, после любви к Богу, названа любовь к ближнему, как хочешь, чтобы к тебе относились люди, так и ты отнесись к ним. Гармония отношений в материальном мире была дополнена требованием гармонии отношений и в мире духовном. Смена религиозной идеологии и морали сопровождалась жестокой политической борьбой. III и начало IV века - время крупных, так называемых "универсальных" гонений на христиан. И вслед за повествованиями о Христе и его учениках стала появляться литература и о праведных христианах, агиография (с греческого - описание святого). Среди л того рода христианской литературы для православных наиболее полным сводом стали "Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога" в двенадцати книгах, изданных Московской Синодальной типографией в 1902-1911 годах. Издание прервано Февральской революцией. Большинство житий сообщают о святом очень мало фактических данных. Их цель иная: показать пример твердости духа и благочестии" и деятельности. Они служили как бы иллюстрациями к Евангельским нравственным канонам, дополняя вероучение практическими примерами из современности. Поэтому мы вправе говорить об агиографической литературе вкупе с Библейскими текстами. Писатель-агиограф, создавая образ святого, отбрасывает как несущественное все земные, человеческие проявления. Такой подход объясняет" еще и тем, что самые древние мартирологи (жанр агиографии, повествующий о мучениках за веру) в основной своей части - переводы латинских судебных протоколов, в которых значились только вопросы судей и ответы обвиняемых. У выкупавших в суде эти записи не было никаких иных сведений о причислявшихся к лику святых (канонизировавшемуся). А все позднейшие произведения агиографической литературы писались по образцам, оставленным первыми агиографами. Христианская литература, - Библия, Священные Предания, апокрифы, агиографические произведения, - не жизнеописательная, а нравоучительная. Создавалась она, как правило, много веков спустя после описываемых событий: самый ранний из памятников христианской литературы - Апокалипсис Иоанна Богослова - относится историками ко второй половине I века. И рассматривать эту литературу следует, прежде всего, как свод морально-этических требований к человеку, определивший дальнейшее развитие истории духовной жизни общества.
|