Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Стратификация знаний




ОСА подразумевает дезагрегацию ПО, как правило, на восемь страт или слоев (табл. 4 и 5).

Таблица 5.

Стратификация знаний предметной области

Страта Вид знаний страты Уровни страты
S_1 ЗАЧЕМ-знания Стратегический анализ: назначение и функции системы
S_2 КТО-знания Организационный анализ: коллектив разработчиков системы
S_3 ЧТО-знания Концептуальный анализ: основные концепты, понятийная структура
S_4 КАК-знания Функциональный анализ: гипотезы и модели принятия решения
S_5 ГДЕ-знания Пространственный анализ: окружение, оборудование, коммуникации
S_6 КОГДА-знания Временной анализ: временные параметры и ограничения
S_7 ПОЧЕМУ-знания Каузальный или причинно-следственный анализ: формирование подсистемы объяснений
S_8 СКОЛЬКО-знания Экономический анализ: ресурсы, затраты, прибыль, окупаемость

 

Объектно-структурный анализ подразумевает разработку и использование матрицы ОСА (табл. 5), которая позволяет всю собранную информацию дезагрегировать последовательно по слоям-стратам (вертикальный анализ), а затем по уровням — от уровня проблемы до уровня подзадачи (горизонтальный анализ). Или наоборот — сначала по уровням, а потом по стратам.

Таблица 6.

Матрица объектно-структурного анализа

Уровни страты Уровень области U1 Уровень проблемы U2 Уровень задачи U3 Уровень подзадачи U4 ... Un
Стратегический анализ s1 E11 Е12 Е13 Е14   E1n
Организационный анализ s2 Е21          
Концептуальный анализ s3 E31          
Функциональный анализ s4 E41          
Пространственныи анализ s5 E51          
Временной анализ s6 E61          
Каузальный анализ s7 Е71         I
Экономический анализ s8 E81          
        Eij  
sm Em1         Emn

 

При необходимости число страт может быть увеличено. В свою очередь знания каждой страты подвергаются дальнейшему ОСА и декомпозируются на составляющие.


  1. Представление знаний и данных в Интернете. Онтологии и онтологические системы.

Очевидно, что для представления информации в среде Интернет нужен был язык, который бы был «понимаем» всеми компьютерами в сети и вместе с тем обеспечивал бы достаточные выразительные средства для удобного описания разных типов документов. Таким языком публикаций для WWW и стал HTML (Hyper-Text Markup Language). Этот язык предоставляет авторам Интернет-публикаций средства:

r представления документов, включающих заголовки, тексты, таблицы, списки, «картинки» и т. п. элементы;

r осуществления навигации по отдельным документам и множеству документов путем использования гиперссылок;

r конструирования диалоговых форм для взаимодействия с удаленными сервисами, доступными в сети, а также:

r включения в документы вычисляемых форм (spread-sheets), видео и звука, равно как и разнообразных приложений.

HTML — «авторский» язык. Первая его версия была разработана Т. Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) из Европейского Центра ядерных исследований (CERN). Активно поддерживался этот язык компанией NCSA, где был реализован один из первых Web-броузеров — Mosaic. Победное шествие HTML по Интернету все 90-е годы объясняется, в первую очередь, взрывным ростом Web и потребностями в единообразном представлении информации. За это время язык претерпел существенные изменения. И уже к середине 90-х годов произошла стандартизация его версий, которая стала курироваться международными организациями:

r Версия HTML 2.0 (ноябрь 1995 г.) была разработана под эгидой Internet Engineering Task Force (IETF) для фиксации уже сложившейся практики использования этого языка до 1994 г. Включительно.

r HTML+ (1993 г.) и HTML 3.0 (1995 г.) - описательные возможности языка были существенно расширены.

r Практика использования новых конструкций усилиями World Wide Web Consortium's (W3C) HTML Working Group была зафиксирована в HTML 3.2 (январь 1997 г.).

r В настоящее время наиболее развитой является версия языка HTML 4.0, в которой представлены новые возможности аппаратуры и требования производителей программного обеспечения броузеров, а также пожелания Интернет-авторов.

 

Онтология (от др.-греч. онтос — сущее, логос — учение, понятие) — термин, определяющий учение о бытии, о сущем, в отличие от гносеологии — учения о познании. Уже у X. Вольфа (1679-1754), автора самого термина «онтология», учение о бытии было отделено от учения о познании. Введен же термин в философскую литературу немецким философом Р. Гоклениусом (1547-1628). При этом онтология являлась частью метафизики, наукой самостоятельной, независимой и не связанной с логикой, с «практической философией», с науками о природе. Ее предмет составляет изучение абстрактных и общих философских категорий, таких как бытие, субстанция, причина, действие, явление и т. д., а сама онтология как наука претендовала на полное объяснение причин всех явлений.

Cемантическая сеть представляет фрагмент онтологии предметной области, которая может быть базисом для решения разнообразных практических задач. Так, например, с ее помощью могут решаться задачи поиска определенных товаров по запросу пользователя, осуществляться маркетинговый анализ запросов и т. п. Во всех этих и многих других случаях онтологии играют ключевую роль как один из перспективных подходов к представлению знаний в среде Интернет.

В последние годы разработка онтологий - формальных явных описаний терминов предметной области и отношений между ними – переходит из мира лабораторий по искусственному интеллекту на рабочие столы экспертов по предметным областям. Во всемирной паутине онтологии стали обычным явлением. Онтологии в сети варьируются от больших таксономий, категоризирующих веб-сайты (как на сайте Yahoo!), до категоризаций продаваемых товаров и их характеристик (как на сайте Amazon.com). Консорциум WWW (W3C) разрабатывает RDF (Resource Description Framework), язык кодирования знаний на веб-страницах, для того, чтобы сделать их понятными для электронных агентов, которые осуществляют поиск информации. Управление перспективных исследований и разработок министерства обороны США (The Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) в сотрудничестве с W3C разрабатывает Язык Разметки для Агентов DARPA (DARPA Agent Markup Language, DAML), расширяя RDF более выразительными конструкциями, предназначенными для облегчения взаимодействия агентов в сети. Во многих дисциплинах сейчас разрабатываются стандартные онтологии, которые могут использоваться экспертами по предметным областям для совместного использования и аннотирования информации в своей области. Например, в области медицины созданы большие стандартные, структурированные словари, такие как SNOMED и семантическая сеть Системы Унифицированного Медицинского Языка (the Unified Medical Language System). Также появляются обширные общецелевые онтологии. Например, Программа ООН по развитию (the United Nations Development Program) и компания Dun & Bradstreet объединили усилия для разработки онтологии UNSPSC, которая предоставляет терминологию товаров и услуг (http://www.unspsc.org/).

  1. Синтаксис определений CLIPS. Основные элементы языка CLIPS.

В качестве базового синтаксиса для определения конструкций языка используется стандартная БНФ-нотация.

Для функционирования любой экспертной системы критически важным является наличие базы знаний. Об этом говорит даже тот факт, что в последнее время все чаще термин "система, основанная на знаниях" (knowledge-base system) употребляется в качестве синонима термина "экспертная система". Как правило, в любой экспертной системе знания представляются фактами и правилами, заданными на некотором языке описания знаний. CLIPS не является исключением и предоставляет возможности для приобретения, хранения и обработки фактов и правил.


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 152; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты