Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Декоративно - прикладное искусство Кр-го края




Разговор о развитии любого вида искусства в регионе всегда начинается с истоков этого искусства. В этом плане говорить о декоративно-прикладном творчестве в Красноярском крае трудно.

Обычно современное декоративно-прикладное искусство уходит корнями в искусство народное, чаще всего в те промыслы, которые существовали и существуют на территории округа. Красноярский край чрезвычайно обширен, он протянулся от севера до юга, и говорить о едином народном искусстве на красноярской земле невозможно, так как ее населяют многие народы, имеющие свои национальные культурные традиции: на юге— хакасы, на севере—долгане, нганасаны, эвенки. Каждый из этих народов развивает свои художественные промыслы, имеетсвою систему орнаментального мышления, свой образный изобразительный язык.

Центральные районы Красноярского края с XVII века осваивали переселенцы из разных областей России, Украины, Белоруссии. Они привозили с собой традициисвоих народов. Здесь, на сибирской земле эти традиции сохранялись, обогащались, взаимно влияли друг на друга. Особенно ярко это проявилось в народной деревянной резьбе, обильно украшавшей многие города и села Красноярского края. Но в целом о существовании художественных промыслов, отличающихся своеобразием, говорить не приходится — сказалось отсутствие древнейших корней, связи многих поколений с этой землей. Конечно, в крестьянском быту сохранялись многие приемы художественной обработки дерева, глины, традиции вышивки, но нарисовать целостную картину развития декоративно-прикладного искусства очень сложно.

Народное творчество Приангарья корнями уходит в прошлое, является ценным наследием национальной культуры народов, населяющих Сибирь. Это русские, буряты, эвенки, тофы. В Иркутск приезжали купцы со всей России, Китая, Монголии, других стран. Сюда привозили самые разнообразные товары, следовательно, здесь оседали и развивались многие промыслы. Точно так же появлялись развивались ремесла: резное, медное, столярное, портновское, плотничное, каменное, кузнечное, золотых и серебряных дел и многое другое.

В наши дни народные ремесла и художественные промыслы - основа и неиссякаемый источник мудрости, доброты и талантов. Мастера восстанавливают ранее бытующие ремесла. Так, в Тулунском районе, в селе, где проживают чуваши, сохранились ткацкие станки, есть люди, помнящие, как работать на них. В Усть-Ордынском бурятском округе работают мастера, изделия которых выполнены в бурятских традициях: ювелирные украшения из серебра и коралла, музыкальные инструменты, куклы, предметы ритуала из дерева и кожи. Здесь же, в Округе, есть мастерская, где изучают и восстанавливают бурятские национальные костюмы.

Практически по всей области распространена резьба по бересте. Особенно ценны, как художественные и утилитарные предметы, туеса, коробы, хлебницы, шкатулки, пивные и водочные наборы, изготавливаемые в Иркутском. Нижнеилимском районах, в городах Усть-Илимске, Слюдянке, Нижнеудинске, Иркутске, Саянске.

В области и в самом Иркутске очень распространена и популярна крестьянская и городская вышивка. Практически в каждом районе женщины вышивают сами и учат этому детей. Мастера возвращают вышивку в быт, украшают ею свои дома и квартиры. Вышивка - один из ярких и доступных видов народного творчества в области. Это рукоделие уходит своими корнями в далекое прошлое. Женщина сохранила дух времени язычества в орнаментах вышивки, традиции перенесены через поколения. Иркутская вышивка имеет четкую опору именно на традиции сибирской культуры. Мастерицы постигли все тайны этого вида искусства.

В местах проживания переселенцев, к примеру, в Батаме Зиминского района широко развита украинская вышивка, ткачество. Вязание. В Усть-Илимске, в школе ремесел учат детей сибиро-уральской, жостовской росписи. В Нижнеудинске славится резьба по дереву и бересте.

Особый интерес в Иркутской области вызывает блистательный хайтинский фарфор, который являет собой искусство высокое, уникальное, несущее в себе элементы национальной экзотики.

Как напоминание о далеком прошлом, когда на берегах р.Ангары на стоянках древнего человека уже сооружались мастерские по обработке удивительного камня - нефрита, калили его на кострах, обливали холодной ангарской водой, доводили его до нужной формы, терли о кварцевый песок, - сегодня этот сибирский камень остается очень популярным не только в нашей области. Обработкой нефрита занимаются иркутские художники и мастера. Совершенство их мастерства достойно самых престижных выставок мира. Широко используется в быту нефрит в качестве украшений, утилитарных предметов: мелкие и крупные вазы, шкатулки, блюда и многое другое.

Традиционно в Иркутской области творчески живет и развивается художественная керамика - своеобразная, забавная. С большой фантазией и собственным взглядом на этот вид искусства работают с глиной художники г.Усолье-Сибирсое и Усольского района. Стиль усольской игрушки определился и наметился путь ее развития - от сувенира до театрализованной композиции и игровой динамики. Игрушки свободно соединяются в различные композиционные группы, будь то "ярмарка в старом Иркутске", "свадьба" и др. сцены и сюжеты из жизни коренного населения Сибири. Синтез народного, наивного и профессионального мастерства художника делают глиняную игрушку отличительной.

Сибирская материальная культура составляет одну из интереснейших граней духовного наследия России. Современные сибирские мастера работают в русле и рамках традиций.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 445; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты