Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Основные этапы развития экономики Запада, Востока и России




Истоки экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира, прежде всего стран Древнего Востока - колыбели мировой цивилизации. Древнеиндийские "Законы Ману" (IV-III в. до н. э.) отмечали существование общественного разделения труда, отношений господства и подчинения. В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551-479 гг. до н. э.), указывалось на различия в умственном и физическом труде, причем первый объявлялся монополией "высших" слоев, а второй - уделом "простолюдинов" основную массу которых составляли рабы. Сюнь Цзы (III в. до н. э.), высказывалась мысль о том, что все люди равны от рождения, что "накопленным богатством" должны пользоваться все и что люди из народа должны иметь право частной собственности на землю. А поэтому уже тогда раздавались призывы к освобождению рабов-земледельцев и рабов-ремесленников. Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Древней Греции. Взгляды древнегреческих мыслителей: Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) - можно охарактеризовать как теоретически исходные пункты современной экономической науки, например, идея о полезности как основе ценности хозяйственных благ, правильного обмена хозяйственных благ, обмена эквивалентов и т. д. В связи с тем, что в условиях рабовладения физический труд считался занятием, неприличным для свободного гражданина, поэтому и продукт тогда оценивался только с точки зрения его полезности, а не труда. Экономические взгляды мыслителей Древнего Рима: Катона Старшего (234-149 гг. до н. э.), Варрона (116-27 гг. до н. э.), Лукреция Кара (99-55 гг. до н. э.), Калумеллы (I в. н. э.), Сенеки (2-65 гг. н. э.) - являлись своего рода развитием экономической мысли Древней Греции. Здесь также обосновывается необходимость рабства, но уже находят свое отражение упадок и разложение рабовладения. Христианство, которое в свою очередь ознаменовало собой коренной переворот в общем взгляде на хозяйственную деятельность. Оно объявило самый простой хозяйственный труд необходимым и святым делом. Апостол Павел завещал: "Если кто не хочет трудиться, тот не ешь". Принцип справедливой цены, социальной, а не индивидуальной оценки продуктов труда, понятия собственности, богатства и многие другие экономические проблемы в той или иной степени изложены в христианском учении. термин "экономия" (от греческих слов: "ойкос" - дом, хозяйство и "номос" - учение, закон) впервые был введен в научный оборотАристотелем, изучавшим рабовладельческие хозяйства. Производным от греческого слова oikonomiya - искусство ведения домашнего хозяйства - явился термин "экономика", который в современных условиях используется в различных значениях:

Исторически определенная совокупность экономических отношений между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена, потребления и образующих определенную экономическую систему.

Как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория возникла в XVI-XVII вв. Это период становления капитализма, зарождения мануфактуры, углубления общественного разделения труда, расширения внешних и внутренних рынков, интенсификации денежного обращения. Экономическая наука откликается на эти процессы появлением меркантилизма.Сущность учения меркантилистов сводится к определению источника происхождения богатства (и в этом их заслуга, ибо они заговорили об этом первыми). Но трактовали они этот вопрос неправильно, ибо источник богатства выводили из сферы обращения, а само богатство отождествляли с деньгами. Отсюда и название данного учения, ибо "меркантильный" в переводе означает "денежный". Меркантилисты были представителями торговцев и выражали их интересы.

Идейно близкой к меркантилизму является экономическая политика протекционизма, направленная на защиту, ограждение национальной экономики от конкуренции со стороны других государств путем введения таможенных барьеров, ограничения проникновения в страну иностранных товаров и капиталов. Наиболее известными представителями меркантилизма были Т. Ман (1571 -1641), Д. Юм (1711 -1776).Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль. В то время торговля и обращение денег играли настолько большую роль, что слова "торговля" и "экономика" считались почти синонимами. Т. Ман главным видом капитала считает торговый капитал, богатство олицетворяет с денежной формой, а источником обогащения признает торговлю, в которой вывоз товаров преобладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство. Антуан Монкретьен де Ваттевиль - ввел в научный оборот термин "политическая экономия". С выходом в свет его книги "Трактат по политической экономии" (1615) экономическая теория более 300 лет развивалась как политическая экономия. Первая часть данного термина произошла от греческого слова "политейя", что означает "государственное устройство". Следовательно, "политэкономия" дословно переводится как "законы хозяйствования в рамках государства" Появление данного термина в это время не случайно, оно обусловлено возрастающей ролью государства в первоначальном накоплении капитала и внешней торговле. Учение Уильяма Петти (1623-1686) является как бы переходным мостиком от меркантилистов к классической (подлинной) науке - политической экономии. Его работы - "Трактат о налогах и сборах" (1662), "Слово мудрым" (1665), "Политическая арифметика" (1676), "Кое-что о деньгах" (1682). Заслуга У. Петти в том, что он впервые объявил источником богатства труд и землю. Известно его изречение: "Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля - его мать".

Новый этап в развитии политической экономии представлен физиократами, которые явились выразителями интересов крупных землевладельцев. Это название в переводе с греческого дословно означает "власть природы". Главным представителем и основателем этого направления был Франсуа Кенэ (1694-1774). Ф. Кенэ опроверг учение меркантилистов о том, что обмен создает богатство; источником богатства он объявил не просто труд в земледелии, а именно превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Ограниченность его учения в том, что источником богатства считался труд только в земледелии.

Дальнейшее развитие экономическая наука получила в трудах А. Смита (1723-1790) и Д. Рикардо (1772-1823).

А. Смит вошел в историю экономической мысли как основоположник классической политической экономии. он выпускает книгу "Исследование о природе и причинах богатства народов" (1777). В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономических знаний. Основная идея в учении А. Смита - идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регуляторы он называл "невидимой рукой". А. Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условия повышения его производительности, создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.

Давид Рикардо продолжил разработку теории А. Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный его труд "Начала политической экономии и налогового обложения" (1809-1817). Он показал, что единственным источником стоимости является только труд рабочего, который и лежит в основе доходов различных классов, а прибыль есть результат неоплаченного труда рабочего; сформулировал законы обратнопропорциональной зависимости между заработной платой и прибылью и указал на тенденцию к понижению нормы прибыли; раскрыл механизм дифференциальной ренты. Его учение легло в основу теории английского утопического социализма.

На ошибки классической школы политэкономии неоднократно указывали русские экономисты в конце XIX - начале XX в. Так, В. Я. Железнов писал, что классическая школа облекла свои положения в абсолютную форму, считала свои теоретические выводы пригодными для объяснения хозяйственных явлений всех времен, стран и народов, а свои принципы - вечными постулатами для создания нормального строя экономических отношений. Крупным недостатком классической политэкономии было игнорирование роли государства в хозяйственной жизни. Определенным этапом в эволюции мировой экономической мысли стали труды швейцарского экономиста и историка Жана Шарля Леонара Симона де Сисмонди (1773-1842). Главный его труд - "Новые начала политической экономии" (1819). Он выступал с критикой экономического механизма капиталистического общества. В центр экономического учения Сисмонди ставил распределение, от которого зависят потребление и производство. Считал, что политическая экономия призвана быть наукой совершенствования социального механизма ради счастья человека.

Идею создания будущего общества, каждый в своем понимании, выдвинули французские социалисты-утописты Анри Клод Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772- 1837) и английский - Роберт Оуэн (1771 -1858).Опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм.

С именем К.Маркса (1818-1883) связана попытка построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Его главный труд - "Капитал" (1867), сделавший его одним из величайших экономистов мира. Главные заслуги К. Маркса: создано учение об общественно-экономических формациях, причинах их смены; раскрыты законы развития капитализма, его внутренний источник самодвижения - противоречия, исторически преходящий характер капитализма как формации; разработаны теории воспроизводства и экономических кризисов, цены производства; создано учение о двойственном характере труда, воплощенного в товаре, противоречиях товара, о прибавочной стоимости; раскрыта сущность абсолютной ренты, сущность наемного труда, дана общая характристика капиталистической эксплуатации.

Развитие экономической мысли в Центральной Азии связано с именами таких всемирно известных ученых, как Фараби, Ибн Сина, Беруни, Юсуф Хас Ходжиб, А. Навои и др.В их произведениях экономические идеи еще не отделились от философских и всей совокупности общественных знаний, но представляют значительный интерес.

В воззрениях Фараби и Ибн Сины центральное место занимало учение о потребностях человека. По мнению Фараби (870-950), материальные потребности людей являются первопричиной формирования общества. Абу Али ибн Сина (Авиценна) (980-1037) -. Наиболее любопытны его рассуждения о балансе доходов и расходов в рамках не только семьи, но и города и государства. По его мнению, необходимо достижение сбалансированности доходов и расходов с учетом выделения средств для образования резервов на случай стихийных бедствий или войны. Абу Райхан Беруни (973-1048) - В своих трудах, исходя из объективного фактора взаимодействия человека с окружающим его миром, он показал решающее значение труда для человека. Беруни развил учение Фараби и Ибн Сины об экономических факторах формирования общества. Заслуга Беруни в развитии экономической мысли Центральной Азии заключается в том, что он впервые исследовал происхождение денег, показав, что оно связано с возникновением потребностей в обмене продуктами труда. Значительную роль в области экономических знаний сыграл Юсуф Хас Ходжиб - видный поэт и мыслитель XI в. Свои экономические взгляды он изложил в книге "Знание, дарующее счастье" (1069). Подчеркивая роль труда в развитии общества, Ходжиб обратил внимание на важность вопросов разделения труда и отметил особенности и характер материальных благ. Кроме того, он дал четкое определение функций денег. Дальнейшее развитие экономической мысли Востока особенно характерно для эпохи правления Амира Темура и Темуридов, что связано во многом с именем Алишера Навои (1441 -1501) -. Из 22 произведений Навои, содержащих его экономические идеи, особый интерес представляют "Вахфийя" и "Муншаот", в которых изложены основные мысли о социально-экономическом устройстве общества. Отмечая роль труда в создании богатства, ученый считал, что "богатство - это благо только в том случае, если им пользуется весь народ". По его мнению, источником обогащения государства являются налоги, поэтому он высказывался за установление справедливой налоговой системы.

ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ

К числу современных принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX - начале X 1) неоклассическое;2) кейнсианское;3) институционально-социологическое. Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое учение К. Маркса, как его критическое осмысление и сформировалось как теория маржинализма. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851 - 1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851 - 1914), а также английский экономист Уильям Стенли Джевонс (1835- 1882).

Маржинализм (с английского - "предельный") - это теория, представляющая экономику как систему взаимосвязанных хозяйствующих субъектов и объясняющая экономические процессы и явления исходя из новой идеи использования предельных (max и min) крайних величин или состояний, которые характеризуют не сущность явлений, а их изменение в связи с изменением других явлений. Главные категории в этом направлении: предельная полезность, предельная производительность, предельные издержки и др. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико-математические методы и модели, в основе которых лежат субъективные оценки.Одним из широко известных теоретиков математической школы является Леон Вальрас (1834-1910), швейцарский экономист, разработавший модель общего экономического равновесия, которая имеет в своей основе анализ спроса и предложения и содержит ряд систем уравнений.На западе современная экономическая теория, известная под названием "экономике", представляет собой попытку синтезировать классическую политическую экономию и маржинализм.

Впервые курс "Экономикс", сменивший курс политической экономии классической школы Дж. С. Милля, читался в 1902 г. в Кембриджском университете А. Маршаллом (1842-1924). В 1890 г. вышла его книга "Принципы экономике", которая переведена на русский язык под названием "Принципы политической экономии". И здесь нет ошибки, так как А. Маршалл под термином "экономикс" подразумевал политическую экономию. Последний перевод этой работы озаглавлен "Принципы экономической науки" (М.: 1993).

Появление термина "экономикс" не случайно. Во-первых, это объясняется рационализмом американцев, их склонностью к сокращениям. Во-вторых, поскольку экономический кризис в конце XIX столетия и почти двадцатилетняя депрессия показали несостоятельность государственного вмешательства в экономику, А. Маршалл, воспевавший идею свободной конкуренции и рынка, не мог не выдвинуть идею ограничения роли государства в рыночной экономике, что и получило отражение в новом термине, в котором исчезла первая часть прежнего названия.

"экономикс" это:

1) специальную науку о принципах рыночного функционирования экономики на микро- и макроуровнях;Это служит основанием для ряда политэкономов и сегодня разграничивать предмет политической экономии и экономике.

Появление термина "экономическая теория" вызвано объективными причинами. Изучая мировой опыт преподавания экономике, мы видим, что в XX в. произошло углубление разделения знаний по экономике. Это привело к появлению таких учебных курсов, как "Национальная экономика", "Глобальная экономика", "Социальная экономика", "Экономика благосостояния", "Институциональная экономика", "Макро- и микроэкономика" и др.

Неоклассическое направление господствовало в мировой экономической мысли до 30-х годов XX в. Кризис и Великая депрессия показали неспособность свободной конкуренции решить все социально-экономические проблемы общества, в связи с чем появляется новое экономическое учение - кейнсианство. В 70-80-х годах, когда чрезмерное вмешательство государства в экономику стало тормозить развитие общественного производства, неоклассическое учение снова становится актуальным и остается таковым по настоящее время. В западной экономической литературе это направление получило название "новый классический экономике".

Сегодня неоклассическое направление экономической науки представлено теориями монетаризма и неолиберализма.

Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Монетаристы сводят управление экономикой прежде всего к контролю государства над денежной массой, эмиссией денег, количеством денег, находящихся в обращении и в запасах, достижению сбалансированности государственного бюджета и установлению высокого кредитного банковского процента.

По мнению М. Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в рыночные отношения.

Неолиберализм - течение, согласно которому необходимо сокращать (свести к минимуму) вмешательство государства в экономику (принцип классической политической экономии А. Смита), ибо только частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и благосостояние населения. Отсюда важно предоставление максимально возможной свободы в хозяйственной деятельности предпринимателям и торговцам.

Кейнсианское направление экономической теории, основателем которого является лорд Джон Мейнард Кейнс (1883-1946), служит важнейшим теоретическим обоснованием государственного регулирования развитой рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса посредством изменения наличной и безналичной денежной массы. С помощью такого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, устранять неравномерность спроса и предложения товаров, подавлять экономические кризисы. Оказав существенное влияние на экономическую политику ряда западных стран. Дж. Кейнс исследовал количественные функциональные аспекты закономерностей воспроизводства в условиях кризиса и гигантского уровня обобществления для того, чтобы с помощью государственного регулирования обеспечить меры бесперебойного функционирования экономики. Он сформулировал макроэкономический анализ взаимообусловленности совокупных показателей национального дохода, инвестиций, потребления, сбережений и др. Дж. Кейнс был объявлен "спасителем капитализма", а его теория провозглашена "кейнсианской революцией в политической экономии".

Неокейнсианцы, к числу которых относится, в частности, английский экономист Джоан Робинсон (1902-1983), исходят из необходимости более полного учета факторов нестационарности, динамики экономических процессов.

Третьим направлением современной экономической теории является институционально-социологическое направление, представителями которого являются Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гэлбрейт. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и внеэкономических факторов, среди которых исключительную роль играют технико-экономические факторы.

В институционально-социологическом направлении исключительное место занимает проблема преобразования, трансформации современного общества. Сторонники институционализма полагают, что научно-технический прогресс (НТП) ведет к преодолению социальных противоречий, к бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к постиндустриальному, супериндустриальному или "неоиндустриальному" (т. е. информационному) обществу

Неоинституционализм характеризуется отходом от абсолютизации технических факторов, большим вниманием к человеку, социальным проблемам. Так возникла экономическая теория прав собственности (Р. Коуз, США), теория общественного выбора (Дж. Бьюкенен, США) и другие. На основе этих взглядов меняется и экономическая политика развитых стран, результаты которой позволяют говорить о "социализации капитализма". Главная идея современного институционализма - в утверждении не просто возрастающей роли человека как основного экономического ресурса постиндустриального общества, но и в аргументации вывода об общей переориентации постиндустриальной системы на всестороннее развитие личности, а XXI век здесь провозглашается столетием человека.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 115; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты