КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Одиночество как социальная проблемаОдиночество – это тягостное ощущение увеличивающегося разрыва с окружающими, боязнь последствий одинокого образа жизни, тяжелое переживание связанное с утратой существующих жизненных ценностей или близких людей; постоянное ощущение покинутости, бесполезности и ненужности собственного существования. Одиночество в старости – неоднозначное понятие, имеющее социальный смысл, это прежде всего отсутствие родственников, а также отдельное проживание от молодых членов семьи, либо полное отсутствие человеческого общения. Это социальное состояние, которое отражает психофизический статус пожилого человека, затрудняющее ему завязывание новых и поддержание старых контактов и связей. Оно может быть обусловлено различными причинами как психического, так и социально-экономического характера. Изоляция и самоизоляция являются неприменными атрибутами старости (на шестом десятке влечение к одиночеству является нормальным и даже инстинктивным). Одиночество не связано с количеством общественных контактов, а в значительной степени является субъективным психическим состоянием. Классификация моделей одиночества: 1. Психодинамическая модель (Зимбург), 1938. Согласно данной модели одиночество является отражением характерных черт личности. Согласно данному подходу одиночество является результатом ранних детских влияний на личностное развитие. 2. Феноменологическая модель (Карл Роджерс), 1961. Данная теория сконцентрирована на терапии направленной на личность больного. Согласно Роджерсу поступки индивида, это результат сформировавшихся в обществе образцов, ограничивающих свободу человека социально-оправданными методами. В этой связи создается противоречие между истинным «я» человека и его проявлениями в отношениях с другими людьми. Роджерс считает, что одиночество результат слабой адаптации личности к социально-экономическим условиям. Он считает, что причина одиночества находится внутри индивида, в несоответствии представления индивида о собственном «я». 3. Экзистенциональный подход (Мустафос), 1961. В основе данного подхода лежит идея об изначальном одиночестве всех людей. Одиночество – система защитных механизмов, которая отделяет человека от решения жизненных вопросов, и которая постоянно побуждает его стремиться к активности ради активности совместно с другими людьми. Истинное одиночество, проистекает из конкретной реальности одинокого существования и столкновения личности с пограничными жизненными ситуациями переживаемыми в одиночку. 4. Социологический подход (Баумен) 1955, (Крисмен) 1961, (Слейтор) 1976. Баумен выдвинул гипотезу о трех силах ведущих к усилению одиночества: 1)ослабление связей в первичной группе; 2)увеличение семейной мобильности; 3)увеличение социальной мобильности. Крисмен и Слейтор связывают свой анализ с изучением характера и анализом способностей общества удовлетворить потребности его членов. Одиночество – это нормативный общестатистический показатель характеризующий общество. В определении причин одиночества особый акцент делается на значении событий происходящих в жизни человека в зрелом возрасте и на социализацию, которая под воздействием некоторых факторов негативно воздействует на личность (СМИ). 5. Интеракционистский подход (Бейс), 1973. Одиночество появляется в результате недостаточности социального взаимодействия индивида, взаимодействия которое удовлетворяет основные социальные запросы личности. 2 типа одиночества: · эмоциональное (отсутствие тесной интимной привязанности); · социальное (отсутствие значимых дружеских связей или чувства общности). Бейс рассматривает одиночество как нормальную реакцию. 6. Когнетивный подход (Пепло), 70е годы. Он акцентирует роль познания как фактора, определяющего связь между недостатком социальности и чувством одиночества. Одиночество наступает тогда, когда индивид осознает несоответствие между желаемым и достигнутым уровнем собственных социальных контактов. 7. Интимный подход (Дерлега, Мареулис), 1982. Употребляется понятие интимность для истолкования одиночества. Одиночество наступает тогда, когда межличностным отношениям индивида недостает интимности, необходимой для доверительного общения. В основе интимного подхода лежит предположение о том, что индивид стремиться к сохранению равновесия между желаемым и достигнутым уровнями социального контакта. Данные исследователи считают, что как внутрииндивидуальные факторы, так и факторы среды способны привести к одиночеству. 8. Системный подход (Ландерс), 1982. Он расценивает одиночество как потенциально потайное состояние, которое приостанавливает собой механизм обратной связи, помогающей индивиду и обществу сохранить устойчивый оптимальный уровень человеческих контактов. Ландерс считает одиночество полезным механизмом, который в результате способствует благополучию индивида и общества. Выделяет два мотива поведения: 1)индивидуальный; 2)ситуативный. На основе этих мотивов формируются разные степени и типы одиночества. Различия между этими типами проводятся по основаниям касающимся оценки индивида, его социального положения, типа испытанного им дефицита социальных отношений и временной перспективы связанной с одиночеством. Эмоциональные характеристики одиночества выявляют отсутствие позитивных эмоций таких, как счастье, привязанность, и наличие негативных эмоций – страх, неуверенность. Тип ущербности определяет природа недостаточных социальных отношений. Главным является сбор информации о значимых для индивида отношений. В древние времена, когда существование людей было сугубо общинным, коллективным, родовым, можно говорить о трех формах одиночества: 1. Обряды, ритуалы, испытания. 2. Наказание одиночеством, выражающееся в изгнании из рода и обрекающего наказанного почти на верную смерть. 3. Добровольное уединение отдельных индивидов, оформившееся в отдельный институт отшельничества, который просуществовал не менее 2,5 тыс. лет. В философских исследованиях к проблемам одиночества существует несколько подходов: 1. Оценочная патология (Паркерт, Цимерман). Авторы данного подхода выделяют позитивные аспекты уединения, когда уединенность обеспечивает возможность общения с Богом и с самим собой. Уединение рассматривается как средство реализации силы характера. Типология Кельбеля, 4 типа одиночества: 1) позитивный внутренний тип – гордое одиночество, переживаемое как необходимое средство раскрытия новых форм общения с другими людьми; 2) негативный внутренний тип – одиночество, переживаемое как отчуждение от своего «я» и от других людей; 3) позитивный внешний тип – преобладает в ситуациях физического уединения, когда ведутся поиски позитивного опыта; 4) негативный внешний тип – появляется в том случае, когда внешние обстоятельства ведут к весьма негативным ощущениям. 2. Социологический подход. Типология временной перспективы (Янг, Бег) 1978, три типа одиночества: 1) хроническое – характерно для тех людей, которые небыли удовлетворены своими социальными связями и отношениями в течении 2х и более летподряд; 2) ситуативное – наступает в результате значимых стрессовых событий в жизни. Ситуационно одинокий человек после короткого периода дистресса обычно смиряется со своей потерей и преодолевает одиночество; 3) преходящее. Дирсон, Периман, 1979: 1. безнадежно одинокие люди, данные люди не имеют супругов, интимных отношений. Отличительная черта: чувство неудовлетворенности связями со сверстниками; 2. периодически или временно одинокие, люди связанные социальными отношениями с родственниками, но не привазаны. Отличительная черта: нет близких отношений; 3. пассивно или устойчиво одинокие люди, люди смирившиеся со своим положением и считают его неизбежностью. Социальная работа с одинокими пожилыми людьми должна способствовать их интеграции в коммуникативную сферу.
|