Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Психология методов и приемов музыкальной пе­дагогики




Многие зарубежные психо­логи и педагоги считают, что главная задача воспитате­ля - создать ребенку условия. Наука и практическая педагогика исходят из положения, что ре­бенка надо направлять, а предоставить процесс разви­тия музыкального восприятия воле случая неразумно. Установлено, что музыкальное восприятие поддается развитию, но для этого необходима научно-обоснован­ная планомерная работа.

Для развития музыкаль­ного восприятия ему необходимо предоставить полную свободу. Опыты, проведенные психологом и пе­дагогом Н. А. Ветлугиной с младенческой группой, по­казали, что сенсорные задатки музыкального восприятия формируются у большинства детей на первом году жизни. Малыши уже в первые месяцы реагируют на высоту музы­кального тона и даже запоминают его, поворачивая голов­ки в ту сторону, где они слышали этот тон раньше. Поэтому, если говорить о сензитивном возрасте, то практика и наука, свидетельствуют, что развивать музыкаль­ное восприятие следует начинать как можно раньше, но с учетом психологии дошкольника. Очень важны первые годы жизни, когда ребенок приучается слушать музыку.

Не менее значим для развития музыкального вос­приятия и младший школьный возраст (особенно пер­вые его три года - 7-9 лет), именно в силу психических особенностей этого возраста, его исключительной вос­приимчивости и склонности к творчеству.

Результаты экспериментов В. К. Белобородовой и Г. С. Ригиной свидетельствуют, что для музыкального восприятия этого возраста характерны ярко выраженные заинтересованность, эмоциональность, целостность, образность, но нерасчлененность, диффузность, нео­сознанность, недостаточная константность и изби­рательность. То есть музыкальное восприятие еще мало развито. Однако есть любознательность и жела­ние слушать музыку. И это возрастное качество необхо­димо максимально полноценно использовать. В младшем школьном возрасте формируется стадия образования эстетических моделей, с которой, собственно, начинается становление музы­кального восприятия как сложной интеллектуальной фун­кции. При целенаправленных занятиях к третьему клас­су наблюдается значительный качественный скачок в раз­витии музыкального восприятия, в этом процессе главным является совершенство­вание музыкального слуха и тренировка голосовых связок. Эффективен опыт моделирования музыкальных явлений. В основе методики должна лежать ориента­ция на целостность музыкального восприятия с выяв­лением наиболее ярких средств музыкальной вырази­тельности.

Особое свойство этого возраста связано с синкретичностью художественного восприятия. Это надо непосредственно использовать при подборе методов и приемов для развития музыкального восприятия.

В основе музы­кального воспитания и образования лежит комплекс ме­тодов общей и специальной педагогики, направленных на развитие основных музыкальных способностей, му­зыкального восприятия и общего психического и нрав­ственного склада личности. При этом ведущую роль иг­рают мотивация и заинтересованность. Использование разнообразных методов и приемов воспитания помогает поддержать интерес и устойчивость внимания. Наиболее популярны в музыкальной педагогике методы:

Ø эмоциональ­ного воздействия,связанный с образной и яркой речью педагога, его способностью увлекать словом; он направ­лен на эмоциональную сферу, образное мышление;

Ø эффект удивления, вызывает и повы­шает интерес, раз­вивает память, фантазию, мышление;

Ø ситуация успехавсегда концентрирует волю, дей­ственность, актуализирует весь предшествующий опыт. Возникающая на занятиях игровая ситуация побуждает к активности, фантазированию, переключению вни­мания и т. д.

Ø игровойситуацииформирует определенную направленность те или иные музыкальные способ­ности, музыкальное восприятие.

Целая группа методов и приемов имеет интеллек­туальную установку, в занятиях с подростками, их можно применять и в работе с детьми младшего школьного возраста:

Ø про­блемно-поисковая ситуациявоспитывает внимание, волю, образное и логическое мышление, воображение;

Ø дискуссияразвивает логическое мышление, речь, па­мять и т. д.;

Ø «синергический эффект» (эффект обна­ружения ошибки) обостряет восприятие, мыслительные процессы, концентрирует опыт;

Ø метод сравнения - внимание, восприятие, логические мышление, с ним тесно соприкасается метод анализа;

Ø метод стимулирования, важное свойство этого ме­тода заключается в стимулировании музыкально-реп­родуктивного и музыкально-творческого комплексов. Он воспитывает художественные потребности, творческие навыки и приемы. При этом развиваются ощущения, музыкальное восприятие, основные музы­кальные способности, создает эмоционально насыщенную атмосферу, по­буждает к действенности, к проявлению индивидуаль­ности.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-08-05; просмотров: 135; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты