Студопедия

КАТЕГОРИИ:

АстрономияБиологияГеографияДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника


Вопрос 8. Проблема демократизации современной школы и пути ее решения.




Управление – вид деятельности, направленный на согласование усилий людей и достижения общей цели наиболее простым способом.

Управление – наука о достижении цели наиболее простым способом.

Основная задача управления – повышение эффективности функционирования производства (соц.систем).

Управление: бюрократическое, демократическое, смешанное.

Концептуальная основа бюрократии:

1. Человек по своей природе ленив, склонен к обману, глуп, ограничен своими интересами, эгоистичен.

2. Всегда существует небольшое количество энергичных, талантливых, ответственных людей, которых и надо научить и поставить над другими.

3. На вышестоящем уровне нужно разработать правила, нормы и взять действия подчиненных под постоянный контроль.

Человек не любит подчиняться, поэтому нужны методы демократической имитации:

1. метод коллективной адаптации (разреш. создания органов самоуправления и т.д.)

2. метод карьерного роста (работа руководителей должна быть престижной, высокооплачиваемой и желанной)

3. метод делегирования незначительных полномочий (разрешение решения мелких незначительных вопросов, например: покраска – цвет стен).

4. метод бумажного производства

5. метод номенклатурного права

6. метод ограничения инициатив (инициатива ограничивается позицией, с которой смотрит человек)

 

Система методов бюрократического управления

1. метод отстранения от собственности (человеку нужно не дать собственность, а связать собственностью)

2. метод отвлечения (отвлечь народ от недостатков власти, основной метод - война)

3. метод руководящего торможения (лучший метод борьбы с оппозицией – ее возглавление)

4. метод заманивания в тупик (когда появляются враги власти, то важно, чтобы они действовали на виду, поэтому руководители делают вид, что они за их идеи, выявляют их, а затем уничтожают)

5. метод кентавра (начальник назначается -> боится снятия - > стремится угодить своему начальству)

6. метод самопожирания аппарата (всегда человек стремится повысить свою должность - > вышестоящий боится смещения)

 

Мери Фоллет: уязвимые места бюрократической системы управления.

1. Провалы в кадровой политике.

2. Потеря творческого потенциала людей

3. Нарастание лжи, взяточничества, воровства.

4. Потеря корпоративного потенциала (разрушается духовная взаимовыручка)

5. Громоздкость, дороговизна, негибкость системы управления

Сущностные признаки бюрократии:

1. Жизненно-важные решения принимаются «сверху»

2. Права и полномочия, власть принадлежала небольшой группе людей

 

Демократическое управление.

1928 год – Элтон Майо (ученый, преподаватель в ВУЗе) стал начальником цеха на производстве. Через 2 года этот цех стал лидером по производству в мире. Когда его спросили, как он этого добился, он ответил: «Все дело в человеческих отношениях».

Школа человеческих отношений: он объяснял ее так, что он дал людям 4 права:

1. право на участие в распределении прибыли.

2. на решение вопросов труда и быта.

3. на свободу инициативы с ответственность за ее результат.

4. на соуправление.

У сотрудников были включены 3 чувства:

1. чувство достатка.

2. чувство причастности к результату.

3. чувство ответственности.

При демократическом управлении директор производства должен уважать, знать всех работников, понимать; это проявляется и в одежде (рабочий костюм).

В любой демократической системе главной является система права.

 

Демократизация- это переход из одной системы в другую.

Перестройка системы народного образования в нашей стране в духе демократизации, гуманизации и децентрализации коснулась преподавания всех учебных предметов. Учителя должны помочь подрастающим поколениям освоить отечественную культуру. Без этого невозможно воспитание национального самосознания.

Необходимость демократизации взаимоотношений между учителями и учениками обусловлена тем, что учителя преподавая свой предмет, смогут оказывать на учеников огромное воздействие, как личным примером, так и заинтересовать их изучением предмета помочь им реализоваться как личностям.

Каждое появление учителя в классе выглядит как сложнейшее переплетение нитей психологических контактов. Контакт этот должен быть очень прочным и тоже время должен объединять духовную жизнь воспитателя и воспитанников. Прежде чем достичь такого контакта - необходимо решить проблему демократизации взаимоотношений между учителем и учеником.

 

1. Исторический срез проблем демократизации взаимоотношений в педагогике.

Развитие современной педагогики, эффективность решения проблем обучения и воспитания подрастающих поколений невозможно представить без интеграции ее с другими науками и научными направлениями. В этом плане представляется актуальным рассмотреть некоторые вопросы взаимосвязи педагогики с философией и с дисциплинами антропологического направления.

Не будет преувеличением сказать, что философско-педагогический подход к решению проблемы человека исповедовал еще Платон, которого с равным правом можно назвать основателем, как той, так и другой науки. В своей философии Платон тесно увязывал направления развития наук с путями (методами) получения человеком знаний о себе и окружающем мире. Для него "социальная жизнь человека" есть ничто иное, как практически примененная философия, а буквально: "стремление к мудрости", стремление дать возможность разуму и науке стать действительно наивысшей силой и наполнить этой силой всю человеческую жизнь.

Платон так же, как и его учитель, Сократ, подходя к педагогике не только со стороны логики, но и со стороны этики, пришел к очень важному выводу, полагая, что всякое познание, даже теоретическое, есть вместе с тем самопознание, само углубление и, в конечном счете, стремление учить и учиться. Отсюда и принцип "общения" в воспитании, которому были привержены как Сократ и Платон, так и Аристотель. Философствовать для них означало, прежде всего, "философствовать вместе", ибо, как считали эти великие мудрецы, человек нуждается в человеке для того, чтобы стать человеком.

 


Поделиться:

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 133; Мы поможем в написании вашей работы!; Нарушение авторских прав





lektsii.com - Лекции.Ком - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав
Главная страница Случайная страница Контакты