КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность и специфика песенного фольклора и его функциональное предназначениеФольклор как вид народного творчества, образованное от английского слова «folklore», состоит из двух коренных: «folk» - «народность» и «lore» - «знание», «мудрость», «мировоззрение», и традиционно в свое понятие включает песни, сказки, легенды, религиозные предания, всевозможные приметы и суеверия, обычное право, народное искусство, домашнюю утварь и т.д., вплоть до характера чувствований и способа их выражения [293]. Официально в русском языке слово «фольклор» утвердилось не сразу, долгое время исследователи старались пользоваться своими, отечественными понятиями типа «народная словесность», «народная поэзия», «народное искусство», «народное творчество», и поэтому почти с самого начала сохранялись существенные разногласия в трактовке. Первоначально в России понятия «фольклор» приняли в широком европейском толковании, рассматривающим фольклор как своеобразное культурное народоведение [294]. При таком подходе термин «фольклор» означал народно-творческую деятельность, и в результате объект исследования заметно выходил за рамки искусства как такового [295]. Затем родилось альтернативное предложение ограничить объем понятия «фольклор» до значительно более узкого - «народное поэтическое творчество», которое сразу же пришло в противоречие как с этимологическим значением, казалось бы, уже всеми принятого слова, так и с установками преимущественной части западноевропейских и американских исследователей. И сегодня встречаются самые различные трактовки в интерпретации фольклора. Сравнивая понятийные определения таких явлений как «искусство», этническая культура», «фольклор», обнаруживается много общего при наличии их специфических различий. Главной особенностью песенного фольклора считается то, что он с огромной выразительностью и непосредственностью способен передать многовариантность красок эмоционального состояния человека, все богатство чувств и оттенков, существующих в реальной жизни. Благодаря временной природе, он способен передавать также смены переживаемых настроений, их динамику, представление о пространственно-временном окружении человека, явлениях окружающей жизни человека, природы, мироздания с помощью различных интонационно-звуковых способов выражения чувств и мыслей [314]. Песенный фольклор, выполняя по отношению к академическому искусству функцию «жанрового фонда» [315], реализует важнейшие функции накопления, хранения, распространения и ретрансляции знаний, норм ценностей и значений, при том что, художественная деятельность людей, являющихся создателями, хранителями и потребителями духовных и материальных ценностей, представляет национальное достояние и культурный фонд народа. Как основа музыкального искусства в целом, являясь генетически самой близкой человеку, традиционный песенный фольклор становится самым благоприятным средством формирования мировоззрения, духовно-нравственных личностных ценностей личности. Консолидируясь с Б.В. Асафьевым, который обосновал взгляд на музыку как интонационное искусство, способное передать внутреннее эмоциональное состояние человека и воплотить содержание окружающего его мира с помощью музыкально-речевых интонаций, традиционный песенный фольклор как синтез музыки и слова можно назвать «интонационным музыкально-поэтическим словарем этноса», поскольку он заключает в себе излюбленный круг музыкальных интонаций, заключает в себе содержание и является ретранслятором своеобразного видения картины мира». [316] Песенный фольклор особым образом выражает мысли и эмоции человека в звуковой форме, содержание которого составляют художественно-интонационные образы, запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях) как результаты отражения, преобразования и эстетической оценки в сознании человека. Данные обобщения красноречиво подтверждают решающее значение роли традиционного песенного фольклора в процессе освоения человеком своей этнической культуры и познания этнической картины мира. Характеризуя специфические признаки песенного фольклора, следует выделить в качестве важнейших свойств: синкретизм и традиционность. Синкретизм, понимаемый и выражающийся, прежде всего, в целостности и нерасчлененности трех форм бытия: культуры - общества - человека, воплощается мифами и другими синкретическими образованиями. Вторым существенным признаком бесписьменных культур является традиционность, которая характеризуется особенностями структуры бытия и быта: мифами, обрядами, нормами поведения и другими ценностями, сохраняемыми и передаваемыми из поколения в поколение как неписанный закон. Все нормы поведения и бытия в обществе регламентировались и были представлены в виде совокупности особых типовых программ – стереотипов поведения, обоснованием которых служит ссылка на закон предков как основной способ мотивации действий в традиционной культуре. Именно прошлое в виде закона предков выступает в традиционной культуре и фольклоре в качестве объяснения настоящего и будущего. Для характеристики песенного фольклора казаков более приемлем тип традиционной культуры, который распространен в обществах, где изменения незаметны для жизни одного поколения. Характеризуя особенности традиционной культуры необходимо подчеркнуть, что в этом типе культуры господствуют обычаи и, передаваемые из поколения в поколение традиции. Традиционная культура органично сочетает в себе составляющие ее элементы, органично взаимодействует с природой, и ориентирована на сохранение самобытности и своего культурного своеобразия» [317]. К особенностям и специфике фольклора следует отнести также формирование основ русского национального музыкального стиля [318], народной традиционной лексики и диалектов (типов звуковых систем, ладовой организации, полифонии, гармонии, ритма). Одновременно музыкальный и песенный фольклор предстает системой музыкальных диалектов, образцы которых отличаются в зависимости от их среды бытования на той или иной территории. Песенный фольклор как органичный сплав музыки и слова, дополняясь мимикой, танцем и другими средствами художественной выразительности, является, таким образом, неким сплавом и синтезом художественно-творческой деятельности людей, способствующим формированию мировоззренческой системы ценностей и ретранслируемой их последующим поколениям [319]. Являясь неотъемлемой частью народного художественного творчества, песенный фольклор по праву образует систему, способствующую гармонизации отношений человеческой личности с окружающим миром. Он также является одним из ярчайших этноидентифицирующих признаков своего этноса и соответственно базой формирования культурно-эстетического восприятия своего народа и других национальностей. Фольклор определяется и как «социально обусловленная и исторически развивающуюся форма творческой деятельности народа, характеризующуюся системой специфических признаков (коллективность творческого процесса, традиционность, нефиксированные формы передачи произведений, вариативность, полиэлементность, полифункциональность), которая тесно связана в свою очередь с трудовой деятельностью, бытом, обычаями народа» [320]. М.Н Зыкова рассматривает фольклор как «особый совокупный культурный продукт, древнейшую форму общественного сознания, который в наиболее концентрированном виде и в виде устойчивых форм отражает образы и отношения социокультурного и филогенетического опыта, а также сам процесс такого отражения, спецификой которого является импровизация воспроизведения (воссоздания) устойчивой формы обряда» [322]. Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культур и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. В контексте нашего исследования этот компонент приобретает особое значение, поскольку именно этноидентифицирующая функция традиционного песенного фольклора позволяет ретранслировать духовные ценности этноса в так называемый «жанровый интонационный фонд», осуществляя свои функции сохранения и ретрансляции этнической культуры. Тем самым подчеркиваются этнические функции песенного фольклора, решающие этнодифференцирующие и этноинтегрирующие задачи. Этнические компоненты песенного фольклора отличаются стабильностью и устойчивостью и потому составляют генетическое ядро этноса и содержат в себе защитные механизмы этноса. В зависимости от социальной среды бытования в системе художественной культуры общества (самодеятельной, учебной, профессиональной), песенный фольклор выполняет различные социально-педагогические функции: воспитательную, образовательную, художественно-эстетическую, культурно-просветительскую, коммуникативную и что очень важно осуществляет распространение духовной культуры народа и поддерживает самосохранение национального сообщества. Развитие и функционирование песенного фольклора представляют собой, таким образом, результат материально-духовной переработки жизнедеятельности этноса. Поэтому каждая культура, отражая специфику уклада жизни ее создателя, его поведения, его особый способ мировосприятия в мифах, легендах, религиозных верованиях и ценностных ориентациях, содержит совокупность духовно-нравственных мировоззренческих ценностей, свойственных этносу, или субэтносу. По точному выражению С.В. Лурье именно тексты (традиционного песенного) фольклора, написанные рукой носителя данной этнической группы, могут явиться «квинтэссенцией некой ценностной системы» [323], поскольку они отражают ценностные доминанты, на основе которых сформировалась та или иная идеология. Формулируя понятийные определения песенного фольклора, выявляя все новые и новые его специфические характеристики, в контексте данного исследования традиционный песенный фольклор представляется нам способом мировосприятия, отражения и познания этнической картины мира. Песенный фольклор как синтез музыкально-поэтического народного творчества и первооснова музыкального искусства вообще вполне закономерно имеет пространственно-временную природу и является в этом смысле моделью действительности, поскольку именно в песенном фольклоре происходит сложнейшая и уникальная процедура воссоздания универсальных сущностей бытия через призму социокультурного опыта символизации значений чувственно и рационально осваиваемого мира. Аналогично тому, что сама культура является своеобразным посредником между человеком и мирозданием, знаково-символическая сфера песенного фольклора обеспечивает творческому разуму возможность свободного и независимого оперирования пространством и временем, поскольку именно они определяют в генезисе саму возможность возникновения и становления песенного фольклора [325]. Таким образом, феномен песенного фольклора как явления заключается в том, что востребованность его звучания равна в своём значении процедуре перевода процессов бытия в процессы изменяющихся звуковых событий, перевода концентрированно переживаемого в заполненное и чувственно и интеллектуально осваиваемого. И в данном случае песенный фольклор представляется нам «способом перевоссоздания процессуальности бытия в процессе её социокультурного освоения на уровне свободного и самодостаточного развития звуковых событий» [326]. Глубокое познание песенного творчества немыслимо «вне тесной связи песни с жизненной ситуацией, с социальной почвой, ее породившей, с мировоззрением ее творцов, психологией» [329]. Трансформация указанных фундаментальностей в сфере специфики песенного фольклора происходит по законам исторического и социокультурного освоения этнической картины мира. При этом в песенном фольклоре специфицируются исторически складывающиеся типы и формы отношений к бытию, символизируются посредством перевода на язык музыкально-поэтических значений системы мировоззренческих универсалий, перевоссоздается обобщенная умозрительность и понятийность, сконцентрированная в структурах общественного сознания и в духовных образованиях социокультуры. Особое значение приобретает проблематика возрождения традиционного песенного фольклора. О чем В.М. Щуров писал: «Настало время дать картину соотношения местных явлений в русском фольклоре наряду с данными археологии, лингвистики, этнографии» [330]. По мнению Б.Н. Путилова, «любое структурно-типологическое исследование должно нести в себе исторические импульсы, целый комплекс вопросов, ответы на которые может дать только история» [331]. В. А. Лапин, исследуя специфику регионального, традиционного песенного фольклора, справедливо отмечает закономерное происхождение певческой народной культуры из своеобразия и многослойного исторического развития и в результате намечает общие принципы и подходы в разработке собственной исторической проблематики. В центре этой проблемы им видится локальная традиция, «рассматриваемая не просто в плане некоторой территориально-конкретной данности, но как сложный историко-культурный феномен, формировавшийся под воздействием множества факторов разного порядка» [332]. В качестве важнейших факторов, он выделяет – этническую и социальную историю. Песенные традиции, таким образом, формируются в результате взаимообогащения культур народов-соседей, и в связи с историческими, социально-экономическими условиями, о чем подтверждают теоретические выводы ученых. Таким образом, в этномузыкологии и фольклористике в контексте изучения регионального, традиционного песенного фольклора, намечена устойчивая тенденция исследования традиционной региональной культуры в тесной взаимосвязи с локальной историей с точки зрения общего исторического процесса. Иначе говоря, без тщательного изучения истории, этногенеза и эволюции этноса, исследование традиционной культуры и в частности песенного фольклора его специфических особенностей будет не полным и вряд ли научно-обоснованным. Совершенно очевидно, что историческая наука и весь комплекс связанных с ней понятий не просто приложимы к песенному фольклору, но служат своеобразным “гравитационным полем”, в котором естественно отражаются его самобытные черты. Во многом консолидируясь с учеными в определении традиционного песенного фольклора, мы исходим из осмысления его сущностных и специфических характеристик, заимствуя вместе с тем характеристики, свойственные этнической культуре. Как многомерное и полифункциональное явление традиционный песенный фольклор нуждается в полно-объемном определении, позволяющем сформулировать всю его понятийную широту. 1. Исходя из осмысления сущностных и специфических характеристик традиционного песенного фольклора гребенцов, мы определили его как особый совокупный социокультурный продукт и древнейшую форму общественного сознания, выражающую в наиболее концентрированном виде и устойчивых форм образы и отношения социокультурного и филогенетического опыта, а также сам процесс такого отражения, сущность и специфичность которого сформированы под воздействием природно-социальной среды, образа жизни и хозяйственно-культурного типа. 2. Традиционный песенный фольклор как вне биологически выработанный, передаваемый продукт и результат специфической духовной деятельности своего этноса, созданный в процессе полиэтнического и поликультурного взаимодействия на основе мифов и ритуально-обрядовых традиций, включает в себя многие свойства и характеристики культуры в целом и реализует в процессе художественной деятельности свои социокультурные функции. Как вид художественно-творческой деятельности человека песенный фольклор представляется в системном взаимодействии среда - человек - фольклор - этнос, и имеет при этом определенную специфику. 1. Традиционный песенный фольклор как форма художественно-творческой деятельности и эстетического отношения к миру, являясь продуктом и результатом специфической духовно-практической деятельности своего этноса, реализует в процессе художественной деятельности свои функции и становится фундаментальной генетической основой в формировании и ретрансляции духовных, нравственно-эстетических, мировоззренческих личностных ценностей и эмоционально-образных чувств человека. 2. Традиционный песенный фольклор как полифункциональный вид этнической культуры ориентирован на формирование и развитие национального самосознания, духовной составляющей, этнической идентификации и сохранение культурной самобытности и этнокультурного своеобразия своего этноса. 3. Специфическими особенностями традиционного песенного фольклора являются: синкретизм, традиционность, многофункциональность и целый комплекс музыкальных структурно-содержательных компонентов (мелос, интонационные, ладо-гармонические, метро-ритмические особенности этноса, структурно-композиционные построения и т.д.). 4. Традиционный песенный фольклор как вид синтезированного искусства музыки и устного народного творчества особым образом выражает мысли и эмоции человека в звуковой форме, содержание которого составляют художественно-интонационные образы, запечатленные в осмысленных звучаниях (интонациях) как результаты отражения, преобразования и эстетической оценки в сознании человека. 5. Этнические компоненты традиционного песенного фольклора, отличаясь стабильностью и устойчивостью, содержат в себе защитные механизмы этноса и потому составляют генетическое ядро этноса. 6. Традиционный песенный фольклор представляется нам механизмом корректировки поведения личности, его адаптации к социальной среде, а также средством восприятия и познания этнической картины мира. 7. Накапливая в своем содержании продукт и специфику жизнедеятельности этноса и творчески перерабатывая религиозно-мифологические представления и верования, традиционный песенный фольклор содержит совокупность духовно-нравственных мировоззренческих ценностных установок, способствует формированию и ретрансляции ментальных характеристик, свойственных своему творцу, и органично взаимодействуя с культурным ландшафтом своего этноса, является, по сути, отражением, или «зеркалом» этнической картины мира. 8. Фольклор является моделью действительности, включая в себя три взаимообусловленных уровня бытийности: действие фундаментальных законов Универсума; область их социокультурного освоения через национально-самобытное преломление; сферу становления внутримузыкальной смысловыразительности и конструктивности. Таким образом, традиционный песенный фольклор, являясь, по сути и содержанию результатом деятельности своего творца – этноса или этнической общности, обосновано признается нами средством ретрансляции своего культурно-исторического наследия, механизмом корректировки поведения личности, ее адаптации к социальной среде и способом отражения и познания этнической картины мира.
|