КАТЕГОРИИ:
АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО ЭВЕНКОВВ отличие от скотоводческих народов, ведущих оседлый или полуоседлый образ жизни, благодаря чему у них получили более менее равномерное развитие все виды художественного прикладного творчества, у кочевых оленеводов, вынужденных постоянно переезжать с места на место в поисках богатых охотничьих угодий и пастбищ, сложилось несколько иное соотношение форм традиционного прикладного творчества. Большее разнообразие и высокий художественный уровень у них получили изделия из мягкого материала - украшения одежды, обуви, головных уборов и различных аксессуаров, составлявших единый стилевой ансамбль. Прочим же изделиям - посуде, домашней утвари предъявлялись, прежде всего, требования простоты, удобства для перевозок. В процессе постоянных переездов изделия из дерева быстро приходили в негодность, их часто приходилось менять и трудоемкая работа по их художественному оформлению, орнаментации была просто не рациональной. Поэтому художественная обработка дерева, кости металла не получила у этих народов столь широкого развития и разнообразия форм и орнаментации. Исключение представляли так называемые "сидячие" народы, приморские зверобои (эскимосы, приморские чукчи и коряки), у которых издавна культивировалась художественная резьба по кости, а одна из групп приморских коряков славилась своими кузнечными работами. Георги приводит следующие сведения о кузнечном ремесле эвенков XVIII в.: "Между лесными тунгусами есть и кузнецы, но других ремесленников никаких. Наковальня, молот, терпуг, клещи, которые они, как и самое железо, выменивают на мягкую рухлядь у казаков, раздувальные мехи из тюленьих кож, не включая и самого мешочка с угольем, тяжестью не больше как полпуда, по чему всякий кузнец весь свой прибор совокупно с припасами удобно может носить с собой за пазухой. Ежели где надобно ему поработать, то складывает в одно место несколько каменных обломков, делает из глины для мехов трубу и кует, сидя на земле, заступы, копейца на стрелы, огнивы, ножи, пилы, копья, жестяных идолов и сему подобное лучше, нежели подумать можно"[ Георги. Описание всех в Российском государстве обитающих народов, также их житейских обрядов, вер, обыкновений, жилищ, одежд и прочих достопамятностей. Ч.2. СПб. 1976, с.42 -43]. Основу художественного мастерства составляли искусство обработки меха и кожи, сформировавшаяся и шлифовавшаяся веками безукоризненность вкуса в подборе материала различной фактуры и оттенка в орнаментации одежды. "Едва горит огонек среди зимней полярной ночи: чад и дым вылетают из полусухого, гнилого топлива и затемняют свет в чуме. Слезы безостановочно струятся из воспаленных глаз, а женщина сидит лицом к огню, выкраивает лоскуток за лоскутком по красивому узору, сортирует волосы по цветам, прицепляет мелкие привесочки и кисточки, красит и шьет, сшивает и вышивает, нанизывает бисеринку за бисеринкой на самодельные нитки, которые она сумела расщепить и спрясть из сухих жилок северного оленя." Так описывает работу эвенкийских мастериц в середине XIX века А. Миддендорф. Предметами декоративно-прикладного искусства эвенков являются верхняя плечевая одежда, которую в российской этнографической литературе называют по внешнему сходству кафтанами, нагрудники, головные уборы, обувь, рукавицы, пояса, сумки и различного рода металлические подвески. Эти изделия богато орнаментировали полосками меха, кожи, ровдуги, натуральными и окрашенными в различных сочетаниях, цветной ткани, подбородным волосом оленя или лося, пунктирными или сплошными линиями-низками разноцветного бисера, ровдужной и суконной бахромой, кистями из нанизанных на ровдужный шнур цветных бус, трубочек цветной ткани и крашеного меха. Иногда декоративный эффект одежды создавался не украшениями, а простым подбором кусков меха различного тона или меха с пятнами или разводами, сделанным с художественным вкусом.
|