Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Функц-ное использование тер-рии кварталов.Типы кварталов по степени однородности функц-го использования тер-рии.




КВАРТАЛ— ограниченная уличными проездами застроенная территория насел. Жилые кварталы являются основной структурной единицей ранее сложившихся планировок насел, мест, состоящих из множества отдельных небольших по размеру кварталов. В зависимости от характера застройки кварталы бывают жилыми, административно-обществ., промышленными или производств., коммунальными. Обычно понятие квартал относится к территории, занятой жилыми домами и культурно-бытовыми учреждениями, обслуживающими население. Жилые кварталы могут быть много- и малоэтажными, а также смешанной этажности. Элементами планировочной организации жилых зон являются: квартал - площадь, как правило, от 1 - 1,5 до 10 га, ограничен улицами, дорогами, пешеходными аллеями, естественными рубежами и включает, наряду с жилыми домами, встроенные или отдельно стоящие объекты культурно-бытового и обслуживающего назначения; в исторических зонах городов, а также в малых городах и поселках квартал является основным элементом организации жилой застройки; микрорайон - формируется преимущественно на свободных территориях площадью до 30 - 40 га в средних и больших городах в увязке с планировочной структурой города при обеспечении сомасштабности застройки и применяемых архитектурно-пространственных решений сложившейся части города.

Микрорайон может иметь единую структуру или формироваться из жилых группах, сомаштабных элементам сложившейся планировочной организации существующей части города, квартал и микрорайон подразделяются на участки землепользований в соответствии с планом межевания территории; от типа района (центральныеисторически сложившиеся районы, районы массовой типовой застройки 60 - 70 гг.,сложившиеся районы индивидуальной усадебной застройки)

Расположение жилого района в городе существенно влияет на социальные функции жилой среды, схему организации культурно-бытового обслуживания, планировочную структуру и подход к реконструкции. В зависимости от градостроительной ситуации и историко-архитектурной ценности сложившейся застройки ее подразделяют на зоны КОНСЕРВАЦИИ, РЕГУЛИРОВАНИЯ, РЕПРОДУКЦИИ и ПРЕОБРАЗОВАНИЯ

Зона консервация. Эта зона включает историческое ядро города и кварталы примыкающих к нему улиц, являющихся и в функциональном отношении центром города. Здесь сосредоточена наиболее ценная в историческом и архитектурном отношении застройка, которая представляет, как правило, единое целое с ландшафтной и градостроительной ситуацией. Недостатками данной зоны является ее перенасыщенность нежилыми функциями, вызывающими большой приток дневных и вечерних посетителей, сложные условия проведения реконструкции, транспортная перегруженность, недостаточное количество зеленых насаждений, автостоянок, детских дошкольных учреждений. Основная задача зоны консервации — сохранение исторически сложившегося характера среды на базе существующей застройки. Новые жилые образования могут занимать сравнительно небольшие участки и должны дополнять сложившуюся квартальную застройку.

Градост. Хар-ки кварталов в реконстр рай-нах круп-

ных городов:а- зонирование исторически сложивш.

Районов по арх-худ ценности, б-хар-ки реконстр

кварталов:1-зона консерв застройки, 11-зона

регулиров застройки, 111-зона репродукции хар-ра

среды, 1У-зона коренного преобразов среды

Зона регулирования. Зона регулирования характерна для центральных районов крупных и крупнейших исторически сложившихся городов. В ней преобладают дома кирпичные и из смешанных материалов, построенные для средних слоев населения второй половины XIX — начала XX в. Кварталы этой зоны занимают небольшую площадь и сходны по градостроительным характеристикам с кварталами зоны консервации — имеют высокую (до 60 %) плотность застройки, незначительное количество внутриквартальной зелени, но отличаются по ценностным, масштабным и стилевым характеристикам сложившейся застройки (рис. 1.2). Основными задачами новой застройки в этой зоне являются: повышение комфортных качеств сложившейся жилой среды, нейтрализация излишней стилевой и масштабной разнородности опорной застройки, преемственность в формировании композиционных акцентов (фиксация особо важных точек рельефа, планировочной структуры, мест, связанных с историческими событиями). Наиболее ответственной задачей является реконструкция радиальных улиц, связывающих историческое ядро города с периферийными районами. На таких улицах необходимо создание постепенного перехода от стилевых характеристик старых зданий и элементов благоустройства к стилю и масштабу современной архитектуры .

Зона репродукции. К этой зоне относятся районы, бывшие до революции городскими окраинами, где селились рабочие, мелкие ремесленники, выходцы из деревни. Низкий уровень капитальности застройки, состоящей из одно- и двухэтажных деревянных домов, и инженерного благоустройства территории обусловливает необходимость значительного сноса и переоборудования. В то же время жилая среда этой эпохи представляет в условиях современного города определенную привлекательность: сомасштабность, отсутствие транспортного шума, живописный характер улиц, большое количество зелени, стилистика деревянной и дачной застройки, объединяющей художественные элементы народного зодчества и городского жилища. В этой зоне имеются охраняемые государством дома — памятники, связанные е именами многих деятелей искусства и культуры. Ш связи с этим в зоне репродукции характера среды предполагается формирование жилой застройки, воссоздающей характер предыдущего архитектурно-исторического слоя, сохраняющей его положительные качества и образующей целостную среду с памятниками архитектуры. Ярким примером зоны репродукции характера среды является район Ульяновских улиц в центре Казани, мемориальный характер которого обусловлен наличием дома-музея Ульяновы.

Зова преобразования. Эта зона наиболее удалена от исторического ядра центра, хотя между ними может существовать в силу ландшафтных особенностей прямая визуальная связь. Наряду с районами сноса или обновления усадебной застройки в резервы этой зоны входит освоение свободных, а также ранее неселитебных территорий: захламленных, освобождающихся после вывода складов или производств. Новые жилые образования, возникающие в этой зоне, могут иметь значительный объем и формироваться в основном индустриальными методами. Наиболее эффективное использование территории достигается при сочетании малоэтажной и многоэтажной застройки .

 

32. Этторе Соттасс. Альтернативный (радикальный) дизайн. «Радикальный дизайн» возник в конце 60-х, выражая своеобразную реакцию на господствующий в то время «Хороший дизайн». Это направление в дизайне, бросило все силы на борьбу с геометрией модернизма, выдвигая утопические проекты. В Италии новое поколение архитекторов и дизайнеров, не желая больше проектировать элегантные изделия, выступали против ориентированного на потребителя «бел-дизайна». Новые эстетические требования привели к использованию новых материалов в интерьерах для дома и офиса (сталь, хром, пластик, стеклянные волокна). Всем известным и классическим образцом «Антидизайна» является кресло-мешок, оболочка которого не туго набита пластмассовыми гранулами, что позволяет легко принимать форму сидящего, меняя её для следующего. Итальянская мебель приобретает всё большую экстравагантность - надувные диваны, кресла, подушки и даже лампы. И несмотря на своеобразие формы, нетрадиционная мебель была очень удобной, благодаря использованию новых технологий набивки, что произвело переворот в производстве мебели. Создаваемые «радикальными дизайнерами» рисунки, фотомонтажи, чертежи утопических проектов выражали протест против существующего дизайна. Одним из основоположников р. д. считается Эторе Соттасс. Его идеи и теоретические взгляды до 80-х гг. были путеводными для представителей итальянского «радикального дизайна». Важным, гибким и экономичным нововведением Соттасса стало решение не прятать кабели и провода в полу, а заключать в корпус и размещать поверху. Выдающийся дизайнер, архитектор, художник, теоретик и философ проектной культуры. Символ "итальянской альтернативы" в дизайне. Родился в 1917 году в Австрии в семье архитектора Этторе Соттасса-старшего. Во время учебы писал статьи по искусству и дизайну интерьера, после войны работал в архитектурном бюро, затем в Милане открыл свое дизайн-бюро, Studio. В 1957 году Соттсасс был назначен дизайнером компании Poltranova и был вовлечен в процесс дизайна и производства современной мебели и осветительных приборов. Соттсасс опубликовал в "Домусе" статью "Дизайн". Основная идея этой статьи - дизайн имеет дело не с функцией и рациональностью вещи, а со средой, с культурной атмосферой, в которую погружен объект. Вещь воспринимается как магический объект, но не как орудие для выполнения функции. Отсюда - "медитативный дизайн", спонтанность, авторский жест - проектный стиль Соттасса. К началу 60-х Соттасс завоевывает широкую популярность в среде альтернативного дизайна. Его студия вскоре превратилась в авангардную творческую лабораторию. Но одновременно Соттасс зарабатывает репутацию "серьезного" промышленного дизайнера своими проектами для фирмы "Оливетти", в которой начал работать в должности консультанта по дизайну. За двадцать лет сотрудничества Соттасс создал немало вещей, многие из которых стали знаковыми - калькулятор Logos 27 , печатных машинок Praxis 48, портативная пишущая машинка Valentine. В технический промышленный объект внедрился стиль поп-культуры. Одним из самых выдающихся его проектов была Elea 9003 - электронно-вычислительная система, за дизайн которой Соттасс был награжден премией Золотой циркуль. Чтобы сделать компьютер легко управляемым, понятным для пользователя, Соттасс прибег к принципам модульности и семантической определённости. В творческом методе Соттасса удивительным образом сочетались бунтарство и профессионализм. В альтернативном ключе он создает серии монументальной керамики и мебель для фирмы Poltranova. Как выдающийся член движения Радикального дизайна, Соттсасс стал одним из основателей группы Global Tools (1973) - школы радикального дизайна и архитектуры. Ирония и критицизм, обращение к экологии и протесты против ограничений творческой свободы, нарочитое обыгрывание кича, дурновкусия и при этом создание идеальных архитектурных проектов - вот что занимало членов Global Tools. В целом группа создавалась не для проектирования реальных объектов, а ради дискуссий, общения, осознания и проработки новых идей. К середине 1970-х годов Радикальный дизайн пережил пик своего расцвета, надежды на социальные изменения через дизайн и архитектуру не оправдались. Но это течение вымостило путь для появления новых лидеров поп-дизайна, "Алхимии" и "Мемфиса", эффективно и всесторонне обновивших итальянский дизайн. Соттасс через всю свою карьеру пронес почти "антропологический" подход к дизайну, черпая вдохновение из поп культуры, в стилях прошлого, а также из своего личного жизненного опыта. Соттасс был ведущей фигурой радикального дизайна в 1970-х и стал одним из самых выдающихся представителей пост-модернизма в дизайне 1980-х годов.

36. Цвет как важнейший эстетический фактор формирования архитектурной среды. Колористика предметно-пространственной среды - целостная сис­тема множества цветов элементов природного окружения с внесенными в нее цветами создаваемых человеком объектов — архитектурных и дизайнерских, произведений пластических искусств и других составляющих, образующих под­вижное цветопространственное поле. Это поле может образовываться спонтанно, как в природном окружении (пассивная полихромия), может формироваться це­ленаправленно, как в искусственно создаваемом окружении (активная полихро­мия). Природная цветовая среда уже обладает предпосылками эволюции — динами­кой, цикличностью, разнообразием. Но искусственная среда не исчерпывается лишь цветовыми зако­номерностями природы, поскольку отражает общественную идеологию и эстетические нормы. Колористика описывается тремя характеристиками: структурой — конструкцией и связями цветовых масс, хроматическим содержанием — цветовой палитрой, ди­намикой — мерой подвижности структуры и ее хроматического содержания в пространстве и времени. Колористика предметно-пространственной среды выполняет утилитарную и худо­жественно-эстетическую функции. Связи и конструкции цветовых масс комплекса открытого пространства города за­висят, прежде всего, от его функции, истории места, новой наполненности про­странства. Структура колористики объекта промышленного дизайна также зави­сит, прежде всего, от функции объекта, но во многом обусловлена также техноло­гией его изготовления. В том и другом случае структура колористики объекта возникает в результате следования определенным художественным вкусам. Цветовая палитра колористики предметно-пространственной среды зависит от цветовых предпочтений ее создателей. Эти предпочтения реализуются в выборе определенных природных и искусственных цветов, а также материалов—цветоносителей объектов. Эта палитра, как правило, содержащая множество цветовых со­вокупностей, имеет доминирующие цвета, создающие общий колорит среды, а также акцентные цвета, которые служат для выделения каких-либо объектов или пространственных зон. Подвижность колористики предметно-пространственной среды обусловлена под­вижностью природной полихромии, изменениями морфологии среды, ее структу­ры и функции, развитием цветовой культуры, особенностями восприятия.. Динамика колористики характеризуется цикличностью. Параллельно существуют сезонные и суточные естественные циклы временной динамики колористики. Кроме временной имеет место пространствен­ная динамика, предполагающая изменение полихромии при восприятии в движе­нии. Два вида динамики колористики сосуществуют нераздельно. Утилитарная функция колористики предметно-пространственной среды обеспечи­вает указание, сигнализацию, ориентацию в пространстве, создает оптимальные условия зрительного восприятия, позволяющие в течение длительного времени поддерживать высокую работоспособность глаза, вызывать психологические реак­ции, лежащие в основе устойчивых положительных эмоций. Художественно-эстетическая функция колористики состоит в том, чтобы вызывать у потребителя эстетические переживания, на основе которых возникают запоми­нающиеся художественные образы городской среды. Колористика предметно-пространственной среды обуславливается несколькими факторами, в том числе — природно-климатическими условиями, традиционной полихромией, присущей определенному классу объектов, и цветовой культурой общества. Необходимо рассматривать совокупность факторов как своего рода причину, вызывающую колористику предметно-пространственной среды опреде­ленного звучания и динамичности. Значение каждого фактора для формирования конкретной колористки определяет степень его влияния. Так на колористику открытых пространств города влияет природно-климатические условия региона, а интерьеров – традиции полихромии, присущие предметам быта и произведениям декоративно-прикладного искусства определенной культуры.Географические условия каждого определенного места, как и основные биопсихологические реакции человека практически стабильны, что позволяет достаточно точно установить параметры цветового комфорта. При этом важно сохранить ценное колористическое наследие.. Цветовая культура, в конечном счете, есть культура освоения пространства, поэтому столь необходимо познание фено­мена цвета. Значение цветового окружения для жизнедеятельности человека воз­растает с повышением концентрации людей, интенсификацией использования пространства. Всесторонний взгляд на колористику предметно-пространственной среды как на пространственно-временное явление способствовал рождению нового взгляда на фундаментальные проблемы архитектуры и дизайна.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 290; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты