КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
РАЗДЕЛ 1. ТЕМЫ ОБЩЕГУМАНИТАРНОГО ЦИКЛАПервобытное искусство: искусство палеолита, мезолита, неолита и энеолита.Первобытное искусство: трактовки происхождения, периодизация, специфика. Связь первобытной мифологии и креативной деятельности. Искусство палеолита: монументальные росписи (периодизация Леруа-Гурана; пещера Ласко, пещера Альтамира, грот Шове) и мобильное искусство. Специфика художественного языка мезолитических росписей. Искусство неолитических поселений (на примере Чатал-Хююка и Хаджиляра). Культ богини-матери в первобытной культуре. Мегалитическое строительство. Искусство Древней Месопотамии.Искусство Месопотамии: периодизация, важнейшие городские центры и государственные образования. Особенности религии Месопотамии и роль храма в культуре государственных образований региона. Развитие дворцовой и культовой архитектуры (храм на платформе, зиккурат). Рельеф и круглая скульптура. Искусство Древнего Египта.Периодизация, особенности художественного языка (связь с религиозными представлениями, каноничность, символизм). Эволюция усыпальниц (мастаба, ступенчатая пирамида Джосера, пирамиды Снофру, комплекс Великих пирамид в Гизе). Типология храмовой архитектуры Древнего Египта (солнечный храм, прискальный храм, равнинный храм, скальный храм). Скульптура и живопись Древнего, Среднего и Нового царства: общее и особенное. Искусство периода Амарны и позднеегипетское искусство. Искусство эллинистического Египта: фаюмский портрет. Искусство Древней Греции: искусство Эгейской цивилизации, период архаики, период классики, Эллинистическая Греция. Крито-микенское искусство. Архаический период: складывание ордерной системы и типы древнегреческих храмов, коры и куросы и их скульптурные особенности, основные типы древнегреческих ваз, геометрический и чернофигурный стили вазописи). Искусство греческой классики: периодизация, архитектурный комплекс в Олимпии, афинский Акрополь. Развитие скульптуры (на примере искусства Мирона, Мидия, Поликлета, Праксителя, Скопаса, Леохара, Лисиппа). Вазопись: краснофигурный стиль. Эллинистический период древнегреческого искусства: алтарь Зевса в Пергаме, особенности скульптуры региональных школ (на примере скульптурной группы «Лаокоон и его сыновья», статуи Ники Самофракийской и др.). Искусство Древнего Рима: Этрусская цивилизация, искусство Римской Республики, искусство Римской империи.Этрусская цивилизация: гробницы (особенности архитектуры, росписей и заупокойной пластики), капитолийская волчица. Искусство Римской республики: основные принципы древнеримского градостроительства, архитектурные новации и особенности римских храмов, архитектурный ансамбль римского Форума; характерные черты скульптуры республиканского Рима. Искусство Римской империи: характерные особенности скульптурных изображений императоров, рельефы Алтаря Мира в Риме. Архитектура императорского Рима: новые типы сооружений (колизей, триумфальная арка, императорские форумы), Пантеон. Древнеримская живопись на примере фресок Помпеи. Искусство европейского средневековья: раннехристианское искусство, романика, готика.Периодизация средневекового искусства. Эстетические категории византийского и западноевропейского искусства. Раннехристианское искусство. Сложение нового художественного языка: буколичность образов, преемственность с античным периодом, становление иконографии. Характеристика европейского средневековья. «Темные века»: роль ДПИ, доминирование полихромного и звериного стиля. Каролингское Возрождение, Оттоновское Возрождение как основа романского стиля. Романика: основные архитектурные школы. Готический стиль: роль готического собора. Витраж, миниатюра: техника, стиль, иконография. Искусство Византии.Иконографический канон в искусстве Византии. Символика крестово-купольного храма. Рукописные книги, иконопись. Влияние исихазма на развитие византийского и древнерусского искусства. Древнерусское искусство.Новгородская архитектура. Белокаменное зодчество Владимиро-Суздальской земли. Шатровое зодчество. Монументальная живопись (мозаика и фреска). Особенности иконописи. Основные имена: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Искусство Итальянского Возрождения:Периодизация и характеристика Итальянского Возрождения. Роль античного наследия в художественной картине мира эпохи Возрождения. Треченто. Особенности раннего Ренессанса. Творчество Боттичелли, Донателло, Брунеллески. Титаны Итальянского Возрождения: Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Искусство Северного Возрождения.Специфика Северного Возрождения. Особенности воплощения образа Вселенной в искусстве Северного Возрождения. Основные имена: Я. ван Эйк, П. Брейгель Старший, И. Босх, Г. Гольбейн Младший, А. Дюрер. Искусство Нового времени: барокко.Общая характеристика новоевропейской культуры. Две тенденции в барочной живописи Италии: академия живописи братьев Карраччи и новации Микеланджело Меризи да Караваджо. Особенности архитектуры итальянского барокко. Искусство Фландрии: творчество П. Рубенса, фламандский натюрморт и идея изобилия материальной жизни. Искусство Голландии: многообразие живописных жанров, художественная вселенная Рембрандта ван Рейна. Искусство Нового времени: классицизм и рококо.Художественная культура Франции XVIII века: взаимосвязь абсолютизма и классицизма. «Большой стиль» Людовика XIV. Версальский дворец как воплощение идеи абсолютной монархии. Канон в европейской литературе. Рококо и придворная культура Людовика XV. Основные имена: Ж.-А. Ватто, Фрагонар, Ф. Буше. Европейское искусство XIX века: неоклассицизм, романтизм, реализм.Освоение опыта классического искусства в творчестве Н. Пуссена и его последователей (К. Лоррен и др.) Революция и романтизм: политическая революция во Франции и творчество Ж.-Л. Давида, Т. Жерико, Э. Делакруа; художественная революция в Германии и творчество К. Д. Фридриха, промышленная и аграрная революции в Англии и творчество Т. Гейнсборо, Д. Констебля, У. Тернера. Человек и мир в произведениях поэтов-романтиков.Реалистические тенденции в творчестве Оноре Домье, К. Коро, художников «барбизонской школы», Гюстава Курбе, Ж.-Ф. Милле. Русское искусство XIX века.Академия художеств в художественной жизни России XVIII-XIX веков. Архитектура эпохи классицизма: основные памятники и имена. Академическая школа: монументализм, историчность, идеализм. Воплощение романтических идеалов в русском искусстве XIX в (К. Брюллов, В. Тропинин, О.Кипренский, школа Венецианов). Развитие бытового жанра (Федотов, Пукирев и др.) и зарождение реализма в русском искусстве. Товарищество Передвижных Художественных Выставок. Европейское и русское искусство последней трети XIX века: импрессионизм и постимпрессионизм.Зарождение импрессионизма внутри реалистических тенденций. Значение перестройки Парижа во второй половине XIXв. Эстетические установки и особенности техники импрессионистов. Особенности русского импрессионизма в творчестве К. Коровина, И. Грабаря, В. Серова. Общая характеристика постимпрессионизма и его проявление в творчестве Ж. Сёра, П. Сезанна, П. Гогена, В. Ван Гога, А. де Тулуз-Лотрека. Искусство европейского модерна.Модерн как последний большой стиль в истории искусства. Общая характеристика основных художественных объединений, их программ и проявление эстетических установок в искусстве. Русский модерн.Модерн в России: объединение «Мир искусства», творчество В. Серова, М. Врубеля, Рябушкина, Малявина. Деятельность Дягилева и русский балет. Серебряный век в русской литературе: основные направления и течения. Европейский авангард начала ХХ века.Особенности европейской культуры начала ХХ века. Модернизм как ведущая художественно-мировоззренческая парадигма искусства XX века. Модернизм и различные направления внутри модернистского искусства (кубизм, футуризм, сюрреализм, дада, экспрессионизм). Русский авангард: беспредметное искусство, супрематизм, кубофутуризм, конструктивизм.Художественные объединения «Голубая роза», группа «Бубновый валет», «Ослиный хвост» и их вклад в мировой авангард. Лучизм и примитивизм М. Ларионова и Н. Гончаровой. Творчество русских художников в Париже: Н. Альтман, Д. Штеренберг, М. Шагал. Академия М. Васильевой. Связи русских художников с Мюнхеном: Эль Лисицкий, В. Кандинский и др. Беспредметное искусство. Супрематизм и кубофутуризм в России.Философско-теоретические основы супрематизма. Творчество К. Малевича, И. Пуни, О. Розановой, Л. Поповой, Н. Удальцовой и др. Кубофутуризм в России (Д. Бурлюк и др.), его тесная связь с литературным течением кубофутуристов – В. Маяковский, А. Крученых, В. Хлебников. Баухауз и ВХУТЕМАС.Конструктивизм на Западе и в России. ВХУТЕМАС и Баухауз. Творчество В. Татлина, А. Родченко, Н. Габо. Деятельность архитекторов-авангардистов: К. Мельников, братья Веснины, И. Леонидов, Ле Корбюзье. М.Я. Гинзбург как теоретик и идейный лидер конструктивизма. Реализмы в искусстве ХХ века.Реализм и его модификации: демократический, критический, социальный; натурализм; примитивизм; экспрессионизм. Особенности графики реализма в начале XX века (Ф. Валлатон, Ж. Эффель, Г. Цилле, Ф. Мазерель и др.). Реализм К. Кёльвиц. Живописный реализм США: творческий путь Дж. Беллоуза. Группа «Восемь», или «Школа мусорного ящика» (США). Риджионализм. Государственная программа поддержки художников США (WPA). Деятельность АХРР (Ассоциация художников революционной России): К. Петров-Водкин, Б. Кустодиев, И. Бродский, К. Юон. Искусство тоталитарной эпохи.Фашизм и коммунизм: основные политические, экономические и мировоззренческие принципы.. Роль художника и произведения искусства. Ориентация на академизм и традиционализм. Основные стили в тоталитарных странах: «Стальная романтика» в Германии, группа «Новеченто» в Италии, неореализм во Франции (творчество А. Фужерона). Специфика «дегенеративного искусства». Художественные и идейно-политические взгляды художников Мексики (Х.Д. Сикейрос, Д. Ривера, Х.К. Ороско). Становление соцреализма в СССР. Общество станковистов (ОСТ): А. Дейнека, С. Лучижкин, Ю. Пименов, А. Тышлер, А. Лабас. Художественные объединения 1920-30-х годов: «Новое общество живописцев («НОЖ»), «Маковец», «Бытие», «Четыре искусства»: творческие установки и взгляды. Искусство СССР во второй половине XX века. Моделирование современности: абстрактный экспрессионизм, оп-арт, минимализм, ленд-арт, концептуализм.Проблема границы между модернизмом и постмодернизмом. Особенности переходного этапа 1950-60е. Абстрактный экспрессионизм Нью-Йоркской школы. Влияние идей экзистенциализма на развитие абстрактного экспрессионизма. Оп-арт и его представители. Минимализм как продолжение идей неутилитарного конструктивизма. Художники-минималисты. Принцип предельной экономии, ясность и логичность геометрических структур, деперсонализм. Ленд-арт как арт-практика. Концептуализм: «Искусство после философии» (1969). Идеологи и главные представители. Влияние структурализма на роль языка в гуманитарных науках, ориентация на лингвистику. Антиномичность и антипсихологизм концептуального искусства. «Заговор искусства» по Ж. Бодрийару. Искусство индустриально-потребительской цивилизации: поп-арт, гиперреализм, апроприация.К. Гринберг «Авангард и кич». Концепция «Одномерного человека» Г. Маркузе. Поп-арт как продукт общества массового потребления. Поп-арт в Англии и его представители. Пап-арт в США и его представители. Гиперреализм: человек как вещь среди вещей. Вальтер Беньямин «Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости», Р. Краусс о подлинности произведения искусства. Апроприация и симулякр: техника присваивания готового продукта. Телесность и арт-практики энвайронментальной эстетики: инсталляция, акция, хэппенинг, перформанс, боди-арт.Понятие телесности в художественной практике постмодернизма; сексуальность как главная функция тела. Развитие категории телесности от М. де Сада до Ж. Батая. Пересмотр классического искусства в модусе категории телесности. Телесное мироощущение. Темы агрессии, жестокости, насилия. «Новый» символизм Й. Бойса: наивно-архаическая семантика работ. Арте повера. Монументальные энвайронменты. Арт-практики. Акционизм. Зарождение боди-арта. Хэппенинги и перформансы как типы акций; имровизационный характер. Реципиент как активный соучастник и соавтор арт-практики. Перформансы движения «Флуксус». Постмодернистские тенденции в официальном отечественном искусстве: Д. Жилинский, Т. Назаренко, О. Булгакова, Н. Нестерова. Неофициальное искусство: группа “Митьки” (Ленинград), и объединение “Картинник” (Свердловск). Инсталляции И. Кабакова, Д. Пригова. Акционизм: творчество О. Кулика, В. Мамышева, А. Тер-Оганяна, А. Шабурова. Развитие новых технологий, создание киберпространств, медиа-арт. Интернет как самоорганизующийся активный гипертекст. Формы и способы репрезентации современного искусства.Государственные музеи: специфика работы с современным искусством (ГТГ, МИИ им. А.С. Пушкина, Москва; ГРМ, Эрмитаж, Санкт-Петербург; Музей Д’Орсе, Лувр, Париж; Музей Людвига, Кёльн; Музей Метрополитен, Нью-Йорк и др.). Музеи современного искусства: особенности экспозиционной детальности (Гараж, Винзавод, МоМА, Москва; Центр Жоржа Помпиду, Париж; МоМА, Нью-Йорк и др.). Частные галереи и их роль в развитии современного искусства (Айдан-галерея, Галерея Гельмана, Москва и др.). Музей и арт-рынок. Роль куратора и институций в изучении и продвижении современного искусства. Основные выставки современного искусства в России и за рубежом (АРТ-Москва; Документа, Кассель; Венецианское биеннале; Индустриальное биеннале, Екатеринбург, и др.). Деятельность ГЦСИ. ЛИТЕРАТУРА К РАЗДЕЛУ 1 1.Авангардные направления в советском изобразительном искусстве: Сборник статей / Сост., науч. ред., авт. вступит. ст. Г. В. Голынец (псевд. Игорь Болотов); отв. за вып., сост. слов. терминов Т. П. Жумати. – Екатеринбург, 1993. – 101 с. 2.Андреева Е. Ю. Постмодернизм. Искусство второй половины ХХ – начала XXI века / Е. Ю. Андреева. – СПб.: Азбука-классика, 2007. – 932 с. 3.Арсланов В.Г. Западноевропейское искусствознание XX века / В.Г. Арсланов. - М.: Академический проект : Традиция, 2005. – 768 с. 4.Башинская И.А. Образ в изобразительном искусстве / И.А. Башинская. - СПб, 1992. – 31 с. 5.Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства / Б.Р. Виппер. - М.: Издательство В Шевчук, 2008. – 368 с. 6.Выготский Л.С. Психология искусства/Л.С. Выготский. -М.: Педагогика, 1987. – 342 с. 7.Драч Г. В. История искусств: учебное пособие / коллектив авторов; под науч. ред. Г. В. Драча, Т. С. Паниотовой. — М.: КНОРУС, 2012. — 680 с. 8.Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство / И. Н. Голомшток. – М.: Галарт, 1994. – 296 с. 9.Гройс Б. Утопия и обмен. – М.: Знак, 1993. – 375 с. 10.Деготь Е. Ю. Русское искусство XX века/ Е. Ю. Деготь. – М. Трилистник, 2000. – 223 с. 11.Емохина Л. Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. Заведений / Л. Г. Емохина. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 544 с. 12.Западное искусство: проблемы интерпретации. – М.: Комкнига, 2007. – 288 с. 13.Зись А.Я. Виды искусства / А.Я. Зись. - М.: Искусство, 1979. – 217 с. 14.Зись А.Я. На подступах к теории искусства / А.Я. Зись. - М.: ГИТИС, 1995. – 296 с. 15.Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм / И. П. Ильин. – М.: Интрада, 1996. – 356 с. 16.Ильина Т.В. Введение в искусствознание: Учеб. пособие для студентов вузов / Т.В. Ильина. - М.:Астрель, 2003. – 206 с. 17.Каган М.С. Морфология искусства / М.С. Каган. М.: Искусство, 1972. – 440 с. 18.Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства / В.В. Кандинский. - М.: Гилея, 2001. – 392 с. 19.Кривцун О.А. Эстетика / О.А. Кривцун. - М.: Аспект Пресс, 2000. – 434 с. 20.Культурология. XX век. Словарь. - СПб: Университетская книга, 1997. – 640 с. 21.Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов / под ред. А.Н. Марковой. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2012. – 597 с. 22.Львова, Е.П. Мировая художественная культура. XX век. Изобразительное искусство и дизайн (+CD) / Е. П. Львова, Д. В. Сарабьянов, Е. П. Кабакова, Н. Н. Фомина, В. Д. Хан-Магомедов, Л. Г. Савенкоа, Г. И. Аверьянова. – СПб.: Питер, 2008. – 464 с. 23.Орельская О. В. Современная зарубежная архитектура: Учебное пособие для студентов вузов / О. В. Орельская. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 272 с. 24.Основы музееведения: Учебное пособие / М-во культуры и массовых коммуникаций, Федерал. агентство по культуре и кинематографии, Рос. ин-т культурологии и др. ; отв. ред. Э.А.Шулепова. — М.: Едиториал УРСС, 2005. – 504 с. 25.Петкова С. М. Справочник по мировой культуре и искусству / С. М. Петкова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 507 с. 26.Полевой В. М. Двадцатый век / В. М. Полевой. – М.: Советский художник, 1989. – 456 с. 27.Поляков Т. П. Как делать музей? (О методах проектирования музейной экспозиции): Учебное пособие. М.: РИК МК РФ, 1997. – 253 с. 28.Поляков Т. П. Мифология музейного проектирования, или Как делать музей – 2. М.: РИК МК РФ, 2003. – 174 с. 29.Поспелов Г. Г. Бубновый валет / Г. Г. Поспелов. – М.: Советский художник, 1990. – 272 с. 30.Сарабьянов Д. В. Русская живопись конца 1900-х – начала 1910-х годов / Д. В. Сарабьянов. – М.: Искусство, 1971. – 216 с. 31.Сокольникова Н. М. История стилей в искусстве: Учебное пособие / Н. М. Сокольникова, В. Н. Крейн. – М.:Гардарики, 2006. – 295 с. 32.Сотникова С. И. Музеология: Учебное пособие. – М.: Дрофа, 2004. – 190 с. 33.Степанян Н. Искусство России ХХ в. Взгляд и з 90-х / Н. Степанян. – М.: Эксмо-Пресс, 1999. – 310 с. 34.Стернин Г. Ю. Художественная жизнь России 1900-1910-х гг. / Г. Ю. Стернин. – М.: Искусство, 1988. – 287 с. 35.Стили, школы, направления. Путеводитель по современному искусству. – М.: Искусство – ХХI век, 2008. – 304 с. 36.Столяров Б. А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2003. – 216 с. 37.Турчин В. С. Образ двадцатого века в прошлом и настоящем / В. С. Турчин. – М.: Прогресс-Традиция, 2003. – 648 с. 38.Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда. Социальные проблемы / С. О. Хан-Магомедов. – М.: Стройиздат, 2001. – 674 с. 39.Шестаков В. П. История истории искусств. От Плиния до наших дней: Учебное пособие для художественных и гуманитарных вузов. СПб.: Издательство ЛКИ, 2008. – 304 с. 40.Яковлева Н. А. Практикум по истории изобразительного искусства: Учебно-методическое пособие / Н. Я. Яковлева, Т. П. Чаговец, Т. Ю. Дегтярева; под ред. Н. Я. Яковлевой. – М.: Высшая школа, 2004. – 320 с.
|