КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
АРХИТЕКТУРНОЕ ОСВЕЩЕНИЕЕстественное и искусственное освещение городов и отдельных зданий и сооружений может и должно быть только "архитектурным", т.е. выполнять одновременно экологическую, эстетическую и экономическую функции. Прежде всего архитектурное освещение должно быть экологически совершенным, т.е. комфортным для зрения в городском пространстве и в помещении. Широкое понятие комфортности освещения связано главным образом с обеспечением благоприятной видимости и восприятия архитектурных форм, пространства и объектов человеком. Обеспечение светового комфорта в общем случае достигается за счет рационально выбранных количественных и качественных характеристик освещения (как естественного, так и искусственного). Связанные с этим задачи контролируются нормами освещения. Эстетика освещения определяется, во-первых, необходимостью гармонизации световых и цветовых соотношений в пределах единого пространства или ансамбля пространств, закрытых или открытых, а во-вторых, дизайном элементов осветительных систем и установок. При выборе приемов и систем освещения в процессе разработки архитектурного проекта можно условно выделить два этапа. На первом этапе решают следующие задачи: в соответствии с нормами выбирают необходимые уровни освещенности с учетом особенностей зрительной работы (размер объектов различения, светлота фона, контраст между объектами и фоном и т.п.); обеспечивают неравномерность, контрастность и направленность освещения, способствующие наилучшей видимости объектов различения и све- томоделировке их формы; определяют спектр и динамику освещения, обеспечивающие требуемую цветопередачу и эмоциональную атмосферу; устраняют или ограничивают ослепленность и дискомфорт, возникающие при попадании в глаза прямых или отраженных лучей солнца, неба или источников искусственного света; выбирают расположение световых проемов, осветительных приборов и отделочных материалов, обеспечивающее комфортное распределение яркостей и цвета в пространстве. Второй этап проектирования включает решение архитектурной сверхзадачи — создание архитектурного светового образа, который возникает в результате взаимодействия архитектуры и света. В интерьерах этот образ зависит от назначения помещений. Так, в зрительных залах архитектурный световой образ должен создавать впечатление праздничности и торжественности; в музеях и картинных галереях — ощущение отрешенности от внешнего мира и сосредоточенности; в производственных помещениях — иллюзию естественности световой среды. В современной архитектуре выразительные решения достигаются искусным сочетанием естественного и искусственного света, применением новейших светотехнических и строительных материалов и конструкций, разработкой оригинальных оптических систем, новых архитектурных форм и, в конечном итоге, рождением характерных образов. Системы естественного освещения помещений Существуют три системы естественного освещения помещений: боковое, верхнее и комбинированное освещение. Эта классификация положена в основу нормирования естественного освещения. Система бокового освещения подразделяется на одно-, двух-, трехстороннее и круговое освещение. Система верхнего освещения может быть обеспечена различными устройствами — от полностью светопропускающего покрытия до точечных фонарей и световых шахт. Система комбинированного естественного освещения представляет собой комбинацию бокового и верхнего освещения. Если любая из этих систем не обеспечивает требуемого уровня освещения и его качества (комфортности), то она может быть дополнена искусственным освещением. Такая система получила название совмещенной. Выбор архитектором систем освещения определяется прежде всего назначением помещения. Основными задачами проектирования естественного освещения зданий являются: 1) выбор типа, размеров и расположения световых проемов (в стенах и покрытиях), при которых в помещениях обеспечиваются нормированные показатели освещения; 2) защита рабочих зон помещения от слепящей яркости прямых и отраженных лучей солнца; 3) согласование выбранных светопроемов и их расположения с архитектурными требованиями к освещению, способствующими выявлению пространства, тектоники, ритма, цветового решения и характерного образа сооружения. Нормирование и проектирование искусственного освещения помещений Искусственное освещение, не зависящее от времени дня, сезона, погоды, обеспечивает возможность нормальной жизнедеятельности человека в условиях отсутствия или недостатка естественного света. Более того, с помощью искусственного света решается ряд задач, вообще недоступных для естественного освещения. Существуют две системы искусственного освещения помещений: общее (равномерное или локализованное) и комбинированное, когда общее освещение помещений дополняется местным на рабочих местах. Нормы освещения интерьеров общественных зданий принимаются в зависимости от назначения помещений. По условиям зрительной работы помещения общественных зданий принято классифицировать на 4 группы. К помещениям I группы от носятся рабочие помещения с напряженной зрительной работой и фиксированной линией зрения. Это административно-конторские помещения, классы, читальные залы, проектные и конструкторские бюро и др. Помещения, в которых зрительная задача состоит в различении объекта и обзоре окружающего пространства, относятся ко II группе (торговые залы магазинов, музеи и выставки, конференц-залы и залы заседаний, спортзалы и т.д.). Помещения, где преобладают архитектурно-художественные требования к световой среде, восприятию пластики, цвета, где обзор окружающего пространства — основная зрительная задача, относятся к III группе. Это зрительные залы, фойе, станции метрополитена, зимние сады, рекреации и т.п. Значительные площади в современных зданиях занимают коридоры, лестничные клетки и другие вспомогательные помещения, относящиеся к помещениям IV группы. Проектирование осветительной установки в интерьере сводится к решению следующих взаимосвязанных задач: 1)выбору и распределению светлот в интерьере в соответствии с художественным замыслом архитектора; 2)определению допустимых яркостей (окон, фонарей, светильников) и согласованию их с требованиями ограничения блескости и устранения дискомфорта; 3)выбору цветового решения интерьера, увязанного со спектральным составом света и общими требованиями к насыщенности помещения светом и цветопередаче; 4)выбору направления и соотношения световых потоков для наилучшего восприятия формы, пластики и фактуры отделки интерьера; 5)выбору технических средств освещения, удовлетворяющих эстетическим и функциональным требованиям. Итак, возможны два подхода к освещению интерьеров: первый характеризуется стремлением архитектора творчески подражать природным условиям освещения; второй создает в помещении "театральный эффект".
7. Зв’язок категорії архітектурної композиції з кліматичними умовами. Главными специфическими для арх-ры категориями худ. выразительности являются организация пространства и тектоника ограничивающих его форм. Связывая композиционные закономерности с видами пластики объема и поверхности, которые с позиции климатического фактора достаточно весомы, в качестве основополагающих композиц. закономерностей выделяют иерархию, тектонику и масштаб; в качестве закономерностей качественных — симметрию, асимметрию, статику и динамику, нюанс и контраст; в качестве закономерностей количественных — метр, ритм и пропорции. Некоторые из указанных категорий непосредственно связаны с учетом климата; другие, при всей их весомости в эстетическом плане, имеют к климату отдаленное отношение. Возникает необходимость создания классификации категорий композиции, связанных с климатом. В качестве климатической основы такой классификации предлагается принять типы погоды, а также важнейшие варианты характеристик климата, преимущественно векторного типа. Архитектурное пространство— понятие, включающее организацию внешней и внутренней среды. Замкнутое и полузамкнутое пространства характерны для суровой и холодной погоды с ветром и без него, а также для засушливой с высокой запыленностью воздуха. Термины замкнутости выражают идею защищенности среды от крайне неблагоприятных факторов климата. Открытое и полуоткрытое пространства характерны для комфортной и теплой погоды. По степени «изрезанное» плана и фасадов, взаимопроникновения наружной и внутренней сред различаются массы «нерасчлененная» и «расчлененная». Большей степени расчлененности массы способствуют выступы, запады, лоджии. Расчлененность массы усиливается в условиях комфортной, теплой и жаркой погоды, поскольку способствует затененности и аэрации пространства. Нерасчлененность характерна для холодных условий. «Обтекаемость» массы может рассматриваться как крайнее проявление нерасчлененности при активном ветровом воздействии. «Ориентированность» массы, как и архитектурного пространства, в равной степени определяется активностью воздействия благоприятных и неблагоприятных клим. условий. Ориентированность выражается в направленности планировочного решения, в неравноценном распределении пространств по сторонам здания. Пластика поверхности—понятие включает глубину разработки поверхности, «проемность» — т. е. степень изрезанности стен здания окнами и величину последних, пластическую обработку, фактуру стен. Проемность здания больше при благоприятных условиях среды, меньше — при средних и минимальна при экстремальных. Фактура же и пластическая обработка поверхностей зависят не от погоды, теплового фона и даже не от векторных составляющих, а лишь от светового климата (широта местности, высота солнца, характер облачности) и композиционных замыслов архитектора, который волен независимо от климата и высоты солнца выбрать фактуру, учесть только особенности ее восприятия в разных условиях освещения. Эти условия тесно связаны со светотенью — одной из существенных категорий архитектурной композиции. В ряде случаев трудно провести границу между пластикой объема и поверхности. Поэтому в климатической типологии арх-ры мы считаем правомерным выделение понятия оболочки здания или контактной зоны (имеется в виду контакт внутреннего и внешнего пространства). Зона может быть нерасчлененной, расчлененной или активно расчлененной. Предложенная классификация категорий композиции не включает таких понятий, как симметрия и асимметрия, контраст, метр, ритм, пропорции. Связь их с климатом настолько опосредована, что они не могут быть исследованы. Однако тектоника, масштабность, цвет могут быть связаны с проблемами климата. Повысить композиционную выразительность здания можно художественно осмысливая логическую с т. з. климатического фактора конструкцию, например, каркасную структуру и перфорированные ограждения в жилище южных районов, где при жаркой и теплой погоде необходима аэрация пространства; или подвесные, не связанные непосредственно с конструкцией легких стен, небольшие балконы на Севере, где при суровой и холодной погоде особенно опасны мостики холода. Учет подобных ситуаций говорит о причастности к вопросам климатической типологии тектоники здания, понимаемой как художественное осмысление конструктивной его структуры. В качестве композиционной категории следует назвать подвижность архитектурных элементов. Речь идет о фактической подвижности архитектурных элементов, способствующих регулированию среды в связи с изменениями климатической обстановки (смена сезонов, погоды, часов суток и т. п.).
|