Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Региональная модель устойчивого развития народов Крайнего Севера.




В ее основу положена биогеоэкономическая оценка продуктивности (емкости) кормящего ландшафта. Эта емкость определяется величиной вовлекаемого в хозяйственный оборот природноресурсного потенциала, который складывается из отдельных ресурсных циклов. Каждый цикл включает использование и воспроизводство какого-либо одного вида ресурсов, охватывая соответствующую отрасль хозяйства (например, рыболовство для рыбных ресурсов) вместе с системой охраны и воспроизводства этого вида ресурсов. Каждый ресурсный цикл может обеспечить рабочими местами - определенное количество людей. Если население региона превышает эту величину, то в хозяйственное использование должны быть дополнительно вовлечены новые ресурсы.

42. Критика аксиомы «хрупкости» и «ранимости» северной природы. Антропогенное воздействие как фактор повышения продуктивности ландшафтов Севера.

Характеристика устойчивости ландшафтов Севера:

«Достаточно всего лишь несколько раз проехать на вездеходе, как хрупкий растительный покров разрушается, оголяются подземные льды, активизируются криогенные процессы, начинаются эрозия, просадки поверхности, возникают термокарстовые озера, овраги — появляются особые техногенные ландшафты» основная аксиома, принятая в настоящее время. Говоря о ранимости природы Севера, исследователи, популяризаторы, хозяйственники в своих выступлениях обычно опираются на примеры вреда термокарста — разрушенные трубопроводы, дороги, растрескавшиеся здания — примеры, которые всегда впечатляют аудиторию.

Особенности функционирования компонентов ландшафта Севера:

Современный рельеф равнин Севера создан и поддерживается термокарстом и термоэрозией. За счет криогенных процессов преобразования поверхности на низменностях Севера происходят активнее, чем в высокогорьях. В этом несложно убедиться даже при беглом взгляде на топографические карты: термокарстовые озера занимают 30—50% территории, а «синие зубчики», обозначающие активно отступающий склон с обнажением подземных льдов, обрамляет берега буквально каждого второго озера. Растительному покрову в рельефоформирующих процессах Севера присущ автоколебательный характер развития. Особенно велика роль мхов. Развитие растительности на Севере происходит обычно по следующей схеме: голый грунт — злаки, разнотравье — кустарники, деревья — мох. Со временем мох образует плотную теплоизолирующую дернину, в результате чего температура грунтов снижается, глубина сезонного протаивания уменьшается в два-три раза, так что оттаивает лишь сама моховая дернина. Ее высокие водоудерживающие свойства способствуют переувлажнению поверхности. Создаются анаэробные условия, которые препятствуют росту злаков, кустарников и деревьев. Разрастание мха — саморегулирующийся процесс: мох создает и поддерживает необходимую для себя среду. Но поскольку он хрупок и развивается медленно, то часто не выдерживает физических воздействий. В лесотундре и подзоне северотаежных лесов Западной Сибири вечная мерзлота не имеет сплошного распространения, поэтому термоэрозия не активна, и в этих условиях экспансия мхов проявляется наиболее ярко. Здесь появившаяся на ранних этапах сукцессии древесная растительность за 200—300 лет полностью вытесняется мхами. Площадь лесов из-за этого процесса к настоящему времени сократилась здесь на 60—70%, и если бы не термокарст, эрозия, пожары, в результате которых разрушается моховая дернина, оголяются грунты и становится возможным возобновление деревьев, то леса бы в настоящее время на этой территории отсутствовали.

Возможности повышения продуктивности северных ландшафтов:

Воздействие человека не всегда может оцениваться негативно. Возле человека легче прокормиться. Ведь даже там, где пролегла пешеходная тропа, неизбежно нарушается целостность моховой дернины и глубже протаивает почвенная мерзлота. Здесь часто повышается интенсивность биологических процессов в почвах, и исходная растительность тундрового типа сменяется более богатым травостоем «антропогенных лугов», а в низинах образуются непересыхающие и богатые кормами лужи. Поэтому окрестности поселков и даже отдельных домов, «чумовища», а иногда и тракторные дороги, места регулярного выпаса оленей резко выделяются среди соседних участков то сочной зеленью разнотравья, то черными пятнами болотин. Один из наиболее реальных способов повышения продуктивности ландшафтов Севера — залужение. Как правило, для этого требуется лишь оголить минеральные грунты — удалить, вытоптать моховую дернину или осушить дно озера, и через год-два поверхность густо зарастает злаками, осоками. разнотравьем. Если внести удобрения и подсеять местные травы, высокопродуктивные травянистые сообщества гарантированно существуют длительное время. Антропогенное воздействие на природу Севера нередко сопровождается распространением высокопродуктивных лугов взамен мхов. Почему бы этим не воспользоваться? Без выпаса накапливается травяной войлок, почва не оттаивает и луга вырождаются. Необходимо не просто залужение, а создание, точнее возрождение целостной саморегулируемой высокопродуктивной экосистемы, в которой, как и в других пастбищных экосистемах, разнообразные травоядные должны потреблять до половины годового прироста фитомассы.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 85; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты